Мирзоян М. А.: "Парус" и "Мцыри" в восприятии семиклассников

«ПАРУС» И «МЦЫРИ»
В ВОСПРИЯТИИ СЕМИКЛАССНИКОВ

На основе читательских интерпретаций семиклассников рассматриваются особенности восприятия учениками произведений М. Лермонтова («Мцыри» и «Парус»). В статье даны ответы на вопросы: насколько интересны нынешним семиклассникам центральные образы стихотворения и поэмы, актуальна ли для них проблематика произведений, как они понимают «Парус» и «Мцыри», как относятся к ним.

Ключевые слова: М. Ю. Лермонтов, поэзия, образы стихотворений, «Парус», «Мцыри», текст.

Стихотворение «Парус» и поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова изучаются в средних учебных заведениях России с середины XIX века. Многие поколения школьников читали и обсуждали эти произведения, вырабатывали свое отношение (свободно или под диктовку), учили наизусть стихотворение и фрагменты поэмы. Современные ученики не являются в этом смысле исключением. Но насколько интересны нынешним семиклассникам центральные образы стихотворения и поэмы? Актуальна ли для них проблематика, которая выражается через эти образы? Как они понимают и оценивают «Парус» и «Мцыри», как относятся к ним?

Чтобы помочь ученикам выработать свое понимание стихотворения и выразить свое отношение, в классе была организована беседа по следующим вопросам:

1. Обратите внимание на внутреннее строение каждой строфы стихотворения. Что общего?

2. Какая из картин, описанных в первых стихах строф, нравится больше?

3. Как можно назвать каждую из картин?

4. Чем интересно, на ваш взгляд, художественное пространство стихотворения?

5. Что мы узнаем о Парусе из третьих и четвертых стихов каждой строфы?

6. Почему героем стихотворения является именно парус? Что в природе Паруса очень важно для понимания смысла стихотворения?

В конце обсуждения ученикам было предложено ознакомиться с фрагментов статьи В. М. Марковича, в котором ученый формулирует три возможные интерпретации центрального образа стихотворения: «Мы не ошибёмся, если скажем, что Парус у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность её пути, её неустанные поиски цели и смысла жизни. Однако, сказав, что Парус воплощает свободу и мятежность человеческого духа вообще, его вечную неудовлетворенность, его конфликт со всеми стихиями и законами бытия, мы не ошибёмся тоже. Легко усмотреть в “Парусе” и оппозиционно-гражданский подтекст, он действительно здесь присутствует. Многие поколения русских читателей воспринимали символику “Паруса” как выражение революционных настроений и были правы, верно угадывая в ее глубине <… > мечту о полном обновлении мира»1.

Тексты, созданные учениками, позволяют обнаружить некоторые особенности восприятия ими стихотворения. Так, большинство учеников как наиболее привлекательную выделяют картину природы, представленную поэтом во второй строфе.

«Здесь Парус амбициозный, храбрый, он отважно бросается в бурю. Парус белый, он выделяется на общем фоне и оказывается “неправильным” на фоне монотонного моря. Он неправильный, не такой, как все. Символизируется сильная личность, одиночество и трудность пути, который проходит эта личность, чтобы достичь цели».

«В этих строчках, по-моему, весь смысл стихотворения — противостояние маленького паруса огромному и почти всемогущему морю. Небо черно-синее, все залито густым туманом. Море темное, на нем большие страшные волны. Но сквозь этот густой туман виднеется маленький кораблик с белым парусом. Море пытается перевернуть этот кораблик, но у него ничего не получается. Парус воплощает свободу, мятежность человека, конфликты “со всеми стихиями и законами бытия”».

«Мне нравится, что Парус борется со стихией. Он небольшой, можно сказать, ничтожный по сравнению с большим морем и высокими волнами. Парус противопоставляет себя бушующим волнам и сильному свистящему ветру, он борется и выходит из бури победителем».

«Здесь мы видим противостояние огромнейшей мощи стихии и маленького, но сильного духом Паруса. У него хватает смелости и мужества противостоять силе, которая значительно превосходит его, и, конечно, он испытывает гордость. Буря, которую описывает М. Лермонтов, страшная, но в то же время этот пейзаж создает ощущение величия и могущества этой стихии. Однако она не может одолеть Парус. Получается интересное противостояние между стремлением к свободе и желанием поработить или уничтожить».

«М. Ю. Лермонтов смог передать всю энергию волн и моря и ничтожность Паруса по сравнению с этим бушующим морем. Парус пытается противостоять волнам и морю, и ему нравится это делать, хотя он может погибнуть. Я считаю, что в этом стихотворении М. Лермонтов хотел показать очень сильную и независимую личность, которая одинока, путь которой труден, и она постоянно ищет смысл жизни. Парусу предлагается спокойное море, золотой луч солнца, но он отвергает это и просит бури, которая может убить его».

«Картина второй строфы насыщена эмоциями, волнением, в то время как первая и третья создают впечатление спокойствия, одиночества, а между ними (во второй строфе) происходит своего рода удар, пробуждающий всех. Море начинает бушевать, Парус словно входит в азарт, и начинает доминировать борьба, противостояние. Парус, вопреки всякому здравому смыслу, жалеет об окончании бури. Парус, вроде бы созданный подчиняться стихии ветра, противостоит ей и хочет, чтобы его настигла сильнейшая буря. Именно в буре Парус показывает себя во всей красе. Парус символизирует очень сильного человека, его путь, полный препятствий, и его поиски. Автор удивлен, что Парус ищет бури, а не счастья или любви».

«Мне представляется человек, который упорно делает то, что не нравится окружающим. Я почему-то вижу улыбку на лице этого человека. Он делает то дело, которое, может быть, и не нравится другим, и все его пытаются остановить, но он не сдается, и поэтому на его лице улыбка. Мне представляется картина “Девятый вал”, только на месте корабля там лодочка, которая противостоит такому огромному напряжению и недовольству стихии. Стихии не нравится, что какой-то маленький кораблик противостоит ей. Представим банальный парус. Его создали для движения. Но вот прошла буря, наступает штиль, который просто не нравится Парусу, потому что нет движения. Без движения Парус не живет. Поэтому он и просит бури, для него это жизнь».

Нетрудно заметить, что авторы всех приведенных фрагментов присоединяются к герою стихотворения в его противостоянии стихии. Ученики сочувствуют амбициозности, храбрости, независимости, стремлению к свободе, способности противостоять мощной разрушительной стихии. В этом смысле интересно обратить внимание на работы тех учеников, которые отдали предпочтение картинам первой и третьей строф, но при этом обращают внимание на те же качества Паруса.

«Мне нравится картина природы в первой строфе. От нее так веет спокойствием. Мне представляется утро, штиль, белая дымка тумана и полнейшая безмятежность. Небо в серых тучах, лучей солнца проникает еще не так много. Море бескрайнее. Парус качается на волнах. Он чего-то ждет. Возможно, бури. Парус — это сильная, независимая личность».

«В первой строфе автор передает одиночество Паруса. В таких огромных просторах. Картина достаточно спокойна, в ней нет противостояния стихии. Белый Парус, вокруг широкие просторы моря и туман, выражающий некую неясность, потерянность. По одной из версий, которые предлагает В. М. Маркович, Парус воплощает “свободу человеческого духа”, и я с этим согласен. Ведь не зря же Парус отправился вдаль, в опасность, и не ради счастья».

«Последняя картина мне нравится больше всего, потому что она спокойная и радостная. Эта картина чрезвычайно безмятежна, в ней мы не ощущаем какой-либо опасности, страха… К тому же сам по себе пейзаж очень красивый, он наполнен светом: светлое лазурное море, светлый золотой луч солнца. Но Парус — это символ сильной и независимой личности, и в то же время он беззащитен».

«Мне больше всего нравится картина природы третьей строфы, потому что здесь описан яркий, красочный пейзаж, спокойное, безмятежное и гармоничное состояние природы. На море стоит штиль, ярко светит солнце. Парус символизирует сильную, свободную, но одинокую личность и неустанные поиски того, что ему делать, поиски цели. При этом в выборе цели Парус ни от кого не зависит».

«Мне нравится пейзаж, который М. Лермонтов описывает в последней строфе, потому что этот пейзаж безмятежен и спокоен. Мне очень нравится это. Такой яркий и светлый пейзаж редко встретишь. Но Парусу он не нравится. Парус хочет проявить себя, а этот пейзаж “перекрывает” его, и поэтому мы не видим на этой картине Парус. Парусу важно себя проявить, он “воплощает свободу и мятежность человеческого духа”, поэтому ему нужна буря».

Все представленные ученические тексты свидетельствуют о непосредственности восприятия символики лермонтовского стихотворения. Мы старались очень осторожно использовать на уроках элементы строгого литературоведческого анализа, который в случае с семиклассниками, как правило, мешает прямому, непосредственному выражению личностной интерпретации. Созданные учениками работы позволяют утверждать, что символика стихотворения осмысливается ими как актуальная и личностно значимая. При этом наиболее важные для учеников качества символа выражаются словами «сводная независимая личность», «противостояние», «поиск», «мужество», «одиночество».

Выразить свое отношение к Мцыри мы предложили ученикам через описание иллюстрации к выбранным ими строчкам поэмы. Рассмотрим ученические словесные описания иллюстраций. (Здесь необходимо пояснить, что иллюстрируемые строки поэмы служат названиями описаний.)

Тему, которая привлекла внимание наибольшего числа учеников, условно можно назвать «Мцыри и горы».

«Вдали я видел сквозь туман, / В снегах, горящих, как алмаз, / Седой незыблемый Кавказ… На переднем плане монастырь, и на башне стоит юноша, он одет в белое. Он выделяется среди серости монастыря. Впереди виднеется Кавказ, озаренный лучами света. Горы, как и поля, леса перед ним, сияют. Эта картина соответствует восприятию Мцыри. Для Мцыри мир монастыря скучный, душный, а за стенами его яркий мир переживаний и битв.

Мцыри открывается пейзаж с вечными горами, которые плавно сливаются с облаками, верхушками деревьев, пронзающими небо, и решеткой монастырской башни с острыми, опасными зубцами. Зубчатая геометрия природы олицетворяет препятствия, трудности и опасности, которые ждут воплощающуюся мечту Мцыри».

«Я видел горные хребты / Причудливые, как мечты… Мцыри стоит на краю у теса, пропасти, но ему не страшна эта темная бездна, которая при любом неосторожном движении готова поглотить его. Молодого человека воодушевляет идея возвращения на родину, эти гигантские каменные глыбы перед ним, мысль о мире, полном тревог и битв. Мцыри еле стоит на ногах, его сдувает ветер, но юноша не сдается, он держится гордо, его целеустремленность не знает границ.

Взгляд Мцыри направлен на величественные горы. Эти каменные громадины до краев заполняют пространство. Каменная земля отнюдь не мертва, она полна жизни, повсюду видны зубцы густого леса. Снежные вершины гор создают контраст с темным основанием. Мцыри смотрит вдаль, и пейзаж расплывается в его мечтах. Мцыри чувствует себя легко. Он вдыхает чистый горный воздух полной грудью. Он вдыхает свободу».

« Моя картина показывает Кавказ, всё его величие и свободу, господствующую на его склонах. Мцыри стремится туда из ничтожного, по сравнению с горами, монастыря, поэтому и тесного для такой страстной натуры, как он. Неподалеку от монастыря плещется Арагва, стекающая с гор и соединяющая бескрайний их мир с узким и душным миром монастыря, стремящаяся встретиться с Курой. Это соседство рождало и укрепляло в Мцыри желание вернуться в горы, Арагва питала его их энергией. За монастырем скалы. Арагвой они рассечены на две части, скалы “жаждут встречи каждый миг”».

За скалами и над ними величественно возвышаются горы, внушая, с одной стороны, страх и подчинение, а с другой — восторг, ощущение полной свободы; становится понятно, почему Мцыри так стремился в горы — именно ради свободы и простора».

«Как вдруг однажды он исчез / Осенней ночью.

Льет дождь, среди зубчатых гор на заднем плане сверкают молнии и гремит гром. И недалеко от монастыря мы видим маленькую удаляющуюся фигурку — это Мцыри. За горами видны лучи солнечного света. Именно туда так стремится Мцыри. На вершинах гор лежит белый снег, часть горных хребтов закрывает от нашего взгляда туман. На Мцыри монашеское одеяние, он был готов “изречь монашеский обет”, но не смог это сделать, потому что свобода, бескрайние просторы его родины тянули его убежать, и он это сделал в грозовую ночь.

Горы Кавказа я вижу мощными, огромными по сравнению с монастырем. И Мцыри очень маленький по сравнению с горами. Он слаб и ничтожен на фоне этих гор и дикой природы».

Следующая по популярности тема описаний — природа.

« / Я стал влезать на дерева; / Но даже на краю небес / Всё тот же был зубчатый лес. Мцыри заблудился и ищет дорогу к горам. Он отчаялся. Он не видит Кавказ. Он влезает на деревья, но и так он не видит родной Кавказ. Вокруг — только лес, зубчатый лес, непреодолимая стена. Лес поглощает Мцыри. Лес становится чем-то не добрым, а злым по отношению к Мцыри. Тихий шелест листьев перешёл в злорадный грохот — лес радуется, что схватил, поглотил Мцыри. Дерево, на которое залез Мцыри, похоже на схватившую его и извивающуюся когтистую лапу.

Но Мцыри неколебим. Он всматривается в даль в надежде увидеть Кавказ. Ему кажется, что он видит Родину, но это лишь мираж, иллюзия».

«О, я как брат обняться с бурей был бы рад. Мцыри стоит на скале и буквально стремится к буре. Кажется, что вот-вот он взлетит в воздух. Он очень сильно хочет этого. Мцыри стремится увидеть, понять, познать “тот чудный мир тревог и битв”, именно поэтому он хочет “обняться с бурей”. Вокруг него огромные, тяжелые тучи, в них чувствуется мощь этой бури. Тучи страшные. Видны вспышки молнии, косые линии дождя. И ярче всего выделена фигура Мцыри».

«На краю грозящей бездны… ущельем. На поляне растут красивые цветы, деревья, открывается завораживающий вид на массивные горные хребты…

“Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал”. И в то же время: “Кругом меня цвел божий сад; растений радужный наряд…”. Мцыри страшно, но одновременно он наслаждается этой прекрасной картиной».

Конечно, одна из тем ученических иллюстраций — бой с барсом.

«Удар мой верен был и скор… только часть сука, уже окровавленного, отчетливо вырисовывается.

Барс, отпрыгнув после первого удара послушника, стоит, поджав переднюю лапу и скалясь. По его лицу течёт кровь. Мцыри находится в прыжке, чуть наклонившись вперед. Под порывами ветра одежда обтягивает его ноги, капюшон немного слетает, из-под него видны длинные волосы. Лицо его спокойно и свирепо. Отчетливо проступают скулы.

Мцыри решился на этот поступок, чтобы понять, на что он способен. Если он может жить в этом мире, он выживет. Если нет, он погибнет, “как в битве следует бойцу”».

«Я ждал, схватив рогатый сук, / Вечереет. На переднем плане — поляна около горы. Там стоит Мцыри, а напротив него — барс. В руке он держит рогатый сук, находясь в полной готовности к битве, ведь он решил доказать, что способен не только жить под защитой монастыря, но и сражаться с барсом и победить его. Мцыри стоит в согнутом положении, у него напряжены мышцы. Он “дик и зол”, чувствует себя барсом, готовым прыгнуть в любую минуту на врага. Солнце освещает всего Мцыри, в чем выражается его стремление к свободе. Барс прилег и приготовился к прыжку. Он разозлен и агрессивен. На заднем плане древние горы Кавказа. Их пики, покрытые снегом, освещает солнце».

Все описания, созданные учениками, свидетельствуют о высоком уровне активности читательского воображения, что, в свою очередь, указывает на эмоциональность восприятия произведения. Эта зависимость между активностью воображения и эмоциональностью давно известна в методике преподавания литературы, на нее, в частности, указывал В. Г. Маранцман: «Сильная эмоциональная реакция на произведение обычно сопровождается включением читательского воображения»2. Другими словами, именно эмоциональность восприятия лермонтовской поэмы становится импульсом, активизирующим воображение; при этом читательская эмоция находит выражение в описании воображаемой картины.

Здесь важно отметить, что ученики в своих описаниях успешно справляются с задачей, о которой писала И. Б. Роднянская в энциклопедической статье, посвященной художественному образу: «При встрече с художественным произведением равно важно: послушно следуя замыслу автора, адекватно воссоздать предусмотренный им эстетический объект — и затем оценить этот объект, сохраняя свободу собственной точки зрения, обеспеченную жизненным и духовным опытом»3«смысловой коммуникации в рамках данной культуры», о которой пишет И. Б. Роднянская в той же статье.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» и его поэма «Мцыри» не только с интересом читаются современными семиклассниками, но живо волнуют их, становятся для них личностно значимыми, а значит, живут в русской культуре XXI века не только благодаря тому, что являются объектом интерпретаций ученых и других деятелей культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркович В. М. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» // Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник. Л., 1985.

2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маркович В. М. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» // Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник. Л., 1985. С. 127.

2

3 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 840.

— кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и литературы, НОУ Школа имени А. М. Горчакова, mirzoyan65@mail.ru

Раздел сайта: