Гниловской В. Г.: Ставропольские рисунки М. Ю. Лермонтова

Ставропольские рисунки Лермонтова

Январский номер журнала "Наука и жизнь" за 1972 год принес радостную весть любителям литературы и лермонтоведам — "Найден еще один рисунок М. Ю. Лермонтова"! Каждая такая находка обогащает наши знания о великом поэте, полнее характеризует творчество, художественные вкусы и обстановку его жизни.

Сотрудники Государственного литературного музея в Москве В. Попов и Н. Верховская так рассказывают об этом событии.

В закупочную комиссию музея поступил небольшой карандашный рисунок, изображающий сельский пейзаж, с ручьем, водяной мельницей и виднеющимся вдали обширным лесом, покрывающим склоны балки и соседних гор. Композиция, манера письма, совершенство рисунка говорили о высоком мастерстве автора.

Внизу, слева, в пейзаж была вписана надпись: (1837 год, 13 майя, Волобуева мельница". Справа, где обычно ставится подпись художника, значилось — Лермонтов.

Сразу трудно было поверить, что в музей неожиданно пришла новая бесценная реликвия поэта, о которой ранее не было никаких сведений — рисунок мог быть и подделкой.

Находка подверглась тщательной экспертизе, изучались не только сам рисунок, но и подпись, и бумага, на которой он был нарисован.

Несмотря на то, что подпись не имела инициалов, которые Лермонтов обычно ставил перед фамилией, а также была неясность некоторых букв, эксперту литературного музея В. Герасимову, по характеру штрихов, направлению их движения, исполнению букв, удалось установить несомненную принадлежность подписи и рисунка М. Ю. Лермонтову.

Но что это за местность, что за мельница, привлекшая внимание поэта своею живописностью? Где был Лермонтов в мае 1837 года?

Из летописи жизни Лермонтова известно, что вскоре после появления его стихотворения "На смерть поэта", посвященного А. С. Пушкину, возникло жандармское "Дело о непозволительных стихах". Лермонтова арестовали, последовало высочайшее повеление о "назначении" (высылке) опального офицера в Нижегородский драгунский полк, действующий на Кавказском фронте.

15 апреля Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находился штаб Кавказской армии. Здесь он был радушно встречен местным обществом, подружился с доктором Майером, ссыльными офицерами. Хорошо отнеслись к нему либерально настроенные герои Бородинской битвы — командующий Кавказской линией и Черноморья генерал А. А. Вельяминов и начальник штаба генерал П. И. Петров, родственник поэта.

В конце апреля Лермонтову пришлось выехать в полк, дислоцировавшийся в Грузии. Путь его лежал через Кизляр. В дороге он заболел злокачественной малярией и в начале мая возвратился в Ставрополь "для освидетельствования". Здесь Лермонтов был определен в военный госпиталь, откуда затем переведен в Пятигорск "для пользования минеральными водами".

Рисунок с "Волобуевой мельницей", выполненный 13 мая 1837 года, в день, которым датирован рапорт Лермонтова начальнику штаба войск на Кавказской линий о болезни, подтверждает мнение А. В. Попова, "что Лермонтов после подачи рапорта о болезни находился именно в Ставрополе"... (А. В. Попов "Лермонтов на Кавказе", Ставрополь, 1954, стр. 60).

В творческом наследии Лермонтова большое место занимают его работы как художника. Многие произведения поэта, выполненные карандашом, маслом и акварелью, хранятся в Литературном и других музеях. Путешествуя, Лермонтов любил рисовать. В одном из его писем говорилось: "Я снял на скорую руку виды примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию".

Значительная часть картин Лермонтова посвящена Кавказу. Ставрополь также заинтересовал поэта своей новизной и живописностью. Строгого режима в госпитале не было. Лермонтов гулял по городу и окрестностям, зарисовывая пейзажи, людей, уличные сценки. Кроме зарисовки "Волобуевой мельницы" известны его рисунки "Сцены Ставропольской жизни", датированные 18 мая 1837 года.

Водяных мельниц в городе в то время было довольно много. Большая часть их располагалась по речке Ташле, называвшейся также Члою. Какая же из них была "Волобуевой"?

Достаточно взглянуть на рисунок Лермонтова, как в нем каждый ставропольский краевед может легко узнать мельницу, дошедшую до нас под названием Сипягиной. На рисунке мельница стоит у ручья, ограниченного с двух сторон крутыми скатами балки Ташлы. Отсюда начинается пригородный лес, называвшийся прежде Архиерейским, уходящий далее к верховьям балки. При Лермонтове мельница была бревенчатой. В наши дни ее корпус сложен из камня, водяное колесо заменили сперва дизелем, а затем электрическим приводом. Вокруг здания возникли разные пристройки, теперь здесь размещается мельница № 28 Крайпищепрома.

— им. Балакирева. Еще недавно никто не мог объяснить происхождение их первоначального названия, и лишь рисунок Лермонтова внес ясность в этот вопрос. Первый владелец мельницы именитый купец — Игнатий Волобуев значился почетным гражданином Ставрополя. Он был известен также как строитель украшающего наш город ансамбля зданий "Губернских присутственных мест”, созданного по проекту знаменитых архитекторов братьев А. и И. Бернардацци.

Гниловской В. Г.: Ставропольские рисунки М. Ю. Лермонтова

Рис. 1."Волобуева мельница". 1837 г.

Первая счастливая находка Ставропольского пейзажа, запечатленного рукой поэта, повлекла другие.

Директор музея ”Домик Лермонтова” П. Е. Селегей, в беседе со мною о живописи Лермонтова, вспомнил, что тема Волобуевой мельницы, не замеченная ранее стравропольскими лермон- товедами, уже встречалась среди рисунков поэта, и рекомендовал обратиться к 1-му Лермонтовскому тому ”Литературного наследства”, изданному Академией наук в 1941 году.

С волнением я перелистывал эту объемистую книгу и вдруг на одной из страниц обнаружил какой-то знакомый вид, напоминающий окрестности Ставрополя, в его ташлянской части. Внизу лермонтовским почерком написано: ”21 майя, после прогулки на мельницу Волобуева”. Сомнений нет! — это ставропольский рисунок Лермонтова, который прежде не был известен.

"Живописное наследие Лермонтова” этот рисунок был описан под наименованием ”Ночной пейзаж”. Выполнен он тушью. Сперва принадлежал известному археографу и библиографу П. И. Бертеневу, затем поступил в коллекцию И. С. Зильберштейна. Первоначально не только место, но и дата создания рисунка известны не были. Предположительно его относили к 1830 г., а лермонтовская надпись из-за неясности почерка была прочтена неправильно: ”... На мельницу у Волабух”...

Слева мелкая речка с камнями и водоскатом. На небе темнеют облака. Пейзаж оживляется бликами лунного света, разбросанными по воде, осветившими также стены хаты, скат крыши и крону соседнего дерева.

Пейзаж напоминает вид у Волобуевой мельницы, он типичен для прежней и современной балки Ташлы. Только теперь здесь почти не сохранилось камышовых крыш, плетней, бревенчатых хат. Картина Лермонтова восстанавливает облик этой части Ставрополя за 130 лет назад, когда по долине Ташлы располагались хутора казачьей станицы. Это произведение относится к так называемым рисункам на автографах, то есть на листах с литературными творениями поэта. Он был нарисован Лермонтовым на автографе посвящения к поэме ”Демон”. Первый лист содержал само посвящение:

"Тебе, Кавказ, суровый царь Земли,
Я снова посвящаю стих небрежный..."

”После прогулки на мельницу ”Волобуева”. Оборот этого листа, на котором просвечивается изображение мельницы, М. Ю. Лермонтов также использовал для зарисовок своих впечатлений о Ставропольской жизни. Здесь изображены портреты трех мужчин и набросок какого-то плана.

План, вероятно, показывал маршрут прогулки к мельнице. Можно думать, что широкая двойная линия с изгибом изображает русло реки Ташлы. Справа к ней идет узкая прямолинейная тропа из верхней части Ставрополя в глубь речной долины, где была мельница. Расположенные левее штрихи изображают глубокий овраг, существующий и поныне, спускающийся к Ташле вдоль Кавалерийской улицы. Очень неясно набросанные контуры какого-то здания, возможно, изображают военный госпиталь, в котором находился на излечении сосланный на Кавказ М. Ю. Лермонтов. Госпиталь располагался близ верховии упомянутого оврага, в квартале, ограниченном современными улицами Дзержинского и И. Булкина.

Гниловской В. Г.: Ставропольские рисунки М. Ю. Лермонтова

Рис. 2. "Волобуева мельница". 1837 г.

Гниловской В. Г.: Ставропольские рисунки М. Ю. Лермонтова

Рис. 3. ”Сцены из Ставропольской жизни”. Рисунки карандашом Лермонтова. 1837 г.

Гниловской В. Г.: Ставропольские рисунки М. Ю. Лермонтова

Рис. 4. Наброски на обороте ”Сцен из ставропольской жизни”. Рисунки каранда-шом Лермонтова. 1837 г.

ранее "Сцен из Ставропольской жизни” хранятся в художественной галерее города Перми, а копии их выставлены в залах Ставропольского краеведческого музея.

Познакомимся с этими зарисовками ближе. На одной стороне листа изображены три колоритных фигуры военных, один в чине генерала, с благообразным выражением лица, крестится и имеет отнюдь не военный вид, другой генерал, с пышной шевелюрой и с брюшком, заложивший руки за спину, тоже не показывает военной осанки, а третий, с унылым лицом и наброшенной на плечи шинелью, более похож на какого-то канцеляриста, чем на офицера действующей армии. Здесь же имеются еще другие портретные зарисовки и изображение бегущей лошади (которых любил рисовать Лермонтов), запряженной в сани.

На обороте листа изображена плоская поверхность возвышенности, увенчанная камнями и зарослями кустарника, — вид, типичный для многих мест Ставрополя. Запрокинутая навзничь фигура обнаженного мужчины с поднятой рукой, сжатой в кулак, напоминает Прометея, прикованного к скалам Кавказа.

Также нарисованы две мужские головы, одна из которых, возможно, является автопортретом Лермонтова. Справа нарисованы фигуры двух собеседников: штатского и военного. Чьей-то рукой на французском языке сделана подпись: "Сувениры путешествия". Слова, "вылетающие" из уст этих персонажей, передают, по объяснению Н. Пахомова, шутливый обмен мнений о кавказских достопримечательностях. В их разговоре явная игра слов. Штатский, восторгаясь Эльбрусом, говорит: "Эльбрус — о-о!", но тут же как бы сопоставляет Эльбрус со скалой Канкаль во Франции, на побережье, славящемся устрицами, а может быть, с одноименным рестораном в Париже, на что военный отвечает по-английски: "Замечательно!" И не ясно, чему же в конце концов эти путешественники отдают предпочтение, красотам ли Эльбруса, устрицам или знаменитому ресторану?

Ставропольские рисунки Лермонтова интересны тем, что впервые позволили установить точную дату пребывания поэта в нашем городе в 1837 году, бывшую прежде спорной. Кроме того, по ним мы глубже познаем историю и быт населения Ставрополя в прошлом. Зарисовки людей, сделанные Лермонтовым, несомненно портретны — это лица, окружавшие ссыльного поэта в Ставрополе, но расшифровать пока что удалось очень немногих. Крестящийся генерал — барон Розен, командующий отдельным Кавказским корпусом, под начальством которого пришлось служить опальному поэту.

Гниловской В. Г.: Ставропольские рисунки М. Ю. Лермонтова

Во время второй ссылки на Кавказ, в действующую армию в 1840 году, Лермонтов несколько раз бывал в Ставрополе, памятью чего служит рисунок поэта в альбоме поручика П. Урусова — соратника Лермонтова по отряду генерал-лейтенанта Гала- феева. Под рисунком справа неизвестной рукой красными чернилами написано: "9-го ноября, 1840: .. Лермантов, Ставрополь". На нем — скачущий всадник, восемь фигур скачущих лошадей и голова мужчины. Этот рисунок, хранящийся в государственном литературном музее, опубликован в "Литературном наследстве", тт. 45—46, стр. 143.

Возможно, что некоторые, более ранние графические произведения Лермонтова, места создания которых еще не расшифрованы, тоже относятся к Ставрополю. В частности, опубликованный в упомянутой статье Н. Пахомова рисунок Лермонтова из "22-го" (юношеского) альбома, под наименованием "Вид провинциального города", очень напоминает вид центральной площади Ставрополя с гостиным двором, состоявшем из трех двухэтажных домов, соединяемых друг с другом в один корпус двумя рядами одноэтажных лавок. Но вопрос этот требует дополнительного исследования.

Лермонтов не был бесстрастным рисовальщиком — его кисть и карандаш ярко выражают отношение автора к изображаемому. Ставропольские рисунки Лермонтова дороги нам не только как бесценные реликвии великого поэта, но и как произведения, воспевающие красоту пейзажей нашего родного города, которую мы должны сохранить и преумножить.

Сами рисунки, как и места в них запечатленные, должны войти в сокровищницу памятников истории и культуры нашей Родины.

"Волобуева мельница", волнует живописностью и романтической настроенностью, перекликающейся со стихами Лермонтова о природе Кавказа. Его очень любят ставропольцы, он служит местом прогулок и экскурсий. Здесь, за мельницей, расположен благоустроенный пионерский пруд (бывший Сипягин), где теперь все приспособлено для отдыха ребят.

Возле самой мельницы стоит вековая кряжистая ива, в несколько обхватов, напоминающая дерево, изображенное Лермонтовым. Возможно, его еще и не было в 1837 году, но оно украшает местность и приближает ее вид к лермонтовской картине.

Живописное место бывшей Волобуевой мельницы, освященное памятью великого поэта русской земли, должно войти в число памятников истории и культуры нашего города. Оно должно быть отмечено мемориальной доской и подлежать всемерной охране.

Библиография

Герасимов В., Попов В., Верховенская Н. Найден еще один рисунок Лермонтова. "Наука и жизнь", № 1, 1972.

"Литературное наследство". М. Ю. Лермонтов. М., АН СССР, т. 1, 1941, т. 11, 1948.

Пахомов Н. Живописное наследство Лермонтова. "Литературное наследство", в. 45—46, М. Ю. Лермонтов, т. 11, М., АН СССР, 1948, стр. 55—222.

Текст печатается по изданию: Гниловской В. Г. Ставропольские рисунки Лермонтова // Русская литература и Кавказ. — Ставрополь, 1974. — С. 42—48.

Раздел сайта: