Клепиков С.: Лермонтов и его произведения в русской народной картинке

ЛЕРМОНТОВ И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КАРТИНКЕ

Сообщение С. Клепикова

С 30-х годов прошлого столетия в русскую народную картинку начал проникать новый жанр — литературный, логически продолжающий или, вернее, завершающий развитие тематики лубка.

Гравированная лубочная картинка оторвалась от книги и приобрела самостоятельное бытие в первой четверти XVII в. Первоначально лубочная картинка издавалась в монастырях или в типографиях, находившихся до петровского времени под непосредственным наблюдением духовенства; в связи с этим в лубочной картинке долгое время безраздельно господствовало религиозно-нравоучительное содержание. При Алексее Михайловиче появились в значительном количестве печатные листы самого разнообразного содержания, в том числе «потешные листы», вызвавшие подражание. Отсюда начало сатирической картинки. Несколько позднее возникает сказочный сюжет, затем военный и, связанная с ним, солдатская песня. В конце XVIII и начале XIX в. начали появляться басни (Эзоп, Лафонтен, Хемницер, Сумароков), являющиеся прямым наследием нравоучительного лубка.

Первой лубочной картинкой чисто литературного порядка является иллюстрация к роману Ф. Булгарина «Иван Выжигин», выпущенная в 1831 г. («Сиротка Иван Выжигин представляется Гологордовскому»). Начальный период существования литературного лубка (1830—1847) характеризуется почти искусственным насаждением новой тематики издателями-пионерами, как М. Щуров, А. Чишков, В. Логинов, его сын А. Логинов, А. Руднев и другие. По внешнему оформлению, по бумаге и даже цене новый лубок вначале предназначался не для крестьянской массы, а для мелкого городского мещанства и деревенской верхушки. Лишь постепенно массовый «простовик» осваивает новый жанр, находит подходящие графические формы и их канонизирует. Следует отметить крайнюю консервативность крестьянского потребителя лубочной картинки. Каждый сюжет выливается в определенный, традицией освященный канон и застывает на десятки лет. Отклонения в графическом оформлении сюжета допускались очень небольшие, иначе новую композицию ожидала неудача.

За время с 1847 по 1859 г. вырабатываются и пускаются в ход основные композиции литературного лубка, просуществовавшие без изменения несколько десятков лет и пользовавшиеся неизменным спросом.

Наибольшей популярностью в лубочной картинке пользовались Пушкин и Крылов. Широкое распространение басен Крылова, равно как несколько ранее басен Эзопа, Лафонтена, Сумарокова, Хемницера, объясняется тем, что этот жанр стоит в непосредственной близости к нравоучительной литературе XVIII в., имевшей широкое хождение в народном быту. Таким образом, Крылов вошел в лубок незаметно, лишь постепенно отрываясь от известного клерикализма в оформлении.

русских писателей (Пушкин, Крылов, Карамзин и Марлинский) за время с 1830 по 1847 г. первое место заняли произведения Пушкина («Романс», «Талисман», «Черная шаль», «Кавказский пленник»), выдержавшие десять издании.

Клепиков С.: Лермонтов и его произведения в русской народной картинке

„БОРОДИНО“
Лубочная картинка, литография П. Пурецкого 1898 г.
Государственная библиотека СССР им. Ленина, Москва

Лермонтов появляется в лубочной картинке очень поздно Лишь спустя 17 лет после смерти поэта, в 1858 г., выпускается издателем А. Абрамовым лист, посвященный «Песне о купце Калашникове» Этот сюжет, наиболее популярный из всего поэтического наследства Лермонтова, дошел до последних дней существования лубка, появился в девяти различных вариантах и выдержал двенадцать изданий. Вторым и последним произведением Лермонтова, получившим признание в лубке, было «Бородино», вышедшее в двух вариантах и выдержавшее три издания. Далее идут два случайных листа к «Боярину Орше», два листа к «Демону»1«Тамаре», один лист (и то в пробном отпечатке) к «Измаил-бею» и несколько листов женских головок с кратким текстовым оформлением из мелких лирических произведений Лермонтова К этому надо добавить еще четыре комбинированных листа, содержащих портрет поэта и иллюстрации к ряду его произведений Вот и все.

Скудность этого материала характерна. Можно думать, что послушные цензурной указке издатели сознательно не допускали Лермонтова в лубочную картинку, находившуюся под исключительно бдительным надзором цензуры.

С изобразительной стороны наибольший интерес представляют первые листы к «Песне о купце Калашникове» и комбинированный лист 1887 г. в издании «Голике и Вильборг».

Ранняя (абрамовская) композиция «Песни о купце Калашникове» вышла в двух изданиях в 1858 г.2. Оба издания идентичны до мелочей в композиции и рисунке и разнятся лишь по технике исполнения. Одно исполнено чистой литографией, другое сделано гравюрой и в дальнейшем перенесено на камень.

— свой отрывок текста. Выбор иллюстрируемых эпизодов акцентирует на отдельные места поэмы. Последующие издания, как правило, сохраняют выбор эпизодов, меняя только их число. Эпизоды следующие: пир у царя Ивана Грозного; жалоба Алены Дмитриевны мужу; Кирибеевич целует Алену Дмитриевну; Калашников призывает братьев; кулачный бой; Калашников на эшафоте; могила Калашникова. Основное ударение в большинстве случаев падает на кулачный бой, почти всегда стоящий в центре композиции.

Любопытна (композиционно) иллюстрация к «Тамаре» (8—1). Стилистически она целиком подчинена изолированному моменту (вверху слева в круге) — Тамара полулежит на тахте (изображение скопировано с рисунка К. Д. Флавицкого)3. Анонимный автор композиции логически развил имеющийся у Флавицкого элемент шаржа.

Комбинированный лист 1887 г.4 (III—1), с портретом М. Ю. Лермонтова в центре (по А. И. Клюндеру), содержит иллюстрации к одиннадцати произведениям поэта. Между иллюстрациями вставлено изображение дуэли М. Лермонтова с Мартыновым. Этот лист большого формата очень интересен с изобразительной точки зрения.

—3), выпущенный в Одессе в 1909 г. (110 лет со дня рождения Пушкина). Этот лист — не лубок в полном смысле слова, а табель-календарь. Интересен он тем, что на нем помещен отрывок стихотворения «На смерть поэта» (строки 1—33). Хотя напечатан только отрывок, все же самый факт помещения на массовой картинке этого стихотворения весьма показателен.

Переходя к рассмотрению лубочных листов с точки зрения текста, мы должны отметить, что, как правило, какие-либо переделки или нарочитые искажения отсутствуют. Отступления от канонических текстов связаны только с необходимостью связи двух отрывков — в тех случаях, когда текст дается не полностью. Исключение составляют: издательская переделка последних четырех строк стихотворения «Молитва» (5—I) и изменения, несомненно цензурного характера, в стихотворениях: Лермонтова «На смерть поэта» и Пушкина «Деревня» (оба помещены на одном листе, см. III—4).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 — приложения к сытинскому календарю — не могут быть названы в полном смысле слова лубочными.

2 Одно из изданий (перевод с гравюры) воспроизведено в книге Н. Пахомова, М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве, М., 1940, 227.

3 Воспроизведено: «Северное сияние», Спб., 1864, III.

4

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПИСАНИЕ ЛУБОЧНЫХ ЛИСТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВУ
И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ*

Описание составлено по материалам следующих хранилищ: Москва — Всесоюзная публичная библиотека им. В. И. Ленина (ЛБ), Государственный литературный музей (ГЛМ), Государственный исторический музей (ГИМ), Музей изящных искусств им. А. С. Пушкина (МИИ), Государственный Пушкинский музей (ПМ) и Государственная Третьяковская галлерея (ТГ); Ленинград — Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ПБ), Институт литературы при Академии наук СССР (ИРЛИ), Библиотека Академии наук СССР (БАН), Государственный русский музей (РМ) и Ивановский областной краеведческий музей (ИОКМ).

— два), художник, издатель, место хранения и шифр. Кроме того, дается краткое описание содержания, указания строк помещенного текста и отступления от канонического. Листы расположены в хронологии произведений; внутри — в хронологии самостоятельных композиций. Переиздания отдельных композиций идут непосредственно за их описанием (с литерным обозначением). Листы, раскрашенные от руки, отмечаются тем, что шифр для листа дается курсивом.

Если в описании два обмера, то первый — по листу, второй — по рамке; если один (для гравюры), — то по обжиму. Обмеры в миллиметрах (ширина на высоту).

Заголовок и концы строк отделены вертикальной линией; двойной вертикальной линией отделен заголовок в случаях, если он помещен над изображением или по изображению.

В прямые скобки помещены данные, полученные не с листа, а косвенным путем (год и место издания, художник, инициалы и т. п.).

Сокращения: хромолитография, лтгр. — литография, грав. — гравюра, литография (карандаш), лтгр. грав. — литография (перевод с гравюры), кп — Ров. — собрание Д. А. Ровинского, инв. — инвентарь.

«Полному собранию сочинений М. Ю. Лермонтова» изд. Разряда изящной словесности Академии наук, Спб., 1910.

I. ЛИРИКА

1
«Время сердцу быть в покое...»
1830. 

1. 1893.

«КРАСАВИЦА-БЛОНДИНКА. Время сердцу быть в покое От волненья своего...».

Хрмлтгр. 431×553; 388×497. М., 1893. Хромолитогр. М. Т. Соловьева. ЛБ кп 9411.

Поясное изображение молодой женщины (¾ вл.). Волосы распущены. Вместо платья — газовый шарф. Внизу слева цветы, оплетенные лентой.

Текст 2+2+2+2=8 строк; строки 1—8.

2
«Бородино»

1. 1898.

«БОРОДИНО. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром...».

Хрмлтгр. 305×415; 288×401; М., 1898. Литогр. П. В. Пурецкого. ГЛМ 1.01.02(4)—58.

На завалинке под окном сидит старый солдат в шинели с медалями. Слева от него шесть слушателей.

Переиздание: а. б. г. Типо-литогр. П. В. Пурецкого. ЛБ кп 196.

2. б. г.

«БОРОДИНО. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром...».

×355 (по платку); 273×277 (по рамке). [М., б. г.]. [Изд. Даниловской мануфактуры]. ГЛМ 1.04.02Б(3)—18.

Бородинское поле после битвы. На втором плане несколько конных офицеров и пеших солдат осматривают поле. Вокруг изображения широкая синяя кайма.

Внизу текст (полный) 25+24+24+25=98 строк.

Под текстом на кайме: «Магазин Ярославских полотен А. В. Соловьева и Ко. Преображенская ул., д. № 25 Попудовой, в Одессе».

3
«Она поет и звуки тают.. »
1837. 

1. 1901.

«ШВЕЙЦАРКА. Она поет — и звуки тают, Как поцелуи на устах; ...». Хрмлтгр. 314×415 (по листу). М., 1901. Литогр. [М. Т.] Соловьева. ГИМ хр-лит 4884/66804.

Поколенное изображение молодой женщины (¾ вл.), удерживающей обеими руками соломенную шляпу на голове. На груди слева приколоты цветы.

2. б. г.

«ШВЕЙЦАРКА. Она поет — и звуки тают, Как поцелуи на устах; ...». Хрмлтгр. 404×570; 375×516. M., б. г. Литогр. т-ва И. Д. Сытина. ЛБ кп 9090.

Увеличенное повторение предыдущего листа.

4
«Слышу ли голос твой...»
 

l. 1894.

«Слышу ли голос твой, Звонкий и ласковый. ...». Хрмлтгр. 315×431; 292×389. М., 1894. Типо-литогр. В. Ф. Рихтер. ЛБ кп 8639.

Погрудное изображение молодой женщины. Волосы распущены. На шее цепочка с медальоном в виде шестиконечной звезды.

Текст (полный) 3+3+3+3=12 строк. Под текстом: «Лермонтов».

5
«Молитва».
1839. 

l. 1901.

«В минуту жизни трудную, Теснится-ль в сердце грусть, — ...». Хрмлтгр. 316×440; 297×396. М., 1901. Типо-литогр. Н. Н. Шарапова. РМ — Евд./801.

Поколенное изображение девочки с распущенными волосами, в ночной рубашке.

«Прости мне, боже, прегрешенья, И дух мой томный обнови! Дай мне терпеть мои мученья В надежде, вере и любви. » вместо — «С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко ».

Под текстом справа «М. Ю. Лермонтов».

6
«К гр. Э. К. Мусиной-Пушкиной»
1839. 

l. 1900.

«ЭМИЛИЯ. Наша Эмилия Белее чем лилия; ...». Хрмлтгр. 422×578; 375×516. М., 1900. Хромолитогр. [М. Т.] Соловьева. ЛБ кп 9086.

Поясное изображение молодой женщины в летней шляпе, отделанной страусовым пером и розами. Платье закрытое.

Внизу текст (полный) 2+2+2+2=8 строк. Строки 3-я и 4-я переставлены. Изменение первой строки видно из цитации.

7
«К портрету»
1840. 

«КРАСАВИЦА-БРЮНЕТКА. Как мальчик кудрявый, резва; Нарядна, как бабочка летом; ...». Хрмлтгр. 415×554; 388×497. М., 1893. Хромолитогр. М. Т. Соловьева. Л Б кп 9411.

Поясное изображение молодой женщины (¾ впр.) в легкой газовой кофточке. Волосы распущены. Снизу и справа окаймлена цветами, переплетенными лентой.

Внизу текст 2+2+2+2=8 строк; строки 1—8.

2. 1894.

«Как мальчик кудрявый, резва; Нарядна, как бабочка летом; ...». Хрмлтгр. 364×432; 294×389. М., 1894. Типо-литогр. В. Ф. Рихтер. ЛБ кп 8674.

Погрудное изображение молодой женщины (1/2 впр.) в открытом платье. На шее большая нитка жемчуга и жемчужное же ожерелье.

Внизу текст (полный) 4+4+4+4=16 строк; под текстом: «Лермонтов».

8
«Тамара»
 

l. 1891.

«ТАМАРА ТАМАРА. В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, ...». Хрмлтгр. 576×402; 494×358. М., 1891. Хромолитогр. В. [В.] Васильева. ЛБ кп 9067.

В шести эпизодах. Вверху: Тамара лежит на тахте (скопировано с рисунка К. Д. Флавицкого); рыцарь в боевых доспехах идет по ущелью; рыцарь у входа в башню. Внизу: пляска рыцаря и Тамары; евнух закалывает рыцаря; евнух сбрасывает рыцаря в море.

Вверху справа текст (полный) 24+24=48 строк; под текстом: «Сочинение из Лермонтова».

Клепиков С.: Лермонтов и его произведения в русской народной картинке

„ТАМАРА“
Лубочная картинка, хромолитография В. В. Васильева, 1891 г.
Государственная библиотека СССР им. Ленина, Москва

II. ПОЭМЫ

9
«Измаил-бей»
 

1. 1887.

[Измаил-бей] Лтгр. кар. 418×339; 356×294 [М.], 1887. Рис. на камне Л. Даферт. Изд. [И. Д. Сытина]. Собрание А. Ф. Коростина.

К строфе XXXI первой части. Слева старик, показывающий дорогу, справа — Измаил-бей с лошадью; на заднем плане горный пейзаж.

Пробный оттиск, без выходных данных, заголовка и текста. Лист датируется годом у подписи художника. В законченном виде, со всеми реквизитами, лист мне не встречался. Возможно, что издание не было осуществлено.

10
«Боярин Орша»
1835—1836. 

1. 1883.

«Современник Иоанна Грозного, знаменитый боярин Орша... ». Хрмлтгр. 409×586: 391×533. М., 1883. Хромолитогр. И. Д. Сытина и Ко. ПБ — ЭЛ инв. 50388.

Текст — краткий пересказ поэмы; 3+3+ +3+3=12 строк.

2. 1902.

«БОЯРИН ОРША Боярин Орша идет к светлице дочери... ...». Хрмлтгр. 422×313; 201×286. М., 1902. Типо-литогр. П. В. Пурецкого. РМ — Евд./885.

Левая половина листа, состоящая из двух самостоятельных иллюстраций (справа — иллюстрация к «Князю Серебряному»).

Текст — краткий пересказ в 4 строках.

11
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
1837. 

«КАРТИНА ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДАГО ОПРИЧНИКА И УДАЛАГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: ...». Лтгр. кар. 449×508; 317×430. М., 1858. Изд. А. [А.] Абрамова. Металлогр. П. [И.] Лукьянова. ГИМ хр-лит 6068/46639.

Лист в семи отделениях: по три малых слева и справа и одно большое в центре. Текст в десяти отрывках: слева (сверху вниз) — пир у Ивана Грозного (отрывок 1-й); опричник и

Алена Дмитриевна (отрывок 5-й); прощание Калашникова с братьями (отрывок 9-й); справа (сверху вниз) — рассказ жены Калашникова (отрывок 4-й); разговор Калашникова с братьями (отрывок 6-й); могила Калашникова (отрывок 10-й); в центре — бой (вверху 2-й и 3-й отрывки; внизу 7-й и 8-й отрывки).

— строки 16—19+23+24+30—32. Отрывок 2-й—строки 36+37+69—73+78+79+92—94+96; в строке 37 пропущено «на него»; строка 69 — «Не истерзалил» вместо «Не истерся ли»; строки 92 и 93 объединены в одну: «Красны девушки мной любуются». Отрывок 3-й — строки 97—101+107+108+173—175+179—181; строки 173 и 174 переделаны: «Как пришел домой молодой купец, / Степан Парамонович Калашников»; строки 180, 181 объединены в одну: «А куда девалась Алена Дмитриевна». Отрывок 4-й — строки 210—213+219+220+223+226+227; в строке 213 пропущено «вся». Отрывок 5-й — строки 235—238+250+262—266. Отрывок 6-й — строки 297—300+306—307. Отрывок 7-й — строки 339—343+349—356 +361+363+371—377+384+385+387; в строке 342 пропущено «потешится»; строки 349 и 350 объединены в одну: «И велел клич кликати»; строка 376 — пропущено «церквам». Отрывок 8-й — строки 386—389+391—394+402+403+415+426—429+439—443+461—463; строки 426 и 427 объединены в одну: «Как ударил Степан Парамо[но]вич»; строка 461 — «Так ступай же ты...» вместо «А ты сам ступай». Отрывок 9-й — строки 469+470+472+476—479+490+491; строка 470 — пропущено «воет». Отрывок 10-й — строки 494—498+501—504; строка 503 — «приостанов[ит]ца» вместо «приосанится».

2. 1858.

«КАРТИНА ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДАГО ОПРИЧНИКА И УДАЛАГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие...». Лтгр. грав. 349×439; 308×379. М., 1858. Изд. [А. А.] Абрамова. Литогр. А. [А.] Абрамова. МИИ Ров. 35—46.

Точное повторение предыдущего листа, сделанное гравюрой и переведенное на камень. Воспроизведено в первом Лермонтовском томе «Литературного Наследства» (№ 43—44), 359.

 

Переиздания:

б. 1864. Литогр. А. [А.] Абрамова. ЛБ кп 7570; ИРЛИ инв. 9470.

в. 1871. Литогр. А. [А.] Абрамова. ГИМ хр-лит 6067/40415.

 

«ПЕСНЯ О КУПЦЕ КАЛАШНИКОВЕ ] Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие...». Хрмлтгр. 645×867; 597×845. М., 1883. Рис. [И. И. Кланг] Литогр. И. И. Кланг. ЛБ кп 14461.

В шести эпизодах, объединенных одной общей рамкой «русского» орнамента с гнездами для изображений. Эпизод первый (вверху) — пир у царя Ивана; второй (посередине слева) — рассказ жены Калашникову; третий (справа) — опричник и Алена Дмитриевна; четвертый (в центре) — начало кулачного боя; пятый (справа) — приговор царя Ивана; шестой (внизу слева) — Калашников и братья; концовка — крест на могиле Калашникова. Воспроизведено в первом Лермонтовском томе «Литературного Наследства» (№ 43—44), 367.

Первые два отрывка текста сверху по бокам рамки; остальные непосредственно под эпизодами, причем под четвертым и шестым в два столбца. Отрывок 1-й — строки 16—19+29—32; отрывок 2-й — строки 45—48+59—60; эпизод 1-й — строки 61+86—87+91—95+109—111; эпизод 2-й — строки 210—213+216—218+223—227; эпизод 3-й — строки 235+238+241—246+259—260+265—266; эпизод 4-й — строки 339—341+410—412+414—433; эпизод 5-й — строки 289—290+293—294+297—312; эпизод 6-й — строки 434—443.

4. 1885.

«КУЛАЧНЫЙ БОЙ ПРИ ЦАРЕ ИОАННЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ГРОЗНОМ Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские...». Хрмлтгр. 575×428; 509×381. М., 1885. Рис. [М. Песков]. Хромолитогр. А. В. Морозова. ЛБ кп 9422.

На переднем плане убитый боец, в головах которого жена и мать. Победитель (слева) подбоченившись стоит поодаль. Справа возвышение, на котором находится трон царя Ивана. На заднем плане стража и зеваки. Действие происходит на лесной поляне. Изображение — копия с картины художника М. Пескова и не имеет прямого отношения к «Купцу Калашникову». Воспроизведение см. альбом «Северное сияние», Спб., 1863, II, 168—169.

Текст, служащий пояснением к отвлеченному бою, под картинкой — 6+6+5=17 строк; строки 339—355. Под текстом: «Лермонтов».

5. 1890.

«БОЙ КУПЦА КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ». Олеография. 870×670; 820×599. Спб., 1890. Рис. С. Верещагин. Изд. С. Добродеева. Заведение граф. искусств Э. И. Маркус. ПБ—ЭЛ инв. 50383.

— Иван Грозный, около него — рынды и бояре. Вокруг бойцов — толпа.

6. 1895.

«БОЙ КУПЦА КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ. ». Хрмлтгр. 312×418; 273×342. М., 1895. Типо-литогр. В. Ф. Рихтер. ГЛМ 1.02.00(1)—16.

В центре Калашников и Кирибеевич в одинаковых костюмах. Справа на возвышении царь Иван Грозный. За бойцами — бояре и народ. На заднем плане — кремлевские стены.

Под изображением четыре строки объяснения и 6+6+6+6=24 строки «Песни»: стихи 410—438.

«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА — И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: ...». Хрмлтгр. 651×887; 613×759. М., б. г. Хромолитогр. И. А. Морозова. ЛБ кп 619.

В восьми эпизодах. Вверху слева — пир у Ивана Грозного, справа — московская улица, Алена Дмитриевна (слева) у лавки, а Кирибеевич верхом на коне; в середине слева — купец Калашников в своей лавке, справа — возвращение Алены Дмитриевны, в центре — конец боя; внизу слева — бегство Алены Дмитриевны, справа — Калашников и братья, в центре — палач. Между первым и вторым эпизодами (в круге) — погрудное изображение царя Ивана.

Внизу текст 27+29+31+28+27+26+28+25+25+22=268 строк; строки 16—24+47—68+91—112+152—160+210—274+289—312+339—433+472—493.

8. б. г.

«ПЕСНЯ ПРО КУПЦА Калашникова и молодого опричника КИРИБЕЕВИЧА Что пужаешься, красна девица? Я слуга царя, царя Грознаго...». Хрмлтгр. 411×311; 390×268. М., б. г. Литогр. т-ва И. Д. Сытина. ЛБ кп 8657.

В четырех эпизодах. Слева (в прямоугольнике) — Кирибеевич целует Алену Дмитриевну; в центре — начало боя; справа (в квадрате) — конец боя; справа (внизу в круге) — Калашников на плахе прощается с братьями.

Внизу текст 10+7+9+9+8+8=51 строка; строки 243+245—247+252—253+256——257+259—261+265—266+412—429+472—474+476—477+478—479+490—494+ +497—505. Строки 476—477 соеденены, пропущено «похаживает».

Переиздания: а. [1923]. Изд. ГИЗ — 3682. Тир. 5000. Типо-литография 1-я Образцовая Мосполиграфа. ИОКМ б/ш.

«ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА И МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА КИРИБЕЕВИЧА. Что пужаешься, красна девица? Я слуга царя, царя Грозного, ...». Хрмлтгр. 422×326; 396×269 (по изображению). М., б. г. Типо-литогр. т/д. Е. [И.] Коновалова и Ко. Л Б кп 8738.

В пяти эпизодах. Слева Кирибеевич целует Алену Дмитриевну; правая половина разделена на четыре части: вверху начало (слева) и конец боя; внизу — прощание на эшафоте (справа) и стар человек на могиле Калашникова.

Внизу текст 10+7+9+9+8+8=51 строка. Комбинация строк аналогична предыдущему листу.

12
«Демон»
1841. 

1. 1894.

«ДЕМОН». «К тебе я стану прилетать, Гостить я буду до денницы...». Хрмлтгр. 211×287; 169×245. М., 1894. Литогр. т-ва И. Д. Сытина. ПБ — ЭЛ инв. 50389.

Тамара полулежит на тахте, опершись правой рукой на подушку; Демон (справа) склонился к ней.

—362.

2. 1913.

«ДЕМОН И ТАМАРА». Хрмлтгр. 198×279: 194×264. М., [1913]. Изд. [и литогр.] т-ва И. Д. Сытина. ГЛМ 1.02.00(1)—61.

В замке на тахте полулежит Тамара, у тахты — брошенное евангелие. Вокруг тахты курильницы. Сзади Тамары на стене вырисовывается Демон.

Над изображением: «Премия для Всеобщего Русского Календаря. — Издание т-ва И. Д. Сытина». Внизу правее заголовка: «(Поэма „Демон“ М. Ю. Лермонтова)».

III.  

1. 7]

«1814. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. 1841». Лтгр. кар. 709×1014; 638×973. Спб., [1887]. Изд. И. И. Дрожжина и М. Д. Яковлева. Типогр. т-ва Р. Голике и А. Вильборг. ЛБ кп 493.

В центре портрет М. Ю. Лермонтова (по А. И. Клюндеру). Вокруг в двенадцати нумерованных клеймах иллюстрации к произведениям Лермонтова и дуэль Лермонтова с Мартыновым. 1. «Демон» («Печальный Демон, дух изгнанья...»); 2. «Мцыри» («Ты хочешь знать, что делал я на воле...»); 3. «Демон» («Не плачь, дитя, не плачь напрасно...»); 4. «Воздушный корабль» («Стоит он [Наполеон] и тяжко вздыхает...»); 5. «Герой нашего времени» (встреча с Максимом Максимычем); 6. «Герой нашего времени» (Мери поднимает стакан Грушницкого); 7. «Герой нашего времени» (Казбич спасается от преследования); 8. Дуэль Лермонтова с Мартыновым; 9. «Бородино» («Смешались в кучу кони, люди...»); 10. «Пророк»; 11. «Песня про купца Калашникова» («И ласкал он меня...»); 12. «Песня про купца Калашникова» («Богатырский бой начинается»).

2. 1887.

«3 окт. 1814 г. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ 15 июля 1841 г. ». Хрмлтгр. 565×414; 514×381. М., 1887. Рис. [К. В. Лебедев]. Литогр. [и изд.] И. Д. Сытина и К°. ЛБ кп 6173.

«Дума» (1838) 2+4+2=8 строк; строки 1—8. На листе в три ряда иллюстрации к небольшим лирическим произведениям с текстом 2—8 строк. Вверху (слева направо) — «Парус» (строки 1—2); «Колыбельная песня» (строки 1—2); «Ветка Палестины» (строки 33—36); «Выхожу один я на дорогу» (строки 1—2). В середине — «Бородино» (строки 1—3); «Демон» (строки 1036—1040). Внизу—«Спор» (строки 1—4); «Ангел» (строки 1—4+9—10); «Песня про купца Калашникова» (строки 440—447); «Пророк» (строки 11—16); «Три пальмы» (строки 1—2).

3. 1909.

«А. С. ПУШКИН ». Хрмлтгр. 288×445; 238×408 (по изображению). Одесса, 1909. Рис. П. Горнисевич. Изд. П. Горнисевича. Типогр. «Труд», Одесса. ЛБ инв. 17028.

Табель-календарь на 1909 г. (110 лет со дня рождения А. С. Пушкина). Вверху между двумя амурами портрет А. С. Пушкина (по О. А. Кипренскому). Ниже слева — выстрел А. С. Пушкина (с карт. П. П. Соколова) и Пушкина ведут к саням (с карт. А. А. Наумова); справа портрет М. Лермонтова (по К. А. Горбунову — 1837), под ним стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» (1837). Взяты строки 1—33; расхождения: стр. 14 — «чудный дар» вместо «смелый дар»; стр. 15 — «возбуждали» вместо «раздували»; стр. 18 — «перенесть» вместо «вынести». Левее портрета Пушкина две строки (57 и 58) стихотворения «Деревня». Текст изменен: «О, если б увидать народ освобожденный И рабство павшее по манию царя» вместо — «Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя». Справа — факсимиле подписи. В самом низу — азбука для глухонемых.

4. [1913]

«К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ГЕНИАЛЬНОГО ПОЭТА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (род. 3 окт. 1814 г.): ...». Хрмлтгр. 279×202; 261×183. М., [1913]. Рис. Н. Калмыков. Изд. и типо-литогр. т/д. Е. [И.] Коноваловой. ГЛМ 1.02.00(1)—40.

Вверху слева в овале портрет Лермонтова (по К. А. Горбунову — 1841). Кроме того, на листе семь нумерованных иллюстраций к произведениям Лермонтова: 2. «Бородино», 3. «Воздушный корабль», 4. «Демон», 5. «Тамара», 7. «Хаджи Абрек», 8. «Морская царевна», 9. «Цыгане». Вверху справа памятник Лермонтову в Пятигорске.

Вверху над изображением: «Приложение к „Всероссийскому Общедоступному Календарю“ издание торг. дома Е. Коновалова и К° Москва».

 
Сноски

* Все основные композиции, помещенные в описании, хранятся (в листах или фотокопиях) в Государственном литературном музее, по материалам которого составлено описание.