Дамианиди М. Ф.: Первый памятник М. Ю. Лермонтову

Первый памятник М. Ю. Лермонтову

В центре Пятигорска, в небольшом сквере, стоит памятник М. Ю. Лермонтову работы известного русского скульптора А. М. Опекушина. Вот уже более ста лет как он стал местом поклонения великому русскому поэту. Старые печатные источники, архивные документы донесли до нашего времени историю его создания.

Отражением всенародной любви к поэту является и сама история создания лермонтовского памятника. Он был открыт 16(28) августа 1889 года. Этот день для Пятигорска был особенным. С утра ударил соборный колокол, народ в праздничных костюмах стал собираться к скверу на торжественное открытие памятника. К процессии присоединились прибывшие депутации от войск, представители разных учреждений, гимназисты, горцы в высоких папахах, казаки. Был выпущен специальный пригласительный билет на открытие памятника, отпечатана программа праздника. ”Это был праздник Пятигорска, - писали в газете ’’Северный Кавказ”, - все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу!”1. Окруженный флагами, цветами, гирляндами, на площадке, усыпанной чистым песком, возвышался огромный монумент, завешанный белым полотняным покрывалом.

Распорядок дня был заранее определен. После торжественной панихиды в соборе все присутствовавшие на ней во главе с начальником Терской области наказным атаманом генерал-лейтенантом А. М. Смекаловым отправились к памятнику в сопровождении военного оркестра. Смекалов прочитал краткий отчет о приходе и расходе сумм, собранных на памятник. Капитал составлял 54409 рублей 64 копейки. Из него израсходовано на премию по составлению эскиза и проекта памятника 1701 рубль 25 копеек, на устройство сквера со всеми постройками в нем, в том числе и Лермонтовского грота, 25324 рубля 23 копейки, стоимость бронзовой статуи Лермонтова, отлитой на заводе Морана в Петербурге, составляла 14179 рублей 20 копеек, стоимость скалы (пьедестала) из крымского гранита с установкою - 6023 рубля 82 копейки, а всего было израсходовано 49093 рубля 41 копейка2. Остаток денег предполагалось употребить с пользою для увековечивания памяти М. Ю. Лермонтова. Генерал- лейтенант А. М. Смекалов провозгласил памятник открытым, и в ту же минуту с монумента упала завеса. А. М. Опекушин, приехавший на праздник для руководства установкой памятника, открыл перед собравшимися скульптуру поэта. Раздалось ”ура”, заиграл гимн, инспектор Пятигорской прогимназии Л. Г Лопатинский произнес речь о Лермонтове и возложил венок из живых цветов от кавказского учебного округа. Оркестр Тенгинского пехотного полка исполнил сочиненный В. Саулем марш ”Лермонтов”. Тенгинцы возложили к памятнику однополчанину роскошный серебряный венок. Представитель одесского учебного округа Боровский возложил изящный металлический венок с серебряною лирою и произнес речь о поэтической деятельности Лермонтова. Пятигорское общественное собрание возложило серебряный венок, затем были возложены венки от города Владикавказа, от осетинского юношества, от дирекции народных училищ Терской области, от Владикавказского реального училища, от пятигорской прогимназии, от редакции газеты ”Северный Кавказ”3.

На открытии памятника присутствовали родственницы поэта - Э. А. Шан-Гирей с дочерью Евгенией Акимовной, оставившей воспоминания об этом событии4.

По окончании возложения венков войска прошли церемониальным маршем. Вечером город был великолепно иллюминирован, и в 8 часов вечера на Горячей горе зажжен фейерверк. В зале пятигорского общественного собрания был устроен танцевальный вечер...

Для гостей праздника был дан торжественный банкет на 180 человек5. Из всех выступавших на банкете выделялась речь профессора Военно-медицинской академии Е. В. Павлова, сумевшего передать сущность торжества: ’’Праздник 16 августа 1889 года в Пятигорске есть торжество правды, торжество идеала истины, добра, красоты. Скоро ли, долго ли, но правда восторжествует. Это мы видели сегодня - в открытии памятника М. Ю. Лермонтову”6.

В торжествах участвовал поэт К. Л. Хетагуров. Он напомнил всем собравшимся лермонтовского ”Пророка” и выразил надежду, что ”этот праздник послужит стимулом для нашего возрождения к лучшему, честному, доброму Пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде”7. К этой дате К. Л. Хетагуров написал стихотворение ”Торжествуй, дорогая отчизна моя.”.

Итак, памятник Лермонтову был открыт, праздник прошел спокойно, ”благонамеренно”: не было ”крамольных” речей и выступлений прогрессивной молодежи, зато были щедрые тосты за ”августейших” особ, за министров и генералов, поздравительные телеграммы этим ”особам”, ”роскошный обед”, иллюминация, фейерверк и другие развлечения. Спокойствие и порядок обеспечивали собранные здесь войсковые части. На празднике отсутствовали представители высших учебных заведений, деятели искусства, науки, столичная интеллигенция. Не было никого из тех, кто принимал участие в организации конкурса на лучший проект памятника. Журнал ” Север” отмечал, что торжество носило чисто местный характер8. Информация о празднике запоздала, даже первый биограф М. Ю. Лермонтова профессор П. А. Висковатов не смог приехать в Пятигорск по причине того, что ’’телеграмму получил поздно, глубоко скорблю, что не с вами”9.

Намекал на умышленное замалчивание лермонтовского праздника в Пятигорске критик А. М. Скабичевский. ”. Словом, вышло все, как следует, по-халатному, согласно с нашими старосветскими нравами и привычками. Чуть не полвека собирались поставить памятник гениальнейшему национальному поэту, а когда наконец собрались и поставили, то об этом ’’национальном событии” лишь неделю спустя узнали даже в столицах. Девять десятых русского общества и теперь ровно ничего об этом не знают, а, может быть, и не желают знать!”

Всем, кому довелось принимать участие в увековечивании памяти М. Ю. Лермонтова, пришлось преодолеть огромные трудности, препятствия и равнодушие чиновников, прежде чем наступил тот день, когда первый в России памятник М. Ю. Лермонтову занял достойное место в центре города Пятигорска. Памятник является символом всенародной любви к поэту благодарных потомков.

"Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ..."

Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске поставлен не случайно, ибо Кавказ пробудил творческое воображение поэта, соединил в единое целое самые дорогие его сердцу понятия - мать, отчизна, первая любовь.

Полюбив этот край в детстве, он посвятил ему много прекрасных произведений.


О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

("Кавказ”, 1830)

Впервые М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе еще ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на Воды, чтобы поправить здоровье внука. Особенно запомнилась ему поездка 1825 года, когда ему было около 11 лет. Величественная природа Кавказа вызвала в его душе живой отклик. Позже вспоминая свое путешествие, он писал:

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
Ия с той поры все мечтаю об вас да о небе.

("Синие горы Кавказа, приветствую вас", 1832)

Первые поэмы Лермонтова ”Черкесы”, ”Кавказский пленник" связаны с кавказской действительностью. Огромное воздействие на поэтическое воображение Лермонтова оказали литературные традиции, в особенности традиции Пушкина, "открывшего Кавказ для русского читателя"10. Но при этом нельзя приуменьшить роль личных впечатлений юного поэта от встречи с "дивным краем свободы". Его юношеские стихотворения и поэмы полны восторженных признаний в любви, клятвенных заверений в преданности и неизменности этого чувства.

На Севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!

("Аул Бастунджи", 1832—1833)

Та же мысль звучит в "Измаил-Бее".

Приветствую тебя, Кавказ седой!

("Измаил-Бей", 1832)

Эмоциональный накал стихов той поры вызван не только величественной картиной природы, но и тем, что на Кавказе живут и действуют необыкновенные люди, наделенные могучей волей, сильными страстями, не знающие разлада между делом и словом. М. Ю. Лермонтов обращается к сынам Кавказа, к их жизни, к их древнему богатому фольклору, к их национальному характеру.

Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов, воинственные нравы.

("Измаил-Бей", 1832)

Такие герои живут и действуют в юношеских поэмах Лермонтова "Каллы", "Хаджи Абрек", "Аул Бастунджи", "Измаил-Бей", а также в более поздних "Беглец", "Мцыри" и других. В них поэт открывает перед нами большой мир, чувства, помогает увидеть новые стороны жизни, находить прекрасное в людях, природе. М. Ю. Лермонтов хорошо знал обычаи горцев, их народное творчество, нравственные идеалы. Знакомство с их прошлым и настоящим позволило поэту создать яркие и выразительные характеры Бэлы, Азамата, Казбича и других.

Лермонтов принимал участие в военных действиях против горцев. Был представлен к награде, действовал как смелый и отважный воин. Но в стихотворении "Валерик" он выступает против братоубийственной войны.

Я думал: жалкий человек,
Чего он хочет! небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?

("Валерик", 1840)

Лермонтов мечтает о том, чтобы люди жили в мире и согласии, во взаимном уважении друг другу. Голос поэта и в наше время продолжает звучать.

Как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

("Поэт", 1838)

Произведение последних лет жизни М. Ю. Лермонтова - роман "Герой нашего времени", "Демон", многие стихотворения тоже связаны с Кавказом. В них нашли отражение эстетические идеалы поэта, его гражданская позиция.

Кавказская тема - одна из главных тем в его творчестве, вот почему журналист П. К. Мартьянов, выступая в печати в 1870 году сказал: "Петербург и Кронштадт ставят памятник Крузенштерну и Беллинсгаузену, Киев - Богдану Хмельницкому и графу Бобринскому, Смоленск - Глинке, почему бы Пятигорску, с его тысячами посетителей вод, не принять инициативы в деле сооружения памятника М. Ю. Лермонтову"11.

Идея П. К. Мартьянова о сооружении памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске была подхвачена арендатором Кавказских Минеральных Вод А. М. Байковым. 1 июля 1871 года он обратился к начальнику Главного Управления Наместника Кавказского действительному статскому секретарю барону А. П. Николаи с докладной запиской:

"В Пятигорске все напоминает Лермонтова. Там он писал свои лучшие сочинения и там кончил свою жизнь. Лермонтов - поэт Кавказа, и увековечить память его нужно в Пятигорске.

Не благоугодно ли будет Вашему Высокопревосходительству принять на себя инициативу воздаяния должной дани памяти поэта и испросить разрешения: поставить ему памятник в Пятигорске, открыть с этой целью повсеместную подписку.12

Ходатайство было удовлетворено, и вскоре был получен ответ: ’’Высочайше разрешено 23 июля 1871 года сооружение в Пятигорске памятника М. Ю. Лермонтову и открытие повсеместной в империи подписки для сбора пожертвований на этот памятник’13.

Первый взнос после обнародования разрешения был сделан двумя крестьянами Таврической губернии, приславшими 2 рубля, после чего в течение 3 лет ’в кассу пожертвований не поступило больше ни одной копейки”14. Такое положение дел со сбором денег на памятник М. Ю. Лермонтову обеспокоило общественность Кавказских Минеральных Вод. В 1874 г. совместно со столичными гостями, приехавшими сюда лечиться, они устроили публичные литературные чтения. Собранные 163 рубля послужили первоначальным вкладом на сооружение памятника. В январе 1875 года была открыта подписка в частях Кавказской армии, где служил поэт. Но только после того, как во Владикавказе в том же году был учрежден специальный Комитет по сооружению памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске, подписка приняла широкий размах. В состав Комитета входили военные и штатские чиновники Терской области. Писатель-демократ Н. А. Благовещенский представлял в нем литературные и общественные круги. Со званием ’строитель памятника” в Комитет был введен арендатор Кавказских Минеральных Вод А. М. Байков, председателем Комитета был генерал-адъютант А. П. Свистунов. Члены Комитета разработали ’Правила о сооружении памятника поэту Лермонтову”, утвержденные 30 сентября 1875 года генералом-фельдцейхместером Михаилом.

Комитет развернул большую работу по пропаганде сбора средств на памятник среди населения России, выпустил для этой цели листы с воззванием к народу, давал информацию в периодическую печать о собранном капитале и т. д.

Средства, поступавшие на адрес Комитета, были незначительными, так как в основном деньги шли от мелких служащих, интеллигенции, военных. Для сановной бюрократии М. Ю. Лермонтов по-прежнему оставался поэтом в опале.

Никто из членов Комитета не предполагал, что сбор средств на памятник растянется на многие годы, а на посту его председателя сменится три генерала. Политическая обстановка в России неблаготворно отразилась на деятельности лермонтовского Комитета. В период 1876-1878 гг. проходили в стране сборы денег для оказания помощи балканским славянам. Русско-турецкая освободительная война также потребовала пожертвований от частных лиц, различных обществ и учреждений.

Решено было на время приостановить работу Комитета, но как только окончилась война, возобновилась его деятельность. В ’Вестнике Европы” в начале 1880 года было опубликовано воззвание, сообщавшее, что собранная с 1871 года сумма составляет 6997 руб. 50 коп15. ”Эта сумма в настоящее время представляет собою весь капитал, имеющийся в распоряжении Комитета, капитал далеко не представительный для сооружения хотя бы самого скромного памятника поэту, но даже для составления его проекта”16.

Обращение к гражданам России сыграло положительную роль, призыв был услышан. За один только 1880 год было получено 8253 руб. 53 коп. Из них тысячу рублей собрал среди своих знакомых А. И. Васильчиков - секундант на дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым. Деньги на памятник шли со всех концов России: из Владимирской, Курской, С-Петербургской, Кубанской, Ставропольской и других губерний. Так народ высказал свою любовь к М. Ю. Лермонтову.

По инициативе Комитета с 1881 года в Пятигорске 15 июля стали проводить День памяти М. Ю. Лермонтова. Начинался он с панихиды в городском соборе. Не обошлось здесь без инцидента. Протоиерей Василий Эрастов (тот самый, который в 1841 году отказался хоронить М. Ю. Лермонтова по обрядам православной церкви) категорически отказался проводить службу Пришлось обращаться Комитету к епископу Герману с просьбой разрешить эту панихиду17.

После панихиды состоялось открытие первой (временной) мемориальной доски на доме, где жил поэт в 1841 году, а затем торжественное шествие депутаций с венками для возложения их к бюсту М. Ю. Лермонтова в Елизаветинской галереи. Вечером в Михайловской галерее состоялся большой концерт ”исключительно составленный из музыки на произведения Лермонтова”.

В концерте участвовали столичные гости: М. Н. Гурьева, Е. А. Евдокимова и артисты императорских театров Д. А. Усатов, П. А. Хохлов, Н. И. Музиль и П. А. Щуровский. Весь сбор с концерта поступил в фонд памятника. В результате чествования была собрана крупная сумма - 2000 рублей18.

К деятельности Комитета относится и его работа по определению места дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым. В сохранившихся документах находится черновик протокола по определению места дуэли с показаниями извозчиков Е. Чалого и И. Чухнина, перевозивших тело убитого поэта с места его трагической гибели к его квартире.

Известно, что к работе комиссии по определению места дуэли присоединился первый биограф М. Ю. Лермонтова П. А. Виско- ватов. А. М. Байков тогда записал: ’’Профессор Дерптского университета П. А. Висковатов, составляющий описание жизни М. Ю. Лермонтова и собирающий данные для его биографии, был у меня 12 авг. 1881 года.

Вечером ездили с ним и г. Хр. Якобсоном смотреть место дуэли и по всем имеющимся у него данным остановились на месте, указанном Чухниным... П. А. Висковатов передал мне нечто вроде протокола относительно места дуэли поэта М. Ю. Лермонтова. Протокол этот подписан и Эмилией Шан-Гирей. 15 августа 1881 г.”19.

По сообщению газеты ”Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод” стало известно, что с 1881 года чествование памяти М. Ю. Лермонтова в Пятигорске становится уже традицией. Одновременно продолжался сбор денег на памятник.

обратился в редакцию петербургского журнала ”Хозяйственный строитель” с пожеланием, чтобы редакция взяла на себя организацию конкурса на составление проекта памятника. Редактор журнала П. П. Мижуев с глубокой ответственностью отнесся к предложению и предложил сделать конкурс всенародным, считая, что сооружение памятника поэту является ”делом сочувственным всей русской интеллигенции”, ему надо дать ”сколь возможно большой простор, пригласить к нему лиц из сфер: ученой, художественной и литературной.19

Генерал-лейтенант А. П. Свистунов согласился с доводами П. П. Мижуева и предоставил ему полное право на организацию и проведение конкурса на лучший проект памятника М. Ю. Лермонтову.

Конкурс на лучший проект памятника М. Ю. Лермонтову

Конкурс на лучший проект памятника М. Ю. Лермонтову был открыт в Петербурге в начале 1882 года. Была создана комиссия, в состав которой входили: М. О. Микешин, известный русский художник, автор проекта памятника ’’Тысячелетие России” в Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве, Екатерине II в Петербурге и многих других, И. Н. Крамской - один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы демократического реалистического искусства, А. А. Краевский, лично знавший М. Ю. Лермонтова, издатель журнала ’Отечественные записки”, где поэт публиковал повести из романа ’Герой нашего времени” и другие произведения. В комиссию вошли однополчане М. Ю. Лермонтова. А. И. Арнольди, автор ’Записок” о службе с поэтом в Гродненском гусарском полку в 1838 году и о встрече с Лермонтовым в Пятигорске летом 1841 года. М. И. Цейдлер, сослуживец поэта по Гродненскому гусарскому полку Участвуя в проводах Цейдлера на Кавказ, М. Ю. Лермонтов написал экспромт ’’Русский немец белокурый...”. Цейдлер впоследствии сделал гипсовый барельеф поэта по оригиналу Шведе. Был приглашен в состав комиссии начальник Николаевского кавалерийского юнкерского училища генерал А. А. Бильдерлинг, основатель первого лермонтовского музея, и другие. Председателем комиссии стал редактор журнала ”Хозяйственный строитель” П. П. Мижуев.

На первом заседании, состоявшемся 9 февраля 1882 года, П. П. Мижуев предложил первоначально объявить конкурс не на сам проект, а на его идею, предоставив его участникам право выразить идею произвольно - рисунком, моделью, письменным изложением. ”Премировать лучшее проявление идеи с предоставлением ее осуществления художнику-специалисту по усмотрению Комиссии, или же назначить на премированную идею новый конкурс путем модели или рисунка по усмотрению”20. Выступление председателя комиссии поддержал художник М. О. Микешин. Он считал, что скульптурное произведение должно выражать собой полную, ясную нравственную оценку личности поэта, олицетворять его поэтический образ и степень культуры эпохи, в которой он был сооружен. К этому первому заседанию художник готовился серьезно, свое отношение к предстоящему конкурсу он выразил в докладной записке, которую зачитал членам комиссии.

”... Я хочу лишь убедить в том законном и логическом сознании, что каждый монумент должен изображать с возвышенным совершенством (в смысле идеи) лишь то, что составляет его цель, его задачу. Если бы каждый памятник строился на столь совершенно выработанной идее, если бы в сочинении его не было ничего упущено, а ровно и ничего лишнего не прибавлено, тогда наши монументальные сооружения приобрели бы совершенно иное значение в общественном мнении не только современников, но и потомства”21.

Следующее заседание комиссии состоялось 21 октября 1882 года. Возник спор между ее участниками В. П. Гаевским и А. А. Бильдерлингом. Первый из них выступил с заявлением о том, ”что Лермонтов принадлежит всей России, а потому место ему не на Кавказе (как это утверждал начальник Николаевского кавалерийского училища), а в одном из двух центров”22. Обсуждение перенесли на следующее заседание, состоявшееся 29 октября 1882 года. Спор продолжался, В. П. Гаевский считал, что желательно поставить памятник М. Ю. Лермонтову в Москве, где поэт родился, его поддержали другие члены комиссии: П. П. Каратыгин, А. А. Краевский, М. О. Микешин, П. П. Мижуев. Наконец все единогласно решили - поставить памятник М. Ю. Лермонтову в Москве. С этим предложением комиссия обратилась к главноначальствующему над гражданской частью на Кавказе князю А. М. Дондукову-Корсакову. Вскоре пришел ответ, князь отклонил ходатайство, инициатива общественности была подавлена. В мрачные годы разгула политической реакции не могло быть и речи о постановке в Москве памятника опальному поэту.

Таким образом, местом для сооружения памятника М. Ю. Лермонтову остался город Пятигорск.

Покончив со всеми формальностями, члены комиссии только на 4-м заседании 19 ноября 1882 года выработали окончательную программу конкурса. ’’Желающим предоставить на конкурс свою мысль производно эскизным рисунком, в виде рисунка карандашом, пером, акварелью или в виде небольшой модели из глины или воска и т. п.

Масштаб может быть произвольный. Рисунок и модели должны быть снабжены запискою, поясняющей мысль автора...”23

Программа была опубликована во многих журналах и газетах России, чтобы как можно больше привлечь желающих к участию в конкурсе.

Участники первого конкурса обязаны были представить свои работы к 17 февраля 1883 года. Комиссия утвердила список членов жюри. В его состав вошли: профессор Ф. И. Иордан, известный гравер, создавший портреты деятелей русской культуры и портрет М. Ю. Лермонтова, гравированный на стали с акварели К. А. Горбунова, художник К. Е. Маковский, М. А. Зичи, иллюстратор романа ”Герой нашего времени”, поэмы ”Демон”, художник, гравер, коллекционер произведений искусства М. П. Боткин; литераторы: редактор журнала ”Вестник изящных искусств” А. И. Сомов, художественный критик А. М. Мату- шинский, поэт Я. П. Полонский, скульпторы Н. И. Лаверецкий, П. П. Забелло, М. А. Чижов; архитекторы И. С. Богомолов, Е. А. Сабанеев, И. И. Шапошников.

На первый конкурс было представлено 52 проекта, 15 моделей, 5 письменных заявлений идей без рисунка24. Но они не были одобрены даже в общих чертах. Жюри не присудило не только первой, но и второй премии. Работы не удовлетворяли требованиям комиссии и ”не выражали идею памятника”.

Комиссия решила объявить второй конкурс, определяя его срок на 5 апреля 1883 года. Участвовать в нем были приглашены скульпторы и художники П. П. Забелло, М. М. Антокольский, Н. И. Лаверецкий, К. Е. Маковский, М. А. Зичи, А. М. Опекушин.

Второй конкурс тоже не дал желаемых результатов. Всего было прислано 65 проектов. ”М. А. Зичи составил проект на 6 листах памятника поэту М. Ю. Лермонтову, на проекте этом подписал свое имя и заявил, что желает остаться вне конкурса, предоставляя свой труд, как знак особого уважения к поэту и вместе с тем отказывается от экспертизы”25. Проект Зичи не удовлетворял требованиям жюри ввиду дороговизны его исполнения.

Рассмотрев присланные на конкурс эскизы, наброски, модели, выражающие идею памятника М. Ю. Лермонтову, комиссия признала лучшим проект №44 под девизом ”Лучше поздно, чем никогда”, его автор преподаватель рисования в г. Тамбове Иван Петрович Фрейман удостоен первой премии. Второй премией награжден проект №27 под девизом ’’Одиноко он стоит, задумавшись глубоко, и тихонько плачет он в пустыне”, его автор скульптор Роберт Романович Бах. Итоги 2-го конкурса были доведены до сведения Владикавказского Комитета.

одном из них и решила назначить 3-й конкурс. Все с нетерпением ожидали его результатов. Был избран новый состав жюри, а также эксперты по бронзовой отливке, по мраморной и гранитной работе, специалисты по определению стоимости премированной модели.

30 октября 1883 года комиссия подвела итоги. Было представлено 15 моделей. Их выставили на всеобщее обозрение в помещении Общества поощрения художеств. Свое мнение по поводу выставленных работ посетители могли изложить письменно. Таких записок оказалось 28. Многие сомневались, что конкурс даст положительный результат, т. к. короткие перерывы между конкурсами не позволяли особо надеяться, что за это время можно создать что-либо интересное. И все-таки конкурс завершился успешно, жюри сочло возможным большинством голосов присудить первую премию одному из проектов под №14. Автором модели №14 под девизом ”Порыв” оказался академик ваяния А. М. Опекушин, получивший премию в 1000 рублей. Работа отличалась от большинства других простотой композиции, высоким профессиональным мастерством исполнения. Кавказ стал основой образного решения его проекта. Однако модель имела свой недостаток - малое сходство с внешностью поэта. Этот недостаток А. М. Опекушин обещал исправить.

Последнее 11-е заседание комиссии состоялось 2 июня 1884 года. Его члены: А. И. Арнольди, М. А. Чижов, П. А. Монтевер- де, В. П. Гаевский, осмотрев изготовленную А. М. Опекушиным модель памятника М. Ю. Лермонтову, признали, что указанные Опекушину в заседании 30 октября 1883 года необходимые изменения в выставленной на конкурсе модели памятника им исполнены. Постановили: действия комиссии по составлению проекта памятника поэту М. Ю. Лермонтову считать оконченными.

А. М. Опекушин

А. М. Опекушин был широко известен в России как автор памятника А. С. Пушкину в Москве.

Выходец из простой крестьянской семьи А. М. Опекушин родился 16/28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. Детство его прошло в селе Рыбницы этой же губернии. Село славилось талантливыми лепщиками, которые передавали свое искусство из поколения в поколение. Известностью пользовалась и семья Опекушиных. Глава семьи Михаил Евдокимович был не только превосходным лепщиком, но и скульптором. Сына с младенческих лет приучал к родовому ремеслу. В 1850 году отец отвез двенадцатилетнего сына в Петербург26. М. Е. Опекушину удалось устроить его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Мальчик быстро овладел техникой рисунка, обнаружил незаурядные способности в рисовании гипсовых орнаментов, статуй, человеческой фигуры и успешно в два года закончил школу, вместо положенных трех лет.

Вскоре он был принят в мастерскую известного петербургского скульптора Д. И. Иенсена. Работы здесь было много. В мастерской царила атмосфера труда и творчества. Здесь он мог учиться мастерству, войти в круг интересов, которыми жили работавшие рядом талантливые люди. На живом деле, на практике приобрел он основы профессионального мастерства, знания и навыки, которые помогли ему впоследствии стать знаменитым ваятелем.

Д. И. Иенсен сумел увидеть дарование своего ученика, оказал ему содействие в освобождении от крепостной зависимости и дал возможность учиться в академии художеств в качестве вольноопределяющегося ученика. Молодой скульптор изучал античное искусство, пластику человеческого тела, учился ясной и выразительной композиции.

Все свое умение, профессиональное мастерство Опекушин воплотил в первой значительной работе, выполненной на заданную в Академии тему, - барельеф ”Ангелы, возвещающие Рождество Христово” (1862 г.) За этот труд он был удостоен малой серебряной медалью Академии художеств.

1862 год оказался знаменательным в жизни молодого скульптора. Он был награжден не только серебряной медалью, но и получил приглашение участвовать в создании грандиозного памятника - ’’Тысячелетие России”, сооружаемого в Новгороде по проекту художника М. О. Микешина.

В течение ряда лет Опекушину пришлось работать в качестве помощника М. О. Микешина. Одной из ответственных его работ под руководством известного мастера явилось создание памятника адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве в 1872 году. Это год самый напряженный в творчестве Опекушина. Одновременно с памятником А. С. Грейгу шла работа над памятником Екатерине II перед Александровским театром в Петербурге. Памятник был задуман Микешиным в пышном торжественном стиле. Фигура Екатерины II возвышалась на пьедестале, вокруг которого располагались фигуры Румянцева, Потемкина, Чичагова, Орло- ва-Чесменского, Державина. Над созданием этого документа трудилось 4 человека: М. О. Микешин, М. А. Чижов, А. М. Опекушин и Д. И. Гримм. Для исполнения статуй деятелей второй половины 18 века был привлечен А. М. Опекушин. Первоначально ему поручили исполнение семи статуй, а фигуры Чичагова и Ор- лова-Чесменского добавили позднее, при окончательной разработке и утверждении памятника. Работал он вдохновенно, впервые ему досталось задание такого масштаба. Создать 9 огромных статуй, передать в скульптуре 9 различных характеров было делом чрезвычайно интересным и увлекательным. В этой работе с большой силой проявилось мастерство художника-реалиста, стремящегося сочетать правдивость, точность изображения с проникновением в характер изображаемого лица.

За работу над памятником Екатерине II ему присвоили звание классного художника 1-ой степени в 1870 году. К началу 70-х годов особенно углубляется интерес русских художников к темам национальной истории. Опекушина заинтересовала личность и деятельность Петра I. Ему захотелось передать в камне или в бронзе образ преобразователя России. Он создал серию его портретов и статую Петра I, за которую в 1872 году сыну крепостного крестьянина А. М. Опекушину было присуждено звание академика.

В том же 1872 году произошло знаменательное событие: комитет по сооружению памятника Пушкину объявил конкурс, предлагая всем русским ваятелем представить скульптурные проекты. Трудно было представить, кому достанется честь стать победителем конкурса на лучший проект памятника великому поэту. Опекушин с увлечением принимается за работу. Он изучает творения А. С. Пушкина, биографические материалы, просматривает всю имеющуюся иконографию его в живописи, гравюре, рисунках и скульптуре. Бесчисленное количество зарисовок, почти 30 моделей заполнили его мастерскую. Скульптору хотелось показать величие поэта, его любовь к родине, очарование его поэзии.

Он искал художественные средства, чтобы найти такую простоту, такую предельную выразительность, которые были бы достойны простоты и выразительности пушкинских произведений. Путь к победе был трудным. В конкурсе участвовали известные скульпторы: П. П. Забелло, А. Р. Бок, Е. М. Ильенков, И. Н. Шредер, М. М. Антокольский и другие. Конкурс завершился в мае 1875 года победой А. М. Опекушина, которому была присуждена I премия. Бесспорно, что в создании основной пластической характеристики образа Пушкина Опекушину помогло изучение им классики. По психологической глубине художественного образа памятник остается и до сих пор одним из лучших монументов в отечественной скульптуре.

Вскоре после завершения работы над памятником А. С. Пушкину Опекушин приступил к другой своей крупной работе - памятнику М. Ю. Лермонтову. В нем он мог выразить свое глубокое чувство к одному из любимейших им поэтов.

Памятник М. Ю. Лермонтову

А. М. Опекушин выполнил огромную подготовительную работу, прежде чем был создан окончательный вариант памятника. Он просмотрел, прочитал, изучил сотни книг, рукописей, писем, портретов М. Ю. Лермонтова и другие материалы. Им были созданы десятки рисунков и моделей статуи Лермонтова и самого памятника, и все они не удовлетворяли Опекушина. Скульптор не оставлял работы над поиском образа и после того, как в октябре 1883 года в последнем из конкурсов на лучший проект памятника Лермонтову получил первую премию. Ни одно произведение не давалось ему с таким трудом. Самым сложным для скульптора оказался вопрос о внешности поэта, чей образ он должен был представить в бронзе. Если при исполнении бюстов и статуй Пушкина скульптор мог видеть посмертную маску и ряд превосходных его портретов, то на этот раз Опекушин не имел такой возможности. С лица Лермонтова не была снята посмертная маска, а портреты его были весьма противоречивы и вызвали споры среди тех, кто знал его лично. Председатель Комитета по сооружению памятника генерал-майор Е. К. Юрковский писал в октябре 1884 года П. П. Мижуеву, что ”судя по этой модели, можно догадываться о принадлежности сооруженного по ней памятника поэту Лермонтову только по надписи на пьедестале”. Если Опекушин не исправит этот недостаток, то ”Комитет не сочтет себя вправе воспользоваться премированною моделью”27.

Действительно, портрет поэта, оставленный его современниками, ставил перед каждым, кто захотел бы его изобразить в живописи, графике, скульптуре огромные трудности. Анализируя высказывания современников о внешности Лермонтова, И. Л. Андроников писал: ”Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой”.

И. С. Тургеневу запомнилось выразительное лицо поэта. ”В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Вся его фигура, приземистая и кривоногая, с большой головой на сутулых плечах возбуждала ощущение неприятное: но присущую мощь тоти час сознавал всякий...”28

”Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие умные пронзительные глаза, невольно приводящие в смущение того, на кого он смотрел долго”29.

Художник М. Е. Меликов особое внимание в своих воспоминаниях уделил глазам, описанию взора Лермонтова. ”... Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица”30.

Понятно, как трудно было Опекушину создавать скульптуру, правдиво передающую образ поэта. В начале 1883 года он выступил в печати с сообщением о портретах Лермонтова и о важности решения вопроса о степени их сходства. Опекушин давал весьма важные сведения и советы скульпторам, ”которые, может быть, в разных концах России готовят проекты памятника Лермонтову”31. По его мнению, ”самый распространенный” (в то время) портрет поэта ”в сюртуке, без эполет, с шашкой и ремнем через плечо” оказался ”наименее схожим”.

В результате осмотра ряда коллекций, а также портретов М. Ю. Лермонтова, собранных П. А. Висковатовым, бесед с лицами, близко знавшими Лермонтова, Опекушин пришел к заключению, что особого внимания заслуживает автопортрет в бурке и на фоне гор 1837 года, а еще более - портрет поэта в профиль, написанный с натуры карандашом в 1840 году на Кавказе однополчанином Лермонтова Д. П. Паленом после ва- лерикского боя в палатке барона Л. В. Россильона. ”Профиль- ный портрет поэта весьма важен, даже необходим при лепке бюста”, - писал скульптор32. Сходство этого портрета подтвердили современники, лично знавшие Лермонтова, - князь А. И. Ва- сильчиков и генерал А. П. Потапов.

Понимая сложность и ответственность работы над созданием скульптуры Лермонтова, Опекушин в договоре, заключенном 10 июня 1885 г. с А. М. Байковым, писал: ’’Ввиду того обстоятельства, что удовлетворительного портрета Лермонтова не существует, а нужно еще, так сказать, создать его, то я Опекушин, должен предварительно вылепить колоссальный этюд головы, воспользовавшись для этого имеющимися материалами и указаниями лиц, близко и лично знавших поэта, дабы предполагаемая к отливке бронзовая статуя до последней степени отвечала сходством с очертаниями облика покойного поэта”33.

Создавая памятник Лермонтову, Опекушин стремился отразить в нем не только портретное сходство, но и создать художественный образ поэта таким, каким он его себе представлял, влюбленным в Кавказ. Скульптор строил фигуру, учитывая окружающую природу Перед ним встала важная задача построить памятник так, чтобы монументальные качества не были подавлены величественной картиной гор, чтобы он сливался с гордой красотой мест, которые любил поэт и воспел в своих произведениях.

Вдали тянулись розовой стеной,
Прощаясь с солнцем, горы снеговые;
Машук, склоняся лысой головой,
Через струи Подкумка голубые,
Казалось думал: тяжкою стопой
Перешагнуть в поместия чужие...

(Аул Бастунджи, 1831)

Работа по изготовлению памятника шла медленно, потому что Опекушин одновременно трудился еще над созданием памятника ученому-натуралисту К. М. Бэру. Монумент ему был открыт 16 ноября 1886 года в Тарту, и только после этого Опекушин смог, наконец, все свои творческие силы посвятить Лермонтову. В 1887 году неожиданно скрылся, уехав за границу, мраморщик Эспозито, получивший вперед деньги (3000 рублей) за мраморную скалу для пьедестала памятника. Пока шла переписка, пока выясняли отношения, время шло. А. М. Байков убыток взял на себя. Он писал наказному атаману, начальнику Терской области генерал-лейтенанту и кавалеру А. М. Смекалову: ”Три тысячи рублей, выданные Эспозито от 20 июля 1886 г., погибли безвозвратно. Как я уже и писал, деньги эти (3000 руб.) предоставляю Комитету считать за мною... В дальнейшем Комитет может поступить двояким образом: или потребовать от меня 3000 руб. и поручить заказ пьедестала другому лицу, за то я в претензии не буду; или потребовать от меня, чтобы я докончил исполнение возложенного на меня Комитетом поручения, на то Комитет конечно имеет право... 15 августа 1888 г.”34.

Комитет решил, чтобы А. М. Байков продолжил возложенную на него работу. Взяв убыток на себя, Байков 2 ноября 1888 заключил договор на изготовление теперь уже гранитного пьедестала и ступеней с другим мастером, тоже итальянцем, А. С. Тонетти.

До открытия памятника оставалось меньше года, однако даже члены Комитета не были уверены в близком его окончании. Секретарь Комитета по сооружению памятника Лермонтову П. В. Бойчевский с отчаянием писал А. М. Байкову: ”... Просто какой-то злой рок висит над памятью незабвенного поэта, которого мы отняли от России и до сих пор не соберемся достойно почтить его память... .35

Между тем изготовление памятника все же подвигалось все ближе и ближе к цели. 20 марта 1889 г. А. А. Бильдерлинг сообщал во Владикавказ: ’’Академик Опекушин почти совершенно окончил лепку статуи Лермонтова, остается только окончить некоторые детали и проработать лицо по имеющимся у меня портретам и по указаниям современников - г. г. Краевского и Арнольди. Сегодня еще видел в мастерской Опекушина статую в глине и нахожу, что в художественном отношении она исполнена очень хорошо”36.

Статуя высотой в 2,35 метра отливалась на заводе Морана в С-Петербурге и в начале июля была выставлена на дворе литейного заведения. Она изображает Лермонтова сидящим на обломке скалы в задумчивой позе, военная шинель сброшена с плеч и красивыми складками драпируется сбоку, что является важным декоративным и композиционным звеном, связывающим фигуру и постамент в одно целое. У ног поэта лежит раскрытая книга. На челе печать глубокой мысли, взгляд устремлен вдаль.

открытия памятника перенесли на август.

В Пятигорске шли приготовления по завершению работ в сквере, где должно было состояться открытие памятника.

Лермонтовский сквер

В 1875 году Лермонтовский комитет постановил, что, как только будет собрана необходимая для монумента сумма, будет выбрано в Пятигорске место для его сооружения. Вопрос был серьезный, и его обсуждали 9 сентября 1882 г. на собрании Пятигорской городской думы. Выступил гласный заседатель думы А. М. Байков с предложением доктора А. А. Витмана выбрать ”для постановки памятника М. Ю. Лермонтову площадку, где стоит гауптвахта с устройством вокруг сквера...”37. В мае 1882 года это место было утверждено38.

Площадка находилась в центре города, против соборной площади, но вокруг нее был глубокий овраг, из которого после дождей потоки грязи неслись на площадь к собору. Как это место выглядело тогда, видно на старинных снимках 70-х годов 19 века пятигорского фотографа Энгеля.

Спланировать местность было довольно трудно. Надо было возвести капитальную подпорную стену, выровнять площадь, распланировать с трех сторон улицы. Работа требовала много труда, усилий и средств. Городскому технику Н. Я. Шаверневу поручили составить план площади, профили продольных улиц. Эту работу он завершил в августе 1885 года39. В начале 1886 года был представлен на утверждение Владикавказского комитета проект сквера и пояснительная к нему записка гражданского инженера, архитектора из Ростова-на-Дону Н. А. Дорошенко.

”... Составитель проекта... придал скверу квадратную форму, а остающуюся часть предназначил для устройства каменной веранды обнесенной балюстрадой. Балюстрада эта венчает собой подпорную стену, которою оканчивается сквер с юга.

Но не может быть и сомнения, что с проектируемой веранды... представится такой вид, подобно которому не найдется во всей России. У подножия ее раскинется весь Пятигорск, а за ним на горизонте будет виднеться цепь далеких гор. Изящная отделка веранды, ее чистота, выстилка ее плитами и прохлада, навеваемая фонтанами, расположенными под нею, в связи с прелестью вида, неизбежно приведут к тому, что эта площадка силою обычая станет любимым местом прогулки всех посетителей Кавказских Минеральных Вод. Как пример подобной веранды, - писал Н. Л. Дорошенко, - можно указать веранду в Нижнем саду в Старом Петергрофе, с которой открывается вид на рейд”40.

М. Опекушин. Памятник, поднятый на такую высоту, должен был быть виден с далекого расстояния. На этом же эффекте основан проект Н. Л. Дорошенко, вызвавший одобрение автора лермонтовского памятника, который писал А. М. Байкову:

’’Милостивый Государь Андрей Матвеевич!

Я рассмотрел предъявленный мне Вами проект сквера в Пятигорске, где будет поставлен памятник М. Ю. Лермонтову, мною изготовленный, проект подпорной стены и ограды, а также пояснительную записку 15 февраля. В общем - труд Н. Л. Дорошенко весьма почтенный и по-моему... вполне гармонирует с памятником”41.

За проект сквера Н. Л. Дорошенко получил вознаграждение - 150 рублей серебром. Одобрив этот проект, Комитет счел целесообразным приступить к работе по разбивке местности, устройству подпорной стены и самого сквера. Владикавказский комитет отпустил из Лермонтовского фонда необходимые денежные средства, а для контроля за выполнением ра бот и проверки расходов избрал особую ’’наблюдательную комиссию” из пятигорского окружного начальства, пятигорского городского головы и ее членов - статского советника доктора медицины Халецкого и надворного советника Витмана. Производство работ было возложено на А. М. Байкова. Наблюдательная комиссия несла ответственность перед общественностью за качество производимых работ. Летом 1886 года началась работа по устройству сквера. О том, какой размах приняло строительство, свидетельствует сохранившийся в архиве на 548 листах ’Очерк работ, проведенных по устройству сквера и памятника поэту Лермонтову в Пятигорске 14 июня 1886 г. - 23 августа 1889 г.”. Комиссия вела учет всех видов работ: земляные, как внутри сквера, так и вне его; каменные: кладка подпорной стены из штучного камня, фундамента, цоколя и пьедестала под монумент, кладка бассейна и кладка под ограду сквера, настилка каменными плитами веранды, тротуара и другие виды работ. Постепенно площадка принимала вид сквера. Установили балюстраду с каменными балясинами и прекрасными чугунными вазами на ней. Много труда и энергии ушло на гранку камня для подпорной стены, заказали в Ростове-на-Дону кузнецу А. Бессарабову ажурную чугунную решетку. Западный угол сквера украсил каменный грот, сквер освещали 4 фонаря. Строители предусмотрели все необходимое: посадку зеленых насаждений, удобные скамейки, даже небольшой домик для садовника и сторожа. Сама планировка сквера оказалась подобной лире.

Долгие годы работы в Комитете по сооружению памятника Лермонтову в Пятигорске подорвали здоровье его энтузиаста, ’строителя памятника” А. М. Байкова. Незадолго до открытия памятника он вынужден был уехать на лечение за границу. Завершал работу пятигорский городской архитектор академик А. М. Кочетов42.

с тем, чтобы в последних числах июля она была в Пятигорске. Академик А. М. Опекушин, не нарушая условия контракта от 10 июня 1885 года, где он брал обязательство лично под своим наблюдением установить памятник, выехал с мастеровыми в Пятигорск43, получив от Владикавказского комитета на поездку 1000 рублей44.

Для постамента из Крыма привезли 8 массивных гранитных плит, сооружение пьедестала выполнил итальянец С. А. Тонет- ти. Прибывшие с Опекушиным мастеровые приступили к установке статуи. Простой и строгий пьедестал украшен бронзовой лирой и венком - внизу имя поэта и дата открытия памятника.

На постаменте с южной стороны имя А. М. Опекушина.

Весь комплекс работ по изготовлению и установке памятника Лермонтову был завершен. 16 августа 1889 года в Пятигорске состоялось открытие памятника М. Ю. Лермонтову Это явилось крупным событием в культурной жизни России и в истории русской монументальной скульптуры.


И вновь меня меж скал своих ты встретил,
Как некогда ребенку твой привет
Изгнаннику был радостен и светел.
Он пролил в грудь мою забвенье бед,

И ныне здесь, в полуночном краю,
Все о тебе мечтаю и пою.

(М. Ю. Лермонтов. ”Тебе, Кавказ, суровый край земли... ”)

Стихи, посвященные открытию памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске

К. Хетагуров

Перед памятником

Торжествуй, дорогая отчизна моя,
И забудь вековые невзгоды, -

Вот предвестник желанной свободы!

Она будет, поверь, - вот священный залог,
Вот горящее вечно светило,
Верный спутник и друг по крутизнам дорог,

К мавзолею искусств, в храм науки святой
С ним пойдешь ты доверчиво, смело,
С ним научишься ты быть готовой на бой
За великое честное дело.


Его образ задумчивый, гордый,
И в ущельях твоих будут живы всегда
Его лиры могучей аккорды...

Возлюби же его, как изгнанник-поэт

И почти, как святыню, предсмертный привет
Юной жертвы интриг и опалы.

(16 августа 1889 г. Пятигорск)45.

Ку р со в ая

46

Напев твоих песен печальный,
Роскошный слог твоих стихов, -
Как современников пленяли, -
Чаруя ныне их сынов.

Великий русский наш поэт.
Тобой горда страна родная,
И ей сочувствует весь свет
Отныне гения в поэте.

Тебе воздвигнувши монумент
В стране излюбленной тобой,
Где вместе с музой и отчизне
Поэт великий послужил,

Где ты остаток дней прожил,
Где от удара вражьей пули
Нашел безвременный конец,
Где ты достиг бессмертной славы,

Живи и впредь в груди народов,
Буди огонь в сердцах людей!
От нас навек благословенье
Великой памяти твоей.

” Поэты, вплетая в поэтический венок свои стихотворения о Лермонтове, выражают глубокое чувство любви народной к бессмертной, неувядаемой, нужной людям всех времен и поколений могучей поэзии Лермонтова”47.

П. Бровка

Вечно молодой Он жив.
Он превосходит ростом

Он, как и прежде, внемлет звездам,
Ведет с пространством разговор.
И с нарастающею силой
Тот голос, вечно молодой

Неугасающей звездой.
Как современник в день осенний,
К нам входит запросто певец,
Он слил свое сердцебиенье

Мартынов мертв. По всем законам
Истлел, ушел во тьму времен,
Людских проклятий миллионом,
Как миллионом пуль, пронзен.

Живой проходит сквозь века.
Ему венок стихов поэты
Несут к подножью Машука48.

Приложение

Милостивый Государь Евгений Корнилович!

Согласно желанию Вашему, выраженному в письме ко мне 5 сего января за № 1081, имею честь доставить при сем проект условия, на основании которого я могу принять на себя работу по исполнению колоссальной статуи поэта Лермонтова по моей малой модели, утвержденной Комиссиею по составлении проекта памятника. В случае согласия, Комитет поручит мне эту работу на изложенных мною основаниях, я позволяю себе покорнейше просить уведомить меня в возможно непродолжительном времени о таковом постановлении Комитета.

Считаю не лишним добавить, - так как портрета Лермонтова удовлетворительного не существует, а нужно еще, так сказать, создать его, - то я считаю необходимым предварительно вылепить колоссальный этюд головы, пользуясь имеющимися материалами с указаниями лиц, близко и лично знавших поэта. До каникулярного же времени остается всего три месяца, и нужные лица могут разъехаться, почему я и прошу поспешить с заключением условия, чтобы я мог тотчас же приступить к делу. Для заблаговременной заготовки камней и размера их будет выслана мною малая модель пьедестала с приложением масштаба тотчас же по заключении условия. С глубочайшим почтением имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою.

Февраль 1885 г. А. Опекушин., Владикавказ

(ГПБ. ф. 429, ед. хр. 72 л. 7 об.)

С-Петербург. 7 марта 1886 г.

Милостивый Государь Андрей Матвеевич!

Я рассмотрел предъявленный мне Вами проект сквера в Пятигорске, где будет поставлен памятник М. Ю. Лермонтову, мною изготовляемый, - проекты подпорной стены и ограды, - а так же пояснительную записку 15 февраля № 93. В общем - труд составителя, Н. Л. Дорошенко, весьма почтенный и, по моему мнению, Вами проектированное вполне гармонирует с памятником.

а для памятника признаю наиболее подходящую самую мелкую цепь. Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности.

А. Опекушин

P. S. Гипсовый постамент под статую Лермонтова, сего дня Ваши люди взяли.

НЛ. Дорошенко, гражданский инженер, городской архитектор из Ростова-на-Дону, - автор проекта ”'лермонтовского сквера в Пятигорске”.

(ГПБ. ф. 429, ед. хр. 72. л. 42.)

Бога ради, извините за мое невольное молчание. Письмо Ваше было получено в мое отсутствие, я уезжал за семьей в Ярославль, где по совершенно непредвиденным обстоятельствам пробыл более месяца. Игнорировать же уполномоченного, как Вы пишете, я хорошо понимаю, что не имею права, да и это было бы с моей стороны нерасчетливо, ибо в Вас, Андрей Матвеевич, я ищу защитника перед комитетом, так как по сложившимся обстоятельствам, не мог выполнить обязательства в срок. Я только теперь приступаю к лепке колоссальной статуи М. Ю. Лермонтова, причем оказывается, что мне необходимо иметь план верхней, соединяющейся с бронзой, площади - пьедестала, т. е. камня, на который станет бронзовая статуя. Если верхняя часть пьедестала обработана, то покорнейше прошу Вас приказать сделать этот план, т. е. наложить бумагу на верхушку пьедестала и совершенно точно обрезать по контурам площади; рассчитать же это трудно, ибо верхняя площадь пьедестала не имеет правильной формы.

Примите, милостивый Государь, уверение в глубоком к Вам почтении и преданности.

Андрей Матвеевич Байков (1830-1889), арендатор Кавказских Минеральных Вод, строитель памятника Лермонтову в Пятигорске.

(ГПБ. ф. 429, ед. хр. 72. л. 9 об.)

Предлагаю при сем план бронзового плинта, прошу измерять его имеющимся, у Вас масштабом моей печатью при чем имею честь присовокупить, что статуя еще не сформована, а стало быть есть возможность убавить или прибавить плинта на 1 вершок; если того потребует верхний камень пьедестала, этим может подрядчик воспользоваться в течение одного месяца.

Академик Опекушин.

9 февраля 1889 г.

(ГПБ. Ф. 429, ед. хр. 74, л. 392)

А. Опекушин.

23 февраля, СПб.

Бильдерлинг А. А. (1846-1912), генерал от кавалерии, военный писатель, инициатор и основатель Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище

Гранитный пьедестал выполнен итальянцем С. А. Тонетти.

”'Хозяйственный строитель”.

Гнедич П. П. (1855-1925), писатель, переводчик, историк искусства.

(ГПБ. ф 429, ед. хр. 74, лл. 399-400).

Милостивый Государь Андрей Матвеевич!

Прилагаю при сем набросок, калькированный А. А. Бильдер- лингом с фотографии, снятой с малой модели памятника, хранящейся в Лермонтовском музее; на этом наброске мною нанесен масштаб, которым г. Тонетти и может мерить данный рисунок. Не найдете ли возможным, Андрей Матвеевич, понизить пьедестал вершка на четыре, не убавляя его ширины. Этого я бы очень желал в интересах пропорциональности памятника - эти четыре вершка с болью в сердце я прибавил по настоянию покойного Мижуева. В заключении не могу посетовать, почему Вы, зная, что модель разбита вдребезги, не прислали мне ее восстановить вновь; не знаю, восстановили ли ее г. Тонетти по этому рисунку Если же нет, то мне становится непонятным как г. Тонетти справится с этой задачей, не имея модели.

вновь.

П. П. Гнедич сообщил мне о том, что на третьей неделе поста Вы будете в Петербурге, к тому времени план плинта можно будет дать в его натуральную величину.

Письмо А. М. Опекушина к Я. П. Полонскому, б/д.

Александр Михайлович Опекушин Спб Камен. остр. Пес. ул. 42 Милостивый Государь Яков Петрович!

Я только что закончил колоссальную статую М. Ю. Лермонтова для Пятигорска; мне хотелось бы показать ее Вам и посоветоваться с Вами. Не найдете ли возможность, Яков Петрович, побывать в моей мастерской, помещающейся на углу Каменно-Островского проспекта и Песочной улицы в доме 42. Статуя останется не заформованною до будущей среды 29 марта. В мастерской я нахожусь с утра и до темна.

А. Опекушин

Яков Петрович Полонский (1819-1898), русский поэт. Вспоминая с литературных впечатлений юности, писал: ”Меня... занимали задачи искусства, восхищал Лермонтов, который овладел всеми умами. Я мало встречал людей, которые не преклонялись бы перед силою его поэтического гения”

(ПД. 12307 архив Полонского, 2 лл, 1 л. чист.)

Примечания

1"Северный Кавказ”, 1889 г., 24 августа.

2”Исторический вестник”, СПб., 1889 г., октябрь.

3"Терские ведомости”, 1889 г., 20 августа, № 67.

4Э. А. Шан-Гирей, падчерица генерала П. С. Верзилина. Присутствовала при ссоре М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым. В 1851 г. вышла замуж за троюродного брата М. Ю. Лермонтова А. П. Шан-Гирея.

5”Терские ведомости”, 1889 г., 20 августа, № 67.

6”Новое время”, 1889 г., 24 августа, № 4844, с. 3.

7”Северный Кавказ”, 1889 г., август.

8 ”Север”, 1889 г., 3 сентября, № 36, с. 716.

9”Терские ведомости”, 1889 г., 27 августа, № 69, с. 2.

10В. Г. Белинский.

11’’Всемирный труд”, 1870 г. № 10.

12ГПБ. Ф. 429, ед. хр. 70, лл. 84в-84об.

13Там же.

14Там же, л. 9.

15Вестник Европы, 1880 г., № 1, с. 459-460.

16

17ГПБ. Ф. 429, ед. хр. 70, лл. 68-68 об.

18Там же, лл. 67а, 73а.

19,19а ГПБ. Ф. 429, ед. хр. 70, лл. 88-89; 203-205. 20

20

21Там же, лл. 210-210 об.

22Там же, лл. 213-213 об.

23Там же, л. 218.

24Там же, лл. 222-222 об.

25

26Е. Кончин. Достойно памяти и славы. ’’Советская культура”, 29 апреля, 1988, с. 6. 27ГПБ. Ф. 429, ед. хр. 71, л. 18-18 об.

28В. Л. Якимов. На месте последних дней Лермонтова. Исторический вестник. СПб., 1901, т. 85, с. 636.

29Там же.

30

31”Новое время”, 1883, 8 (20) марта, № 2523, с. 2.

32Неделя строителя, 1883 г., №11, с. 78.

33ГПБ. Ф. 429, ед. хр. 72, л. 11.

34Там же, ед. хр. 74, л. 354 об.

35

36Там же, л. 413.

37Там же, ед. хр. 72. Журнал Пятигорской городской думы.

38Там же, ед. хр. 72, л. 20.

39 Там же.

40

41Там же, ед. хр. 70, л. 82.

42Там же, ед. хр. 74, л. 415.

43Там же, ед. хр. 72, л. 2 об.

44Там же, ед. хр. 74, лл. 432-433, см. также: Терские ведомости, 30 июля 1889 г., № 61.

45

46Курсовая. На открытие памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. 1889 г. августа 16-го дня. - М. Ю. Лермонтов в русской поэзии. Сб. стихотворений под ред. В. В. Каллаша. Изд. Т-ва И. Д. Сытина, М., 1914 г., с. 71-72.

47Морозова Л. И. Венок поэту. Ставрополь, 1976 г., с. 8.

48П. Бровка. Вечно молодой. - В кн.: Венок поэту. Ставрополь, 1976 г., с. 123-124.

Текст предоставлен М. Ф. Дамианиди.