История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина)
Часть 2. Глава 9. С. Т. Аксаков (1791–1859)

Глава 9

С. Т. Аксаков (1791–1859)

А. С. Хомяков в одной из последних своих статей "Сергей Тимофеевич Аксаков", опубликованной в журнале "Русская беседа" в 1859 г. и явившейся некрологом Аксакову, писал: "По-видимому, его поприще представляет какую-то странность, почти необъяснимую. Долгая жизнь и – очень короткий срок художественной деятельности. Эта деятельность не смолода, как часто бывает, но в летах уже близких к старости, и не мгновенно возбужденная (что также случалось), но мгновенно измененная и как будто чем-то оплодотворенная после долгих и бесплодных стремлений… На шестом десятке стал он великим, всеми признанным, всеми оцененным художником".

Творчество раннего периода

Литературное творчество С. Т. Аксакова разделяется на два этапа: первый охватывает 1810-е – 1830-е годы, второй же, принесший подлинную известность писателю, ознаменован появлением в 1834 г. рассказа "Буран" и завершен в 1858 г.

Ранние литературные опыты С. Т. Аксакова относятся к началу XIX в. В 1808–1811 гг. Аксаков жил в Петербурге, в это время завязываются первые литературные знакомства писателя. Под влиянием идей одного из организаторов и вдохновителей общества "Беседа любителей русского слова" А. С. Шишкова, личного знакомства с ним в 1812 г. появляется перевод трагедии Софокла "Филоктет". В 1812 г. Аксаков знакомится с кругом московских литераторов (С. Н. Глинка, А. Ф. Мерзляков, А. А. Шаховской и др.). В 1816 г. Аксаков женится, надолго покидает Москву (до 1826 г.), поселяется в поместье, но не оставляет литературных трудов. В 1819 г. появляется перевод комедии Мольера "Школа мужей"; эта пьеса не была опубликована, но ставилась по рукописи на петербургской сцене. В 1820 г. за литературные переводы С. Т. Аксаков был избран в члены "Общества любителей российской словесности". В 1821 г. появляется стихотворение "Уральский казак", в 1825 г. – статья "Мысли и замечания о театральном искусстве". Во второй половине 1820-х – начале 1830-х годов С. Т. Аксаков был серьезно увлечен театром, занимался театральной критикой. Основным требованием, которое он предъявлял к актерам, было требование "простоты" и "натуральности" исполнения, "обратиться к натуре, истине, простоте; изучить искусство представлять на театре людей не на ходулях, а в их настоящем виде". Особенно были оценены театральным критиком Аксаковым самобытные таланты П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.

Творчество в 1830-1850-е годы

В 1832 г. писатель знакомится с Н. В. Гоголем. Это событие во многом способствовало развитию его прозаического дара. В 1834 г. в свет вышел рассказ "Буран", с которого начинается отсчет нового этапа творчества С. Т. Аксакова, – этапа, который вывел писателя из ряда второстепенных литераторов. Самые значительные его работы появились лишь в 1840-1850-е годы. Это "Записки об уженьи рыбы" (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1852), "Рассказы и воспоминания охотника" (1855), "Семейная хроника и воспоминания" (1856) (отрывки из этого произведения печатались раньше – в 1846 г.), "Детские годы Багрова-внука" (1858).

"Записки об уженьи рыбы", "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", "Рассказы и воспоминания охотника" свидетельствовали о появлении в русской литературе нового типа художника, который органично связан с миром природы, не только знает этот мир с научной точностью, но и воспроизводит его с высоким художественным мастерством и поэтичностью. "Всякая опытность и наблюдения человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей, разделяющих его любовь к тому же предмету", – писал С. Т. Аксаков. "Натуральная история рыб", описанная в "Записках об уженьи…", была и остается интересной как кабинетному ученому, так и читателю, для которого важна эстетическая сторона произведения. Каждая главка "Записок" заключает в себе своеобразный художественный портрет рыб. Ерш, как отмечает писатель, обладает темно-синими глазами, он "пестрый, кроме брюшка, но пестринка какого-то темноватого, неопределенного цвета", "весь блестит зеленовато-золотистым лоском, особенно щеки". Создает С. Т. Аксаков и своеобразную картину нравов рыб, отмечая, например, что хитрость щук доходит до "неразумного излишества". Подобные принципы положены и в основу охотничьих рассказов писателя. Тургенев отмечал, что Аксаков "смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием; он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей; он наблюдает умно, добросовестно, тонко; он только хочет узнать, увидеть. А перед таким взором природа раскрывается и дает ему "заглянуть" в себя. Оттого, вы будете смеяться, но я вас уверяю, что когда я прочел, например, статью о тетереве, мне, право, показалось, что лучше тетерева жить невозможно… Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в том уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал нам г. Аксаков".

характерно для большинства русских писателей и поэтов. "Записки об уженьи рыбы", "Записки ружейного охотника" С. Т. Аксакова и другие его охотничьи рассказы обнаруживают в авторе особый тип художественного мышления, основная черта которого может быть определена как природность. Авторское сознание в этих сочинениях как будто не вычленено из природы. Природа не только художественный объект, но форма мышления, бытия. Она и анализируется, и диктует свои способы выражения, свой угол зрения"[206].

Мемуарные произведения С. Т. Аксакова. "Семейная хроника", "Воспоминания", "Детские годы Багрова-внука"

Причины, побудившие писателя обратиться к мемуарному жанру, многочисленны. В литературе 1840-1850-х годов проявляется общий интерес к мемуарной прозе. Самыми заметными явлениями в русской литературе этого времени, связанными с мемуарными и автобиографическими формами, стали книга А. И. Герцена "Былое и думы", трилогия Л. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность".

Объясняя причины появления "Семейной хроники", А. С. Хомяков отмечал: "Снова перечувствовать прошедшее и другим рассказать перечувствованное – вот его единственная задача". И, наконец, может быть, самая главная причина была объяснена и сформулирована сыном писателя Иваном Аксаковым: "Кажется нам, история умственного и общественного развития в России едва ли может быть вполне понятна без частной истории семей, без оценки той степени участия, по-видимому, неразумного, самовольного, непрошеного, но тем не менее часто спасительного, которое в нашей личной и общественной судьбе приходится на долю семьи и быта, – непосредственному действию предания и обычая".

История семьи Багровых дает возможность писателю осмыслить тот путь, который проходит в своем духовном развитии русское дворянство. Воссоздавая спокойный, независимый от внешних обстоятельств и исторических событий мир русской семьи, писатель исследует причины духовной цельности или духовного падения человека. Аксаков не рассматривает своих героев с социальных позиций, а дает им нравственно-религиозные оценки. Один из главных героев "Семейной хроники" дед Степан Михайлович Багров, "полный господин не только над своей землей, но и над чужой", далеко не идеализирован автором: разрушительными как для него, так и для всей семьи оказываются вспышки неукротимого гнева. Однако Степан Михайлович обладает куда более ценным качеством, на которое обращает особое внимание Аксаков, – он наделен созидающей силой. Законы правды являются для него основополагающими: "Мало того, что он помогал, он воспитывал нравственно своих соседей! Только правдою можно было получить от него все. Кто раз солгал, раз обманул, тот и не ходи к нему на господский двор…".

– главный герой второго отрывка из "Семейной хроники", герой принципиально другого, разрушительного характера. Потерявший человеческое лицо, приносящий только несчастье своей семье, жене, Прасковье Ивановне, крепостным, он умирает, так и не раскаявшись. Именно об этом больше всего сожалеет Прасковья Ивановна: "…я любила его четырнадцать лет и не могла разлюбить в один месяц, хотя узнала, какого страшного человека я любила; а главное, я сокрушалась об его душе: он так умер, что не успел покаяться".

Жизнь героев Аксакова согрета теплой верой в Бога; в трудные, переломные моменты своей жизни они обращаются к Богу и черпают в вере душевные силы. Прасковья Ивановна перед трагической встречей с мужем "стояла на коленях и со слезами молилась Богу на новый церковный крест, которые горел от восходящего солнца перед самыми окнами дома". Софья Николаевна, не в силах более выносить жестокостей мачехи, решилась на самоубийство, "… бедная девушка захотела в последний раз помолиться в своей коморке на чердаке перед образом Смоленской Божьей Матери, которым благословила ее умирающая мать. Она упала перед иконой и, проливая ручьи горьких слез, приникла лицом к грязному полу. Страдания лишили ее чувств на несколько минут, и она как будто забылась; очнувшись, она встала и видит, что перед образом теплится свеча, которая была потушена ею накануне; страдалица вскрикнула от изумления и невольного страха, но скоро, признав в этом явлении чудо всемогущества Божьего, она ободрилась, почувствовала неизвестные ей до тех пор спокойствие и силу и твердо решилась страдать, терпеть и жить".

"Детские годы Багрова-внука" (первоначально произведение было названо "Дедушкины рассказы") вышли в свет в год смерти Аксакова. Автор ставил перед собой задачу "написать такую книгу для детей, какой не было в литературе", книгу о "детском мире, созидающемся постепенно под влиянием ежедневных впечатлений". "Книга, – как отмечал писатель, – должна быть написана не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление, и чтобы исполнение было художественно в высшей степени". Если Л. Толстой, поставивший перед собой близкую художественную задачу в трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность", берет несколько эпизодов из детства и отрочества Николеньки Иртеньева, то Аксаков рисует девять лет жизни Сережи Багрова, строго соблюдая последовательность событий. Часто писатель обращается к одним и тем же деталям, подробностям жизни семьи, но представляет их по-разному, в зависимости от возраста героя: растет Сережа Багров, изменяется и его взгляд на знакомые вещи. Формирование внутреннего, нравственного мира ребенка складывается в первую очередь под влиянием семьи, природы и книг. В одном из первых критических отзывов на повесть "Детские годы Багрова-внука" С. Шевырев так определил характер главного героя: "…натура живая, но тихая, глубокая, внутренняя, зародыш силы скорее зиждущей и охранительной, нежели разрушительной и ломающей".

Обращаясь к извечной для русской литературы проблеме русского национального характера в "Семейной хронике", "Детских годах Багрова-внука" в других произведениях, Аксаков решает ее иначе, нежели Гоголь, бывший в это время близким другом семьи писателя. Он видит неизменные и здоровые начала в жизни России. Так один из очерков в "Разных сочинениях" – "Встреча с мартинистами" – содержит эпизод, близкий по сюжету к "Повести о капитане Копейкине" Гоголя, но решенный в принципиально ином идейном плане. Офицер Балясников, подобно Копейкину, раненный, но только во время войны со Швецией, является к Аракчееву, чтобы добиться помощи. Как и Копейкин, он долго ждет в приемной, но лишь одна его фраза позволяет достучаться до забывшего нравственные принципы русского офицерства чиновника и решить все проблемы: "Извините, ваше высокопревосходительство, раненый офицер неотступно требует доложить вам, что он страдает от раны и ждать не может, и не верит, чтобы русский военный министр заставил дожидаться русского раненого офицера".

Несмотря на сложность, подчас трагичность событий, представленных в "Детских годах Багрова-внука" и в особенности в "Семейной хронике", С. Т. Аксаков создает картину русского мира, основанного на законах добра, любви, веры. Хомяков отмечал: "Об С. Т. Аксакове было сказано в "Русской беседе", что он первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной точки зрения. <…> чувство благоволения и любви, любви, благодарной небу за каждый его светлый луч, жизни за каждую ее улыбку и всякому доброму человеку за всякий его добрый привет, любви, укрепляющей душу против долгих страданий и умирявшей ее во время этих страданий, любви, дошедшей в последние дни до духовной радости, высказанной им смиренно и полголоса человеку, который его глубоко любил, но которого он не боялся испугать, – это чувство наложило на все произведения С. Т. Аксакова свою особую печать. Оно-то дает им их несказанную прелесть: оно делает их книгою, отрадною для всех возрастов, от юности, собирающей свои силы, чтобы схватиться с жизнью, до старости, ищущей душевного покоя, чтобы отдохнуть от нее".

Мемуары, жанр записок, фактографичность, документальность, хроника как литературный жанр.

Вопросы и задания

2. Охарактеризуйте ранние литературные опыты писателя.

4. В чем причины обращения С. Т. Аксакова к мемуарным формам?

5. Каковы принципы оценки человека и человеческих взаимоотношений, которые дает писатель в мемуарных произведениях?

6. Каковы принципы изображения характера в "Детских годах Багрова-внука"?

7. В чем особенности решения проблемы русского национального характера в творчестве С. Т. Аксакова?

Анненкова Е. И. Семья Аксаковых в истории русской культуры. В кн.: Абрамцево, материалы и исследования. Аксаковские чтения. 1985–1987. Вып. 2. М., 1989.

Войтоловская Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Документальные очерки. Л., 1982.

С. Т. Аксаков. М., 1986.

Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973.*

Покровский В. И.

Хомяков А. С. Сергей Тимофеевич Аксаков. В его кн.: О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.*

Примечания

[206]

Раздел сайта: