АЛЬБОМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. 1840—1841
147
Горское селение
1840—1841
Горой от солнца заслоненный,
Приют изгнанников смиренный,
Между кизиловых дерев
Аул рассыпан над рекою;
Стоит отдельно каждый кров,
В тени над дымной пеленою.
Здесь в летний день, в полдневный жар,
Когда с камней восходит пар,
Толпа детей в траве играет...
Измаил-Бей. 1832
Горское селение
Бумага, карандаш
148
«Дипломатия гражданская и военная»
1841
Смысл рисунка пока не раскрыт. Правда, давно уже обращено внимание на интересное совпадение этого рисунка с ремаркой Лермонтова к стихотворению «Журналист, читатель и писатель»: «Комната писателя; опущенные шторы. Он сидит в больших креслах перед камином. Читатель, с сигарой, стоит спиной к камину. Журналист входит». На рисунке журналист отсутствует.
В военном, стоящем перед камином, усматривают портретное сходство с Лермонтовым, в сидящем молодом человеке узнают славянофила поэта А. С. Хомякова. Сравнение наброска с известным портретом Хомякова работы Э. А. Дмитриева-Мамонова дает основание для такого предположения. Оно подтверждается и полемикой, которую в 1840—1841 годах ведут Лермонтов и Хомяков.
Идейные столкновения с Хомяковым, отзвук которых находим в ряде лермонтовских стихов («Родина», «Спор» и др.), могут объяснить интерес Лермонтова-графика к его образу.
«Дипломатия гражданская и военная». 1841
Бумага, карандаш
На рисунке надпись на французском языке рукою Лермонтова: «Diplomatie civile et militaire»
Изображен, вероятно, Лермонтов, беседующий с А. С. Хомяковым
149
«Магнетизм взгляда, или Действие кошелька»
1841
«Магнетизм взгляда, или Действие кошелька». 1841
Бумага, карандаш
«Magnetisme du regard et effet de la bourse»
150
Светская сцена
1840—1841
Светская сцена
Бумага, орешковые чернила
151
Автограф шуточного стихотворения, обращенного к А. А. Углицкой
1841
Автограф шуточного стихотворения, обращенного к А. А. Углицкой. 1841
Бумага, карандаш. 7,7×4,7
С 1921 года — в ИРЛИ — от потомков А. А. Углицкой
152
Офицер верхом и амазонка
1840—1841
Офицер верхом и амазонка
Бумага, карандаш
Рисунок неоднократно воспроизводился как иллюстрация к «Княжне Мери». Однако для такого прямого сопоставления нет достаточных оснований, хотя хронологически роман (законченный в 1840 году) и рисунок вполне совместимы.
Можно было бы рассматривать рисунок как некую параллель к тому месту романа, где Печорин помогает Мери переехать вброд речку Подкумок: «Я взял под уздцы лошадь княжны и свел ее в воду, которая не была выше колен; мы тихонько стали подвигаться наискось против течения [...].
Мы были уже на средине, в самой быстрине, когда она вдруг на седле покачнулась. «Мне дурно!» — проговорила она слабым голосом... Я быстро наклонился к ней, обвил рукою ее гибкую талию. «Смотрите наверх! — шепнул я ей, — это ничего, только не бойтесь; я с вами».
На рисунке — военный, поддерживающий за талию женщину в вуали. Однако едут они не через реку, как в романе, а по дороге вдоль обрыва.
153
Всадник и всадница
1841
Бумага, карандаш. 24,4×19,1
ИРЛИ
Примечания
Альбом М. Ю. Лермонтова. 1840—1841
Размер листа 18,1×25,2
ГПБ
—150, 152, 161)
На внутренней стороне обложки надпись, сделанная неизвестным лицом: «Этот альбом употреблялся Лермонтовым во время экспедиции Галафеева в Малую Чечню в 1840 г.». После смерти Лермонтова альбом находился в семье Шан-Гиреев. От П. П. Шан-Гирея перешел к первому собирателю материалов о Лермонтове В. Х. Хохрякову (см.: Ираклий Андроников. Исследования и находки, с. 526—542).
— ГПБ)