Булгаков Ф. И.: Лермонтовский музей (старая орфография)

ЛЕРМОНТОВСКІЙ МУЗЕЙ.

Чествованiе памяти Пушкина заставило вспомнить и другихъ борцахъ за успехи русской мысли и русскаго слова. Теперь очередь наступила для увековеченiя памяти М. Ю. Лермонтова. Кому же следовало исполнить долгъ относительно этой памяти, если не школе, которая въ известной степени имела неблагопрiятное влiянiе на нравственное развитiе великаго поэта? Съ одной стороны - буйныя развлеченiя, съ другой - строгое соблюденiе фрунтовой рутины - вотъ чемъ одолжила юнаго Лермонтова, сколько известно изъ его собственныхъ показанiй, школа гвардейскихъ подпрапорщиковъ. Весьма естественно, что нынешнее начальство этой школы, именуемой теперь Николаевскимъ кавалерiйскимъ училищемъ, воспользовалось идеей бывшей пушкинской выставки и "Puschkiniana" въ александровскомъ лицее, и воплотила эту идею въ более широкихъ размерахъ и въ более постоянной форме. Мы разумеемъ открытый 18 декабря музей имени Лермонтова въ Николаевскомъ кавалерiйскомъ училище. Музей этотъ задался целью собрать все, что только было, есть и будетъ найдено, напечатано и приведено въ известность, о личности и деятельности Лермонтова.

А. А. Бильдерлингъ, начальникъ училища, сопричастный къ мiру нашихъ художниковъ, вился выполнить столь почтенную цель. Два года назадъ въ печати явилось его воззванiе къ лицамъ, знавшимъ поэту и близкимъ къ нему, съ просьбой нести все, что у кого есть, для задуманнаго предпрiятiя. Успехъ воззванiя превзошелъ всякiя ожиданiе его автора. Г. Бильдерлингъ сталь получать и пожертвованiя денежныя, к рукописи, и книги и иллюстрацiи къ сочиненiямъ Лермонтова, такъ что, по прошествiи какихъ-нибудь двухъ летъ, явилась возможность организовать музей въ шестнадцати отделахъ.

числе 40, начиная съ "Героя нашего времени" 1840 года; 210 нумеровъ сочиненiй, журналовъ и сборниковъ съ статьями и отзывами о Лермонтове, собранiе рисунковъ къ его сочиненiямъ, около 160 нумеровъ музыкальныхъ произведенiй на слова Лермонтова, стихотворенiя на смерть его, более 50-ти отдельныхъ переводовъ произведенiй его на иностранные языки (съ 1842 года): немецкiй, французскiй, англiйскiй, итальянскiй, шведскiй, датскiй, финскiй, латышскiй, польскiй, чешскiй, сербскiй и руссинскiй.

"Ангелъ смерти", пожертвована въ музей П. А. Ефремовымъ. 16-я, въ листъ, съ юношеской повестью безъ заглавiя и съ весьма характернымъ рисункомъ перомъ, принесена въ даръ Е. П. Веселовской, рожденной Шахъ-Гирей, а остальныя четырнадцать тетрадей пожертвованы А. А. Краевскимъ. Вообще наиболее ценные вклады въ музей достались отъ гг. Ефремова и Краевскаго. Они же доставили ему корректурные листы къ равнымъ изданiямъ Лермонтова съ весьма любопытными цензурными пометками. Отделъ картинъ и рисунковъ Лермонтова обязанъ своимъ существованiемъ гг. Арнольди, Д. А. Столыпину, племяннице поэта по отцу, Б. М. Цехановской. Такъ, въ музее имеются: две картины масляными красками (сцены изъ кавказской жизни), писанные Лермонтовымъ въ селищенскихъ казармахъ Новгородской губернiи, въ лейбъ-гвардiи гродненскомъ гусарскомъ полку, три акварели (лейбъ-гусары подъ Варшавой въ 1881 году, эпизодъ маневра юнкерской школы и третья, изображающая эпизодъ кавказской войны, исполнена на Кавказе Лермонтовымъ совместно съ княземъ Гагаринымъ) и два рисунка (сепiею - Божiя Матерь съ Спасителемъ к карандашомъ - детская головка), не считая уже мелкихъ набросковъ перомъ и карандашомъ ка отдельныхъ листкахъ и въ черновыхъ тетрадяхъ. Отделъ этотъ пополнился въ день открытiя музея приношенiями: отъ князя Максутова - рисунка, отъ г. Висковатова - двухъ рисунковъ. Отделъ портретовъ Лермонтова не особенно богатъ. Во-первыхъ, обращаетъ на себя вниманiе съ натуры писанный Шахъ-Гиреемъ и пожертвованный княгиней Ухтомской портретъ масляными красками, где Лермонтовъ представленъ въ гусарской форме. Затемъ любопытенъ пожертвованный Д. А. Столыпинымъ портретъ тоже съ натуры и тоже красками работы художника Шведе, сделанный ка Кавказе тотчасъ после смерти Лермонтова. Поэтъ лежитъ на кровати подъ простыней, въ сорочке. Художникомъ Б. А. Горбуновымъ сделаны два портрета: акварельный съ натуры и поясной портретъ въ натуральную величину, пожертвованный гг. офицерами лейбъ-гусарскаго молва. Более известенъ акварельный портретъ 1889 г. работы Клюднера, отпечатанный въ снимке при "Русской Старине" 1876 г. Кроме этихъ оригиналовъ, въ музее собраны фотографiи и снимки съ портретовъ, прилагавшихся къ равнымъ изданiямъ сочиненiй Лермонтова.

Весьма интересны портреты прадеда, деда, отца и матери Лермонтова. Все они поясные, въ натуральную величину, писаны масляными, красками и могутъ иметь значенiе даже какъ образчики современной имъ живописи, хотя и неизвестно, кто ихъ делахъ. Портрета типической бабушки поэта, Еливаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной, нетъ, а есть большая фотографiя съ оригинала, хранящагося у Д. А. Столыпина.

К. И. Семевскiй положилъ начало коллекцiи портретовъ современниковъ поэта, принеся въ даръ музею собранiе акварельныхъ портретовъ тридцати четырехъ товарищей и сослуживцевъ Лермонтова, офицеровъ лейбь-гвардiи гусарскаго полка, начиная съ командира полка до его корнетовъ. Изъ нихъ въ живыхъ остались только кн. Абамеликъ-Лазаревъ, И. Н. Гончаровъ, кн. Меншиковъ и баронъ Ровенъ. Отъ того же лица музей получилъ собранiе гравированныхъ портретовъ более выдающихся русскихъ писателей, современныхъ Лермонтову.

подлинныхъ рукописей, отделъ этотъ вовсе бы отсутствовалъ и пришлось бы довольствоваться лишь копiями съ рукописей. Еще более поразительна бедность матерiаловъ дли бiографiи Лермонтова. Не будь тутъ литографированныхъ приказовъ, отданныхъ по школе гвардейскихъ подпрапорщиковъ, за подписью генералъ-маiора Шлипенбаха, семи высочайшихъ приказовъ о прохожденiи службы Лермонтова и патента, выданнаго поэту на чинъ поручика, то и этотъ отделъ пришлось бы вычеркнуть, ибо въ немъ, помимо перечисленныхъ документовъ, нетъ ничего. Разумеется, разныя картины, писанныя съ фотографiй юнкеромъ Мезенцовымъ, какъ ни любопытны оне для сужденiя о развивающемся дарованiи юноши-художника, не могутъ восполнить данный пробелъ. Тоже надо сказать и о рисункахъ, аквареляхъ, фотографiяхъ и гравюрахъ (всего около 30-ти) техъ местъ, где родился, воспитывался, жилъ, похороненъ Лермонтовъ и которыя связаны съ воспоминанiями о немъ.

Вещей, принадлежавшихъ поэту, также немного. Черкесскiй поясъ, съ наборомъ черненаго серебра, ношенный Лермонтовымъ на Кавказе, пожертвовавъ въ музей А. И. Арнольди. Пороховница изъ серебра съ чернью, съ буквою Л., доставлена княземъ О. Н. Трубецкимъ. Кинжалъ, принадлежавшiй поэту, принесенъ въ даръ г. Краевскимъ. Чювяки изъ краснаго сафьяна, оставшiеся у камердинера, Андрея Иванова Соколова, который привезъ въ село Тарханы прахъ поэта, и, наконецъ" альбомъ М. М. Лермонтовой, матери поэта - вотъ и все вещи.

основа будущаго монумента Лермонтову, сооруженнаго его собственнымъ генiемъ. Для познанiя же условiй жизни и развитiя такого генiя собранное оказывается даже мизернымъ. Правда, бiографъ поэта и теперь найдетъ много интереснаго въ музее, но во многомъ же обнаружится пробелъ, при ближайшемъ изученiи предмета. Такiе пробелы должны восполниться современемъ, жало по малу, лишь бы администрацiя музея не опочила на лаврахъ, съ счастливымъ самодовольствомъ озираясь кругомъ на все эти новенькiя витрины съ книгами и рукописями въ изящныхъ картонахъ, на эти заново реставрированные портреты, развешенные по стенамъ, въ блестящихъ рампахъ, на эти бюсты дополняющiе симметрiю изящной обстановки музея, помещеннаго въ особой комнате, заново отделанной и украшенной фамильнымъ гербомъ Лермонтова и бронзовымъ медальономъ на массивномъ дубовомъ пьедестале съ надписями кругомъ. Изящная внешность и красота - важные аксесуары содержательности, но оне же становятся пустою и тщеславной затеей, какъ скоро служатъ сами себе целью.

Все это напоминаемъ мы, разумеется, не въ укоръ, а въ предостереженiе администрацiи музея, которой не следуетъ забывать, что ею сделанъ лишь первой шагъ и что дальнейшiй успехъ музея будетъ всецело зависеть отъ сочувствiя публики къ его делу. Это же сочувствiе можно снискать по мере того, какъ она ближе ознакомится съ музеемъ и убедится, что это не затея чьего либо личнаго тщеславiя, поддержанная на первыхъ порахъ случайными соревнователями, а дело полезное, необходимое и потому прочное. Администрацiя музея, конечно, въ интересахъ скорейшаго съ нихъ ознакомленiя публики, поспешила открытiемъ его, не дождавшись даже ближайшаго повода къ такому событiю. Въ будущемъ году, какъ известно, минетъ ровно пятьдесять летъ со времени выхода изъ юнкерской школы М. Ю. Лермонтова. Администрацiя оказалась несколько нетерпеливой, и, какъ только отделали комнату для музея, поспешила его открыть. Отъ души желаемъ, чтобъ эта нетерпеливость, эта поспешность, послужили во благо самому делу. Но что сделано для ознакомленiя съ музеемъ? Если не брать въ разсчетъ газетныхъ сообщенiй объ открытiи его, сообщенiй, которыя, по самому характеру своему, не могутъ вполне удовлетворитъ любознательность интересующихся, да если еще пропустить жиденькiй отчетъ г. Бильдерлинга, въ декабрьской книжке "Русской Старины", то окажется, что сколько-нибудь обстоятельное ознакомленiе съ музеемъ доступно только техъ, кто лично увидитъ его. Вне Петербурга узнаютъ, пожалуй, что Лермонтовскiй музей открытъ, а чего ему. недостаетъ или что въ немъ есть, не откуда узнать. Г. Глазуновъ, правда, напечаталъ обстоятельный я снабженный иллюстрацiями каталогъ г. Бильдерлинга, но каталогъ этотъ не дли простыхъ смертныхъ. Да и кому, крохе патентованныхъ библiографовъ и истыхъ любителей платъ за каталогъ цену, какую заблагоразсудится назначить издателю. У насъ и необходимыя-то книги туго идутъ, а ужь на такiя исключительныя изданiя охотниковъ мало найдется. Въ этомъ отношенiи администрацiя Пушкинской библiотеки поступала осмотрительнее. Каталогъ "Puschiniana" раздавался и разсылался сколько помнится безплатно, всемъ желающимъ ознакомиться съ новымъ учрежденiемъ. Такъ бы следовало поступить и относительно Лермонтовскаго музея. Г. Глазуновъ издалъ, правда, семь фототипiй и два автографа при каталоге. за исключенiемъ рисунка дома, где жилъ Лермонтовъ въ с. Тарханахъ, да еще снимка съ портрета работы Шведе, остальныя фототипiи по исполненiю довольно плохи. Автографы еще имеютъ цену, въ особенности снимокъ съ вышеупомянутаго характернаго рисунка перомъ изъ 16-й тетради Лермонтова. Но все это - не резонъ, что называется, пользоваться случаемъ и интересующихся деломъ музея направлять въ кассе издателя. Со стороны г. Глазунова, который путемъ долголетняго опыта узналъ цену имени Лермонтова, этотъ гешефтъ не удивителенъ, но со стороны администрацiи музея допускать его не совсемъ-таки благовидно и ужь вовсе не расчетливо въ интересахъ дела.

"Историческiй Вестникъ", т. 15, 1884

Раздел сайта: