Еюкин В.: Лермонтов как личность

Лермонтов как личность

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Михаил Юрьевич не успел сказать своего последнего слова и поэтому некоторые стороны его жизни и личности оказались в тени. Однако общие исторические сведения, богатая разнообразными событиями и переживаниями жизнь Михаила Юрьевича и его разносторонняя литературная деятельность — дают обширный материал для выявления и характеристики особенностей личности поэта.

Как сын своей эпохи, Михаил Юрьевич, является, прежде всего, типичным представителем лучших передовых людей дворянского общества 30-х годов прошлого столетия.

И действительно, в Михаиле Юрьевиче, как и во многих типичных представителях 30-х годов, жило два человека, которые всю жизнь враждовали между собой и которые нашли полное примирение лишь со смертью самого Михаила Юрьевича.

Один из них — помещик, дворянин и гвардейский офицер; другой — представитель 30-х годов, эпохи безвременья и распутья, лучший человек своего времени, чутко реагировавший на события минувших столетий и современной эпохи.

Михаил Юрьевич, как помещик, отдавая дань прошлому и среде, его создавшим, безрассудно тратил на себя порой очень крупные суммы денег, содержал большой штат прислуги, посещал великосветские вечера, — пустые и скучные, — увлекался дамами легкого поведения и кутил.

Михаил Юрьевич, как представитель лучших людей, был человеком постоянного и глубокого раздумья над самыми сложными вопросами жизни, был человеком, который оторвался от прошлого и не нашел настоящего, вечно мучился от разлада-мечты с окружающей действительностью и бичевал себя и смеялся на своим двойником — Михаилом Юрьевичем-помещиком.

Этой двойственностью своей личности, этим калейдоскопом своих душевных переживаний он полно и верно отразил современную ему эпоху и тем показал свою органическую связь с ней. Взятый отдельно, как личность, Михаил Юрьевич был, безусловно, талантливым. ”Лермонтов, — пишет проф. К. И. Араба- жин, — был сложной богато одаренной симпатичными чертами, высокодаровитой натурой”. Мало этого, Михаил Юрьевич был глубоко начитанным и всесторонне развитым человеком.

Об его даровитости и всестороннем развитии говорят почти все его литературные произведения, а также его университетская работа, поражавшая профессуру разносторонностью запросов и богатым запасом знаний.

Источником даровитости поэта было неустанное и упорное искание абсолютной истины и красоты.

Искание — его натура, его родная стихия, источник его радости и горя. Искание — это вся жизнь, все творчество и вся личность Михаила Юрьевича.

Искание создало бессмертие Михаилу Юрьевичу, искание принесло ему преждевременную смерть. Эту основную черту своей личности, это вечное и самое сильное настроение, прошедшее лейтмотивом через всю жизнь, Михаил Юрьевич ярче всего выразил в стихотворении ”Парус”:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

В начале своей литературной деятельности, под живым впечатлением тяжелых семейных драм, постоянных распрей его отца с бабушкой и отрицательных явлений, происходивших в окружающей действительности, Михаил Юрьевич переживал состояние человеконенавистничества; он уходил в себя, был замкнут и неразговорчив и свысока, а порой с презрением посматривал на окружающих.

Об этом настроении Михаил Юрьевич писал следующее:

Любил сначала жизни я
Угрюмое уединение,
Где укрывался весь в себя,
Боялся, грусть не утая,
Будить людское сожаление.
Счастливцы, мнил я, не поймут
Того, что сам не разберу я.

Но это настроение не удовлетворило Михаила Юрьевича; вскоре он отказался от него и остановился на любви к природе и в ней думал найти ответ на вопросы, вечно его тревожившие. Природа также не разрешила всех сомнений Михаила Юрьевича. Тогда он глубоко проникся любовью к Богу и написал ряд восторженных стихотворений религиозного характера. Но и это настроение не успокоило, не примирило с жизнью, и он снова с невероятными усилиями бросился искать разрешения вопросов, его мучивших.

Искания Михаила Юрьевича не прошли для него бесследно. Они развили его способности и обогатили его опытом. Большой природный ум Михаила Юрьевича в постоянных размышлениях над жизнью, среди чтения книг и наблюдения над окружающей средой, сильно развился и выковался в проницательно гибкий, а порой язвительный. Большой ум делал его исключительным человеком своего времени и давал возможность подмечать и разоблачать такие стороны жизни, какие оставались незамеченными многими, даже выдающимися его современниками.

Богатое воображение Михаила Юрьевича в вечных поисках, в созданиях идеальных образов, в воспроизведениях красот природы и абсолютной красоты, также нашло обильную для себя пищу и к смерти Михаила Юрьевича выросло в неизмеримо великое творческое воображение и стало громадной ценностью личности Михаила Юрьевича.

Искания абсолюта произвели благотворное влияние и на нравственный облик поэта. Михаил Юрьевич стал еще более чутким, добрым и честным и благодаря этому не кривил душой даже тогда, когда мятущаяся натура бросала его на дно великосветской жизни. Однако эти же искания, когда они были неудачными, производили и отрицательное влияние на Михаила Юрьевича. Они развили в нем меланхолическое настроение и порой приводили к пессимизму, граничившему с самоубийством.

Богато одаренная натура Михаила Юрьевича и эти особенности его личности сделали его крупным талантом, о котором можно сказать следующее:

Все дух в нем питало: труды мудрецов,
Искусств вдохновенных создания,
Преданья, заветы минувших веков,
Цветущих времен упования.
Мечтою по воле проникнуть он мог
И в нищую хату, и в царский чертог.
С природой одною он жизнью дышал.
Ручья разумел лепетание.
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябание;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

Такова в общих и главных чертах личность Михаила Юрьевича.

Прошло 82 года со дня незабвенной кончины Михаила Юрьевича. Изменилась Россия, забыты Бенккендорф, де Барант и Мартынов, сыгравшие печальную роль в жизни Михаила Юрьевича. Изменились значительно некоторые уголки Кавказа, где жил и проводил время великий поэт.

Но память о нем по-прежнему неизгладимо живет, его изучают, чтут и ценят.

Почему же так ценен и так близок он?

Михаил Юрьевич не был никогда политическим деятелем, скажем даже более, он не принимал, как беспартийный, активного участия в политических выступлениях, имевших место в 30-х годах.

”Не сблизился он (Лермонтов), — пишет А. М. Скабичевский, — ни с кружком Белинского, голос которого гремел тогда в 11-й камере казенных студентов, ни с философствующим кружком Станкевича, ни с фрондировавшим кружком Герцена”.

Михаил Юрьевич был своеобразным патриотом и, как не странно, принимал личное участье в порабощении некоторых народностей Кавказа.

Почему?

Объяснения всем этим явлениям, быть может, непонятным на первый взгляд, надо искать в историческом прошлом и в двойственности личности Михаила Юрьевича.

— его мятущейся и ищущей юности.

Михаил Юрьевич ценен и дорог потому, что он, как ”отзыв мыслей благородных, звучал, как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных”.

Потому, что он открыто выступал против гнета и насилия, царивших в его время, и дважды попадал за это в ссылку на Кавказ.

В. Еюкин