Миллер О.В.: По лермонтовским местам
Лермонтово (Тарханы)

Лермонтово
(Тарханы)

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Лермонтово (быв. Тарханы) — село в Белинском районе Пензенской области. Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». В 35 километрах от железнодорожной станции Белинская (в городе Каменке) и 17 километрах от города Белинского (быв. Чембара).

В XVIII веке одно время село относилось к «Тамбовской губернии, Кирсановской округе, Чембарскому уезду». Тогда оно называлось «Никольское, Яковлевское тож». Название Тарханы — истинно лермонтовское. «Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде... у бабушки, вот тебе адрес на случай, если ты его не знаешь», — сообщал Лермонтов в 1836 году С. А. Раевскому.

Теперь сюда можно проехать и со стороны Пензы, и со стороны Тамбова по автотрассе, почти полностью совпадающей со старинным трактом, по которому Е. А. Арсеньева не раз ездила с внуком в губернский город Пензу, в Москву. Город Каменка также на этой дороге.

Лермонтово расположено двумя длинными порядками по берегам речки Милорайки (Марарайки). При въезде в село по обе стороны дороги выстроились теперь современные дома новой усадьбы совхоза, носящего имя поэта, здания средней школы, столовой, магазинов, комбината бытового обслуживания. Есть тут Дом культуры, узел связи.

Два старых порядка (ул. Овсянка, Бугор, Ильинка, Яшинка — названия уходят в далекий XVIII век) сохранили свою форму, но вид их вполне современный: давно нет «изб дымных, черных».

В окрестностях села сохранилось многое, связанное с памятью о поэте. Расположенная к востоку от барской усадьбы роща Долгая упомянута в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен». Лермонтову в предпоследний год жизни вспоминалось «молодого дня за рощей первое сиянье». В небольшую Дубовую рощу в летние праздники ходили «всей дворней, Михаил Юрьевич впереди всех».

Напротив въезда в село высится колокольня церкви Михаила Архистратига. Рядом — здание часовни, в которой покоится прах поэта. Это второй комплекс музея.

Усадьба Арсеньевой. Осмотр обычно начинают с главной и самой значительной части заповедника — с бывшей барской усадьбы. Для этого нужно пройти к плотине перед прудом. Здесь вход на территорию усадьбы.

У входа на двух досках надписи: «Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» и

...Пускай историю страстей
И дел моих хранят далекие потомки.

Многозначительный и ко многому обязывающий стих. Задача музея — не только бережно сохранять памятные лермонтовские места, но и изучать историю жизни и творчества поэта.

Обсаженная густыми ветлами плотина выводит на широкую зеленую поляну в центре усадьбы. Здесь стоят барский дом, «деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской», небольшая церковь Марии Египетской, а также заново восстановленные дом ключника и людская изба.

Справа от дороги, ведущей к центральному архитектурному комплексу, напротив одной из аллей парка, что рядом со зданием научной части музея, в 1985 году был воздвигнут памятник Лермонтову по проекту скульптора О. Комова и архитектора Н. Комовой. Изображен момент поэтического размышления. Лермонтов, в простой одежде, а не в привычном офицерском мундире, сидит в непринужденной позе. Подчеркнута слитность его поэтических представлений с окружающей природой и усадебной обстановкой.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Усадьба занимает свыше 70 гектаров. Почти посередине ее разрезает долина речки Милорайки (Марарайки), перегороженной плотиной еще в XVIII веке. К дому примыкает старый парк с тремя садами (Дальним, Средним, Круглым) и четырьмя прудами (Большим, Средним, Верхним, или Барским, и Малым).

В парке каждая дорожка ведет к памятному лермонтовскому месту.

У Среднего сада («сада с разрушенной теплицей») стоит могучий дуб, его когда-то посадил Лермонтов. Земляная дамба приводит в Круглый сад к двухсотлетним липам, оставшимся от большой аллеи, связывавшей сад с Дубовой рощей. У начала дамбы — углубление, живописно обросшее черемухой, акацией. Здесь в лермонтовское время стояла беседка.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ТАРХАНЫ»

1. Главный вход на территорию музея-заповедника

2. Административное здание музея-заповедника

3. Дом-музей М. Ю. Лермонтова

5. Дом ключника

6. Людская изба

7. Памятник М. Ю. Лермонтову

8. Дуб, посаженный М. Ю. Лермонтовым

9. Траншеи — место военных игр М. Ю. Лермонтова

10. Церковь Михаила Архистратига

11. Фамильная часовня Арсеньевых, где похоронен М. Ю. Лермонтов

12. Могила Ю. П. Лермонтова

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
Беседку тайную, где грустные мечты
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
Там некогда стоял алтарь и муз и граций,
И куст прелестных роз, взлелеянных весной.
Там некогда, кругом черемухи млечной

Шутил подчас зефир и резвый и игривый...

Своеобразна и восточная окраина усадьбы — Дальний сад. В него ведет длинная аллея лип, восстановленная несколько лет назад. В центре сада кругом посажены липы. От кольцевой дорожки лучами расходятся восемь аллей, обсаженных липами и вязами. Весной в саду густо зацветают яблони, вишни, груши, буйно разрастается многотравье, где

...росой образганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,

Приветливо кивает головой...

По центральной аллее сада перспектива четко направлена на церковь Марии Египетской. Это не случайно — на этом месте когда-то стоял главный усадебный дом, и все основные видовые линии парка проектировались на него. Дом был сломан в 1818 году.

Е. А. Арсеньева приобрела «село Никольское, Яковлевское тож», возникшее в начале XVIII века, 13 ноября 1794 года у И. А. Нарышкина. Барский дом в центре села, на месте теперешней церкви Михаила Архистратига, пустовал. Новым хозяевам он не понравился, решили разбить барскую усадьбу на новом месте. Место было выбрано за восточной окраиной села на берегу пруда. Были построены большой одноэтажный господский особняк, службы, хозяйственные помещения. Строительство на усадьбе продолжалось долго — был разбит парк, к центральной части усадьбы примкнули два новых пруда.

Имение у Арсеньевой было большое, она стремилась сделать хозяйство доходным. Крестьяне были переведены с оброка на барщину. Они пахали, сеяли, но и занимались скупкой и перепродажей меда, воска, сала, овчины — «тарханили». Это и дало селу новое название, которое появилось в начале XIX века.

его после смерти дочери и в память о ней воздвигла церковь Марии Египетской.

Это единственное здание на усадьбе, которое дошло до нас в своем первозданном виде.

Бывший барский дом. Деревянный с мезонином дом, в котором Лермонтов жил в 1818—1827, 1828, 1836 годах, многое претерпел. После смерти Арсеньевой его пытались разобрать, а в 1908 году он сильно пострадал от пожара, но потом был восстановлен. В 1973 году дом реставрировали с максимальным приближением к виду лермонтовского времени.

«Лермонтов в Тарханах» — так называется экспозиция, развернутая в доме. Это предметы быта, картины, книги, рукописи. Ампирные кресла карельской березы с их классическими формами, ломберные столики красного дерева, бронзовые с позолотой канделябры и бра в зале; черная лакированная мебель, стены, украшенные полотнами голландских художников и гравюрами знаменитых мастеров, в гостиной и чайной; мебель стиля «Жакоб» в столовой — все это вводит в обстановку детских лет поэта. Правда, эти экспонаты не являются мемориальными и не отображают точно обстановку дома, нам почти не известную, но они хорошо дают почувствовать дух того времени (Е. А. Арсеньева в своем завещании 1845 года упоминала «господский дом со всеми службами, посудою разного качества...»). Вход в дом через небольшие сени.

Передняя. Здесь выставлены «Геометрический план... села Никольского, Яковлевского тож. Межевание 1782 г., проверенное в 1800 г.» и литография М. Рудкевича «Тарханы. Общий вид усадьбы» (1842). Это копии наиболее близких ко времени Лермонтова документов, свидетельств о Тарханах.

Зала. Фамильные портреты знакомят посетителей со всеми членами семьи поэта. Строгой, уверенной и загадочной предстает Е. А. Арсеньева; хрупкой, нежной и страдающей — М. М. Лермонтова; красивым и исполненным достоинства — Ю. П. Лермонтов. Трехлетний Лермонтов, еще совсем ребенок, позирует старательно, в руках держит лист бумаги и карандаш.

— автограф Лермонтова из московских тетрадей: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

На столе разложены завещание Е. А. Арсеньевой 1817 года и воспроизведение некоторых рукописей Лермонтова. Так раскрывается одна из важнейших биографических тем — семейная драма. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом (по завещанию Арсеньевой внук должен был оставаться при ней до полного совершеннолетия, только при этом условии он становился ее наследником). Это в какой-то мере отразилось в драмах «Menschen und Leidenschanften» («Люди и страсти»), «Странный человек», нашло отзвук в лирике.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя:

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Тарханы. Вид дома и церкви Марии Египетской

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Тарханы. Дом-музей. Рояль.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Тарханы. Дом-музей. В зале.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Платок, принадлежавший матери поэта

. Здесь собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые все чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом. В гостиной теперь выставлены номера газет «Северная пчела» и «Русский инвалид» с известиями о восстании на Сенатской площади в Петербурге. На стенах — портреты Д. А. Столыпина, М. М. Сперанского, Н. С. Мордвинова (на его дочери был женат другой брат Арсеньевой — сенатор А. А. Столыпин, просвещенный, передовой деятель своего времени).

Все говорит о том, что до Тархан доходили отзвуки всех важнейших общественно-политических событий.

Столовая. Ее стены по обычаям того времени украшены гравюрами и литографиями. Но это не случайные картинки. На трех стенах портреты героев Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, А. Е. Ермолова, лубочные карикатуры на французов, гравюры «Сражение при Бородине» и «Пожар Москвы». Изобразительный материал дает представление об эпохе патриотического воодушевления, охватившего все слои русского общества во время войны 1812 года и после нее. Многое мог услышать в тарханском доме Лермонтов от героя Бородинского сражения Афанасия Алексеевича Столыпина, часто приезжавшего к своей сестре.

«Водонос» и «Кахетинка» (литографии К. Беггрова), «Уздень, или благородный черкес Большой Кабарды» (гравюра по рисунку Е. Карипева), «Гора Бештау» (акварель Гейслера). После того как Лермонтов мальчиком съездил в Пятигорье, кавказская тема постоянно занимала его.

Классная комната. В специально отведенной для занятий маленького Лермонтова науками комнате можно увидеть второй его портрет, выполненный неизвестным художником в 1820—1822 годах. Он заставляет вспомнить свидетельство художника М. Е. Меликова о Лермонтове: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание... Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой».

Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги Милота и Карамзина по истории, «Зрелище вселенныя на французском, российском и немецком языках», «Ручная математическая энциклопедия», подаренная бабушкой «Книга хвалений, или псалтирь» (на развороте обложки — воспроизведение детского автографа поэта), книги для чтения, географический глобус и другие школьные принадлежности дают представление о предметах, которыми Лермонтов занимался.

«Сашка»:

И Саша мой любил его рассказ
Про сборища народные, про шумный
Напор страстей и про последний час
Венчанного страдальца...
Парижскою толпою много раз
Носилося его воображенье...

Рисунок «Наполеон на коне» (начало XIX века) и английская гравюра «Казнь Людовика XVI» (1795) здесь отражают интерес Лермонтова к этой теме.

Одаренный от природы многими талантами, Лермонтов еще в детстве разносторонне проявлял свои способности: лепил целые сцены из крашеного воска по гравюрам из книги «Описание военных действий Александра Великого, царя Македонского», рисовал акварелью и карандашом. В экспозиции представлены копии детских акварелей Лермонтова, его подлинный рисунок в альбоме Нарышкиных, книга об Александре Македонском.

— книги А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, французских писателей были ему знакомы с детства.

Одна книга особенно ценна — первое издание главы третьей пушкинского «Евгения Онегина» (Спб, 1827). Книга найдена в Тарханах у одного из местных жителей — к его родителям или дедам она могла попасть только из барского дома (правда, установить, при каких обстоятельствах это случилось, не удалось).

В Тарханах жил подросток, чуткий к красоте природы и тончайшим оттенкам человеческих переживаний, с живым воображением и поэтическим восприятием действительности. В 1827 году бабушка повезла его в Москву для продолжения образования. А лето следующего года он провел в Тарханах. В это время Лермонтов написал свою первую поэму — «Черкесы». Воспроизведение рукописи включено в экспозицию.

Комнаты Лермонтова. В 1828 году юный Лермонтов провел в Тарханах летние каникулы и написал здесь свои первые произведения.

«отпуск по домашним обстоятельствам» корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова в Тарханах у бабушки. Этому в основном и посвящена экспозиция в его комнатах, расположенных на южной стороне мезонина. Стены здесь выкрашены в желтый цвет, упомянутый в стихотворении «Первая любовь». В комнатах Лермонтова выставлены и три сохранившиеся вещи тарханского дома: два кресла, обитые желтым штофом, и зеркало.

В первой комнате поэта находится копия с одного из лучших его прижизненных

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Тарханы. В доме-музее. Личные вещи М. Ю. Лермонтова.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Классная.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Комната поэта

— работы Н. Е. Заболотского (1837). Выставленные здесь вещи характеризуют Лермонтова того времени, когда он приехал в отпуск. Трубка, портсигар, орехового дерева шкатулка — это вещи Лермонтова-гусара. Рядом несколько портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка из той серии акварелей, что когда-то они сами заказали художнику А. И. Клюндеру. Среди этих портретов — изображения однополчан А. Г. Реми и П. П. Годеина, принадлежавшего к тем друзьям Лермонтова, которые, по словам современников, «чтили в нем поэта и гордились им».

Известно, что еще в конце 1850-х годов в комнатах Лермонтова в запертом красного дерева со стеклами шкафу стояли на полках книги, принадлежавшие поэту. Они не сохранились. Но что́ читал Лермонтов, установить во многом удалось, издания того времени собраны и выставлены для обозрения.

О незаурядном таланте Лермонтова-художника дает представление его живописное полотно «Кавказский вид возле селения Сиони». Картина написана маслом в 1837 или 1838 году для бабушки.

Вторая комната обставлена как рабочий кабинет поэта. Центральное место занимает старинный письменный стол с книгами и рукописями, над ним — портреты любимых писателей: А. С. Пушкина (гравюра Н. Уткина с оригинала О. Кипренского), Байрона (литография Бове с оригинала Баратира), Вальтера Скотта (литография Зенефельдера с оригинала Деля).

Рукописи (воспроизведение авторизованных копий и автографов) рассказывают о тарханской зиме 1836 года, важной в творческой судьбе Лермонтова. Он создает произведения чисто русской тематики, серьезно задумывается над социальными вопросами, о месте России в общеевропейском духовном развитии, пытается создать образ современного героя. В Тарханах, как считают литературоведы, Лермонтов работал над поэмами «Тамбовская казначейша» и «Сашка», драмой «Два брата», стихотворением «Умирающий гладиатор».

«Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона лежат авторизованная копия стихотворения «Умирающий гладиатор» и личная бронзовая печатка, стоит чернильница поэта.

Комнаты Е. А. Арсеньевой. На другой стороне мезонина расположены комнаты бабушки поэта. Экспозиция отражает некоторые черты характера тарханской помещицы, но главным образом — отношение Арсеньевой к внуку и (через ее восприятие) некоторые события в жизни поэта.

Е. А. Арсеньева была энергичной женщиной, полновластной хозяйкой Тархан. В ее первой комнате можно увидеть журналы и книги по сельскому хозяйству. Вместе с ревизскими сказками они характеризуют уклад жизни помещичьей усадьбы того времени. Портрет Екатерины II (гравюра Н. Уткина с оригинала В. Боровиковского, 1827) и виды Царского Села (литографии Шульца и Головина) говорят о вкусах и привязанностях тарханской помещицы.

Внука своего она любила беззаветно. Отпуск Лермонтов получил 20 декабря 1835 года и выехал из Петербурга в Тарханы через Москву. Арсеньева с нетерпением ждала его. Об этом рассказывают ее письма. О приезде Лермонтова она писала 17 января 1836 года: «Миша приехал ко мне накануне нового года. Что я чувствовала, увидя его, я не помню, и была как деревянная, но послала за священником служить благодарный молебен. Тут начала плакать, и легче стало».

— изображение женщины средних лет с лицом умным и привлекательным. Портрет очень напоминает Елизавету Алексеевну. Рядом с письмами разложены экземпляр «Библиотеки для чтения» за 1835 год с публикацией поэмы «Хаджи Абрек», первый сборник стихотворений Лермонтова, первое издание «Героя нашего времени».

Арсеньевна интересовалась творчеством Лермонтова и после чтения поэмы «Хаджи Абрек» удовлетворенно писала внуку: «Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные, а всего лучше меня утешило, что тут нет нонешней модной неистовой любви, и невестка сказывала, что Афанасью очень понравились стихи твои и очень их хвалил, да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия, все, что до тебя касается, я неравнодушна, уведомь, а коли можно, то и пришли через почту».

Во второй комнате стоит комод М. М. Лермонтовой, здесь же парадный носовой платок Е. А. Арсеньевой с вышитым на нем гербом Столыпиных. Внимание привлекает икона старинного письма, копия с работы Симона Ушакова «Спас нерукотворный», с надписью внизу по-древнегречески: «Святой с нами бог». Рассказывают, что это фамильная икона Столыпиных, ею была благословлена Елизавета Алексеевна дедом своим при выходе замуж, что перед ней она ежедневно склонялась в молитве. В 1841 году страшный удар обрушился на Арсеньеву. «И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а он все-таки его не спас», — сказала она с горьким упреком и приказала унести икону в сельскую церковь.

Образная. Еще одна маленькая комната рядом с девичьей на первом этаже, где находится другая икона — «Андрей Первозванный». Есть сведения, что эта икона была в Тарханах уже в начале XIX века.

. Небольшой комнатой при выходе с западной стороны заканчивается осмотр экспозиции в бывшем барском доме. Здесь жили горничные девушки. В комнате соответствующая обстановка: грубые лавки, полки с утварью, лубочные картинки. Девушки занимались прядением, тканьем, вышиванием. В экспозиции представлены изделия крепостных мастериц: вышивки бисером, домотканые дорожки и холсты, браное полотенце.

Дворовые оказывали большое влияние на поэта в детстве. В их сказках про «волжских разбойников», преданиях о Степане Разине и Пугачеве жили извечная мечта о воле, вера в могучую народную силу. Не случайно с образом Еруслана Лазаревича — героя народного эпоса — соотнесены размышления Лермонтова о судьбах Родины: «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем. Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем двадцать лет и спал крепко, но на двадцать первом году проснулся от тяжкого сна — и встал и пошел... и встретил он тридцать семь королей и семьдесят богатырей и побил их и сел над ними царствовать. Такова Россия».

В лермонтовское понятие отчизны, народа навсегда вошли знакомые с детства образы крестьян, русской деревни, родной природы.

Мир тарханской деревни времен Лермонтова раскрывается в экспозиции этого дома.

Сам домик заставляет вспомнить о человеке, который долгое время опекал Лермонтова, был ему предан. Здесь жил Андрей Иванович Соколов, дядька поэта.

Среди бумаг Третьего отделения сохранилась следующая. Писал С. А. Раевский: «Андрей Иванович! Передай тихонько эту записку и бумаги Мишелю. Я подал эту записку министру. Надобно, чтобы он отвечал согласно с нею, и тогда дело кончится ничем...» Это адресовалось А. И. Соколову. Раевский просил передать арестованному поэту черновик объяснения «о связи его с Лермонтовым и о происхождении стихов на смерть Пушкина». Видно, что Соколов — крепостной слуга — пользовался доверием и уважением друга Лермонтова.

—1875) с двухлетнего возраста. Андрей Иванович заботился о нем, сопровождал в Москву, Петербург и на Кавказ. О высоких нравственных качествах А. И. Соколова и полном доверии к нему поэта свидетельствуют воспоминания А. П. Шан-Гирея.

В 1867 году Тарханы посетил пензенский журналист. В очерке о Тарханах он рассказал о Соколове: «На дворе, в ста шагах от дома, построен маленький флигелек, где давно проводит грустные дни бывший слуга Лермонтова, дряхлый, слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, о котором одно воспоминание до сих пор приводит в волнение его престарелое существо. Если вы спросите у него, помнит ли он своего барина? — Андрей Иванович привстанет с своего места и весь задрожит. Он хочет говорить, но слова мешаются, он не в силах выразить вам все, что в один раз желал бы передать вам. «Портрет, —усиливается он произнести, — портрет...» И несет показать вам сделанный масляной краской снимок лица, чей образ ему так мил и дорог».

В доме ключника экспонаты отражают уклад жизни народа на основе подлинных тарханских материалов. Большинство бытовых предметов было собрано в селе Лермонтово, у потомков крепостных.

Экспозиция включает предметы, непосредственно связанные с Тарханами. На гравюре М. Рашевского по рисунку И. Панова (1881) и картине Н. Гарднера (1881) дом ключника виден в ансамбле тарханской усадьбы.

Остаток могучего вяза, на котором устраивали качели, — тоже часть экспозиции. Он напоминает о строках Лермонтова в наброске повести «Я хочу рассказать вам»: «Среди двора красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака; мальчишки били в ладони, когда пугливые девы начинали визжать, — и всем было очень весело».

Предметы, найденные при раскопках на месте дома ключника перед его восстановлением, — остатки стеклянной и керамической посуды, фигурка шахматного коня, детали отделки дома — помогают представить этот флигель во всей его исторической конкретности.

В первой комнате — предметы крестьянского обихода: сшитая из домотканой холстины повседневная одежда, домашняя утварь, орудия труда, которыми пользовались в поле, на гумне, в долгие зимние вечера при свете лучины. Они демонстрируются на фоне документов из истории Тархан, рисунков Лермонтова, литографий с изображением внутреннего вида крестьянской избы, сцен из деревенской жизни.

С челобитной служилых дворян Петру I с просьбой о выделении в собственность (1701) местных земель начинается писаная история Тархан. Купчая от 13 ноября 1794 года, прошение Е. А. Арсеньевой о вводе во владение имением, ревизские сказки — это небольшие, но достоверные частицы истории, известной Лермонтову. Имена тарханских дворовых и крестьян, знакомых поэта, перечислены не только в ревизских сказках, но и в церковных метрических книгах. Среди них — имена А. И. Соколова и его жены, Дарьи Куртиной. Полагают, что они стали прототипами верного слуги Ивана и злой ключницы Дарьи в драме «Люди и страсти».

Рисунки Лермонтова («Крестьянские

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Тарханы. Дом ключника

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Пруд в Тарханах

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

типы», «Крестьянин под деревом», «Тройка у постоялого двора») позволяют увидеть крестьянский мир глазами поэта.

Важный и трогательный факт отмечен в церковной метрической книге: несколько человек записались вольноотпущенными Лермонтова. Известно, что Лермонтов владел только шестнадцатью семьями дворовых, унаследованными от матери. Восемь семей в полном составе были им отпущены на волю.

Вторая комната дома ключника посвящена крестьянскому искусству. Тарханские жители открыли Лермонтову неиссякаемый источник поэзии в песнях, хороводах, играх. Народная душа выражалась в ярких красках одежды, причудливых орнаментах платков, сложном узоре прялок. Праздничная русская и мордовская одежда, искусные поделки крестьян довольно широко представлены в этой комнате.

«Семик» (конец XVIII — начало XIX века), акварель «Русская пляска» (первая четверть XIX века). Тут вспоминается:

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом...

Но за бытовой, внешней стороной крестьянского мира Лермонтов сумел рассмотреть и его высокую духовность.

Лермонтов встречал здесь крестьян не только из Тархан, но и из соседних деревень. Бывал он здесь немало раз — у причастия и исповеди, при крещении младенцев, присутствовал и на «благодарном молебне», устроенном Е. А. Арсеньевой в честь его приезда в Тарханы 31 декабря 1835 года. Сейчас церковь — часть музейного комплекса.

В экспозиции на фоне церковной обстановки представлены документы, вводящие в круг лиц, а также в курс событий, с которыми будущий поэт знакомился в церкви Марии Египетской, — метрические книги, церковные ведомости, экземпляры царских указов и распоряжений, бывших на руках тарханских священников. В церкви сейчас много местных икон. Особый интерес вызывает икона XVII века со святцами на ноябрь — месяц, когда отмечался Михайлов день.

Первая запись о Лермонтове сделана в марте 1815 года в книге, которая велась еще в Никольской церкви. Лермонтов упомянут в ней как бывший у исповеди и причастия со своими родителями, в возрасте «полугоду». Интересна страница в другой книге — в 1821 году Лермонтов записан в качестве воспреемника (крестного отца) у пяти младенцев — детей тарханских дворовых.

Далеко не однозначное отношение к церкви со стороны народа не осталось незамеченным Лермонтовым. Хотя без церкви и священника не обходилось ни одно важное событие в жизни крестьянина, простой человек был, в сущности, равнодушен к «слову божьему», раздававшемуся с амвона. Известна была и далекая от святости жизнь священнослужителей.


Пьяный поп, отец Евсей,
Запинаясь, важным тоном
Поучал своих детей;
Лишь начнет — хоть плачь заране...

Только кончит — все миряне
Отправляются в кабак.

Сведения для характеристики тарханских священников содержатся в церковных документах. Сохранилось «Дело о задолженности 25 рублей денег Федора Макарова, о пьянстве, непорядочных поступках священников села Яковлевское, Тархан тож» (1819). К 1827 году относится «Дело о пьянстве, исправлении в нетрезвом виде священнослужения и немогуществе совершить крещение, о вздорном и неудержном поведении» священника Василия Карпова. С приездом Лермонтова в Тарханы летом 1828 года совпало следствие по делу ссоры и драки, затеянных священником, дьяконом и пономарем во время молебна в доме крестьянина Матвея Родионова. В 1829 году в духовное правление от тарханских крестьян поступило прошение об удалении из села священника Василия Карпова за дурное поведение. В указах Пензенской духовной консистории за 1836 год упоминается «Просительное письмо помещицы Елизаветы Арсеньевой о развратной жизни священника Григория Воронова».

Через церковь доводились до народа сведения о важнейших политических событиях. Каждый год 25 декабря в церкви совершался благодарственный молебен в честь победы русского оружия в войне 1812—1814 годов, когда народ отразил «нашествие галлов и с ними двунадесяти языков». После восстания декабристов среди крестьян упорно распространялись слухи о скором даровании воли. Поэтому вышел манифест: «Все состояния в государстве, в том числе и поселяне, как казенные, так и помещичьи крестьяне и дворовые люди, во всей точности должны выполнять все обязанности, законами предписанные, и беспрекословно повиноваться установленным над ними властям». В течение полугода манифест читался и в тарханской церкви. Эти события не могли не оставить следа в памяти Лермонтова.

Русский народ, «этот сторукий исполин», во всей своей многоликости и величии предстает в литературной экспозиции «Люблю отчизну я...», размещенной здесь. Пять произведений поэта — «Вадим», «Предсказание», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Родина» — в ее основе.

В незавершенном юношеском романе Лермонтова, известном под названием «Вадим» (по имени главного героя), народ — слепая и буйная сила, все сокрушающая на своем пути, хотя поэт, если не оправдывал, то уже понимал истинные причины народного гнева. «Умы предчувствовали переворот и волновались, каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь могла смыть эти постыдные летописи», — читаем в романе.

Поэт выражал уверенность, что народ в состоянии смести существующий порядок:


Когда царей корона упадет...

И перед его взором вставали картины всеобщей жестокой расправы и опустошения.

Иначе звучит тема народа в стихотворении «Бородино». В образе рассказчика, простого солдата, воплощен национальный русский характер, противопоставленный Лермонтовым новому, бездействующему поколению:

— Да, были люди в наше время,

Богатыри — не вы!

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов обратился к прошлому, к эпохе Ивана Грозного, неоднократно запечатленной в русском фольклоре. Размышляя о нравственных и политических вопросах своего времени, Лермонтов столкнул в «Песне» самодержавие и народ. Разрешение конфликта трагично — главный герой погибает. Но моральная победа остается за ним, в борьбе за справедливость он выше не только царского любимца, но и самого царя. Простой человек у Лермонтова становится носителем высшей нравственности, олицетворением героического национального начала.

В стихотворении «Родина» Лермонтов главное в своем понимании патриотизма связывает с русской природой и бытом народа. Указывая на это стихотворение, Н. А. Добролюбов отмечал, что Лермонтов понимал любовь к отечеству истинно, свято и разумно.

Все эти произведения уходят своими корнями в народную почву, изначально — в Тарханы.

«Вадим» целиком написан по источникам, вынесенным из пензенского края; один из мемуаристов сообщал, что он основан «на истинном происшествии, по рассказам бабушки» Лермонтова. В экспозиции людской избы представлены виды описанных в романе пензенских мест — Нижнеломовский мужской монастырь (фотография XIX века), «Гремучий ручей» у села Нижние Поляны, что расположено в 9 километрах от Тархан, списки пензенских помещиков, «убитых до смерти» во время восстания Пугачева (Лермонтов был близко знаком с их детьми и внуками). Поэт и вырос среди людей, многие из которых еще помнили 1774 год, когда крестьянское движение охватило Пензенскую, Саратовскую и Симбирскую губернии.

Литературная экспозиция построена на новых музейных принципах с использованием диапроекторов, магнитофонов, направленного света. Основу ее составляют документальный и историко-бытовой материал, характеризующий лермонтовское время, а также время событий, описанных в его произведениях. Здесь можно увидеть рукопись романа «Вадим», воспроизведение ее обложки с рисунками поэта, газету «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», автограф «Родины» и другие экспонаты, имеющие отношение к творческой истории произведений Лермонтова.

При помощи слайдов-проекций в экспозицию вводится дополнительный материал: увеличенные воспроизведения рукописей Лермонтова и его рисунков, портретов, гравюр XVIII века, фрагментов литографии Гессе «Сражение при Бородине», картин А. Васнецова и А. Рябушкина с видами старой Москвы, изображения купеческого быта, народных типов, пейзажей Тархан.

Экспозицию дополняет звуковая фонограмма, представляющая собой рассказ с включением в него стихотворений Лермонтова и отрывков из таких произведений, как «Вадим», «Бородино», «Песня про... купца Калашникова», народных песен, когда-то слышанных Лермонтовым (песня «Семенов день» о войне 1812 года, например, записана в Пензенской области), музыки — музыкальная интерпретация стихотворения Лермонтова «Воля» стала лейтмотивом. Лермонтовские тексты читают известные актеры, голоса которых записаны на пленке.

Покинув усадьбу, где дается наиболее полное представление о пребывании Лермонтова в Тарханах и значении их в его жизни и творчестве, экскурсанты направляются в центр села. На высоком берегу Большого пруда, недалеко от плотины, за кирпичной оградой расположен второй тарханский мемориальный комплекс. Все здания — церковь, часовня и сторожка — сохранились без изменений со времени их постройки.

Церковь Михаила Архистратига. Новое здание сельской церкви Лермонтов видел в 1836 году. В «Ведомости о церкви Архистратига Божия Михаила Чембарского уезда села Яковлевское, Тархан тож, за 1836 год» говорится: «Строится тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо деревянной, за ветхостью уничтоженной. Зданием каменная с такою же колокольнею вчерне строением

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Тарханы. Памятник над могилой М. Ю. Лермонтова в часовне

в ней назначен один в настоящей холодной во имя Архистратига Михаила, и к ней придельная теплая, на особом месте, построена и освящена 1820 года во имя Марии Египетской, в которой и служба навсегда совершается». Архангел Михаил считался покровителем Лермонтова, и Арсеньева добилась, чтобы в новой церкви был установлен престол в его честь вместо Николая Чудотворца, имя которого носила деревянная церковь XVIII века

Открыта церковь была в 1840 году и «освящена оригинальным образом: так было приурочено, что в день ее освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника» Это записал в конце XIX века со слов тарханских жителей чембарский краевед П. К. Шугаев. Сюда 21 апреля 1842 года был доставлен из Пятигорска гроб с прахом поэта.

В 1986 году здание церкви Михаила Архистратига было реставрировано, и в ней открыта новая постоянная выставка «Лермонтов в памяти поколений», завершающая цикл тарханских экспозиций.

Миллер О.В.: По лермонтовским местам Лермонтово (Тарханы)

Фамильная часовня Арсеньевых

Пройдя по круговому маршруту экспозиции, посетитель снова возвращается к документам о перевозке останков поэта в Тарханы. Два дня гроб с его прахом стоял в церкви Михаила Архистратига. На третий день, 23 апреля 1842 года, он был предан земле. Из церкви посетитель выходит к месту последнего успокоения поэта.

...
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,

Фамильная часовня Арсеньевых. Недалеко от церкви Михаила Архистратига стоит небольшая кирпичная часовня, ставшая фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевой. Она воздвигнута Е. А. Арсеньевой в 1842 году на том месте, где когда-то перед алтарной частью старой церкви Николая Чудотворца были похоронены муж Арсеньевой и ее дочь. Рядом с ними обрел вечный покой и М. Ю. Лермонтов.

Внутри часовни все хранилось так, как было задолго до открытия музея. Посредине часовни за металлическими оградами стоят три памятника. Самый большой, из черного мрамора, поставлен над могилой поэта. Лицевая сторона памятника украшена бронзовым лавровым венком, на ней — простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», по бокам — даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

За памятником Лермонтову в одном ряду стоят памятники М. В. Арсеньеву и М. М. Лермонтовой. Они сделаны из серого гранита. Памятник матери поэта увенчан крестом и сломанным якорем, символом разбитых надежд. Надпись на нем гласит: «Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24-го в субботу. Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней».

Над часовней «темный дуб склоняется и шумит». Выполняя поэтическое завещание, дерево посадили весной того же года, когда гроб с прахом поэта перевезли из Пятигорска в Тарханы.

В 1974 году между часовней и церковью Михаила Архистратига появилась еще одна могила — отца поэта. На гранитной плите выбито: «Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831). Прах перенесен в 1974 году из села Шипово Липецкой области».

Раздел сайта: