Промысловский М.: М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов

Вот уже 109 лет прошло со дна рождения и 82 года со дня смерти поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

До последних революционных лет в Пятигорске из года в год чествовали память поэта; по всей России были проведены юби-леи 75 лет со дня смерти и 100 лет со дня рождения его; написа-ны целые томы, посвященные обзору творчества и жизни Лер-монтова; в школах всякого рода изучалось творчество Лермон-това, и нет почти ни одного грамотного русского человека, кото-рый бы не знал о поэте.

Но вот пронеслись годы революции. Выступили на общественную сцену новые слои: рабочие и крестьяне, которые меньше всех знали, что представляет собой М. Ю. Лермонтов. О нем знала только интеллигенция, так называемая русская образо-ванная публика; крестьянам же и рабочим в школах давались только отрывочные сведения из жизни поэта, отрывки его про-изведений — производилась, в общем, школьная формальная учеба, которая затем, по выходе из школы, крестьянином и ра-бочим забывалась. Да и самое чествование памяти поэта не спо-собствовало ознакомлению с ним рабочих и крестьян как с по-этом, имеющим какое-либо народное значение. Чествования проходили в ограниченном кругу тех же избранных ”образован-ных” лиц, а в Пятигорске, где последние годы перед смертью жил и где умер М. Ю. Лермонтов, лермонтовские праздники но-сили особо отталкивающий для народных масс характер. Выхо-дил какой-нибудь капитан и начинал восхвалять Лермонтова, как офицера, не снимавшего никогда мундира и всегда бывшего наготове пролить кровь за отечество. Затем какой-нибудь учи-тель гимназии старался охарактеризовать Лермонтова ”пред-ставителем мировой безотрадной скорби” и подчеркнуть в Лер-монтове патриотизм и христианство. После того торжествен-ный обед с возлияниями, базары с ”патронессами” и т. п. ерунда.

”переоценки ценностей”. Рабочие и крестьяне, не зная, что в действительности представляет Лер-монтов, готовы сдать его в архив вместе с ”дамами патронесса-ми” и другой дребеденью разбитого буржуазного общества.

Кроме того, за эти годы революционной бури, выросло новое поколение, впервые приобщившееся к знанию, которое не удов-летворяется общими фразами, что Лермонтов ”великий, гени-альный русский поэт”, а требует определенного ответа: почему? что он такое сделал, чтобы память о нем была достойной к со- л хранению и среди пробудившихся к жизни рабоче-крестьянских масс?

Вот в первый год за время революции чествования памяти поэта М. Ю. Лермонтова и должны мы разобраться, что такое Лермонтов-поэт, какое значение он имеет для русского народа и какие такие заслуги Лермонтова, что и сейчас, в новом обществе, достойно чтить его память.

* * *

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт. Что такое поэт? А вот что: в жизни людей непрестанно происходят события; люди стараются устроить свою жизнь так, как это требуют их интересы; но не всякий человек способен понять, что происходит в данное время среди человеческого общества и особенно вразумительно понятно передать другим этот свой взгляд на события в жизни людей. И вот особо одаренные люди своими произведениями представляют жизнь и переживания современных им людей, облекая это в форму складной речи-стиха и закрепляя речь понятными для большинства населения образными сравнениями. Вот такие люди и есть поэты. Складная, стиховая речь лучше запоминается, а образные сравнения событий или явлений с какой-либо знакомой, яркой картиной еще лучше способствуют этому.

С незапамятных времен народ привержен к поэзии. Некогда слагались им былины о богатырях, пелись песни о лучинушке, ”не белы снеги”, ”подуй-подуй погодушка” или (украинские) о гетманстве, о невольниках-пленниках турецкого султана — вообще те или другие свои переживания или события в своей жизни народ излагал в стихах и песнях, в складной речи, сопровождая ее красочными сравнениями. Например, ”калину с малиной вода поняла, а меня на ту пору матушка замуж отдала”; или ”мать (о сыне) плачет, что река льется; жена (о муже) плачет, что роса падет; солнышко взойдет, росу высушит”.

Вообще поэзия в жизни народов занимает видное место. Наряду с устной народной поэзией укрепилась поэзия писанная, литературная. Поэты пишут, то призывая на бой с врагами, то бичуя общественные пороки и недостатки, то ставя перед людьми новые задачи, указывая, как надо жить. И нужно поэтам обладать особой одаренностью, особым зорким взглядом, чтобы подметить главное направление в людской жизни, нужно владеть в большой степени искусством писания, чтобы понятно, красочно и живо изложить в словах-стихах свои мысли. И вот особо одаренных людей, кто все это особо хорошо умеет делать, мы и называем великими поэтами. М. Ю. Лермонтов начал писать стихи еще в детстве, с 12 лет. Он прожил всего 27 лет и за свою короткую жизнь написал так много хороших поэтических произведений, поставил свое имя в первом ряду русских писателей и поэтов, что мы вправе называть его особо одаренным, талантливым человеком.

О чем же Лермонтов писал, какие темы брал для своих произведений?

Поэт-бунтарь — вот первое и главное определение содержания поэзии Лермонтова. Когда жил Лермонтов, время было глухое, безотрадное. Над всем человеческим обществом и над каждым человеком в отдельности господствовали правила церковные, порядки жестокого самодержавия. Личность человеческая была угнетенной и бесправной; всюду, не только в России, но и в остальной Европе, ее принижало государство и церковь, н торжествовавшие тогда беспредельно. За свободу личности, против государства и Бога поднял сначала свой протестующий голос германский поэт Шиллер: поэзия его находилась в связи с назревавшим тогда движением против феодального общества с господством дворян и духовенства, и когда разразилась Великая французская революция 1789 года, революционеры предложили Шиллеру звание почетного гражданина французской республики. Другой, еще более знаменитый, германский поет Гёте в своих первоначальных произведениях бурно восставал против угнетения личности. Тот же великий спор человека с землей и небом за свою свободу проходил в произведениях английского поэта Байрона. И наш Лермонтов в поэмах ”Мцыри”, ”Де- мон”, ”Измаил-Бей” и ряде других стихотворений спорит за право личности против государственного и общественно-церковного порабощения ее, восставая против привычных, обычных для того времени правил.

Лермонтов — натура бурная, протестующая, ”он, мятежный, просит бури”, но тогда было время, когда всякие ”бури” беспощадно и свирепо развеивались реакцией, особенно ставшей сильной после восстановления монархической власти во Франции. Тогда поэты, выходцы из дворянской среды, не находили, на кого опереться, — не видели общественной силы, с которой могли бы связать свою жизнь и творчество. Рабочий класс только зарождался, а в России его почти совсем не было, если не считать рабочих-крепостных на уральских заводах и в некоторых других местах. Точно так же и буржуазия в то время не проявляла деятельности; дворянство же, хотя и господствовало, но уже гнило, вырождалось.

’’безвременье”, запели о ’’мировой скорби”. Начали выводить людей с сильными характерами, пылкими, кипучими страстями, но засохшими под влиянием жизненных неудач; сильные умы, не известно к чему стремящиеся, непонятные, неразгаданные людьми герои, которые при благоприятных обстоятельствах много могли бы сделать для людей, но в ”без- временье” осуждены на бесплодную жизнь, на жалобы на людей, на бичевание непорядков и т. п.

Лермонтов полно и верно изобразил в своих произведениях этот тогдашний быт современного ему общества, во многих произведениях, но главным образом в романе ”Герой нашего времени”.

Вот, как бытописатель замечателен Лермонтов.

Все произведения Лермонтова написаны прекрасным русским языком. Писать хорошо — вовсе не легкая вещь, а особенно писать в стихах. Требуется большое знание русского языка, его оборотов, его красот; так все это использовать, чтобы читатель понял мысль автора, и в то же время мысль эта была бы облечена в художественную образную, красивую форму.

Лермонтов — великий мастер языка.

’’Казачья колыбельная песня”, то плавно спокоен, как ”Песнь о купце Калашникове”, то быстр и порывист, как ”Мцыри”, то беспощадно строг, как ”Дума”, — стих всегда отделанный, кованый, стальной — лермонтовский стих.

А художественные, образные сравнения в произведениях блещут всеми красками; охватывают предмет сразу и со всех сторон и врезаются в память читателя.

Язык — великое дело для каждого народа. Через язык, литературу выражает каждый народ свои взгляды на жизнь, творит свою культуру. Богатое наследство досталось нам от гениального юноши Лермонтова, и все богатства его слова должны мы использовать при создании своей литературы, литературы рабочих и крестьян.

Стихи Лермонтова вызывали восторг его современников по красоте, богатству и точности слова. Великий критик Белинский не находит слов в восхвалении красоты лермонтовского стиха. Если слог других писателей старого времени представляется нам сейчас старомодным, историческим, то слог Лермонтова жизненен до сих пор и может служить образцом всем современным писателям по красоте и чистоте языка.

Поэт-бунтарь не был чужд и гражданских мотивов в своей поэзии, но об этом пишется особо в статье ’’Политические отзвуки в поэзии Лермонтова” настоящего сборника.

Мы рассмотрели Лермонтова как поэта-бунтаря, как бытописателя, как великого мастера стиля.

Вот в том и исторические заслуги Лермонтова, что в своих произведениях он ярче, чем какой-либо другой поэт его эпохи, отразил переживания современных ему людей.

Лермонтов высоко взмахнул в область борьбы человека за свою личную свободу от угнетения неба и земли.

Поэт безвременья, эпохи начала изживания старого феодального строя и не оформленных новых, буржуазных образований, он не мог указать личности выхода к действию; лишь через 76 лет после его смерти, в 1917 году, отдельный человек смог полностью развернуть свои силы на благо человечества, находя осуществление личной свободы в свободном творчестве всего человеческого коллектива. Лишь творчество людей со стремлением к коммунизму разрешает эту вековечную проблему, над которой так много и долго бились философы, писатели и поэты прошлых веков, проблему об отношении личности к обществу.

Сейчас, когда рождается новая литература, творчество рабочих и крестьян, безусловно, необходимо использовать все богатое наследство от Лермонтова в области языка.

Только изучая наследство старого, используя его, может построить трудовой класс общество в соответствии со своими интересами.

Тех, кто вложил в культурную сокровищницу много от своих сил и способностей, тех всегда достойно вспоминать и чествовать.

Раздел сайта: