Миллер О.В.: По лермонтовским местам
Ленинград

Ленинград

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Дворцовая набережная.
Литография К. П. Беггрова по рис. К. Ф. Сабата. 1820-е гг.

В Ленинграде (Петербурге) о Лермонтове напоминают сохранившиеся до наших дней дома, в которых он жил или бывал, а также памятники поэту. Здесь именем Лермонтова назван проспект, одна из улиц в Красносельском районе города (быв. Красное Село) и библиотека № 1 Дзержинского района (Литейный просп.).

Экскурсию можно начать с Лермонтовского проспекта, который именуется так с 1912 года, когда объединили три улицы, составляющие продолжение одна другой: Большую Мастерскую, Могилевскую и Ново-Петергофский проспект.

Вот экскурсионный маршрут, предлагаемый тем, кто хотел бы самостоятельно ознакомиться с лермонтовскими местами Ленинграда:

Лермонтовский просп., 54 (памятник Лермонтову работы Б. М. Микешина) — угол ул. Союза печатников и Лермонтовского просп., 10а/8 (особняк Н. В. Арсеньева) — Исаакиевская пл., 6 (здание быв. Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров) — Садовая ул., 61 (дом, где Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта») — наб. р. Фонтанки, 101 (дом, где жила княгиня М. А. Щербатова) — Садовая ул , 3 (здание быв. Ордонансгауза) — пл. Искусств, 5 (дом, где жили Виельгорские) — ул. Пестеля, 11 (дом, где на вечере у княгини Шаховской И. С. Тургенев впервые увидел Лермонтова) — ул. Фурманова, 16 (дом, где жили Карамзины) — ул. Чайковского, 20 (дом Хвостовой, где Лермонтов жил до второй ссылки) — ул. Воинова, 33 (дом, где Лермонтов жил в 1841 году) — угол ул. Салтыкова-Щедрина и Потемкинской, 48/13 (дом П. Н. Ахвердовой, урожд. Арсеньевой) — пл. Островского, 6 (Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина) — Невский просп., 30 (дом Энгельгардтов) — Невский просп., 20 (дом, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки») — наб. р. Мойки, 12 (Музей-квартира А. С. Пушкина) — Невский просп., 18 (здание быв. кондитерской Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта») — Дворцовая пл. (здание быв. Главного штаба) — наб. р. Мойки, 78 (дом А. О. Смирновой, послужившей прототипом героини в повести «Штосс») — наб. Красного флота, 4 (дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом) — Сад трудящихся им. М. Горького (памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана) — Дворцовая наб., 30 (дом А. К. Воронцовой-Дашковой) — наб. Макарова, 4 (Институт русской литературы АН СССР).

Лермотовский (быв. Ново-Петергофский) проспект, 54. Памятник Лермотову работы Б. М. Микешина. Доехать на метро до станции «Балтийская», а оттуда, перейдя площадь перед вокзалом, пересечь по Лермонтовскому мосту Обводный канал и выйти на правую сторону Лермонтовского проспекта к зданию, перед которым установлен памятник.

В 1910 году, накануне 100-летия со дня рождения Лермонтова, был объявлен конкурс на памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища на бывшем Ново-Петергофском проспекте (туда в 1839 году, получив новое название, переехала Школа юнкеров, в которой учился поэт). В 1912 году утвердили проект скульптора Б. М. Микешина, а осенью следующего года состоялась закладка памятника. Его открытие, предполагавшееся в октябре 1914 года, из-за начавшейся империалистической войны задержалось и состоялось лишь в мае 1916 года. Лермонтов изображен в форме лейб-гвардии Гусарского полка сидящим на скамье. Фигура поэта отлита из бронзы.

Любопытен тот факт, что при Николаевском кавалерийском училище открылся в 1883 году первый лермонтовский музей. Инициатором его создания был начальник училища генерал-майор А. А. Бильдерлинг. В 1917 году материалы музея передали Институту русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, положив начало его лермонтовскому собранию, ныне наиболее полному из всех существующих.

Угол улицы Союза печатников (быв. Торговая) и Лермонтовского проспекта (быв. Большая Мастерская), 10а/8. Особняк Н. В. Арсеньева, где Лермонтов много раз бывал и останавливался. Проезд автобусом, который идет от Балтийского вокзала по Лермонтовскому проспекту, до поворота направо, затем пройти пешком.

В 30-х годах XIX века это был двухэтажный (позднее надстроен еще четырьмя этажами) особняк, принадлежавший родному брату деда Лермонтова, Н. В. Арсеньеву. Дом заметно отличался от других, более скромных зданий старой Коломны, население которой состояло тогда в основном из мелких чиновников, ремесленников, небогатых торговцев. При доме был сад, тянувшийся вдоль Большой Мастерской улицы, а в саду — деревянная беседка (существовала еще в 1860-х годах).

Приехав в Петербург, Лермонтов и его бабушка, Е. А. Арсеньева, остановились сначала именно у Н. В. Арсеньева, которого многочисленные молодые родственники называли «дедушкой». Здесь собирались по воскресеньям.

Позднее, в годы учения в Школе юнкеров, Лермонтов также бывал в этом доме, а затем останавливался здесь, приезжая в столицу из Царского Села.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Памятник М. Ю. Лермонтову работы Б. М. Микешина
(перед домом 54 по Лермонтовскому просп.). 1914

Об одной из встреч с Лермонтовым в доме Н. В. Арсеньева в 1835 году рассказывает в своих воспоминаниях его дальний родственник М. Н. Лонгинов.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

По его свидетельству, поэт во время приездов в Петербург занимал комнаты в нижнем этаже обширного дома. «После обеда Лермонтов позвал меня к себе вниз, угостил... трубкой, сел за фортепьяно и пел презабавные русские и французские куплеты (он был живописец и немного музыкант). Как-то я подошел к окну и увидел на нем тетрадь... очень толстую; на заглавном листе крупными буквами было написано: «Маскарад, драма».

По просьбе Лонгинова, Лермонтов прочитал ему «несколько стихов» из этого произведения

Исаакиевская площадь, 6. Здание бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой Лермонтов обучался в 1832—1834 годах. Можно доехать на трамвае от Театральной площади по улице Глинки и затем по бульвару Профсоюзов (остановка «Исаакиевская площадь»).

Принято считать, что в 1839—1844 годах здание Школы было снесено и на его месте построен Мариинский дворец (ныне здесь исполком Ленинградского горсовета). Это не совсем так: в здание дворца целиком включен главный корпус Школы, в правом крыле (если смотреть на дворец с площади) использованы фундамент, стены. И лишь левое крыло было воздвигнуто заново. Внутри здание было коренным образом перестроено.

Во времена Лермонтова трехэтажное здание Школы состояло из главного корпуса, к которому примыкали два небольших флигеля. От них тянулась каменная ограда, охватывавшая значительную часть нынешней площади и формировавшая обширный двор внутри Школы. Ворота выходили на Синий мост. Против ворот находился главный, или парадный, подъезд со швейцарской и лестницей, уставленной касками, кирасами и карабинами. По соседству со швейцарской был обширный учебный зал для пеших учений, из которого выход вел в сад.

На среднем этаже большого корпуса размещались классы, конференц-зал и столовая, а также эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, куда был зачислен Лермонтов.

Одну половину верхнего этажа, обращенного во двор, занимал госпиталь, а другую, выходившую окнами на плац, — рота гвардейских подпрапорщиков.

Плац был в середине сада, за ним — конюшни, манеж и двор выходившего на Вознесенский проспект (ныне просп. Майорова) дома, в котором жили дежурные офицеры.

Время, проведенное в Школе юнкеров, Лермонтов впоследствии назвал «двумя страшными годами». Жизнь здесь была однообразной и суровой. Каждый день начинался барабанным боем и проходил в маршировках, верховой езде в манеже, военных походах и караульной службе. Среда, окружавшая поэта, была далека от тех интеллектуальных интересов, которыми привык жить Лермонтов. В это военное учебное заведение поступала большей частью молодежь из аристократических семейств, материально хорошо обеспеченная. Все свободное время проводилось в кутежах и светских развлечениях. И хотя Лермонтов принимал участие в разных шалостях и затеях, взгляды и понятия юнкеров-аристократов были ему глубоко чужды.

Помимо изучения военных дисциплин, выездов летом на лагерные учения и участия в осенних маневрах юнкера изучали и общеобразовательные предметы: словесность, математику, историю, географию и др.

По заданию преподавателя словесности В. Т. Плаксина Лермонтов написал сочинение «Панорама Москвы». Поэму из кавказской жизни «Хаджи Абрек», написанную в Школе юнкеров, этот преподаватель прочитал однажды с кафедры, во время занятий, приветствуя в лице Лермонтова «будущего поэта России».

Во время пребывания в Школе юнкеров Лермонтов работал и над другими произведениями, в частности над пятой редакцией поэмы «Демон» и романом из времен восстания Пугачева, получившим впоследствии название «Вадим» (по имени главного героя). Но писать приходилось урывками, тайком от начальства.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Петербург. Садовая улица.
Литография К. П. Беггрова по рис. К. Ф. Сабата и С. П. Шифляра. 1820-е гг.

Следует сказать, что среди товарищей Лермонтова по юнкерской школе были все же и любители литературы, ценившие его дарование и гордившиеся им. Некоторые из них сохранили тетради с его рисунками и автографы произведений поэта.

В ноябре 1834 года Лермонтов был выпущен из Школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. К этому времени он, разносторонне образованный человек, обладал достаточно широким общим и военным кругозором.

Садовая улица, 61. Отмеченный мемориальной доской с барельефом дом, где жил М. Ю. Лермонтов в 1836—1837 годах (здесь им написано стихотворение «Смерть поэта»). Проезд на любом из автобусов, идущих по проспекту Майорова (остановка «Садовая улица»).

Во времена Лермонтова дом имел фронтон и три этажа, позднее были надстроены еще два этажа.

Весной 1836 года поэт, ожидая приезда из Тархан Е. А. Арсеньевой, писал ей: «Квартиру я нанял на Садовой улице в доме князя Шаховского, за 2000 рублей, — все говорят, что недорого, смотря по числу комнат...»

Сам он жил тогда в Царском Селе, где стоял его лейб-гвардии Гусарский полк.

Осенью того же года, по окончании летних военных учений, Лермонтов перебрался в Петербург на квартиру бабушки и жил здесь, уезжая в полк только на дежурство.

Вместе с ним жил крестник Е. А. Арсеньевой — Святослав Афанасьевич Раевский, который был шестью годами старше Лермонтова. Окончивший Московский университет, широко образованный и прогрессивно настроенный, Раевский служил сначала в Министерстве финансов, а затем в департаменте военных поселений. Он интересовался литературными замыслами Лермонтова. В черновой рукописи петербургского романа «Княгиня Лиговская» есть страницы, написанные рукой Раевского, возможно при его творческом участии.

По праздникам к ним присоединялся родственник поэта Аким Шан-Гирей, учившийся в артиллерийском училище. В своих воспоминаниях он отмечает, что С. А. Раевский «имел верный критический взгляд, его замечания и советы были не без пользы для Мишеля». В 1836 году при посредничестве С. А. Раевского Лермонтов познакомился с А. А. Краевским; впоследствии поэт активно сотрудничал в его журнале «Отечественные записки».

На половине квартиры, занимаемой Лермонтовым, обсуждались прочитанные книги и театральные постановки, велись горячие политические и философские споры; здесь и музицировали, играли в шахматы.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

ЛЕРМОНТОВСКИЕ МЕСТА ЛЕНИНГРАДА

1. Памятник М. Ю. Лермонтову работы Б. М. Микешина (Лермонтовский просп., 54)

2. Особняк Н. В. Арсеньева (угол ул. Союза печатников и Лермонтовского просп., 10а/8)

3. Дом, где написано стихотворение «Смерть поэта» (Садовая ул., 61)

4. Здание быв. Ордонансгауза (Садовая ул., 3)

5. Дом, в котором жили Виельгорские (пл. Искусств, 5)

6. Дом, где жили Карамзины (ул. Фурманова, 16)

7. Дом Хвостовой, в котором жил Лермонтов после первой ссылки (ул. Чайковского, 20)

8. Дом Энгельгардтов (Невский просп. 30)

10. Здание быв. Главного штаба (Дворцовая пл.)

11. Дом А. О. Смирновой (наб. р. Мойки, 78)

12. Памятник М. Ю. Лермонтову работы В. П. Крейтана (Сад трудящихся им. М. Горького)

13. Дом А. К. Воронцовой-Дашковой (Дворцовая наб., 30)

В конце 1836 года Лермонтов сильно простудился, был отпущен из полка домой и длительное время находился в квартире Е. А. Арсеньевой на Садовой улице. 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась весть о том, что А. С. Пушкин смертельно ранен на дуэли французом Ж. Дантесом. Лермонтова лечил в это время доктор Н. Ф. Арендт, навещавший умирающего великого русского поэта. От него Лермонтов и узнал обо всех обстоятельствах, предшествовавших дуэли, о предсмертных страданиях Пушкина.

Потрясенный гибелью Пушкина, Лермонтов написал сначала первую часть стихотворения «Смерть поэта», оканчивающуюся словами: «И на устах его печать». Через несколько дней после этого к нему заехал его родственник камер-юнкер Н. А. Столыпин, который жил неподалеку, в Никольском переулке (ныне ул. Мясникова). Он был одним из чиновников Министерства иностранных дел, служил под начальством графа К. В. Нессельроде, врага Пушкина. В споре с Лермонтовым, выражая отношение петербургских светских кругов, Н. А. Столыпин утверждал, что Дантес был не в состоянии поступить иначе и что иностранцы не могут быть судимы в России.

Охватившее Лермонтова чувство возмущения и гнева заставило его написать шестнадцать новых (заключительных) строк стихотворения «А вы, надменные потомки...».

Лермонтов смело назвал истинных убийц Пушкина — великосветскую знать. От имени передовой, мыслящей России поэт грозил убийцам судом истории, судом народа. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова», — писал впоследствии А. И. Герцен.

Набережная реки Фонтанки, 101. Дом С. И. Штерич, бабушки княгини М. А. Щербатовой, где Лермонтов бывал в 1839—1840 годах. Дом находится в той части набережной, которая расположена между Обуховым и Витебским мостами. На Садовой улице (остановка «Проспект Майорова») сесть в любой из трамваев, идущих к Невскому проспекту, и доехать до площади Мира, далее по Московскому проспекту дойти до Фонтанки и, не переходя Обухов мост, повернуть налево.

В лермонтовское время это был трехэтажный особняк с большим фронтоном и колоннами при входе. В дальнейшем дом перестраивался.

М. А. Щербатова, молодая вдова сослуживца Лермонтова, красивая и образованная, любившая литературу и музыку («поэтическая дружба» связывала ее с композитором М. И. Глинкой), высоко ценила творчество Лермонтова. Однажды поэт прочитал у нее поэму «Демон». «Мне ваш Демон нравится, я бы хотела с ним спуститься на дно морское и полететь за облака», — сказала Щербатова после чтения.

Увлеченный Щербатовой, Лермонтов говорил о ней А. П. Шан-Гирею: «Такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Ей поэт посвятил три стихотворения: «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Отчего» и «(М. А. Щербатовой)». Поэт особенно ценил смелость и независимость мнений Щербатовой, верность ее сердечным привязанностям:

Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит.

От дерзкого взора

Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.

За М. А. Щербатовой ухаживал также сын французского посла Э. Барант. Виновницей столкновения его с Лермонтовым на балу у Лавалей, повлекшего за собой дуэль, считали М. А. Щербатову, которая отдавала явное предпочтение поэту. А. И. Тургенев, уже после дуэли встречавшийся с ней, записал в своем дневнике: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова».

Садовая улица, 3. Здание бывшего Ордонансгауза. От набережной Фонтанки пройти до улицы Дзержинского и по ней выйти на Садовую улицу, далее на любом из трамваев, идущих в сторону Невского проспекта, доехать до остановки «Инженерная улица».

В трехэтажном здании, сохранившем по фасаду черты архитектурного стиля первой трети XIX века, Лермонтов находился под арестом после дуэли с Э. Барантом, состоявшейся 18 февраля 1840 года на Парголовской дороге, за Черной речкой.

Лермонтова поместили в комнате караульного офицера Ордонансгауза, и там он написал стихотворение «Соседка»:

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей,
И у двери стоит часовой!
Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки!..
Мы проснулись сегодня с зарей,
Я кивнул ей слегка головой.

По словам А. П. Шан-Гирея, который навещал Лермонтова, соседка эта действительно существовала, но она была «вовсе не дочь тюремщика, а, вероятно, дочь какого-нибудь чиновника, служащего при Ордонансгаузе, где и тюремщиков нет, а часовой с ружьем точно стоял у двери...». Есть свидетельства о том, что Лермонтов нарисовал и портрет этой девушки, подписав: «La jolie fille d’un sous-officier» (хорошенькая дочь унтер-офицера. — Ред.).

17 марта Лермонтов был переведен на Арсенальную гауптвахту (Литейный просп.), но вскоре его вернули обратно в Ордонансгауз, поместив на этот раз в особой комнате для «подсудимых офицеров».

Там и произошло знаменательное свидание Лермонтова с Белинским.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Петербург. Александринский театр.
Фрагмент литографии П. Иванова по рис. В. С. Садовникова. 1830—1835

«Недавно я был у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!.. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого», — писал критик В. П. Боткину в апреле 1840 года.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Е. П. Ростопчина.
Акварель П. Ф. Соколова. 1842—1843

После окончания военно-судного дела (в середине апреля) поручик Лермонтов был переведен в Тенгинский полк тем же чином.

Площадь Искусств (быв. Михайловская), 5. Дом, в котором жили графы Виельгорские. Лермонтов бывал у них на музыкальных вечерах (1839—1840 годах). Находится недалеко от здания бывшего Ордонансгауза.

Братья Виельгорские были хорошо известны среди музыкантов. Михаил Юрьевич, музыкальный деятель, композитор и меценат был близок к Пушкину и его окружению. Он интересовался и творчеством Лермонтова. Известно, в частности, что Виельгорский вместе с Жуковским читал поэму «Демон» (это было в октябре 1839 года).

В 1841 году Лермонтов писал в неоконченной повести «Штосс»: «У графа В(иельгорского) был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема; в числе гостей мелькало несколько литераторов и ученых; две или три модные красавицы; несколько барышень и старушек и один гвардейский офицер. Около десятка доморощенных львов красовалось в дверях второй гостиной и у камина; все шло своим чередом; было ни скучно, ни весело».

Уже после смерти Лермонтова М. Ю. Виельгорский написал несколько романсов на слова поэта: «Романс Нины» (из драмы «Маскарад»), «Отчего?» («Мне грустно») и «Тучи» («Тучки небесные»).

Улица Пестеля (быв. Пантелеймоновская), 11. Дом, где И. С. Тургенев впервые видел Лермонтова. От площади Искусств, вернувшись на Садовую улицу, дойти до Летнего сада и, перейдя мост через реку Фонтанку, пройти на улицу Пестеля.

Этот дом в лермонтовские времена был двухэтажным (еще два этажа надстроены позднее). На втором этаже сохранились балконы, хотя лицевой фасад дома несколько изменился (ворота находятся теперь с левой стороны). В целом, в отличие от соседних домов, фасаду присущи элементы архитектурного стиля первой трети XIX века.

Здесь, у княгини С. А. Шаховской, в конце 1839 года И. С. Тургенев, тогда молодой начинающий писатель, «весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров», наблюдал за поэтом: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ».

Улица Фурманова (быв. Гагаринская), 16. Дом, где жили Карамзины. По улице Пестеля дойти до улицы Фурманова и повернуть налево.

Это трехэтажное здание с полукруглым окном наверху, характерное для петербургских построек 20—30-х годов XIX века, хорошо сохранилось до наших дней.

Лермонтов в 1838—1841 годах был частым посетителем литературного салона Карамзиных. Здесь поэта встречали исключительно тепло, как своего человека. Душой салона была дочь писателя Н. М. Карамзина от первого брака — Софья Николаевна, умная и образованная.

«истинном оазисе литературных и умственных интересов». Сюда приходил и Н. В. Гоголь с первыми главами «Мертвых душ», и литератор Ф. Ф. Вигель с последней главой своих «Записок», и актер В. А. Каратыгин со своей новой ролью. Сам Лермонтов читал здесь повести, составившие роман «Герой нашего времени». Читал он в этом доме и «Демона».

С. Н. Карамзина в письме к сестре от 4 ноября 1838 года сообщала: «В субботу мы получили большое удовольствие — слушали Лермонтова (он у нас обедал), который читал свою поэму «Демон»... сюжет... новый, он полон свежести и прекрасной поэзии».

У Карамзиных Лермонтов был и в день отъезда во вторую ссылку на Кавказ в начале мая 1840 года. На этот раз друзья и знакомые собрались, чтобы проститься с поэтом. Он стоял у окна и задумчиво смотрел на Фонтанку. Над Летним садом по весеннему небу быстро двигались тучи... Тогда и родились эти строки:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Поэту было суждено еще раз приехать в столицу на очень непродолжительное время. Это было в начале 1841 года. Известно, что он снова посещал тогда Карамзиных и в альбом Софьи Николаевны написал стихотворение, начинающееся словами:

Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.

В альбомном экспромте Лермонтов заявил о своем переходе от патетически высокого романтизма к поэзии действительности, реалистическому изображению окружающей жизни.

В этот приезд в столицу Лермонтов подружился с поэтессой Е. П. Ростопчиной, которая постоянно бывала у Карамзиных, где они обычно и встречались. В своих воспоминаниях Ростопчина рассказывает о новом произведении Лермонтова «Штосс», которое осталось незаконченным. Судя по всему, Лермонтов собирался правдиво изобразить в нем демократический Петербург, предвосхитив произведения натуральной школы 40-х годов.

Вечером 12 апреля 1841 года у Карамзиных были проводы Лермонтова. Он встретил здесь Н. Н. Пушкину, и у него впервые состоялся искренний и сердечный разговор с вдовой великого русского поэта. Дочь Н. Н. Пушкиной от второго брака, А. П. Арапова, передает в воспоминаниях слова матери о Лермонтове: «Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу».

Улица Чайковского (быв. Сергиевская), 20. Первый из домов под этим номером, считая от Литейного проспекта. Дом Хвостовой, куда в 1839 году переехала Е. А. Арсеньева и где жил Лермонтов после первой ссылки. По улице Фурманова дойти до улицы Чайковского, повернуть направо, пересечь Литейный проспект и перейти на левую сторону улицы, где стоит этот, теперь четырехэтажный (в те времена было только два этажа), дом.

Адрес этого дома указан самим Лермонтовым в показаниях, которые он давал, находясь под арестом за дуэль с Э. Барантом. Тут поэт жил до отъезда во вторую ссылку на Кавказ, то есть до начала мая 1840 года.

В это время он много писал и печатался. В трех номерах журнала «Отечественные записки» появились его стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен», «Журналист, читатель и писатель», повесть «Тамань». Вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени». Слава Лермонтова росла. Белинский в письме к В. П. Боткину, восхищаясь Лермонтовым, отмечал, что «Пушкин умер не без наследника».

Расширялись связи Лермонтова с писателями. У В. Ф. Одоевского он познакомился с Е. А. Баратынским, у Карамзиных постоянно встречался с В. А. Жуковским и П. А. Вяземским — друзьями Пушкина.

Улица Воинова (быв. Шпалерная), 33. Дом, в котором Лермонтов и Е. А. Арсеньева жили в Петербурге в 1841 году во время последнего приезда поэта в столицу, не сохранился. Был он небольшой, находился неподалеку от улицы Чайковского, на месте дома 33 по улице Воинова (в то время Шпалерной).

До последнего времени считалось, что Елизавета Алексеевна из-за весенней распутицы не смогла приехать из Тархан в Петербург, чтобы повидаться с внуком. Теперь на основе архивных документов установлено: они встретились в этом доме. Отсюда 14 апреля 1841 года Лермонтов и уехал из Петербурга уже навсегда.

Угол улицы Салтыкова-Щедрина (быв. Кирочной) и Потемкинской (быв. Таврической), 48/13. Дом П. Н. Ахвердовой (урожд. Арсеньевой). С улицы Чайковского вернуться на Литейный проспект и, дойдя до улицы Салтыкова-Щедрина, повернуть налево.

В этом доме Лермонтов со своей бабушкой бывал с 1832 года.

Прасковья Николаевна, жена генерала Ф. И. Ахвердова, была умной и образованной женщиной, увлекалась живописью и музыкой. Она приходилась троюродной сестрой покойной матери поэта. Ее петербургский адрес («Ахвердов‹а› — на Кирочной») Лермонтов записал в одном из своих альбомов.

П. Н. Ахвердова во многих отношениях была для Лермонтова интересной собеседницей. С 1815 по 1830 год она жила в Тифлисе, где воспитывала Н. А. Чавчавадзе, ставшую женой А. С. Грибоедова.

Площадь Островского (быв. Александринская), 6. Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (быв. Александринский театр). Возвратившись с Потемкинской улицы на Литейный проспект и дойдя до улицы Петра Лаврова, сесть на трамвай и доехать до Невского проспекта (угол Садовой ул.). Отсюда через подземный переход и сквер Островского выйти к театру.

Когда Лермонтов приехал в Петербург, он был не только страстным театралом, но уже и автором трех пьес: «Испанцы», «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») и «Странный человек». Два года, проведенные в юнкерской школе, не способствовали близкому ознакомлению его с жизнью театрального Петербурга. Став офицером, с декабря 1834 года Лермонтов постоянно посещал театры, в частности Александринский, который предназначался для императорской драматической труппы, но первое время в нем шли и гастрольные спектакли, как драматические, так и оперные.

Спектакли в этом театре посещала самая разнообразная публика — и привилегированная и демократическая (мелкие чиновники, студенты, лавочники и ремесленники) . Эту пестроту и расслоение театральной толпы Лермонтов показал в третьей главе романа «Княгиня Лиговская», описывая разъезд из Александринского театра.

В том же произведении он упоминает о представлении на сцене театра оперы Обера «Фенелла» («Немая из Портичи»), большой успех которой у публики объяснялся не только ее музыкальными достоинствами, но и содержанием: в опере изображалось восстание итальянских рыбаков против вице-короля. Лермонтов хорошо знал «Фенеллу» и любил эту оперу, неоднократно слушал ее в Александринском театре. В «Княгине Лиговской» упомянуты и актеры, выступавшие в этом спектакле.

На одно из представлений «Фенеллы» приходят герои «Княгини Лиговской» — Печорин и чиновник Красинский. Именно здесь происходит их столкновение, дающее толчок к дальнейшей вражде.

Лермонтов усиленно хлопотал о том, чтобы поставить в Александринском театре свою драму «Маскарад», неоднократно переделывая ее по требованию цензуры. Однако «Маскарад» полностью появился на сцене прославленного театра лишь в 1917 году с Ю. М. Юрьевым в роли Арбенина.

Невский проспект, 30.

Сейчас в этом здании находится Малый зал Ленинградской филармонии имени М. И. Глинки, а тогда дом был известен «маскарадами у Энгельгардта», нашедшими отражение в драме Лермонтова.

Дом был разрушен во время Великой Отечественной войны фашистской бомбой. Большие восстановительные работы вернули ему прежний облик, и основной массив, построенный некогда Растрелли, сохранился.

Во времена Лермонтова дом принадлежал В. В. Энгельгардту, богачу, острослову и игроку, приятелю Пушкина по кружку «Зеленая лампа». Его сын, также Василий Васильевич, учился одновременно с Лермонтовым в Школе юнкеров, а позднее служил вместе с ним.

Энгельгардт-старший поручил архитектору П. Жако перестроить дом в модном тогда стиле классицизма. В верхнем этаже этого трехэтажного здания помещалась гостиница, а под нею залы, которые сдавались для устройства вечеров, концертов, маскарадов.

В доме Энгельгардтов бывали известные писатели, поэты, композиторы, выступали зарубежные музыканты и певцы. Маскарады посещала петербургская знать.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

В. Ф. Одоевский.
Акварель А. Покровского. 1844

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Дом Энгельгардта на Невском проспекте.
Фрагмент литографии П. Иванова по рис. В. С. Садовникова. 1830—1835

В драме «Маскарад» Арбенин приглашает князя Звездича:

Рассеяться б и вам и мне не худо.
Ведь нынче праздники и, верно, маскерад
У Энгельгардта...

А баронесса Штраль говорит об этих маскарадах решительно и резко:

Как женщине порядочной решиться
Отправиться туда, где всякий сброд...

С поразительной смелостью поэт выразил в «Маскараде» презрение и ненависть к высшему обществу, сорвав с него маску благопристойности. Аристократический Петербург выступил под пером Лермонтова как сборище интригующих женщин, светских сплетников, картежных игроков, нечистых на руку, бесхарактерных и злых людей.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

А. А. Краевский.
Портрет работы К. Турчанинова. Масло. 1845

Дом, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки». Находится недалеко от дома Энгельгардтов.

В этом здании редакция журнала А. А. Краевского находилась в 1839 году, позже она переехала в новое, на Невском же проспекте, помещение (не сохранилось).

Здание это было построено в 1834 году по проекту архитектора П. Жако. В центре его — Голландская церковь с фасадом в виде шестиколонного портика, завершенного лепным фронтоном и увенчанного небольшим куполом. С двух сторон к ней вплотную примыкают трехэтажные дома. Все это составляет единый архитектурный ансамбль.

Как уже упоминалось, произведения Лермонтова после его возвращения из первой ссылки на Кавказ печатались главным образом в «Отечественных записках». С Краевским, издателем журнала, у поэта вскоре установились дружеские отношения, и он постоянно бывал у него в редакции и дома.

В первых же книжках этого журнала Лермонтов занял одно из самых видных мест. Краевский, как и Белинский, оценил дарование Лермонтова и привлек его к деятельному участию в журнале, понимая, насколько это упрочит положение «Отечественных записок» и обеспечит успех среди читателей.

Нередко А. А. Краевскому стоило больших трудов проводить через цензуру произведения Лермонтова, в том числе повесть «Фаталист». А когда вышли в свет «Стихотворения М. Лермонтова» (1840), то Краевский заказал Белинскому большую критическую статью об этой книге для февральского номера «Отечественных записок» на 1841 год.

В конце 1840 — начале 1841 года имя Лермонтова, его произведения все чаще и чаще появлялись на страницах журнала. Поэт оставался неизменным и ведущим автором «Отечественных записок» до самой своей смерти.

Набережная реки Мойки, 12. Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина. От дома 20 пройти далее по Невскому проспекту, пересечь канал Грибоедова, улицы Софьи Перовской и Желябова и, не переходя Народный мост, повернуть направо по набережной Мойки.

Этот дом, в 1887 году отмеченный мемориальной доской, принадлежал княгине С. Г. Волконской. В результате реставрационных работ фасад здания принял облик пушкинского времени (в частности, восстановлен балкон над окнами кабинета).

Осенью 1836 года Пушкин поселился здесь с семьей в первом этаже. Отсюда 27 января отправился он на дуэль с Ж. Дантесом, здесь скончался 29 января 1837 года. Возможно, что в толпе тех, кто приходил проститься с великим русским поэтом, был и Лермонтов. Известный географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский утверждал, что он, десятилетним мальчиком, видел Лермонтова у гроба Пушкина.

Смерть Пушкина была всенародным горем, а стихотворение Лермонтова явилось первым и наиболее горячим на нее откликом. Оно произвело сильнейшее впечатление, потому что Лермонтов гневно назвал истинных виновников гибели великого русского поэта.

Сразу после смерти Пушкина стихотворение Лермонтова переписывалось и распространялось. «Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление», — вспоминал впоследствии В. В. Стасов.

Невский проспект, 18. Бывшая кондитерская Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта». Дом находится на углу Невского и набережной Мойки, куда нетрудно пройти, вернувшись обратно от Музея-квартиры А. С. Пушкина.

В трехэтажном здании с колоннами по фасаду первого этажа (не так давно реставрированном с целью придать ему вид, близкий к первоначальному) в 30-х годах прошлого столетия помещалась модная кондитерская, где и составлялись многочисленные списки стихотворения Лермонтова. Журналист и мемуарист В. П. Бурнашов вспоминал потом, как в кондитерской он списал «Смерть поэта» у В. С. Глинки.

Списки лермонтовского стихотворения попали в руки жандармов. Николай I также получил по почте один из них с надписью: «Воззвание к революции».

Было заведено дело о «непозволительных стихах», написанных корнетом лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтовым. Поэта арестовали.

Дворцовая площадь. «Смерть поэта». От дома 18 по Невскому проспекту пешком пройти в сторону Адмиралтейства и выйти на площадь.

Оно построено в 20-х годах прошлого века (архитектор К. И. Росси) для размещения Генерального штаба и Министерства иностранных дел и финансов. Дугообразным изгибом охватывая Дворцовую площадь, это здание составляет вместе с Зимним дворцом один из замечательнейших ансамблей города.

Известно, что к Лермонтову пускали только его камердинера, приносившего обед. Здесь, под арестом, на серой бумаге, в которую завертывали хлеб, поэт при помощи вина, печной сажи и спички написал несколько стихотворений, в том числе «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Сосед». Тогда же он переделал ранее написанное стихотворение «Желание» («Отворите мне темницу»). Появилась строфа:

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Стихотворение получило название «Узник». Лермонтов выразил в нем чувство одиночества, тюремную тоску.

25 февраля 1837 года военный министр Чернышев передал шефу жандармов Бенкендорфу «высочайшее повеление»: корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк, стоявший в Грузии. Поэт должен был отправиться в первую ссылку.

Набережная реки Мойки, 78. Дом А. О. Смирновой, которая послужила прототипом героини в повести «Штосс». От Дворцовой площади пешком пройти на Исаакиевскую площадь и, перейдя Синий мост, повернуть направо по набережной реки Мойки.

Хозяйка дома, Александра Осиповна Смирнова (урожд. Россет), одна из выдающихся женщин петербургского светского общества, находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем. Частым посетителем салона Смирновой стал с 1838 года и Лермонтов.

В неоконченной повести «Штосс» дан такой портрет Минской-Россет: «Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое, правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли».

Герой повести Лугин «бывал часто у Минской; ее красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением».

Сходство с внешним и внутренним обликом А. О. Смирновой в этих отрывках несомненно. Такой она была в годы знакомства с Лермонтовым.

Однажды, не застав Смирнову дома, Лермонтов взял ее альбом и написал стихи:


Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.

Без вас — хочу сказать вам много,
При вас — я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу!

Что делать? — речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано...
Все это было бы смешно.
Когда бы не было так грустно.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Петербург. Вид на Английскую набережную.
Литография. 1820-е гг.

Когда Лермонтов в 1840 году уезжал вторично в ссылку, А. О. Смирнова дала ему письмо к своему дяде, декабристу Н. И. Лореру, служившему в то время на Кавказе.

Дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом. Возвратившись с набережной реки Мойки на Исаакиевскую площадь, дойти до площади Декабристов и повернуть налево по набережной к этому дому (ныне здесь размещен Центральный государственный исторический архив СССР).

Дом на этом участке существовал еще в XVIII веке. В начале XIX века его приобрел граф И. С. Лаваль. Для него дом был капитально реконструирован в 1805—1810 годах архитектором Тома де Томоном. В 30-х годах в работах по внутренней отделке принимал участие А. П. Брюллов. Особняк сохранился до наших дней и представляет большую художественную ценность как образец гражданского зодчества эпохи классицизма.

Салон графини А. Г. Лаваль был в свое время одним из самых известных в Петербурге. Его посещали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, А. Мицкевич, А. И. Тургенев и другие литераторы. После возвращения из первой ссылки здесь стал бывать Лермонтов.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Дом Лавалей (наб. Красного Флота, 4)

По свидетельству Е. П. Ростопчиной, «спор о смерти Пушкина был причиной столкновения».

В ответ на слова Баранта, что он вызвал бы Лермонтова на дуэль, если бы находился во Франции, поэт отвечал, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и русские меньше других позволяют оскорблять себя безнаказанно.

Сад трудящихся имени М. Горького (быв. Александровский сквер у Адмиралтейства). Памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана. С набережной Красного Флота вернуться на площадь Декабристов и пройти в Сад, который тянется вдоль Адмиралтейского проспекта до Дворцовой площади.

— накинутая шинель.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Памятник М. Ю. Лермонтову работы В. П. Крейтана. 1896

На передней грани постамента надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову город С. -Петербург. 2-го октября 1814 г. — 15-го июля 1841 года». На правой боковой грани высечено четверостишие из стихотворения Лермонтова «Поэт»:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,

Во дни торжеств и бед народных.

Дворцовая набережная, 30. Дом А. К. Воронцовой-Дашковой, где 9 февраля 1841 года приехавший с Кавказа в отпуск опальный поэт был на балу, и «это нашли неприличным и дерзким». От Сада имени М. Горького до Дворцовой набережной и этого дома путь недолгий. Дом расположен за зданиями, занимаемыми Государственным Эрмитажем.

Хозяйка дома, графиня Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, была одной из самых красивых и заметных молодых женщин светского Петербурга тех лет. К ее портрету, литографированному Греведоном в Париже, Лермонтов написал стихотворение. Он создал индивидуальный образ светской красавицы, подчеркнув при этом все типическое для женщин данного круга:


По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!
То истиной дышит в ней все,

Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.

На балу у Воронцовых-Дашковых среди других гостей присутствовал и великий князь Михаил Павлович, брат Николая I. Он был крайне удивлен и недоволен появлением ссыльного поэта. Но А. К. Воронцова-Дашкова заступилась за Лермонтова, сказав, как вспоминал В. А. Соллогуб, что сама зазвала поэта

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

А. К. Воронцова-Дашкова.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР в Ленинграде

и тот не знал ничего о бале, и, наконец, апеллировала к правам хозяйки, стоящей на страже неприкосновенности гостей своих.

С большим трудом А. К. Воронцовой-Дашковой и некоторым друзьям Лермонтова удалось смягчить гнев дежурного генерала Главного штаба И. А. Клейнмихеля, грозившего немедленной высылкой поэта из Петербурга.

Лермонтов надеялся выйти в отставку и заняться исключительно литературой, однако 14 апреля 1841 года он вынужден был навсегда покинуть Петербург.

— «Сказка для детей», в которой он нарисовал замечательный облик Петербурга с такими присущими ему неповторимыми особенностями, как белые ночи, корабли на Неве и дворцы на набережных, хранящие память о значительных событиях прошлого:

Задумчиво столбы дворцов немых
По берегам теснилися, как тени,
И в пене вод гранитных крылец их
Купалися широкие ступени;

Волна следы смывала роковые...

Высоко оценил эту поэму Белинский, назвав ее самым зрелым и лучшим из творений Лермонтова.

Набережная Макарова, 4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, где находится наиболее полное собрание лермонтовских материалов. От Дворцовой площади идти через Дворцовый мост, мимо Центрального военно-морского музея, за которым расположено это трехэтажное, увенчанное башней здание с колоннами на втором этаже; оно построено в 1829—1832 годах (архитектор И. Ф. Лукини) как Таможня.

Лермонтовский зал Литературного музея Пушкинского Дома посвящен жизни и творчеству поэта. Здесь экспонированы его прижизненные портреты, а также портреты друзей и знакомых (Н. Ф. Ивановой, А. О. Смирновой, В. Ф. Одоевского, В. А. Жуковского, И. С. Тургенева, С. Н. Карамзиной, А. А. Краевского, Е. П. Ростопчиной и др.); первые журнальные публикации произведений Лермонтова, издания его сочинений, иллюстрации (в оригиналах) известных художников (Б. М. Кустодиева к «Песне про... купца Калашникова», В. А. Серова и М. А. Врубеля к «Демону», М. А. Зичи к «Герою нашего времени» и др.). Здесь же можно видеть и личные вещи поэта (карандаш, вынутый из кармана его сюртука после дуэли, эполеты, кинжал, шашку, бумажник и др.).

Большой интерес представляют картины (масло, акварель) и карандашные рисунки Лермонтова, который был талантливым художником.

Здесь можно видеть картины, созданные в 1837—1838 годах. Это — «Воспоминание о Кавказе», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты», «Кавказский вид с верблюдами», «Черкес», а также более ранние — портрет легендарного предка герцога Лермы (масло) и рисунки «Отряд древних воинов» (акварель), «В. А. Лопухина» (акварель) и др.

Почти все прижизненные портреты Лермонтова (за немногими исключениями) хранятся также в Литературном музее Пушкинского Дома и экспонированы в Лермонтовском зале.

Среди них портрет поэта в детском возрасте, написанный неизвестным художником (масло). Лермонтов стоит, облокотившись на стол, он в красной курточке, шитой золотом.

В лейб-гвардии Гусарского полка вицмундире и накинутой на плечо шинели с меховым воротником изображен поэт художником Ф. О. Будкиным.

в мундире лейб-гвардии Гусарского полка, выполненный А. И. Клюндером в 1839 году; другой портрет его же работы хранится в фондах музея (1838).

Наиболее интересным является карандашный профильный портрет, сделанный с натуры однополчанином Лермонтова Д. П. Паленом после сражения при Валерике в июле 1840 года. Поэт в фуражке, с небольшими баками, с расстегнутым воротником, без эполет. Это единственный профильный портрет Лермонтова.

Внимание посетителей, несомненно, остановит и портрет работы К. А. Горбунова (1841) — последний прижизненный портрет. Это — акварель, на которой Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка с красными отворотами и отогнутым воротником, без эполет, в черном шейном платке, с шашкой через правое плечо.

На смертном одре изобразил поэта Р. К. Шведе (масло) на другой день после кончины.

Таким образом, Литературный музей Пушкинского Дома обладает чрезвычайно ценным, уникальным собранием лермонтовских материалов.

В тревожные осенние дни 1917 года лермонтовский фонд отправили из Петрограда в Москву и Саратов.

После возвращения в 1921 году рукописи, книги, картины, рисунки, памятные вещи были распределены по соответствующим отделам Пушкинского Дома.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Ленинград

Лермонтовский зал в Литературном музее Пушкинского Дома

Лермонтовский зал открылся в 1922 году, экспозиция его постепенно пополнялась поступлениями из частных коллекций. В 1927 году ее переместили в новое помещение Пушкинского Дома, на набережной Макарова.

Когда готовилась выставка к столетию со дня смерти поэта, многие материалы были вывезены в город Пушкин для экспозиции в Екатерининском дворце. Но началась война, часть экспонатов — реликвии, которые не удалось вывезти, — осталась на оккупированной врагом территории и погибла, пропала. В послевоенные годы лермонтовский фонд Пушкинского Дома значительно пополнился за счет поступлений из Москвы, закупок и даров.