Кольян Т. Н.: "Странный человек"

"Странный человек"

«Я решился изложить драматически происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет.

Лица, изображенные мною, все взяты с природы; и я желал бы, чтоб они были узнаны, — тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей.... Но пускай они не обвиняют меня: я хотел, я должен был оправдать тень несчастного!....

Справедливо ли описано у меня общество? — не знаю! По крайней мере оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!...

».

Отрывок из юношеской драмы М. Ю. Лермонтова «Странный человек», 1831 г.

Юношеская драма М. Ю. Лермонтова, 1831 год.

На обложке тетради помета: “Странный человек. Романтическая драма. 1831 года кончена 17 июля. Москва”. В августе-октябре в пьесу были введены еще две сцены и монолог Арбенина. М. Ю. Лермонтов вновь переписал текст, на обложке беловой рукописи сделал надпись: “Странный человек. Романтическая драма. Москва, 1831 года”.

Во вступлении к драме поэт указал: “Я решился изложить драматическое происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет. Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтоб они были узнаны, - тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей...”.

“Странный человек” нашла отражение история отношений М. Ю. Лермонтова с Н. Ф. Ивановой, адресатом лирического цикла 1830-1832 гг. Мотив измены и вероломства становится основным в произведениях, посвященных ей. Героине “Странного человека” переданы имя и отчество Н. Ф. Ивановой, черты ее внешнего и внутреннего облика. В текст пьесы намеренно введены стихи, посвященные Н. Ф. Ивановой. Ощущение подлинности изображаемых событий подчеркивается драматургической конструкцией, состоящей из датированных сцен, что придает пьесе характер дневника.

В значительной степени автобиографичен образ Владимира Арбенина. В рассказе служанки Аннушки о детстве Владимира: “А, бывало, помню (ему еще было три года), бывало, сударыня посадит его на колена к себе и начнет играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся!..” - отражены собственные воспоминания М. Ю. Лермонтова. В автобиографической заметке 1830 года он писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”. Сюжетная линия, связанная с родителями Арбенина, далека от реальных фактов биографии М. Ю. Лермонтова, общим является лишь факт семейного разлада и вызванные им переживания героя.

Г. Н. Белынский, по преданию, лечил маленького Мишеля от золотухи, Д. Ф. Заруцкий был помещиком с. Тархово, где М. Ю. Лермонтов бывал. В Тархове жила семья Мосоловых, близких знакомых Е. А. Арсеньевой, жестоких крепостников, быт которых мог дать материал для создания в пьесе антикрепостнической сцены (рассказ мужика: “Сечет, батюшка, да как еще... за всякую малость, а чаще без вины”). Прототипом жестокой барыни-самодурки называют также чембарскую помещицу М. Я. Давыдову.

Идейно и тематически драма “Странный человек”родственна написанной годом ранее драме “Menshen und Leidenschaften”, из которой заимствованы ряд реплик, монологов и даже явлений. В пьесе “Странный человек” драматургический конфликт построен на столкновении независимого в мыслях и поступках героя с обществом, которое характеризуется главным героем так: “Оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!..”.

Автор: научный сотрудник музея-заповедника “Тарханы” Т. Н. Кольян.

Кольян Т. Н.: Странный человек

«Странный человек», пожалуй, самый знаменитый лермонтовский спектакль Пензенского драматического театра, вышедший в год 150-летия со дня рождения Михаила Юрьевича. Пьеса Лермонтова, во многом автобиографическая, написанная в 1831 году, ставилась на сцене всего четыре раза, начиная с 1916 (утренники в Московском драматическом театре Суходольских). «Лермонтовская энциклопедия» сообщает о пензенском спектакле, премьера которого состоялась 7 октября 1964 года: «В советские годы наиболее заметной была постановка Пензенского театра (1964, режиссер Ю. Гранатов, художник Г. Епишин, в ролях: Арбенин — В. Стебаков, Арбенина — Э. Александрова, Владимир — Э. Соловьян, Загорскина — Т. Коковкина, Наташа — М. Тамбулатова, Софья — Л. Лозицкая, Заруцкий — И. Смакин). Считая, что пьеса не отвечает требованиям сцены, и добиваясь “более глубокого раскрытия ее идейного пафоса”, режиссер создал собственный сценический вариант, включив в него фрагмент из пьесы Лермонтова “Люди и страсти”, добавил сцену бала, где Владимир читает поздние эпиграммы Лермонтова, ввел эпизоды, о которых известно только из разговоров действующих лиц».

«Странный человек» был дважды показан на самой престижной сцене столицы — в только что открытом Кремлёвском Дворце. Перед началом спектакля вдохновенно и увлекательно выступил известный лермонтовед, мастер художественного рассказа, народный артист СССР Ираклий Андроников. Его слово открыло спектаклю путь к успеху и доверию московского зрителя к пензенскому театру.

Печать восторженно отмечала: «И был успех! И все, что ему сопутствует. Овации, цветы, из зала неслось: “Браво, Пенза!”, и занавес поднимался много раз».

Источник:  

Кольян Т. Н.: Странный человек 

Кольян Т. Н.: Странный человек

Кольян Т. Н.: Странный человек

Кольян Т. Н.: Странный человек

Кольян Т. Н.: Странный человек

Кольян Т. Н.: Странный человек

“Странный человек” в постановке Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского, 1964 г.

Раздел сайта: