Дурылин С.: Врубель и Лермонтов
Список произведений М. А. Врубеля на сюжеты и темы М. Ю. Лермонтова

Глава: 1 2 3 4 5 6 7
Список произведений Врубеля

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. А. ВРУБЕЛЯ НА СЮЖЕТЫ
И ТЕМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Условные обозначения основных изданий, где помещены воспроизведения с работ Врубеля. Римская цифра после названия издания обозначает том, арабская цифра — страницу

Альбом

— 

«М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Альбом. Институт мировой литературы им. А. М. Горького». Изд. «Искусство», М. — Л., 1941.

Демон1

— 

М. Ю. Лермонтов. Демон. Восточная повесть (1838—1840). Иллюстрированное издание т-ва И. Н. Кушнерев и К°, М., 1909.

Демон2

— 

М. Ю. Лермонтов. Демон. Восточная повесть. Иллюстрации М. А. Врубеля. «Academia», М., 1937.

Дурылин

— 

С. Дурылин. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Учпедгиз, М., 1940.

Евдокимов

— 

Иван Евдокимов. М. А. Врубель, М., 1925.

Золотое Руно

— 

«Золотое Руно» (Москва), 1906, № 1; 1909, № 5.

Иванов

— 

А. П. Иванов. Врубель. 2-е издание Н. И. Бутковской, П., 1916.

ИПД

— 

«Искусство и Печатное Дело» (Киев), 1910, №№ 4, 5, 6—7, 8—9, 10, 11, 12.

И

— 

«Искусство» (Киев), 1911.

Каллаш

— 

Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. Редакция В. В. Каллаша. «Печатник», М., 1914—1915.

Кушнерев

— 

М. Ю. Лермонтов. Сочинения. Художественное издание т-ва И. Н. Кушнерев и К°, М., 1891.

Л. Н.

— 

«Литературное Наследство», М., 1941, № 43—44 (первый Лермонтовский том) и М., 1948, № 45—46 (второй Лермонтовский том).

М. И.

— 

«Мир Искусства» (Петербург), 1902, № 5—6; 1903, № 10—11; 1904, № 5.

Пахомов

— 

Н. П. Пахомов. Лермонтов в изобразительном искусстве. Издательство Академии наук СССР, М. — Л., 1940.

Яремич

— 

С. П. Яремич. Михаил Александрович Врубель. Жизнь и творчество. Издание И. Кнебель, М., 1911.

I. ИЛЛЮСТРАЦИИ ВРУБЕЛЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЛЕРМОНТОВА

1. ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОЭМЕ «ДЕМОН». 1890—1891.

1) Летящий Демон.

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал.

(Лицо и полет влево).

Бумага. Акварель.

Местонахождение неизвестно.

Кушнерев, II, 3; Демон1, 7; Каллаш, III, 121; открытое письмо изд. Общины св. Евгении (1916).

2) Демон, смотрящий на долину

И перед ним иной картины
Красы живые расцвели —
Роскошной Грузии долины...

Бумага. Акварель. 28,5×41,5.

Слева в углу надпись: «Пете Кончаловскому от М. Врубеля».

Собрание А. В. Кошелева, Москва.

Каллаш, III, 166; М. И., 1904, № 5, 160; Л. Н. № 43—44, 411.

3) Пляска Тамары. 1890.

В последний раз она плясала...
И были все ее движенья
Так стройны, полны выраженья,
Так полны милой простоты,
Что если б Демон, пролетая,
В то время на нее взглянул,
То прежних братьев вспоминая,
Он отвернулся б и вздохнул...
И Демон видел...

Бумага на картоне. Черная акварель, белила. 49×29.

Яремич, 65; Евдокимов; Демон2, 10; Пахомов, 277; Альбом, 209; Л. Н. № 43—44, 121.

4) Рисунок к тексту. 1891.

Затихло все. Теснясь толпой,
На трупы всадников порой
Верблюды с ужасом глядели.

Бумага. Черная акварель. 23,7×31.

Русский музей, Ленинград.

Кушнерев, II, 6; Демон1, 14; Каллаш, III, 129; Пахомов, 278; Л. Н. № 45—46, 545.

5) Несется конь быстрее лани. 1891.

Бумага. Акварель, белила. 23,3×33,3.

Справа внизу подпись: «М. Врубель».

Третьяковская галлерея.

Кушнерев, II, 7; Демон1, 15; Яремич, 61; Каллаш, III, 130; Демон2, 18; Пахомов, 278; Л. Н. № 45—46, 549.

6) Несется конь быстрее лани

Первоначальный эскиз.

Бумага. Карандаш.

Третьяковская галлерея.

Л. Н. № 45—46, 549. Воспроизводится впервые.

7) Демон над плачущей Тамарой.

Не плачь, дитя, не плачь напрасно.

Бумага на картоне. Черная акварель, белила. 95,5×64,3.

Слева внизу подпись: «Врубель».

Третьяковская галлерея. (Был в собрании И. А. Морозова.)

Кушнерев, II, 8; М. И., 1903, № 10—11, 168; Демон1, 16; Яремич, 67; Каллаш, III, 132; Пахомов, 280; Альбом, 210; Л. Н. № 43—44, 123.

8) Летящий Демон.

К тебе я стану прилетать.

(Лицо и полет вправо.)

Бумага. Черная акварель.

В левом углу подпись: «Врубель».

Местонахождение неизвестно. Негатив хранится в Третьяковской галлерее.

Кушнерев, II, 9; Демон1, 23; Каллаш, III, 134; Л. Н. № 45—46, 553.

9) . 1890.

И, чудо! — из померкших глаз
Слеза тяжелая катится.

Бумага. Акварель.

Местонахождение неизвестно.

Кушнерев, II, 11; Демон1, 28; Каллаш, III, 140; Л. Н. № 45—46, 557.

10) Демон у стен монастыря. 1891.

(Второй вариант — на широком фоне гор и деревьев; видна церковь с куполом.)

Бумага. Черная акварель. 41,7×30,6.

Третьяковская галлерея. (Был в собрании И. А. Морозова.)

Яремич, 66; Демон2, 32; Пахомов, 279; Альбом, 211; Л. Н. № 45—46, 557.

11) Демон и Тамара.

Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..

Бумага на картоне. Черная акварель, белила. 66,8×50.

Слева внизу подпись: «Врубель».

Кушнерев, II, 15; Демон1, 38; Каллаш, III, 146; Евдокимов; Демон2 (фронтиспис); Пахомов, 281; Л. Н. № 45—46, 561.

12) Демон и Тамара.

Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..

(Второй вариант, вертикальный, узкий.)

Бумага. Черная акварель.

Был разорван Врубелем пополам и склеен П. П. Кончаловским. Частное собрание, Москва.

Иванов, 56; Демон2, 40; Пахомов, 282; открытое письмо изд. Общины св. Евгении (1916); Л; Н. № 45—46, 565.

13) Демон и Тамара. 1891.

Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..

(Третий вариант. Фрагмент. Фигура Демона отрезана самим Врубелем.)

Бумага. Черная акварель.

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва.

Л. Н. № 45—46, 565. Воспроизводится впервые.

14) .

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала.

Бумага. Черная акварель, белила. 28×18,8.

Справа внизу подпись: «М. Врубель».

Третьяковская галлерея.

Кушнерев, II, 16; Демон, 42; Каллаш, III, 148; Демон2, 48; Пахомов, 283; Альбом, 212; Л. Н. № 45—46, 569.

15) Тамара в гробу (второй вариант). 1890.

(Фрагмент уничтоженного Врубелем большого рисунка «Тамара в гробу».)

Бумага на картоне. Черная акварель. 23,3×33,8.

Третьяковская галлерея. (Приобретено в 1912 г. из собрания Е. П. Ясиновской, урожд. Кончаловской.)

Яремич, 64; Демон2, 25; Л. Н. № 45—46, 573.

16) Ангел с душою Тамары и Демон.

В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых...

Бумага. Акварель.

Собрание Е. В. Гельцер, Москва.

1, 46; Каллаш, III, 153; Пахомов, 284; открытое письмо изд. Общины св. Евгении (1911).

17) Голова Демона. 1890.

И вновь остался он надменный
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

(Голова Демона на фоне снеговой вершины Казбека.)

Бумага. Акварель, белила. 20,2×32,2.

Киевский музей русского искусства.

Кушнерев, II, 18; Демон1 — на обложке и на стр. 50; Яремич, стр. 63; Л. Н. № 45—46, 577.

18) Голова Демона. 1891.

И вновь остался он надменный
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

(Второй вариант. Голова Демона большей величины на фоне горных снегов; вершины Казбека нет.)

Бумага на картоне. Акварель, карандаш. 22,4×34,4.

Третьяковская галлерея.

Демон2 — на переплете и на стр. 5; Л. Н. № 45—46, 577.

19) Церковь на Казбеке.

Но церковь на крутой вершине,
Где взяты кости их землей,
Хранима властию святой,
Видна меж туч еще поныне...

(В кушнеревском издании рисунок ошибочно отнесен к стихам: «Но грустен замок, отслуживший когда-то в очередь свою».)

Бумага. Черная акварель.

Музей изобразительных искусств Армении, Ереван.

Кушнерев, II, 19; Демон1, 53; Каллаш, III, 154; Л. Н. № 45—46, 581.

20) Голова Тамары. 1891.

(Тамара в восточной одежде.)

Бумага. Тушь.

Собрание В. Р. Гардина, Ленинград (находился в собрании Э. Л. Праховой, в Киеве).

21) Летящий Демон.

(Летит, закинув руки за голову, справа налево; голова обращена кверху.)

Бумага. Графитный карандаш.

(Рисунок сделан на оборотной стороне того же листа бумаги, на котором нарисована «Голова Тамары», № 20).

2. ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОЭМЕ «ИЗМАИЛ-БЕЙ»

22) Старик чеченец.

Как серая скала, седой старик
Задумавшись, главой своей поник.

(часть I, строфа IV).

Бумага. Акварель.

Местонахождение неизвестно.

Кушнерев, II, 63; Каллаш, II, 81.

23) Прощание Зары с Измаилом.

Уныло Зара перед ним
Коня походного держала.

Бумага. Черная акварель; тушь, перо, белила. 41×30,2.

Справа внизу подпись: «Врубель».

Третьяковская галлерея.

Кушнерев, II, 70; Каллаш, II, 96; Пахомов, 285; Альбом, 107; открытое письмо изд. Общины св. Евгении (1916); Л. Н. № 43—44, 771.

24) Труп Измаил-бея.

Пусть кончит жизнь, как начал, одинок

(часть III, строфа XXXIII).

Бумага. Акварель.

Кушнерев, II, 91; Каллаш, II, 135; Л. Н. № 43—44, 775.

3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «ПЕСНЕ ПРО... КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

25) Кирибеевич. 1889.

(Кирибеевич сидит за столом в глубоком раздумье; одет в красный шелковый кафтан.)

Бумага. Цветная акварель.

Вверху слева: «Кирибеевич. 2 марта 89 г.».

По воспоминаниям М. В. Нестерова и Н. А. Прахова, рисунок сделан в Киеве.

Собрание О. А. Алябьевой, Москва.

Существует цветная репродукция; Л. Н. № 43—44, 289.

4. РИСУНКИ К ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЯМ

26) Русалка. 1891.

Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем.

Бумага, Черная акварель. 23,1×33,8.

Слева подпись: «Врубель».

Русский музей, Ленинград.

Кушнерев, I, 2; Каллаш, II, 192; Л. Н. № 43—44, 63.

27) (из Байрона).

Бумага. Черная акварель. 30,25×32.

Справа подпись: «Врубель».

Собрание Г. В. Ерозолимского, Москва.

Кушнерев, I, 3; Каллаш, II, 193; Л. Н. № 43—44, 139.

28) Журналист, читатель и писатель.

Бумага. Черная акварель; графитный карандаш, белила, перо. 26,1×35,5.

Справа внизу подпись: «М. Врубель».

Третьяковская галлерея.

Кушнерев, I, 32; Каллаш, III, 38; Демон1, 73; Пахомов, 193; Альбом, 224; Л. Н. № 43—44, 747.

29) Беглец. 1891.

Гарун бежал быстрее лани.

Рисунок на картоне большого размера.

По воспоминаниям А. С. Мамонтовой, Врубель работал над этим рисунком в Абрамцеве летом 1891 г.

Местонахождение неизвестно.

5. ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

30) . 1889.

(Печорин сидит на диване, спустив ноги на пол. Ночь. Горят две свечи. Лицо Печорина имеет явное сходство с лицом самого Врубеля.)

Бумага. Черная акварель. 12×17.

В нижнем правом углу карандашом надпись: «В. 89. 28/5» (т. е. Врубель. 1889 год. 28 мая).

Киевский музей русского искусства. (Акварель была в собрании Г. И. Квятковского, в Киеве.)

Воспроизведено при статье Е. И. Ге «Последние годы жизни Врубеля», с подписью: «Портрет военного», ИПД, X, 420; Л. Н. № 45—46, 587.

31) Печорин на диване. 1890.

(Второй вариант, сделанный в Москве. Печорин лежит на диване. День. Свет наполняет комнату через окошко, которого нет на первом варианте.)

Бумага. Акварель.

Справа внизу подпись: «Врубель».

Рисунок в 1917 г. принадлежал Н. Н. Карышеву. Нынешнее местонахождение неизвестно.

Кушнерев, II, 98; Каллаш, IV, 145; Дурылин, 73; Пахомов, 287; Альбом, 232; открытое письмо изд. Общины св. Евгении (1916); Л. Н. № 45—46, 587.

32) Княжна Мери и Грушницкий.

«Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему».

Бумага. Черная акварель, белила. 41,2×27,8.

Слева внизу надпись: «Врубель».

Третьяковская галлерея.

Кушнерев, II, 140; Каллаш, IV, 207; Дурылин, 151; Пахомов, 288; Альбом, 237; открытое письмо изд. Общины св. Евгении (1916); Л. Н. № 43—44, 563.

33) .

«Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было».

Бумага. Черная акварель, белила. 56×33,2.

Слева внизу подпись: «Врубель».

Третьяковская галлерея.

Кушнерев, II, 178; Каллаш, IV, 263; Дурылин, 127; Пахомов, 289; Альбом, 238; открытое письмо Общины св. Евгении (1916); Л. Н. № 43—44, 567.

34) Казбич и Азамат.

«Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился о плетень так, что плетень зашатался».

Бумага. Черная акварель, белила. 31×41,8.

Справа внизу подпись: «Врубель».

Третьяковская галлерея.

Кушнерев, II, 106; Каллаш, IV, 157; Дурылин, 185; Пахомов, 286; Альбом, 234; открытое письмо изд. Общины св. Евгении (1916); Л. Н. № 45—46, 593.

35) Казбич и Азамат.

(Второй вариант. Головы Азамата, Казбича и коня Карагеза взяты в более крупном плане, фигуры сближены между собою; пейзажного фона нет.)

Бумага. Черная акварель.

Собрание Н. Е. Добычиной, Ленинград.

Яремич, 62; Л. Н. № 45—46, 593.

II. РИСУНКИ, АКВАРЕЛИ, КАРТИНЫ И СКУЛЬПТУРЫ ВРУБЕЛЯ, СОЗДАННЫЕ НА ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВА

1) «Пророк Моисей». 1884.

Фреска на хорах Кирилловской церкви в Киеве.

«Голова фигуры пророка Моисея... приобретает особую значительность чрезвычайной близостью своего типа к „Демону“» (Яремич, 54).

ИПД, VI—VII, 240; Яремич, 29.

2) «По небу полуночи ангел летел...». 1885.

(Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ангел»).

Рисунок в «Венецианском альбоме».

Собрание Е. А. Праховой, Киев.

В 1886 г. Врубель намеревался писать картину маслом «По небу полуночи ангел летел» (см. письмо к сестре от октября 1886 г. в книге: М. Врубель, Письма к сестре. Л., 1929, 107—108).

3) Девочка на фоне персидского ковра. 1886.

Холст. Масло.

(Девочка писана с дочери ростовщика Дахновича в Киеве).

«Н. К. Пимоненко рассказывает, что Врубель этот портрет очень часто называл „Княжна Мери“» (Яремич, 181).

Киевский музей русского искусства. (Был в собрании И. Н. Терещенко, в Киеве).

М. И., 1903, № 10—11, 159; Яремич, 43.

4) . (1886 ?), Киев.

Ходим мы к Арагве светлой
Каждый вечер за водой.

А. Н. Майков и П. А. Висковатов. Либретто оперы «Демон».

(Ср. у Лермонтова: Покрыта белою чадрой,

Княжна Тамара молодая
К Арагве ходит за водой.)

Рисунок сделан Врубелем после посещения «Демона», оперы А. Г. Рубинштейна.

Бумага. Акварель.

Киевский музей русского искусства.

5) Демон. 1885—1888. Киев. Одесса. Киев.

Холст. Масло.

Первый опыт картины на тему «Демон». «По словам Н. К. Пимоненко, Демон в сидячем положении, со сложенными на коленях руками и по типу очень близко походил на скульптурного Демона в собрании А. П. Боткиной» (Яремич, 181).

Уничтожен автором.

6) Голова ангела. (1887?) Киев.

Мощный облик «горнего духа», типа приближающегося к «Сидящему Демону» 1890 г. Поворот головы вправо.

Бумага. Черная акварель. 67,8×41 в свету. (На обратной стороне написан эскиз к «Воскресению» для Владимирского собора. Этими эскизами Врубель был занят в 1887 г.).

7) Гамлет и Офелия. 1888. Киев.

Холст. Масло.

В лице Гамлета есть прямое сходство с Демоном, особенно близкое с Демоном 2-й редакции рисунка к поэме «Демон и Тамара» («Я дам тебе все, все земное. Люби меня!..»).

Находилась в 1916 г. в собрании кн. С. А. Щербатова, в Москве.

ИПД, VIII—IX, 317; Яремич, 57.

8) Демон. 1887—1888. Киев.

Скульптуры из глины.

По словам самого Врубеля, это были три скульптуры: 1) «опыт гигантского бюста не удался — он вышел очень впечатлителен, но развалился»; 2) «следующий маленький — в 1/3 натуры я закончил сильно, но утрированно — нет строя»; 3) «Теперь я леплю целую фигурку Демона» (письмо к сестре от 11 января. — М. Врубель, Письма к сестре, Л., 1929, 112—113).

Судьба двух последних скульптур остается неизвестной.

9) Сидящий Демон. 1890. Москва.

Холст. Масло. 114×211.

Был на 5-й выставке «Мира Искусства», 1903 (по каталогу № 94).

Третьяковская галлерея. (До 1918 г. находился в собрании В. О. Гиршман, в Москве.)

 10—11, 166; Яремич, 64; Каллаш, III, 185; Иванов, 56; Альбом, 207; Л. Н. № 45—46, 19.

10) Сидящий Демон. 1890. Москва.

Этюд к масляной картине 1890 г.

Бумага. Графитный карандаш, акварель, белила. 12,8×26,8.

Третьяковская галлерея.

Демон2, 8 (воспроизведен в красках).

11) Падший ангел. (1890 ?).

Акварель.

Находился в собрании И. С. Остроухова, в Москве. Местонахождение неизвестно.

См. список произведений Врубеля в книге Яремича, 182; Иванов, IV.

12) Набросок Демона. (1890 ?).

Уголь.

Находился в собрании С. С. Мамонтова, в Москве. Местонахождение неизвестно.

См. список произведений Врубеля в книге Яремича, 182.

13) Голова Демона. 1894.

Полихромная скульптура.

«Головы Демона на фоне горного пейзажа», сделанного для кушнеревского издания.)

Была на «Выставке русско-финляндских художников», организованной Дягилевым в Петербурге в 1898 г. В 1903—1917 гг. находилась в собрании А. П. Боткиной, в Петербурге. Местонахождение неизвестно.

М. И., 1903, 10—12, 145; Яремич, 70; Иванов, 41.

14) Летящий Демон. 1899—1900. Москва.

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал.

Холст. Масло. Неоконченная картина. 138,5×430,5.

Русский музей, Ленинград. (Картина находилась в собрании М. П. Рябушинского, в Москве.)

Фрагмент картины — лицо летящего Демона — воспроизведен:

 1, 17; Яремич, 131.

15) Лежащий Демон. 1901.

Эскиз для картины 1902 г.

(Облокотился на правую руку, в левой сжимает обнаженный меч. Смотрит влево. Лежит среди груды камней.)

Русский музей, Ленинград. (Находился в собрании А. Г. Голикова.)

Яремич, 156; Л. Н. № 45—46, 599.

16) Разбившийся Демон. (1901?).

×28,1.

Эскиз для картины 1902 г.

(Демон изображен нагим. Упав на землю, он повернул голову влево, опирая ее на правое плечо. Левая рука опущена в бессилии. Нагие ноги раскинуты в таком же бессилии и едва ли не вывихнуты.)

Киевский музей русского искусства. (Находился в собрании Б. Н. и Б. И. Ханенко, в Киеве.)

И., 1911, № 6—7, к стр. 306. (С датой 1901 г., под названием «Поверженный Демон».)

17) . 1901.

Эскиз для картины 1902 г.

Картон. Акварель, гуашь, белила, карандаш. 27,7×63,8.

Третьяковская галлерея (приобретено в 1902 г.).

2, 54 (в красках).

18) Поверженный Демон. 1901.

Эскиз к картине 1902 г.

Был на 5-й выставке «Мира Искусства», 1903 (по каталогу № 99).

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва. (Был в собрании С. А. Щербатова, в Москве.)

М. И., 1903, № 10—11, приложение после стр. 150, в красках (нижняя часть акварели не воспроизведена); Яремич, 154 (воспроизведена полностью); Л. Н. № 43—44, 413.

19) Поверженный Демон

(Первый, неоконченный вариант большой картины маслом. «Прямой, резкий профиль лица; пояс из металлических пластин; пейзаж неясен». — А. Иванов, Врубель, стр. IX.)

Находился в 1916 г. в собрании М. П. Рябушинского. Ближе всего к нему акварель, приобретенная в 1902 г. Третьяковской галлереей.

20) . 1901. Декабрь.

Холст. Масло. 139×387.

В таком виде картина не существует. Снимок с «Демона» в этой стадии его существования был сделан в декабре 1901 г. в Москве; после этого картина была переписана художником.

Яремич, 155 (верхний снимок); Каллаш, III, 159.

21) . 1901—1902.

Холст. Масло. 139×387.

Справа внизу подпись: «Врубель».

Это — последняя редакция картины, установившаяся после работы над нею художника в Москве в 1901—1902 гг. и в Петербурге, в феврале — марте 1902 г., когда картина находилась уже на 4-й выставке «Мира Искусства» (№ 80 по каталогу).

М. И., 1902, 5—6, 293; Яремич, 155; Каллаш, III, 156; Иванов, 57; Пахомов, 276; Альбом, 213; Л. Н. № 45—46, 621.

22) Стоящий Демон (1900).

Картон. Графитный карандаш. 53,9×31,5.

звезда, горящая тревожным светом.)

Киевский музей русского искусства. (На тонкой сосновой дощечке, прикрепляющей картон к стеклу, надпись: «Приношу в дар Киевскому художественному музею. В. Жученко».)

И., 1911, № 6—7, 311; Л. Н. № 45—46, 603.

23) Стоящий Демон. (1904?).

— полное сходство с двумя «Головами Демона», сделанными для поэмы, и со скульптурой «Голова Демона», 1894.)

Бумага. Итальянский карандаш. 29,3×18,3.

Русский музей, Ленинград. (Рисунок принадлежал Н. И. Забелле-Врубель.)

Воспроизведен впервые под названием «Эскиз к Демону» в журнале «Аполлон», 1913, № 5, между стр. 16—17; в монографии А. Иванова «Врубель» воспроизведен между стр. 56—57 под названием «Ангел»; Л. Н. № 45—46, 607.

24) Стоящий Демон

(Демон стоит на фоне горного пейзажа, на закате, поворот головы вправо.)

Бумага. Цветная акварель.

Принадлежал врачу-психиатру П. И. Карпову, который получил его в 1904 г. непосредственно от М. А. Врубеля; ныне собственность М. Э. Козловой, Москва.

Воспроизведен (в красках) в книге: П. , Творчество душевнобольных и его влияние на развитие искусства, науки и техники. Гиз, М., 1927, табл. VII.

25) Азраил. 1904. Москва.

Холст. Масло.

«Пророку», с мечом в правой и кадилом в левой руке; гордое чело обрамлено густою короною черных волос, ниспадающих и на спину. Лицо «поверженного Демона», восставшего для новой жизни; на волосах сияющий венец с красными яхонтами.)

Картина находилась в 1916 г. в собрании Е. М. Терещенко, в Петрограде.

Иванов, 48 (в красках).

26) Серафим. 1905.

(Название рисунка не принадлежит Врубелю. По общему облику лица, рук, крыльев, по сходству лица со многими предыдущими изображениями Демона, этот «Серафим» — одна из вариаций «Восставшего Демона»).

Был в собрании доктора Ф. А. Усольцева, лечившего Врубеля.

Золотое Руно, 1906, № 1, приложение в красках (цветная автотипия).

27) Пророк

Холст. Масло. 145×130.

(Ангел и Пророк изображены до пояса; все внимание художника сосредоточено на Ангеле. Но этот нагой гордый юноша, с чреслами, прикрытыми крыльями, с огромной короной черных волос, с лицом, в профиль устремленным на Пророка, с обнаженным мечом и кадилом в левой руке, чрезвычайно близко напоминает «Лежащего Демона», бывшего в собрании А. Г. Голикова, и должен рассматриваться как один из вариантов «Демона» конца 1890-х — начала 1900-х годов).

Третьяковская галлерея.

Иванов, 1 (в красках).

28) . 1899.

Бумага. Акварель.

Пророк и Ангел даны во весь рост. Фигура Ангела сохранила все те черты Демона, которые были на масляной картине 1898 г.

Был в собрании И. А. Морозова, в Москве.

Дурылин С.: Врубель и Лермонтов Список произведений М. А. Врубеля на сюжеты и темы М. Ю. Лермонтова

„ДЕМОН“
Картина М. Врубеля, 1901—1902 гг.
Третьяковская галлерея, Москва

29) Пророк

Эскиз.

Бумага. Акварель, графитный карандаш.

(Фигура Ангела представляет собою «Восставшего Демона» того типа, который разработан в эскизах к «Поверженному Демону»).

Воспроизведен цветной автотипией в Золотом Руне, 1909, № 5, между стр. 6 и 7; Яремич, 127.

30) .

Бумага. Графитный карандаш.

Киевский музей русской живописи.

31) Голова Пророка. 1904.

Третьяковская галлерея.

Золотое Руно, 1906, I, 11; Яремич, 128; Каллаш, III, 116.

Глава: 1 2 3 4 5 6 7
Список произведений Врубеля