АЛЬБОМ А. М. ВЕРЕЩАГИНОЙ (II).
1830—1836
Судьба второго альбома А. М. Верещагиной неразрывно связана с историей первого. Он, как и первый альбом, был увезен из России, хранился в фамильном замке Хюгелей «Хохберг», а после смерти последнего его владельца — продан с аукциона. Отделившись от коллекции профессора М. Винклера (ФРГ), альбом оказался за океаном, в Нью-Йорке. Через много лет представилась возможность его подробного изучения20.
Альбом в переплете из темно-красной кожи с орнаментом золотого тиснения, с золоченой пластиной на крышке и фигурной застежкой имеет на внутренней стороне обложки французскую запись: «Avec 32 pages ет 17 pages illustrées par M. Lermentoff» (На 32 листах с 17 рисунками М. Лермонтова). Рисунки почти все вклеены. Собственно лермонтовских — четырнадцать. Но характер их иной, нежели в первом верещагинском альбоме. Карикатур, вернее, бытовых сценок здесь только две. Основное место занимают акварели. В альбоме их девять. Лишь немногие рисунки альбома поддаются расшифровке и толкованию.
94
Вера — героиня романа «Княгиня Лиговская»
1835—1836
Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, сто лет назад державший этот альбом в руках и заказавший копию акварели, определил ее как портрет Варвары Лопухиной. Портретное сходство подчеркивает родинка над бровью печальной молодой женщины. В ранней молодости, когда Лермонтов и Лопухина жили в Москве, приятели дразнили ее: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка».
В основу романа «Княгиня Лиговская» Лермонтов положил историю своих отношений с В. А. Лопухиной. Он полюбил ее в Москве, в последний год своего пребывания в университете. С тех пор они не виделись. Прошло более трех лет; неожиданно Лермонтов узнал, что она вышла замуж. Черты В. А. Лопухиной Лермонтов сообщил в романе образу Веры Дмитриевны. Герой, войдя в дом княгини, видит Веру впервые после долгой разлуки, уже замужней дамой: «Через несколько минут он должен был увидеться с женщиною, которая была постоянною его мечтою в продолжение нескольких лет [...]
Медленными шагами Печорин прошел через зал, взор его затуманился, кровь прилила к сердцу. Он чувствовал, что побледнел, когда перешел через порог гостиной. Молодая женщина в утреннем атласном капоте и блондовом чепце сидела небрежно на диване...».
Следующие строки романа, описывающие внешность Веры, — тоже о Вареньке:
«Княгиня Вера Дмитриевна была женщина двадцати двух лет, среднего женского роста, блондинка с черными глазами, что придавало лицу ее какую-то оригинальную прелесть и таким образом резко отличая ее от других женщин [...] Она была не красавица, хотя черты ее были довольно правильны. Овал лица совершенно аттический и прозрачность кожи необыкновенна. Беспрерывная изменчивость ее физиономии, по-видимому несообразная с чертами несколько резкими, мешала ей нравиться всем и нравиться во всякое время, на зато человек, привыкший следить эти мгновенные перемены, мог бы открыть в них редкую пылкость души...»
Вера — героиня романа «Княгиня Лиговская». 1835—1836
Бумага, акварель. 14×15
Наклеена на альбомный лист
Акварель изображает В. А. Лопухину в образе героини романа Лермонтова «Княгиня Лиговская». Акварель, очевидно, была написана для В. А. Лопухиной и передана ею в 1839 году на сохранение А. М. Верещагиной-Хюгель
95
Благословение молодых
1835
Молодая женщина и седой господин с черными усами преклонили колена перед толстым попом в очках, читающим текст из евангелия. За ними — самодовольный пожилой барин со взбитым коком, в высоких воротничках и старуха в чепце. Рядом со священником — дьячок и дьякон с кадилом. Это — шарж, в котором, кроме острой характеристики всех действующих лиц, есть нечто печальное. Особенно в фигуре и выражении лица молодой женщины, в облике которой есть несомненное, легко уловимое сходство с В. А. Лопухиной.
Эта сюжетная сценка известна под разными названиями: «Свадьба», «Русская свадьба», «Венчание», «Чтение евангелия перед коленопреклоненной парой», но содержание ее до конца не раскрыто.
Замечено, и весьма справедливо, что обряд венчания по канонам православной церкви таким образом происходить не мог (венчающиеся не стоят на коленях перед священником и отсутствует аналой, вокруг которого их обводят).
благословения отъезжающих.
Несколько лет назад было высказано предположение, что Варвара Александровна Лопухина-Бахметева и муж ее Николай Федорович Бахметев изображены рядом с князем Н. Ф. Голицыным и теткой Бахметева — А. И. Нарышкиной, в имение которой, Лопатино, молодые приехали по ее желанию для благословения после свадьбы (свадьба была сыграна в Москве 25 мая 1835 года)21. Н. Ф. Голицын, здесь присутствующий, — родственник и наследник Нарышкиной, который, рано овдовев, часто и подолгу жил в нарышкинском Лопатине.
Изложенная версия недостаточно подтверждена, но общая композиция рисунка, на котором молодые в строгих дорожных платьях, дает возможность предположить, что после венца они отправились в свадебное путешествие и по дороге заехали «под благословение»22.
Благословение молодых. 1835
Бумага, тушь. 18×25
Рисунок вклеен в альбом, сложен вчетверо
Молодые — вероятно, В. А. Лопухина и ее муж, Н. Ф. Бахметев
(см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 67—70)
96
Под окном
Действие сцены происходит, очевидно, на улице какого-то провинциального города (как предполагают, Тамбова, куда заезжал Лермонтов, возвращаясь из Тархан ранней весной 1936 года).
Кавалерийский офицер, опираясь на палку и опустив лицо в меховой воротник шинели, проходит перед окном. Другой прохожий — штатский. Он чем-то возмущен, грозит пальцем сидящим в окне — пожилому господину и молодой женщине, изображения которых уже встречались в рисунках на рукописи «Вадима». Мужчина в окне всем своим видом показывает полное безразличие к происходящему.
Содержание сценки расшифровке не поддается.
Под окном
Бумага, тушь
Лист сложен и вклеен в альбом (см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 70—71)
97
Сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (?)
1831—1832
На акварели изображены два старика перед развернутой книгой. Один — в черной сутане, другой — в красной. Они похожи на служителей инквизиции. Возможно, рисунок связан с работой Лермонтова над «Испанцами» — его первой трагедией. Возможно, что на рисунке изображены кардинал и монах. Есть и другие версии.
Сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (?) 1831—1832
×15,0
Акварель наклеена на альбомный лист
Вероятно, изображены Клод Фролло и архиепископ
Акварель опубликована Е. А. Ковалевской как сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В человеке в черной сутане исследовательница видит Клода Фролло с его «суровым, замкнутым, мрачным» лицом. Клод Фролло, погруженный в глубокое раздумье перед раскрытой книгой, — лейтмотив многих страниц и даже целых глав романа23.
На следующих листах альбома помещены четыре мужских портрета, выполненные акварелью. Ни в одном из них конкретные лица из ближайшего окружения Лермонтова не угадываются. Возможно, что это какие-то литературные персонажи.
98
Портрет неизвестного
1830—1832
Портрет неизвестного (в профиль). 1830—1832
Бумага, акварель. 11,0×10,0
Акварель наклеена на альбомный лист
Изображен, по-видимому, литературный герой
Акварель, вероятно, принадлежала В. А. Лопухиной
99
Портрет неизвестного в красном жилете
1830—1832
Портрет неизвестного в красном жилете. 1830—1832
Бумага, акварель. 14,0×18,0
Акварель наклеена на альбомный лист
По-видимому, изображен литературный герой
Принадлежала, вероятно, В. А. Лопухиной
100
Портрет неизвестного
—1832
Портрет неизвестного (старик с растрепанными волосами). 1830—1832
Бумага, акварель. 13,0×11,0
Акварель наклеена на альбомный лист
Изображен, по-видимому, литературный герой
Акварель, вероятно, принадлежала В. А. Лопухиной
101
Портрет неизвестного в бурнусе
1830—1832
Портрет неизвестного в бурнусе. 1830—1832
Бумага, акварель. 15,0×12,0
Изображен, по-видимому, литературный герой
Акварель, вероятно, принадлежала В. А. Лопухиной
102
Ахилл (Ашиль)
1831—1832
Ахилл (Ашиль) — негр, точнее гвинеец, слуга в московском доме Лопухиных.
Летом 1832 года, вскоре по приезде в Петербург, Лермонтов писал своей московской приятельнице С. А. Бахметевой: «... прошу Вас от меня отнести поклон всем моим друзьям... во втором разряде коих Achille арап...»
Особенно поразила Лермонтова реакция Ахилла на известие о гибели Пушкина. В недавно обнаруженном в ФРГ альбоме А. М. Верещагиной открылся какой-то непонятный, на первый взгляд, текст, написанный лермонтовской рукой:
На смерть Пушкина
Стояля в шистом поле
Как ударил из пистолетрум
всю маладсов офисерум
упаля на колен, палакал словом,
Не боле по нем, кроме по нея.
Ашиль
Это «стихи» Ахилла, в которых он выразил по-русски, как умел, свои чувства, а Лермонтов увековечил этот своеобразный отклик на смерть поэта.
С огромной симпатией изображен Ахилл в поэме Лермонтова «Сашка». В ней передан и внешний облик Ашиля — Зафира (так назван Ашиль в поэме).
В чалме пунцовой, щегольски одет,
Стоял арап, его служитель верный.
Покрыт, как лаком, был чугунный цвет
Его лица, и ряд зубов перловых,
И блеск очей открытых, но суровых,
Когда смеялся он иль говорил,
Невольный страх на душу наводил;
И в голосе его, иным казалось,
Надменностью безумной отзывалось.
1835—1836
Однако акварель и стихотворный текст не создают сходного зрительного впечатления. В поэме — герой романтизирован, портрет его экзотичен, да к тому же между прототипом и персонажем литературного произведения не может быть тождества.
Этот портрет в числе других материалов был передан В. А. Лопухиной в руки А. М. Верещагиной на сохранение. Тогда же, очевидно, он был вклеен Верещагиной в альбом.
Ахилл (Ашиль). 1831—1832
Бумага, акварель. 11×8
Портрет слуги Лопухиных арапа Ахилла, послужившего прообразом Зафира в поэме Лермонтова «Сашка».
Акварель была, очевидно, написана для В. А. Лопухиной.
В 1839 году передана ею на сохранение А. М. Верещагиной-Хюгель
103
Горец
В этом изображении воплотились, очевидно, воспоминания Лермонтова о горцах, которых, будучи еще ребенком, он видел на Тереке и на кавказских водах. Потом, в годы ссылки, Лермонтов вновь соприкоснулся с вольнолюбивыми народами Кавказа.
Иногда этот рисунок связывают с работой Лермонтова над поэмой «Измаил-Бей». Действительно, есть нечто общее в словесном портрете героя поэмы и в рассматриваемом рисунке:
Густые брови, взгляд орлиный,
Ресницы длинны и черны...
............
Отвергнул он обряд чужбины,
Не сбрил бородки и усов...
Есть сходные детали и в описании одежды:
На нем чекмень, простой бешмет,
Чело под шапкою косматой;
Ножны кинжала, пистолет
Блестят насечкой небогатой;
И перетянут он ремнем,
И шашка чуть звенит на нем;
Ружье, мотаясь за плечами,
1832
Горец
Бумага, тушь. 9×12
(см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 65—66)
104
Жанровая сцена
1835—1836
руках — раскрытая книга с надписью «tic douloureux» (то есть болезненное, нервное подергивание лица). Стоящий возле клавикорд красивый офицер, уже знакомый по рисунку первого верещагинского альбома, держит в руках большую, возможно, нотную тетрадь с надписью на обороте «imperturbabilité» («невозмутимость»). Справа, с почтительным поклоном, подходит к старику изящный господин, знакомый нам по двум лермонтовским шаржам из того же альбома. Афишка в его руке с надписью «Concert de Gracy» («Концерт Грасси») побуждает Е. А. Ковалевскую высказать предположение, что на рисунке — сам Иосиф Грасси, итальянец по происхождению, скрипач, первый солист императорских московских театров, которого Лермонтов «должен был» слышать24.
Жанровая сцена. 1835—1836
Бумага, акварель. 30,0×22,0
Акварель сложена и вклеена в альбом
Видимо, изображена сцена, происходящая на уроке пения. У клавикорд — старик преподаватель и молодой офицер в форме лейб-гвардии гусарского полка. В центре — известный артист, скрипач Грасси, выступавший с концертами в Москве и Петербурге в 1820—1830-х годах
105
1835—1837
Черкес с лошадью. 1835—1837
Бумага, итальянский карандаш. 11×15,9
Рисунок подписан Лермонтовым. Был подарен художнику А. С. Солоницкому, учителю рисования, преподававшему в Московском благородном пансионе во время пребывания там Лермонтова.
С 1917 года — в ИРЛИ
106
Молодая женщина и старуха
1835—1836
Молодая женщина и старуха. 1835—1836
×18,4
В 1894 г. рисунок был передан в б. Лермонтовский музей В. Н. Максютовым. Князья Максютовы — соседи Е. А. Арсеньевой по имению Тарханы. Два брата, Николай и Петр, воспитывались в Тарханах вместе с Лермонтовым.
В 1917 году рисунок поступил в ИРЛИ в составе коллекций б. Лермонтовского музея
107
Стрелок
1835—1838
«Вартхаузен», расположенном в отрогах Шварцвальда.
Альбом переплетен в коричневую кожу, с золотым орнаментом на углах и тисненой надписью «Souvenir». Датируется 1830-ми годами. Здесь, среди записей популярных в то время русских и французских стихотворных и прозаических текстов, были обнаружены лермонтовские автографы и два его рисунка25.
На этом рисунке — стрелок. Выражение его лица мрачно, костюм, вернее, широкополая шляпа с обвязанной лентой тульей, наводит на мысль, что он житель какой-то горной местности. Е. А. Ковалевской высказано предположение, что рисунок связан с литературными или театральными впечатлениями Лермонтова (возможно, от популярной оперы К. М. Вебера «Волшебный стрелок»)26. Авторство Лермонтова несомненно. Рисунок схож с изображением горца из второго альбома А. М. Верещагиной.
Стрелок. Альбом А. М. Верещагиной (III). 1835—1838
×26,5
Собрание доктора Вильгельма фон Кенига (правнука А. М. Верещагиной). Замок Вартхаузен. ФРГ
Изображен, вероятно, герой оперы К. М. Вебера «Волшебный стрелок» (см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 77)
Примечания
Альбом А. М. Верещагиной (II). 1830—1836
×20,0
Библиотека Колумбийского университета, Нью-Йорк, США
(ил. 94—104)
На внутренней стороне обложки альбома запись на французском языке: «Avec 32 pages et 17 pages illustrées par M. Lermentoff» (На 32 листах с 17 рисунками М. Лермонтова)
(см. пояснения к альбому А. М. Верещагиной (I)
20 Андроников. Лермонтов. Исследования и находки, с. 258—263.
Т. П. Голованова
Е. А. Ковалевская. Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной. — В сб. М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы».
21 С. . «Но верные мечты тот образ сохранили...» — «Огонек», 1977, № 2, с. 28.
22 Е. А. Ковалевская. Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной. — В сб. «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы».
23 , с. 63.
24 Там же, с. 62.
25 См.: Ираклий . Исследования и находки, с. 195—253.
26 См. указ. соч. Е. А. Ковалевской, с. 77—78.