АЛЬБОМ А. Д. БЛУДОВОЙ. 1841
В альбоме графини А. Д. Блудовой — пять набросков Лермонтова. Три из них — карикатуры («Поспешает на тревогу» и др.), показывающие Лермонтова как блестящего мастера этого жанра. К сожалению, немногие графические произведения такого типа дошли до нас. Из свидетельств современников хорошо известно, что поэт рисовал множество шаржей и карикатур, вызывая недовольство даже среди своих приятелей и знакомых и часто наживая себе врагов.
Антонина Дмитриевна Блудова (1812—1891), в альбоме которой были сделаны зарисовки, не принадлежала к числу доброжелателей поэта. Дочь известного государственного деятеля николаевской эпохи — Д. Н. Блудова и не менее известная хозяйка петербургского литературного салона, она была выразительницей высокомерно-враждебного отношения к поэту великосветского Петербурга. Лермонтов улавливал это отношение и отвечал на него.
В последние годы к десятку известных нам карикатур прибавились новые — стали доступны шаржи двух верещагинских альбомов.
154
Перед орлом
1841
Перед орлом. Альбом А. Д. Блудовой. 1841
Бумага, карандаш. 24,4×19,1
Название дано не Лермонтовым
Этот рисунок, по-видимому, карикатура на верноподданнические чувства
ИРЛИ
155
«Поспешает на тревогу»
1841
«Поспешает на тревогу». Альбом А. Д. Блудовой. 1841
Бумага, карандаш. 19,1×24,4
По-видимому, карикатура на петербургского генерал-губернатора графа Эссена
ИРЛИ
156
Портретные наброски
1839
Портретные наброски. Тетрадь «Сказка для детей». 1839
Бумага, карандаш
С 1917 года — в ИРЛИ из б. Лермонтовского музея, куда тетрадь поступила от А. А. Краевского
157
Набросок женской фигуры из альбома Солнцевых
Середина 1830-х
Кому принадлежал альбом раньше — неизвестно. Но, думается, ответ на это дает странная запись на одном из его листов:
Буду помнить сердечно.
...(подпись неясна)
А строчкой ниже:
Очень нужно. Мария Ловейко
Да мне все равно, будете ли вы меня любить или нет.
Очевидно, что подобное объяснение могло возникнуть на странице альбома только самой Марии Ловейко.
В окружении Лермонтова действительно была Машенька Ловейко, которая, судя по всему, жила в Петербурге, в доме Столыпиных. Это подтверждается и родословной недавней владелицы альбома И. Н. Солнцевой. М. Ловейко была женой владимирского помещика Солнцева — деда И. Н. Солнцевой. Солнцевы же — одного круга с Лермонтовым и с Верещагиной (сестра Валериана Гагарина, однокашника Лермонтова по Московскому университету, вышла замуж за Д. П. Солнцева, впоследствии знаменитого нумизмата).
Набросок женской фигуры из альбома Солнцевых.
Середина 1830-х
Бумага, карандаш. 22×29,2
Поступил в 1962 г. в дар от Н. К. и О. К. Колесовых, потомков Солнцевых, в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
158
Лист набросков из альбома кн. П. А. Урусова
1840
Блажен, кто посреди нагих степей
Меж дикими воспитан табунами;
Кто приучен был на хребте коней,
Косматых, легких, вольных, как над нами
Златые облака, от ранних дней
Носиться; кто, главой припав на гриву,
Летал, подобно сумрачному диву,
Через пустыню, чувствовал, считал,
Копытом звучным, и вперед землею
Упругой был кидаем с быстротою.
Сашка. 1835—1836
Легкие, летящие, вольные, скачущие на свободе кони; кони оседланные, ведомые и остановленные умелой рукой, — постоянная тема лермонтовской графики. Мало кому даже из художников-профессионалов первой половины XIX века так удавалось передать движение, скачку, преследование.
Лист набросков из альбома кн. П. А. Урусова (мужская голова, скачущий всадник, лощади, бегущие в разных направлениях). 1840
Бумага, чернила. 23,5×22
Рисунок подписан и датирован
В 1941 году был приобретен Всесоюзной Лермонтовской выставкой, откуда поступил в ГЛМ
159
Эпизод из сражения при Валерике. Набросок
1840
Эпизод из сражения при Валерике. Набросок. 1840
Бумага, карандаш. 16,3×12,8
ГЛМ
Рисунок находился в альбоме кн. П. А. Урусова, сослуживца Лермонтова на Кавказе
Авторство Лермонтова предположительно
160
Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года
1840
Год, проведенный Лермонтовым в кавказских походах, во время второй ссылки, принес русской поэзии несколько гениальных поэтических изображений повседневной солдатской жизни («Валерик», «Завещание»). Лермонтовская графика пополнилась рядом интересных рисунков.
11 июля 1840 года поручик Тенгинского пехотного полка М. Лермонтов участвовал с действующим отрядом генерала Галафеева в кровопролитнейшем сражении на левом фланге кавказской линии, в Чечне, у речки Валерик («речка Смерти»), где проявил поразительное хладнокровие и отменное мужество. Тогда, после битвы, появились первые карандашные наброски, рассказавшие об этом событии.
Известно, что некоторые рисунки Лермонтова завершал и раскрашивал художник Григорий Гагарин (как в случае с «Эпизодом из сражения при Валерике»). Были даже такие рисунки, на которых рукою Гагарина сделаны подписи: «D’après Lermontoff», то есть «По Лермонтову». Другими словами, Гагарин перерисовывал для себя некоторые лермонтовские наброски. И привлекали Гагарина в них прежде всего динамика, умение передать движение.
Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года. 1840
Бумага, акварель. 23,6×29,3
Акварель выполнена совместно с художником Г. Г. Гагариным. Надпись на акварели рукою Гагарина удостоверяет, что рисунок выполнен Лермонтовым, а раскрашен Гагариным: «Dessin dê Lermontoff aguarellé par moi pendant ma convalescence a Kislovodsk 11 juilles 1840».
161
«При Валерике. 12 июля»
1840
Рассыпались в широком поле,
Как пчелы, с гиком казаки;
Уж показалися значки
Там на опушке — два, и боле.
А вот в чалме один мюрид
В черкеске красной ездит важно,
Конь светло-серый весь кипит,
Он машет, кличет — где отважный?
Кто выйдет с ним на смертный бой!..
Сейчас, смотрите: в шапке черной
Казак пустился гребенской;
Винтовку выхватил проворно,
Уж близко... выстрел... легкий дым...
Эй вы, станичники, за ним...
Что? ранен!.. — Ничего, безделка... —
И завязалась перестрелка...
Валерик. 1840
То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно,
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный... «В штыки,
Дружнее!» — раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
«Ура!» — и смолкло: «Вон кинжалы,
В приклады!» — и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
.............
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там, вдали, грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
— и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем.
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
Валерик. 1840
«При Валерике. 12 июля». 1840
Бумага, акварель. 18×25
Акварель датирована и наименована Лермонтовым
Находится в альбоме М. Ю. Лермонтова (см. примечания к альбому на с. 245)
162
Эльбрус на восходе солнца
1837—1838
Тебе, Кавказ, суровый царь земли, —
Я посвящаю снова стих небрежный,
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
—
Я сердцем твой, всегда и всюду твой.
Еще ребенком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников аллы.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной
С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил.
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел,
И дружески на дружный зов ответил.
И ныне здесь, в полуночном краю
Все о тебе мечтаю и пою.
Посвящение к поэме «Демон». 1838
—1838
Холст, масло. 26,2×44,5
Картина поступила в 1890 г. в б. Лермонтовский музей из собрания А. А. Краевского. С 1917 года — в ИРЛИ