Миллер О.В.: По лермонтовским местам
Кавказские Минеральные Воды

Кавказские
Минеральные Воды

ПЯТИГОРСК
КИСЛОВОДСК
ЖЕЛЕЗНОВОДСК

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Кавказские Минеральные Воды

Пятигорск. Вид Николаевских, Александровских и Ермоловских ванн.
Литография К. Беггрова по рис. И. Бернардацци. 1834

Кавказские Минеральные Воды занимают особое положение среди мест, освященных гением Лермонтова. На Кавказе трудно найти другой уголок, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии поэта.

Из поездок сюда в детские годы наибольшее значение для его поэтического творчества имела последняя — в 1825 году. На Горячих Водах (так назывался Пятигорск) будущий поэт наблюдал обычаи и нравы кавказских жителей, встречался с людьми сильными, мужественными, слушал народные песни, предания, легенды. Все это надолго запомнилось, служило источником вдохновения. Пятигорье заняло достойное место в ранних стихах и поэмах Лермонтова. Тут происходят многие описанные в них события.

Основой сюжета поэмы «Аул Бастунджи» стала слышанная когда-то горская легенда. С любовью пишет поэт о дорогих ему местах в поэме «Исмаил-Бей»:

Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым Бешту садится.

На Горячих Водах испытал поэт и первое увлечение. Об этом с волнением рассказал он позднее в дневниковой записи от 8 июля 1830 года: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей... Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь...»

Это же признание и в стихах:

Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                                 Люблю я Кавказ!..

Новая встреча с Пятигорьем произошла в 1837 году. Лермонтов внимательно всматривался в жизнь так называемого «водяного общества». Некоторые из лиц, с которыми ему приходилось встречаться, послужили прототипами для персонажей «Княжны Мери». Это отмечали современники поэта. В. Г. Белинский восхищался мастерством автора повести: «Бывшие там удивляются непостижимой верности, с какою обрисованы у г. Лермонтова даже малейшие подробности».

Это же подтверждает и художник М. А. Зичи. Увлеченный поэтичностью изображения Пятигорья, он приехал сюда в 1881 году, чтобы с натуры сделать зарисовки, и был поражен необыкновенной точностью лермонтовского описания.

В последний раз находившийся в ссылке Лермонтов заехал в Пятигорск в мае 1841 года. Среди отдыхавших здесь он встретил много старых знакомых, однополчан. Он любил веселую компанию, но за его внешней беззаботностью скрывалась напряженная духовная жизнь. О последних его стихотворениях можно сказать, что каждое из них — шедевр, жемчужина русской поэзии.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Кавказские Минеральные Воды

ЛЕРМОНТОВСКИЕ МЕСТА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Кавказские Минеральные Воды


Акварель К. А. Горбунова. 1841

В Пятигорске у Лермонтова были не только добрые знакомые, но и недруги, скрытые и явные. Они сами питали враждебные чувства к поэту и старались посеять рознь между ним и теми людьми, которые его окружали. К сожалению, окружение это, по справедливому замечанию писателя И. И. Панаева, хорошо знавшего Лермонтова, в большинстве «состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры. Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям...».

Все это создавало сложную обстановку, чем и воспользовались враги поэта, спровоцировав дуэль, на которой он был убит 15 июля 1841 года.

на базе музея «Домик Лермонтова» и лермонтовских мест в городах Пятигорске, Кисловодске и Железноводске.

Создание заповедника положило начало новому этапу в развитии музея. Но история его уходит в далекое прошлое. Начинается она со времени, когда в тот поздний вечер и на другой день все, кто знал Лермонтова, приходили проститься с ним к маленькому домику, где провел он последние месяцы своей жизни.

После принятия постановления о создании заповедника широкий размах получили реставрационные работы по восстановлению ставшего центром заповедника старейшего в Пятигорске городского квартала, внутри которого находится Домик Лермонтова.

Из года в год растет посещаемость музея. Если в первый период его существования она не превышала нескольких тысяч человек в год, то ныне музей ежегодно посещают около 200 тысяч.

С созданием музея-заповедника вокруг Домика Лермонтова объединилось все, что связано на Кавказских Минеральных Водах с именем поэта.