Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
И ТЕАТР XXI ВЕКА

Статья посвящена театральным постановкам произведений М. Ю. Лермонтова в современном театре. Одна из ключевых проблем — проблема классического и постмодернистского видения лермонтовских текстов современными режиссерами. В центре внимания — спектакли разных сценических форм — от драматических до музыкальных и кукольных.

Ключевые слова: М. Ю. Лермонтов, классика, постмодернизм, спектакль, текст.

Задачей театральных постановок классических текстов в середине XX века было донести до зрителя произведение неискаженным. Авторское слово, реплики и монологи героев, театральные костюмы и декорации максимально воссоздавали атмосферу произведения. Интерес к классике сочетался с уважением к авторскому тексту. В это время на театральных подмостках часто появлялись и лермонтовские произведения [13, с. 568—574].

Эпоха 1980—1990-х, эпоха политических перемен, приведшая к распаду Советского Союза, сказалась и на театральном репертуаре. В начале этого периода в Советском Союзе лермонтовские произведения присутствовали в репертуаре практически каждого театра: «Маскарад» в Шадринском драматическом театре, в Калининском (Тверь) драматическом театре, в Ереванском драматическом театре им. К. С. Станиславского, в Армянском драматическом театре им. Абеляна (Кировакан), театре им. Моссовета, в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки, в Русском драматическом театре (Таллин), в Рижском театре драмы им. А. Упита, «Печорин» на сцене Ярославского акад. драм. театра им. Ф. Г. Волкова, «Герой нашего времени» в Театре на Таганке; «Княжна Мери» на сцене Театра им. Марджанишвили (Грузия), балет «Мцыри» в Новосибирском театре оперы и балета, шли спектакли в Пензе, Курске, Челябинске и других городах.

К концу периода, в 1990-е годы, с разрушением привычных ценностей и утверждением суверенитетов республик снижается интерес к классике вообще и к русской классике в особенности. Лермонтовский романтический герой-одиночка не столь часто привлекает режиссеров: 1990-й — «Маскарад» в Курском областном драматическом театре им. Пушкина; 1991-й — «Маскарад» в Пятой студии Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова.

В эпоху постмодернизма в XXI веке лермонтовские произведения редко появлялись в театральных репертуарах. Например, в 2012 — и до октября 2013 года их не было ни в одном петербургском театре. «Маскарад. Маскарад», премьера которого состоялась в «Приюте комедианта» в октябре 2013 года, поставлен по пьесе М. Угарова, имеющей весьма ассоциативную связь с лермонтовским оригиналом.

Ситуация существенно изменилась к 2014 году. В преддверии юбилея поэта прошел ряд лермонтовских премьер в разных театрах страны.

В 2000-е годы наметились две основных тенденции в театральной жизни лермонтовских (и не только) произведений. С одной стороны, в эпоху постмодерна идут поиски новых сценических форм и лермонтовские произведения возвращаются на сцену, но нередко в искаженной до неузнаваемости форме. С другой — обращение к классическим формам спектаклей при возвращении классики на сцену.

Постановки «Маскарада»

Наиболее востребованным театрами в XXI веке оказался лермонтовский «Маскарад». Однако зачастую современный зритель лишен возможности увидеть интересный классический спектакль с романтическим героем.

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 1. БДТ, Санкт Петербург. «Маскарад»

точности постановки не понят образ Арбенина. Арбенин здесь не разочаровавшийся в жизни романтический герой, полон сил, но «стар душою», а старый человек, для которого Нина — последняя любовь в его жизни в силу его возраста. Иная трактовка. Совершенно не по-лермонтовски он падает с сердечным приступом, подсыпав яд в мороженое для Нины (на 44-й минуте спектакля. Фото 1).

Вероятно, режиссер таким образом хотел подчеркнуть трагичность героя, его переживания, но исказил смысл образа и драмы в целом.

Художественные приемы постмодернизма с ассоциативной связью с первоосновой, со смещением акцентов серьезное / смешное, с гиперболизацией образов, хаосом и игрой изменяют привычное классическое произведение до неузнаваемости. Спектакль может быть воспринят как оригинальная и экспериментальная работа режиссера, но имеет слишком отдаленную связь с литературным первоисточником. Наиболее показательна в этом плане постановка Римаса Туминаса, которая прошла в Малом драматическом театре г. Вильнюса в 1997 году и была вторично поставлена в Вахтанговском театре в 2010 году (http: //www.youtube.com/watch?v=icWs-kOSZAg). Постановка спорна не только из-за весьма ассоциативной связи с оригиналом, но и из-за подхода к образу романтического героя. Теряется его трагичность. Арбенин не разочаровавшийся во всем мире герой, для которого ни карточная игра, ни страсти человеческие, ни игры в обществе не представляют тайны. Единственная ценность, которая держит его в жизни — чистота и любовь Нины. В постановке Арбенин становится «шулером» и «игроком», что звучит и в отзывах на спектакль: «<…> как современен сегодня Арбенин, который у Лермонтова — карточный шулер, аферист, который завязывает с криминальным прошлым и пробивается в свет, где его признают и принимают…» [9].

Маскарад превратился в некую снежную вакханалию. Одним из значимых персонажей «Маскарада» Туминаса стал слуга, Иванушка-дурачок, его дружба с рыбой ассоциируется с волшебной щукой.

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 2. Малый драматический театр. Вильнюс. «Маскарад»

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

«Маскарад»

Нельзя сказать, что не сохранена напряженность драматического конфликта, но конфликт не лермонтовский. В центре конфликта скорее Нина, чем Арбенин. Князь Звездич — смешной мальчик на фоне немолодых Арбенина, Неизвестного и Нины. Все напряженные моменты пьесы перерастают в драку, в том числе и драку Арбенина с Неизвестым у могилы Нины. Неотчетливо показано безумие героя. В целом спектакль напоминает истории конца XX — начала XXI века о деспотичном мафиози (фото 2).

Как и многие постмодернистские постановки, спектакль может существовать, но неплохо было бы написать для него оригинальный, не имеющий отношения к Лермонтову, сценарий.

— спектакль Коляда-театра в Екатеринбурге (http: //www.youtube.com/watch?v=QMw-TXTMVbQ). Уже в описании спектакля на сайте театра звучит пренебрежение к классике: «Как и в предыдущих постановках классических текстов, “Коляда-театр” пытается найти новый театральный язык, стереть позолоту с “зацелованных до смерти” авторов» (http: //www.kolyada-theatre.ru/ru/maskarad). Критика прозвучала более резко и неприемлемо: “Маскарад” Коляды — это комедия характера, но не героя, а неумелого драматурга. <…> Светский раут у баронессы режиссер превращает в массовый заплыв в пенной ванне. Режиссер заставляет героев тогдашнего времени расплатиться за свой мачизм — пародией на мужской стриптиз с раздиранием одежд» [7]. Спектакль яркий, зрелищный, но… не имеющий отношения к лермонтовскому произведению (фото 3, 4).

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 4. Коляда театр. Екатеринбург. «Маскарад»

«Маскарад, Маскарад» Михаила Угарова, поставленный им в московском Театре.doc. и С. Александровским в петербургском «Приюте комедианта», — это уже пьеса М. Угарова, а не М. Лермонтова. В Петербурге спектакль не просуществовал и года, пьеса проходила с ограничением 18+. Форма спектакля — спектакль-contemporary с осовремененными героями и ненормативной лексикой.

На фоне постмодернистских экспериментов и изысков не может не радовать внимательное прочтение лермонтовских текстов и обращение к классическим театральным традициям. Нет полноты декораций, но в этом есть и некоторые плюсы: минимализм декораций сосредотачивает зрителя на отношениях героев. Таков спектакль Новосибирского драматического театра «Красный факел» (http: //www.youtube.com/watch?v=THgjQmR2xk). Режиссер Тимофей Кулябин попытался понять трагическую фигуру лермонтовского героя и неоднозначность его передал в двух спектаклях: «Маскарад». Спектакль идет с двумя разными актерами и характерами: с Александром Балуевым (фото 5) и Игорем Белозеровым. «<…> у режиссера Тимофея Кулябина есть замечательное свойство — не ломая классика “под концепцию”, внятно рассказывать зрителю написанную давным-давно историю, не менее внятно и четко. “Маскарад” — эффектный, зрелищный, наполненный романтическими страстями спектакль. Приступая к работе над ним, Тимофей Кулябин говорил: “Мне кажется, что именно романтизм и будет востребован. Захочется увидеть не пошлость и узнаваемость, а что-то очень красивое…”» [16]. Спектакль высоко оценен и за пределами региона [4].

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 5. Красный факел. Новосибирск. «Маскарад»

«Маскарад» Амурского областного театра драмы (премьера 2008 года, реж. С. Болдырев (Иркутск)) удостоен премии Губернатора Амурской области в сфере литературы и искусства за 2008 год. В игре Р. Сахова (Арбенин) — «идеальное совпадение артиста и героя по летам — он не юн, но и не достиг той черты мужской зрелости, за которой наступает “третий возраст”. Есть уже опытность, нет еще старости. <…> Финал пьесы известен. Финал спектакля, безусловно, трагичен. Но трагичен так, что нам, людям 21-го века со всем его прагматизмом, невозможно не понять возвышающую силу этой драмы на наши души» [9].

В «Маскараде» Амурского драматического театра заняты все артисты театра. Впрочем, классическим спектакль назвать сложно: он не избежал не только постмодернистской минимализации интерьеров (фото 6), как и многие современные спектакли, но и некоторой фривольности (http: //www.amurteatr.ru/spektakli/maskarad.html).

«Маскарада» в Государственном пушкинском театральном центре в СПб (Постановка Владимира Рецептера). То, чего не хватало в характере Арбенина многим именитым театрам, оказалось под силу театру, специализирующемуся на постановке произведений «школьной программы». В основе постановок — внимательное прочтение текста. Пластичен маскарадный свет. Арбенин в исполнении Дениса Волкова получился сильным романтическим героем. Правда, не очень убедительно безумие героя — не было вспышки отчаяния или шока, приведших к безумию. Периодами раздражает рояль в качестве психологического интерьера (свою ревность и душевную напряженность Арбенин выражает тем, что бесконечно двигает рояль). В целом спектакль получился близким к тексту Лермонтова.

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 6. Амурский областной театр драмы.
Благовещенск. «Маскарад»

Большим театральным событием в культурной жизни Петербурга стал реконструированный в Александринском театре спектакль «Маскарад» В. Мейерхольда 1917 года. На фоне минимализма современных постановок поражает богатство и наполненность сцены декорациями и костюмами, воссозданными по эскизам А. Я. Головина (фото 7).

Голос Ю. Юрьева и видеопространство напоминают зрителю о связи двух постановок театра. Это не абсолютная копия спектакля В. Мейерхольда, на что указывает и название спектакля: «Воспоминания будущего». В постановке В. Фокина используются технические возможности сцены XXI века. Спектакль 1917 года был продолжительным по времени, спектакль 2014 года идет 2 часа. Ю. Юрьев сыграл демонически сильного, «одинокого непреклонного человека, вышедшего наперерез “свету”, судьбе и своему жребию» [2].

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века


«Воспоминания будущего»

В спектакле 2014 года история сокращена до драмы Арбенин — Нина, так что рассчитана на подготовленного зрителя, знающего лермонтовский текст, поскольку история с браслетом на маскараде показана пластически и антуражно, но не рассказана в деталях зрителю. Вся светская жизнь — это бесовщина, бесовские игры и разврат, на фоне которых раскрывается трагедия героев. Впрочем, спектакль бы выиграл от отсутствия сценического секса.

Образ Арбенина изначально задан как образ психически больного человека, в результате чего потеряна трагедия его безумия в конце спектакля.

Многие спектакли Александринского театра продолжают классику в историю и современность, чем, вероятно, хотят подчеркнуть вечность и жизненность классических сюжетов. Не избежали параллельности с современностью и «Воспоминания будущего». В начале второго действия перед закрытым занавесом в микрофон П. Семак (Е. Арбенин) рассказывает нашумевшую в 2014 году историю о женоубийце, расчленившем труп своей жены. Параллели «в лоб» разрушают всю ауру спектакля.

«Маскарада» все реже появляются и в качестве просветительских спектаклей, которые рассчитаны прежде всего на школьников. Сюда можно отнести спектакль театра им. Горького Ростов-на Дону (Н. Ширяев).

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 8. Государственный академический русский драматический театр
Республики Башкортостан. «Маскарад»

Музыкальный вариант «Маскарада» (музыкальная партитура А. Глазунова) шел на сцене Александринского театра (2003 г., И. Селин) и два концерта-спектакля, поставленные И. Селиным с интернациональным составом исполнителей, прошли в 2007 году в Санкт-Петербургской капелле. Постмодернизм исказил и в музыкальном варианте пьесу Лермонтова. Спектакль «клиповый»: «Режиссер провоцирует зрительскую память, на бывшей императорской сцене он устроил маскарад из клипов культуры XX века. Все, что принадлежало трагическому театру, распадается на части. Этим “Маскарад” нового рубежа веков как раз и любопытен. Режиссер — из поколения тридцатилетних, он мыслит способом деконструкции связного текста. <…> Режиссер всячески сопротивляется желанию актеров поиграть психологическую мелодраму (а оно нередко прорывается) и желанию зрителей ее посмотреть. Действие четко разделено на сцены, почти на “номера”, как в опере, зрителя прямо провоцируют на аплодисменты “солистам”. Между номерами — перестановки декораций под электронную музыку, привычный “саспенс” из телевизионного триллера. В итоге сценическая реальность превращена в полную виртуальность. Сквозной сюжет спектакля — игра как общее понятие, как состояние жизни, как природа театра. Селина персонажи Лермонтова занимают постольку, поскольку они играют в игры» [14].

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 9. Русская сцена. Берлин. «Маскарад Арбенина»

«Маскарад» И. Селина идет в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан. На лермонтовском театральном фестивале 2014 года «Маскерадъ», который проходил в г. Пензе, высоко оценена работа Ирины Лебедевой за костюмы к этому спектаклю (фото 8).

«Маскарад» за рубежом

В российских театрах лермонтовская драма появлялась в репертуаре весьма редко, за рубежом единичные случаи постановок произведений Лермонтова вообще и «Маскарада» в частности. Поставлен «Маскарад» в Белорусском республиканском театре юного зрителя г. Минска (премьера — 2010-й). И в Берлине: «Маскарад Арбенина» (фото 9). Русская сцена (http: //www.russkaja-szena.de/MaskaradArbenina.html#0). Режиссер, автор сценографии и костюмов — Инна Соколова-Гордон (премьера — 2011-й).

Драма М. Ю. Лермонтова «Люди и страсти» была поставлена в театре «Сфера» в Москве в 2000 году, в настоящее время спектакль снят с репертуара.

Поэмы М. Ю. Лермонтова на сцене

«школьная классика на сцене». Именно такой подход послужил толчком для Екатеринбургского ТЮЗА в обращении к «Песне про купца Калашникова» (реж. О. Гетце, премьера 2012). Спектакль классический и запоминающийся (фото 10).

«Мцыри» и «Демон». Материал мистериальной и свободоборческой поэм позволяет режиссерам искать решения и экспериментировать в самых разных направлениях: от классически-оперного и хореографического до кукольного спектаклей.

Обе поэмы в разное время (2006-й — премьера «Демона» (Д. Крымов) и в 2011-м — «Мцыри» (режиссер и хореограф-постановщик Константин Мишин)) были поставлены на сцене Театра «Школа Драматического Искусства» (Москва).

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 10. ТЮЗ. Екатеринбург. «Песня про купца Калашникова»

«Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура сезона». В 2008 году спектакль удостоен номинации на национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Спектакль «Мцыри» получил на 28-м международном фестивале в городе Липецке премию за лучшую театральную интерпретацию, за лучшую мужскую роль на Международном фестивале «Белая Вежа» в 2013 году награжден Константин Мишин за роль Мцыри поверженного.

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 11. «Школа драматического искусства». Москва. «Мцыри»

В спектаклях театра «Школа драматического искусства» искусство слова заменено движением, музыкой и элементами восточных единоборств (фото 11). Спектакли зрелищные и динамичные, однако связаны не столько с лермонтовскими произведениями, сколько с режиссерскими ощущениями от лермонтовских текстов. В «Мцыри» героя танцуют три разных актера, передавая разные его состояния: Мцыри поверженный (К. Мишин), Мцыри, окрыленный надеждой (Е. Поляков), Мцыри борьбы (Г. Фетисов). «Режиссер не ставит для себя задачу познакомить зрителя с содержанием поэмы. Более того, некоторые ключевые сцены он и вовсе оставляет за бортом. Для него, вдохновленного философией поэтического текста, важнее другое — порассуждать на вечные темы, волнующие человека» [6].

Спорен и спектакль «Демон» (http: //vk.com/videos-28459858?z=video28459858161172735%2Fclub28459858), в котором смешиваются разные эпохи, в нем есть и «Лев Толстой в сказочной пеньковой бороде, уходящий из дому» (фото 12), и Гоголь, вступающий в единоборство с Демоном. «И явные приметы 1950-х: лай Белки и Стрелки в небесах, бумажный снег в московском дворе, мокрый снежный шар… А из него, как из ватного “конверта”, глядит младенец-Снегурочка. Поверх снежного шара, надо лбом, — серая ушанка советского стройбата. Во рту — соска-кляп» [8].

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 12. «Школа драматического искусства». Москва. «Демон»

«Демона» в театре имени М. Н. Ермоловой (реж. -хореограф Сергей Землянский). Спектакль пластический и музыкальный. В нем нет слов, но переданы все сцены лермонтовской поэмы с помощью музыки и танца: «Загадочная музыка и народные напевы, ангельские трубы и псалмы на грузинском, кажущиеся заклинаниями. <…> Освоить почти балетные композиции было нелегко. Драматические актеры три месяца занимались с хореографами, для некоторых сцен — даже с мастерами циркового искусства. Но самым сложным для них оказалось заставить себя хранить молчание» (http: //www.ermolova.ru/theatre/press/view/178/). При минималистичной сценографии, как и во многих современных постановках, действие завораживает зрителя. Разный музыкальный темп, переданная в танце эволюция демона, контраст почти пустой сцены с пышными костюмами героев — все это создает яркий психологический спектакль. Создавая образы героев, режиссер обращался не только к текстам поэмы, но и к картинам Врубеля, что, безусловно, добавило выразительности персонажам и спектаклю в целом (фото 13).

«Демон» (Е. Оленина, 2012) идет в Рязанском областном театре кукол (http: //mediaryazan.ru/articles/detail/157405.html). Спектакль-эксперимент с участием кукол и актеров (фото 14).

Сложно его считать адекватным переложением поэмы для сценического представления:

«Такое впечатление, что Елена Оленина хотела сделать спектакль, понятный сегодняшним подросткам — потенциальным читателям «Демона». Может быть, именно поэтому кукла героя чем-то напоминает Человека-паука, а белые невидящие глаза и куклы, и масок Демона — страшных героев комиксов и компьютерных игр» [12].

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 13. Театр им. М. Н. Ермоловой. Москва. «Демон»

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

«Демон»

В XX веке опера «Демон» редко звучала на российских подмостках. Зато первое десятилетие XXI века обнаружило живой интерес к опере Рубинштейна. Вместе с тем и музыкальные театры исключили из своих репертуаров эту оперу в ее «чистом варианте». Эксперимент пошел по пути соединения драматического режиссера и драматического решения на оперной сцене. Таким путем пошли почти одновременно Петербургский и Московский театры. В Москве Новая опера им. Е. В. Колобова прибегла к помощи М. Ефремова в качестве оперного режиссера в 1999 году (http: //www.youtube.com/watch?v=1ZPyyuZQzbE, в репертуаре — до 2010 года). Театральные рецензенты затрудняются с определением жанра получившегося спектакля: «С легкой руки Михаила Ефремова классическая русская опера превратилась в триллер. <…> В результате вместе со сценографом Виктором Герасименко Ефремов создал элегантную и лаконичную композицию, немного напоминающую бродвейское шоу» (http: //www.novayaopera.ru/?repertoire=thedemon#).

Эксперимент с героем и жанром продолжил Геннадий Тростянецкий в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко: (http: //www.youtube.com/watch?v=HBJeMcW33FI). (Премьера — 2008-й, идет до настоящего времени.) Постановка сценически красива (фото 15), но характеры персонажей не получились убедительными, слишком сильны современные трафареты и штампы

«Демон в спектакле Тростянецкого оказался не риторическим и даже не романтическим героем в мизантропском лермонтовском ключе, а персонажем триллера с бледным лицом вампира, жаждущего приникнуть к запретному и вкусить “плод” — красоту Тамары» [5]. «Самая неотразимая режиссерская находка — труп князя Синодала, уже изрядно измятый его безутешной невестой Тамарой, вдруг встает и неспешной походкой отправляется к заднику сцены — видимо, в рай.

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

«Демон»

затей, а из-за неаккуратной и грубой работы, которая здесь особенно бросается в глаза» [3].

В 2003 году был поставлен «Демон» Л. Додиным в Мариинском театре. «Временами создавалось парадоксальное ощущение, что два больших художника Гергиев и Додин не усилили, а буквально нейтрализовали друг друга или их обоих нейтрализовал “Демон” Рубинштейна» [17].

Положительно выделяется на фоне всех экспериментов спектакль, прошедший под открытым небом во дворе Капеллы (http: //www.iskusstvo.tv/live/rec/Opera-vsem-Demon-capella.html) в Санкт-Петербурге 17 июля 2012 года в рамках фестиваля «Опера — всем» (реж. Виктор Высоцкий).

«Демон» за рубежом

Рижский оперный театр, Латвийская национальная опера, 2004, Андрейс Жагарс (http: //www.opera. lv/ru/postanovki/arhiv/opera/demon#video). В настоящее время снят с репертуара.

«Герой нашего времени» на сцене

Постмодернистский эксперимент связан при постановке «Героя нашего времени» не с лермонтовским текстом, а с пьесой Н. Садур «Зовите Печориным…». Спекталь поставлен в театре им. Пушкина (г. Москва), реж. М. Мокеевым, премьера 1999 года, в настоящее время снят с репертуара. Если за точку отсчета принять лермонтовский текст, то спектакль вызывает явное неприятие: «Спектакль “Зовите Печориным”, поставленный в Театре имени Пушкина, вызывает яростное желание воскликнуть: “Руки прочь от классики!”» [11]. 

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 16. Новый Московский драматический театр. «От первого лица»

Рефлексия Печорина акцентируется В. Долгачевым в спектакле «От первого лица» (премьера — 2012-й) Нового Московского драматического театра. «“Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!..” — дружно поет хор персонажей спектакля, элегантные мужчины и красивые женщины в одинаково изысканных костюмах, с одинаковым оптимизмом на одинаково приятных лицах… “Водяное общество”, будто повинуясь невидимому дирижеру, бодро и старательно выводит слова неофициального русского гимна, глядя прямо в зрительный зал. <…> Повествование ведется именно “от первого лица”, и герой имеет право ускорять и замедлять ход своего рассказа, прерывать его, обращаться с авансцены к публике, менять декорации, “листая” конструкции, как страницы дневника. Но с первой минуты понятно, что он обречен на изоляцию — и катастрофически не свободен. Руки так и останутся за спиной, как у арестанта. Невероятное напряжение не отпустит ни на мгновение. Потому что в нашем времени — именно в нашем, сегодняшнем, — человек мыслящий, рефлексирующий, наделенный силой, умом и (боже упаси!) талантом, — не встроится в “хор”, не впишется в схему» [15].

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 17. Альметьевский государственный драматический театр.
«Ашик Кериб»

В целом можно утверждать, что характер Печорина и фабульные события главы «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени» (а именно эта глава становится основой спектаклей) меньше связан с экспериментальностью в трактовке героя и произведения, чем другие лермонтовские тексты (фото 16).

Вполне классичны постановки Государственного пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бэла». «Максим Максимыч») (премьера — 2008-й, инсценировка и постановка Елены Черной).

До 2005 года спектакль «Герой нашего времени» шел в Театре Белорусский вокзал.

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века

Фото 18. Альметьевский государственный драматический театр. Республика Татарстан. «Ашик Кериб»

Поставлен студенческим курсом в Школе-студии МХАТ.

К юбилею Лермонтова 3 октября 2013 года в Челябинском Драматическом молодежном театре прошла премьера спектакля «Письма Печорину» (автор пьесы челябинский драматург, поэт К. Рубинский, реж. -пост. Никита Кудрявцев). Для постановки в театр были привезены национальные кавказские инструменты, актеры учили чеченский и арабский языки.

Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» с успехом идет на сцене Альметьевского татарского государственного драматического театра (фото 17, 18, премьера — 31 мая 2010 года).

«Маскерадъ», который проходил в г. Пенза, спектакль получил сразу три главных приза: Лучший режиссер — Искандер Сакаев; Лучший актер — Динар Хуснутдинов; Художественное оформление — Димитрий Хильченко.

Безусловно, большим театральным юбилейным событием стал Всероссийский фестиваль «Маскерадъ», который прошел в Пензе в первую неделю октября 2014 года. Хозяин фестиваля, Пензенский областной драматический театр им. А. В. Луначарского, к фестивалю подготовил постановку «Вадима» (режиссер-постановщик Д. Хуснияров, http: //www.penzateatr.ru/press/default/view/id/297). 18 апреля 2014 года состоялась премьера спектакля в этом же театре «Героя нашего времени» (режиссер-постановщик А. Шляпин, http: //www.penzateatr.ru/spectacles/default/view/id/63), первый показ спектакля прошел в Венгрии. «Этот спектакль необычен тем, что на сцене всего четыре актера, которые перевоплощаются из одной роли в другую. По мнению столичного режиссера, это позволило лучше изобразить трагедию раздвоения личности и понять замысел автора» (http: //www.penzateatr.ru/press/default/view/id/358). На фестивале Лучшей актрисой была признана Альбина Смелова, исполнившая в этом спектакле роль Веры, княгини Лиговской и дамы из общества.

Федосеенко Н. Г.: М. Ю. Лермонтов и театр XXI века


М. Горького. «Маскарад»

На фестивале представил свою постановку «Маскарада» Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького. Судя по фотогалерее, спектакль идет в классической форме (фото 19).

«Маскарад» Крымского театра открыл фестиваль, закрыл его «Маскарад» (премьера марта 2014 года) Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан (постановка И. Селина, Санкт-Петербург1).

11 сентября 2014 года в 17.00 в Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца (Санкт-Петербург) открылась выставка «Герой нашего времени», посвященная 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, в том числе воссоздающая историю театральных лермонтовских постановок на сценах петербургских театров.

Подводя итоги, можно сказать, что режиссеры находят в творчестве Лермонтова материал, интересный им для постановок. Большая часть спектаклей идет в форме сценического эксперимента, примитивизации, минимализации, пластического решения. Эксперимент проходит наряду с классическими постановками, интерес зрителей к которым не ослабевает с течением времени. Более того, зритель начал уставать от сценических экспериментов. Не случайно выделяется на фоне многочисленных постмодернистских спектаклей со снегом, ванной, рыбой, Толстым и т. д. классическая постановка Новосибирского театра, классические декорации Александринки, пластичный Демон Театра им. Ермоловой, как не случайно и то, что большую часть призов Пензенского юбилейного театрального фестиваля увез классический спектакль Альметьевского татарского государственного драматического театра «Ашик-Кериб» с яркими костюмами и полноценными декорациями. Так или иначе, произведения Лермонтова остаются актуальными и для режиссеров, и для зрителей и дают материал для постановочных размышлений, поисков и споров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алейникова Н. // Брестский курьер. 08.09.2013. URL: http: //www.bk-brest.by/ru/199/culture/6437/. (Дата обращения 11.09.2014).

(Дата обращения 16.10.14).

3. Бирюкова Е. «Демон» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. URL: http: //belcanto.ru/08061628-1.html. (Дата обращения 09.09.2014).

4. Вольгуст Е. Петербургский театральный журнал. № 1 [59], 2010. URL: http: //red-torch.ru/theatre/media/?1075. (Дата обращения 11.09.2014)).

5. Гучмазова Л. Наш ответ Заратустре // Итоги. 24 июня 2008. URL: http: //stanmus.ru/press/147. (Дата обращения 09.09.2014).

6. Данилова Е. «Мцыри» на троих» // Областная газета Заря. 12.09.2013. URL: http: //www.zarya.by/event/message/view/11575 (Дата обращения 11.09.2014).

«Маскараде» // Российская газета, 19.03.2012. URL: http: //www.rg.ru/2012/03/19/reg-urfo/maskarad.html. (Дата обращения 10.09.2014).

8. Дьякова Е. Мертвая петля падшего ангела // Новая газета. Культура / Выпуск № 83 от 02 Ноября 2006 г. URL: http: //www.novayagazeta.ru/arts/29281.html. (Дата обращения 09.09.2014).

9. Дьякова Н. Блеск игры и роскошь «Маскарада» // Дальний Восток. № 3 (май-июнь). 2009.

10. Заславский Г. Неполное соответствие: «Маскарад» в Театре имени Евгения Вахтангова // Новая газета. 25 января. 2010. URL: http: //www.smotr.ru/2009/2009vahtmaskarad.htm. (Дата обращения 10.09.2014).

11. Злобина А. Урод нашего времени // Московские новости, № 38, 5 октября 1999. URL: http: //www.smotr.ru/pressa/rec/pushkin.htm (Дата обращения 09.09.2014).

 227 (4278) от 05 декабря 2012. URL: http: //rv.ryazan.ru/news/2012/12/05/17170.html. (Дата обращения 09.09.2014).

13. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

14. Песочинский Н. Маскарад за железным занавесом // Независимая газета. 06.03.2003. URL: http: //www.ng.ru/culture/2003-03-06/6lermontov.html. (Дата обращения 09.09.2014).

15. Смирнова Л. Кто герой нашего времени? // Планета Красота. 2012. № 9—10. URL: http: //newteatr.ru/press/kto-geroi-nashego-vremeni/. (Дата обращения 09.09.2014).

16. Шипилова Т. Советская Сибирь. № 54. от 27 марта 2010. URL: http: //red-torch.ru/theatre/media/?1075. (Дата обращения 11.09.2014).

— Лиссабон — Петербург // Петербургский театральный журнал. № 3. 2003. URL: http: //ptj.spb.ru/archive/33/music-theatre-33/mariinskij-teatr-parizh-lissabon-peterburg/. (Дата обращения 09.09.2014)).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О постановках И. Селина см. выше.

Федосеенко Наталья Геннадьевна — кандидат филологических наук, профессор кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, post-classic@yandex.ru

Раздел сайта: