Тер-Габриэльянц И. Г.: Лермонтовед Л. П. Семенов и его коллекция в фондах Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова

Семенов и его коллекция в фондах Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова

Л. П. Семенов — создатель уникальной коллекции и человек, заложивший основу «Лермонтовской энциклопедии».

Собрание материалов по лермонтоведению и кавказоведению образовалось в результате 50-летних упорных и кропотливых поисков ученого-собирателя.

Актом высокой гражданственности явилась передача собранных им всех духовных ценностей Государственному музею-заповеднику Лермонтова. О своем решении Семенов объявил в письме 1951 года: «Я нахожусь в преклонном возрасте и мне надо позаботиться о судьбе этого собрания, которое, по существу, приобрело общегосударственное значение».

легли документы, рукописи, альбомы, гравюры, газеты и журналы.

Мы почтительно произносим слова «семеновский фонд», потому что в этом понятии сконцентрирован не только труд собирателя. «Семеновский фонд» — это почти вся история лермонтоведе- ния и кавказоведения за 150 лет. Здесь и издания сочинений поэта, статьи, монографии, сборники, альманахи, литература мемуарная, справочно-библиографическая, переводы, архив, изобразительный материал.

Собрание открывается ценнейшими прижизненными изданиями «Героя нашего времени» (1840) и сборником стихов поэта 1842 года. В нем произведения, отобранные самим Лермонтовым в 1840 году. К сборнику впервые был приложен литографированный портрет поэта, выполненный в мастерской знаменитого тогда К. Поля.

Редко какие издания пропускал Семенов. Разные по своему достоинству, они, тем не менее, содержали что-то новое: или портреты, или публикации текстов, биографию поэта, статьи, иллюстрации, материалы, вокруг которых закипали споры. Некоторые же из них не утратили актуальности и сегодня. 

Многими полными собраниями сочинений Лермонтова представлена фирма Глазуновых, определенный этап в истории издания поэта представляют собрания, подготовленные С. С. Дудышкиным (1860 и особенно 1863 г.), П. А. Ефремовым (1873), полное двухтомное, богато иллюстрированное издание И. Н. Кушнарева 1891 г. Кне- му были привлечены все лучшие художники того времени. Здесь же у Семенова — все шесть томов «Печатника» под редакцией В. В. Каллаша, полный комплект редкого миниатюрного издания 1892—1894 гг., академическое издание Д. И. Абрамовича (1910— 1913), отличающееся богатым научным аппаратом, снабженное летописью жизни и творчества поэта, примечаниями, статьями.

«Асаdеmia», 1935—1937).

Одна из многочисленных счастливых находок Семенова — однотомник избранных произведений Лермонтова, редактором которого был А. Блок. Книга готовилась в 1921 г. — трудное для России время, поэтому издавалась за рубежом — в Лейпциге, у частного предпринимателя 3. И. Гржебина. Ясный строй книги, точность и глубина комментариев, обращение к черновикам и вариантам сделали однотомник образцовым.

Широко представлены в коллекции издания отдельных произведений поэта. Свою историю имеет вышедшая в 1865 году «Песня о купце Калашникове...». Как заявляет Глазунов, — она с исправлением искажений предыдущего выпуска и, что немаловажно, — с новым портретом Лермонтова, гравированным фирмой А. Ф. Брокгауза в Лейпциге, но не по оригиналу, которого никто не видел, а по фотографии с него, посланной издателю неким А. С. Муренко. Им же (т. е. Муренко), видимо, сообщено и имя художника Захарова как автора портрета. Дело в том, что портрет появился только в 1904 году на выставке и снова исчез. Его обнаружил в 1935 г. Н. П. Пахомов. На обороте холста было обозначено имя Будкина (а не Захарова) и дата «1834», а не 1833—39.

В начале XX столетия вышло превосходно изданное стихотворение «Сон» (И. И. Кнебель, 1913), обогащенное рисунками Д. И. Митрохина, «Казначейша» (тираж 500 экз., Р. Голика и А. Вильборг, 1913) с тонкими, остросоциальными рисунками М. В. Добужинского; к юбилею (в 1941 году) было подготовлено издание «Песни о купце Калашникове...», оформленное мастером книжной графики и иллюстрированное И. Я Билибиным.

Старинные альманахи редки и ценны сами по себе, а у Семенова они к тому же с первыми публикациями Лермонтова.

«Утренней заре» В. А. Владиславлева, например, помещены «Любовь мертвеца» (1842), «Валерик» (1843), в сб. «Вчера и сегодня» В. А. Сологуба (1845, 1846) — 11 произведений в том числе «Штосс», «Ашик-Кериб», «Беглец».

По-своему дорога нам «Русская беседа» — книга, дозволенная цензурой к печати 10 декабря 1841 года. Издатели этим выпуском откликнулись на гибель Лермонтова. В томе помещены стихотворение С. П. Шевырева, Е. П. Ростопчиной «На дорогу Лермонтова». Оно со словами: «Счастливый путь, счастливейший возврат», — невольно прозвучало после гибели поэта горькой иронией. Второе ее стихотворение «Нашим будущим поэтам», созданное на 40-й день после гибели друга, содержит довольно смелые строки:

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,
Но преждевременно, насильственной рукой
Поэты русские свершают жребий свой,

В сборник включены и два стихотворения самого Лермонтова — «Из альбома» и «Графине Ростопчиной». Оба посвящения он поднес поэтессе вместе с альбомом в то самое время, «когда сердце в нем недоброе, тоскуя, предвещало».

Довольно велик раздел коллекции (и по количеству и по значимости), содержащий статьи, работы историков литературы прошлого и нашего веков, мемуаристов, ученых, представляющих различные школы, направления, т. е. все, что позволяет проследить за историей развития лермонтоведения.

— капитальные труды П. А. Висковатова, П. К. Марьянова, П. Е. Щеголева, представляющие в настоящее время библиографическую редкость — книги, без которых не обходится ни один специалист. Также редок комплект «Русского библиофила» (1914—1916). В одном из его номеров помещена статья Б. В. Неймана «Одна из воспетых Лермонтовым». В ней впервые выражена мысль о том, что инициалы «Н. Ф. И.» скрывают имя Натальи Федоровны Ивановой. С нею автор связывает несколько стихотворений и драму «Странный человек». Он же (Нейман) называет и ее сестру, и имя отца Ивановой — драматурга Ф. Ф. Иванова. Для полноты этой проблемы Семенов приобщает к собранию и извлеченную из журнала «Литературная учеба» (1935, № 6, с. 29) статью Б. М. Эйхенбаума, ссылающегося, в свою очередь, на В. В. Каллаша.

В нем листы большого формата, с отличной офсетной печатью по карандашным и акварельным рисункам художника. Оттиски безупречны, максимально приближены к оригиналам. Гагарин — художник-реалист. За долгие годы путешествий по странам Востока, Африки, Европы, по Кавказу, он, неутомимый рисовальщик, создал огромную серию рисунков по архитектуре, этнографии, истории народов этих стран. Некоторые из них или перекликаются с любимыми мотивами Лермонтова, или написаны с ним в содружестве. Датированные в ряде случаев, эти листы при необходимости выполняют роль документов.

—1865 гг., в Петербурге, в издании В. Е. Генкеля вышло четыре тома иллюстрированного издания «Северное сияние. Русский художественный альбом». В книгах — исторические очерки, литературно-критические статьи и обилие высоко техничных гравюр фирмы А. Ф. Брокгауза. Они выполнены по рисункам и картинам известных русских художников. Леониду Петровичу удалось из четырех томов альбома содобрать три. Во втором и третьем — гравюры с изображением архитектурных памятников Москвы, Петербурга, множество которых давно и безвозвратно исчезло. В этих же томах размещены иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, в том числе — 12 к Лермонтову. Работы эти различны по художественному уровню (К. Д. Флавиц- кий, А. И. Лебедев, В. В. Верещагин, Н. Негодаев). Но для нас они важны как первые попытки проиллюстрировать Лермонтова. Если же учесть, что местонахождение некоторых оригиналов неизвестно, то настоящие гравюры — единственный след подлинника.

Во втором томе «Северного сияния» — девять критических статей В. Зотова, относящихся к творчеству Лермонтова. В чем-то суждения очеркиста спорны, в чем-то близки к современной точке зрения. Но здесь немаловажно то обстоятельство, что Зотов — современник Лермонтова. В 1836 году автор воспоминаний учился в младших классах царскосельского лицея. «В ту пору,— рассказывает Зотов,— Лермонтов часто приходил в царскосельский сад, садился на любимое пушкинское место, расспрашивал старших лицеистов о поэте». Зотов помнит то потрясающее впечатление, которое произвели тогда на всю читающую Россию списки стихотворения «Смерть поэта» и поэмы «Демон». По утверждению Зотова, Лермонтов давал лицеистам свою тетрадь для снятия списка поэмы. Сделал для себя копию и Зотов, а через 20 лет отдал список «лицу, принимавшему участие в новом готовящемся к изданию томе Лермонтова». В списке, как свидетельствует Зотов, были строфы, выпущенные поэтом в окончательной редакции.

Мы с удовольствием находим в собрании Семенова немалое количество книг круга чтения поэта (или возможного круга). Одна из них — «Известия о Кавказе» (М., 1823), собранные и дополненные С. Броневским. «Известия» содержат сведения о Кавказских Минеральных Водах, Кабарде, о населении этого края (ногайцах, черкесах, кабардинцах); «Картины кавказского края, принадлежавшие России и сопредельных оному земель» П. Зубова (1835).

«Руководство к познанию истории литературы» В. Т. Плаксина (1833) имеет непосредственное отношение к биографии Лермонтова. Известно, что Плаксин — преподаватель Лермонтова в военной школе, что он высоко оценил «Хаджи Абрека» предсказав автору большое будущее, что по совету учителя Лермонтова написал «Панораму Москвы». Можно с уверенностью сказать, что книга Плаксина имелась в личной библиотеке поэта.

Наше знание об источниках создания поэмы Лермонтова «Измаил-Бей» в известной мере может расширить стихотворное сочинение «И. Р.» — «Али-Кара-Мирза» с подзаголовком «Чеченская повесть» (1832). В основе ее — сказание о подвигах джигитов Кабар- ды. Не знать этой книги Лермонтов не мог. Возможно даже, что и он слушал сказания тех же кавказских бардов у Бештовых гор (Али Шегурова), что и И. Р. Вероятно также, что при создании своей поэмы Лермонтов учитывал эту «чеченскую повесть», тем более, что первая публикация «Измаила» относится к 1843 году, а ее создание исследователь С. Обручев относит к 1832—33 гг. К тому же следует заметить, что цензурная помета в книге И. Р. — 27 октября 1831 г., следовательно, в печать она могла попасть в начале 1832 г.

«Киргизский пленник» Н. Муравьева (1828) имелась в богатой библиотеке Лермонтова, так же, как и «Записки о лорде Байроне» 1835 г.

Наше представление о внешнем и духовном облике поэта существенно дополняется воспоминаниями его современников, хоть подчас весьма противоречивыми. Это особая тема. Мы же отметим, что в собрании Семенова почти полностью представлены воспоминания о Лермонтове из «Серии литературных мемуаров» под общей редакцией Н. А. Бродского, Ф. В. Гладкова, Ф. М. Головченко, Н. К. Гудзия. Это мемуары Е. А. Сушковой, В. А. Соллогуба, И. И. Панаева, А. Я. Панаевой, П. Г. Вяземского, А. О. Смирновой, Н. И. Лоре- ра — всего не оговорить. Но все же, несколько задержимся на объемистом томе названием — «Материалы для истории родов Мартыновых и Слепцовых». Они изданы в 1904 году в 300 экземплярах, предназначенных не для продажи, а для представителей этих фамилий. В той части книги, что возвращает нас к самому трагическому периоду в жизни поэта, собраны и многие свидетельства о дуэли, и семейная переписка Мартыновых этого периода, стихи Мартынова Н. С., его повесть «Гуаша», история дуэли, изложенная сыном Николая Соломоновича, встретим даже его обещание поведать истину о поединке, но прочтем главу до конца и убедимся, что «исповедь» Мартынова так и не состоялась, хоть он начинал ее не однажды.

«К пребыванию Лермонтова на Кавказе в 1840 году» (она тоже хранится у нас). Получив доступ к черновому журналу военных действий отряда генерала Галафеева, Семенов изучил его и, вопреки существовавшему мнению специалистов, пришел к выводу, что там нет страниц, писанных поэтом. Одновременно с этим Семенов разыскал немало различных материалов о Кавказской войне, в том числе работу «Тенгинский полк на Кавказе» (Тифлис, 1900), составленную поручиком Д. В. Паковичем, «Кавказский сборник» В. А. Потто, представляющий свод документов о Кавказской войне, размещенных в порядке хронологии, «Историю войны и владычества русских на Кавказе» Н. Д. Дубравина (СПб., 1871).

В коллекции собрано около 4 тысяч журнальных и газетных вырезок, хронологические границы которых определяются 1880-ми и 1950-ми годами. В этом пестром потоке информации разного толка и направления выделяются серьезные статьи по лермонтовской текстологии, публикации, мемуарные заметки, связанные со встречами с Мартыновым, сообщения краеведческого толка, отклики в печати на постановки лермонтовских спектаклей. Нельзя оставить без внимания неоднократные упоминания в газетах о лермонтовском ящике с красками, палитрой и кисточками. Он возил их с собой во время поездок на Кавказ; на ящике сохранились инициалы поэта. До какого-то времени вещи оставались в семье Шан-Гиреев (со стороны Алексея Павловича), но потом следы их затерялись.

В 1913 г. газета «Русское слово» опубликовала сообщение Измайлова об обнаруженном им дневнике современника Лермонтова — Туровского, который рассказывает о своей последней встрече с поэтом, о его надежде покинуть скучный юг. Туровский попал в Пятигорск в пору разыгравшейся там трагедии:

«Лермонтова уже нет. Вчера оплакивали мы смерть его...

»

Несколько газет выступило с сообщениями о первых публикациях: «Всероссийская панорама» (9 апр., 1910), «Русское слово» (21 марта, 1910) опубликовали «Две невольницы»; в «Русском слове» (20 марта, 1910) находим извещение об обнаруженной Б. А. Модзалевским поэмы «Последний сын вольности». Она написана на бумаге с водяными знаками 1828 г. Он же нашел и стихотворение «Черные очи». Та же газета «Русское слово» публикует и новонайденные строки поэмы «Моряк», написанные на бумаге с водяными знаками 1832 г. Это обстоятельство важно, потому что автограф стихотворения неизвестен.

Особого внимания заслуживает переданный нам архив семеновского фонда. Нетрудно представить, сколько волнений, разочарований и радости пережил Семенов, сколько упорства и терпения употребил, чтобы добыть очередной документ. Достаточно только упомянуть подробнейшую военную карту Кавказа 1841 года, чтобы по достоинству оценить находку. Карта уже не однажды выручала исследователей в спорах о маршруте поэта в 1837 и 1840 годах.

Машинописная статья М. Ф. Николевой с подробным описанием кропотовского дома и снимком его фасада может представить специалистам конкретный материал при необходимости реконструировать усадьбу.

«Несколько слов о кончине Лермонтова и его дуэли с Мартыновым». Известно, что статья была опубликована в 1872 году в журнале «Русский архив». Семенов сличил рукопись с публикацией и нашел расхождения, вскрывающие двойную роль Васильчикова в истории дуэли.

Значение семеновского архива не исчерпывается вошедшими в него отдельными, хоть и весьма ценными документами. Внимательное изучение архива значительно расширяет рамки нашего представления о Семенове как о личности. Мы найдем здесь и обширнейшую переписку с учеными страны, ценные сведения об общественной, педагогической его деятельности, о путях разыскания очередных «сокровищ», методические разработки, рецензии, справки и многое другое. Например, представляет интерес письмо профессора В. Ф. Раздорского к Семенову от 22 ноября 1906 г. Оно вносит дополнительный штрих к характеристике Мартынова.

«Передаю тебе кое-что из рассказа одного из моих спутников (из Нальчика в Москву): «Я познакомился с Мартыновым в 1864 году, в его подмосковном имении, мне было лет 16, а он был уже пожилой человек, высокий и представительный... необыкновенно суров. Сидя за обеденным столом, не произносил ни слова. Когда сын его как-то трижды совершил какой-то проступок, он вызвал его к себе в кабинет и стал бить арапником до тех пор, пока сестры не вырвали брата из его рук. Лермонтов, безусловно, довел ссору с Мартыновым до дуэли; при всей своей суровости Мартынов знал, на кого поднималась его рука: когда после дуэли он вернулся домой, то воскликнул, обращаясь к денщику: «Иван, я Лермонтова убил», и бросившись на кровать, пролежал вниз лицом, без движения, несколько часов».

Для истории создания «Лермонтовской энциклопедии» маловажное значение имеет последнее письмо Семенова к В. А. Мануйлову, письмо, которым Семенов подводит итог всему, что сделал в лермонтоведении. Оно написано уже незадолго до кончины ученого, в 1959 году Это официальное предложение Леонида Петровича издать, наконец, первую в истории русской литературы персональную энциклопедию на русском языке — «Лермонтовскую». Семенов просит Мануйлова, возглавить это нелегкое дело. К обращению приложен детально разработанный ее план. «В моем представлении лермонтовская энциклопедия должна быть солидным трудом, подытоживающим лучшие достижения лермонтоведения».

«Мы желаем к юбилею великого поэта дать монументальный труд о нем, доступный для широких читательских кругов».

— названный план и опись коллекции, составленную еще в 1951 г., находим, что в разработку этих документов положен один принцип, что тщательно продуманная Семеновым структура энциклопедии не что иное, как логическое завершение целенаправленного, многолетнего научного комплектования описанной нами коллекции.

Текст печатается по изданию: Тер-Габриэльянц И. Г. Лермонтовед Л. П. Семенов и его коллекция в фондах Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова // Научное наследие Л. П. Семенова и проблема комплексного изучения литературы и культуры народов Северного Кавказа. — Орджоникидзе, 1988. — С. 44—51.