Мурьянов М.Ф. - Лермонтовский "Демон" в Зимнем дворце

Мурьянов М. Ф. Лермонтовский "Демон" в Зимнем дворце // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 315—317.


М. Ф. МУРЬЯНОВ

ЛЕРМОНТОВСКИЙ «ДЕМОН» В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ

Первая полная публикация лермонтовского «Демона», как известно, была осуществлена в 1856 г. в Германии.1 С другой стороны, при изучении живописного наследия Г. Г. Гагарина давно установлено, что «около 1856 года» в Зимнем дворце были поставлены живые картины на тему «Демон» с декорациями Гагарина.2 Оба факта исследователями никак не связывались.

Крушению международного престижа Николая I в конце его царствования предшествовала и сопутствовала кампания в западной, особенно английской, печати, имевшая целью дискредитировать русского царя и подготовить общественное мнение к Крымской войне. Вспомнили Николаю и Лермонтова — в 1853 — 1854 гг. в Лондоне было опубликовано три перевода «Героя нашего времени», до этого английскому читателю неизвестного,3 причем в предисловии к одному из них впервые были преданы гласности позорные слова царя при получении известия о гибели Лермонтова: «Собаке — собачья смерть».4

После смерти царя английская пресса «с „Таймс“ во главе затянула торжествующую песнь дикаря, празднующего победу по поводу смерти своего грозного врага; английские газеты преисполнены бранью, ругательствами и диким ликованием».5 Поражение России в Крымской войне привело к тому, что в Николае сильно разочаровались многие его русские почитатели. Воцарение Александра II и слухи о предстоящем мире были восприняты в русском обществе двояко — одни ликовали, другие считали происходившее национальной катастрофой. Фрейлина А. Ф. Тютчева (дочь поэта) имела мужество сказать в лицо императрице: «Почему люди, которые отстаивали этот мир, вместо того чтобы испытывать стыд и унижение от позора страны, принимают торжествующий и сияющий вид, как будто они одержали победу над страной? Почему они бросают в лицо насмешку и оскорбление тем, кто оплакивает позор родины? Почему князь Долгорукий в вашем салоне, подходя к графине Разумовской, говорит ей с радостным видом: „Поздравляю вас, графиня, весной вы будете в Париже!“».6

Демонстративный интерес царского двора к Лермонтову имел в этих условиях совершенно определенные смысл и цель. Московский митрополит Филарет, близко связанный с покойным царем и теперь принадлежавший к партии недовольных, писал в частном письме: «Из Петербурга есть печальная весть, что много веселятся. В живых картинах представляют <...> спор демона с ангелом за какую-то девицу, описанный в каких-то стихах Лермонтова».7 Дата этого письма, 7 мая 1856 г., дает искомый terminus ante quem для интересующего нас события театральной жизни. Terminus post quem можно определить путем простого расчета: годичный траур по Николаю I, в течение которого ни о каких придворных спектаклях не могло быть и речи и служились беспрерывные панихиды, истекал 18 февраля 1856 г. Сразу после этого двор возобновил обычный регламент празднеств и увеселений: 22 февраля царская семья присутствовала в петербургском Большом театре на спектакле (опера Дж. Верди «Трубадур» и балет «Газельда»). Дальнейшие уточнения находим в камер-фурьерском журнале. Запись от 27 марта гласит: «Сего дня назначенные участвовать у ее величества в живых картинах особы приглашались в час для репетиции в комнате г. министра императорского двора и угощаемы были фрыштиком».8 За этим следуют записи 21 апреля: «Сего числа в Белом зале их величеств была репетиция живых картин»;9 24 апреля: «В 7 часов имели приезд все участвующие в живых картинах особы к репетиции, которая началась в 8 часов, во все время репетиции присутствовала великая княгиня Мария Николаевна»;10 26 апреля: «Имели приезд в 7 часов вечера все участвующие в живых картинах особы <...> Репетиция началась в 8 часов, во время оной изволили присутствовать их величества, великая княгиня Мария Николаевна и великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич».11 Эта репетиция была генеральной.

Сам праздник состоялся 29 апреля 1856 г. в Белом зале Зимнего дворца. Он предназначался для узкого круга — всего было разослано 230 приглашений, в том числе 21 — членам дипломатического

перед царем.

К спектаклю была отпечатана программа, приложенная к камер-фурьерскому журналу, в ней дан перечень его участников и указано, что спектакль состоял из трех отделений; первые два были отведены «Демону» — впрочем, без упоминания названия, а в виде перечисления девяти картин: «Панорама Кавказа», «Лезгинка», «Бой», «Оплакивание», «Видение», «Ангел-хранитель», «Искушение», «Шествие», «Апофеоз», с ремаркой: «Между картинами чтение отрывков поэмы Лермонтова В. В. Мичуриною» — известной актрисой Александринского театра В. В. Самойловой, в 1853 г. в связи с замужеством оставившей сцену. Тамарой была фрейлина Надежда Гамалея, Демоном — А. М. Жемчужников, впоследствии вместе с братом В. М. Жемчужниковым и А. К. Толстым выступавший под псевдонимом «Козьма Прутков». Декорации были выполнены художником князем Г. Г. Гагариным, жена которого участвовала в спектакле. Музыкальное сопровождение принадлежало К. Леви; в картине «Искушение» соло на флейте исполнил приезжая знаменитость Ц. Чиарди.

2 мая 1856 г. у великого князя Константина Николаевича состоялся большой придворный бал, первый после снятия траура. Здесь «изволили быть все высочайшие особы и приглашалось до 800 персон гостей. Дамы были в костюмах участвующие в живых картинах, а неучаствующие в домино»,12 — речь идет о повторении живых картин закрытого спектакля Зимнего дворца.

4 мая «великий князь Михаил Николаевич с генерал-адъютантом А. И. Философовым по Варшавской железной дороге из Зимнего дворца отправился в Гатчину, а оттуда в вояж, для сопровождения августейшей родительницы своей императрицы Александры Федоровны»,13 покинувшей Петербург накануне бала, 1 мая. Мы уже знаем, что А. И. Философов вез рукопись «Демона», которую в обход русской духовной цензуры отпечатали в придворной типографии Гасснера в Карлсруэ тиражом 28 экземпляров. А 6 мая автору декораций к живым картинам князю Г. Г. Гагарину «за отлично усердную службу всемилостивейше пожалован орден св. Владимира 3 степени с мечами над орденом», что в его послужном списке14 указано — в отличие от всех предыдущих случаев — без мотивировки награждения.

Сноски

1 Найдич Э. Э. Последняя редакция «Демона». — Рус. лит., 1971, № 1, с. 72 — 78.

2 Савинов А. Н. Лермонтов и художник Г. Г. Гагарин. — В кн.: Лит. насл. М., 1948, т. 45 — 46, с. 455 — 456.

3

4 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972, с. 485.

5 Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. М., 1928, т. 1, с. 198 — 199.

6 Тарле Е. В.

7 Письма митрополита московского Филарета к архимандриту Антонию. М., 1883, т. 3, с. 410.

8 ЦГИА, ф. 516, оп. 125/2382, № 19.

9 Там же, № 20.

10 Там же.

11

12

13 Там же.

14 ИРЛИ, ф. 66, № 5, л. 46.

Раздел сайта: