Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.)
Альбом А. М. Верещагиной (II)

АЛЬБОМ А. М. ВЕРЕЩАГИНОЙ (II).

1830—1836

Судьба второго альбома А. М. Верещагиной неразрывно связана с историей первого. Он, как и первый альбом, был увезен из России, хранился в фамильном замке Хюгелей «Хохберг», а после смерти последнего его владельца — продан с аукциона. Отделившись от коллекции профессора М. Винклера (ФРГ), альбом оказался за океаном, в Нью-Йорке. Через много лет представилась возможность его подробного изучения20.

Альбом в переплете из темно-красной кожи с орнаментом золотого тиснения, с золоченой пластиной на крышке и фигурной застежкой имеет на внутренней стороне обложки французскую запись: «Avec 32 pages ет 17 pages illustrées par M. Lermentoff» (На 32 листах с 17 рисунками М. Лермонтова). Рисунки почти все вклеены. Собственно лермонтовских — четырнадцать. Но характер их иной, нежели в первом верещагинском альбоме. Карикатур, вернее, бытовых сценок здесь только две. Основное место занимают акварели. В альбоме их девять. Лишь немногие рисунки альбома поддаются расшифровке и толкованию.

94

Вера — героиня романа «Княгиня Лиговская» 

1835—1836

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, сто лет назад державший этот альбом в руках и заказавший копию акварели, определил ее как портрет Варвары Лопухиной. Портретное сходство подчеркивает родинка над бровью печальной молодой женщины. В ранней молодости, когда Лермонтов и Лопухина жили в Москве, приятели дразнили ее: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка».

В основу романа «Княгиня Лиговская» Лермонтов положил историю своих отношений с В. А. Лопухиной. Он полюбил ее в Москве, в последний год своего пребывания в университете. С тех пор они не виделись. Прошло более трех лет; неожиданно Лермонтов узнал, что она вышла замуж. Черты В. А. Лопухиной Лермонтов сообщил в романе образу Веры Дмитриевны. Герой, войдя в дом княгини, видит Веру впервые после долгой разлуки, уже замужней дамой: «Через несколько минут он должен был увидеться с женщиною, которая была постоянною его мечтою в продолжение нескольких лет [...]

Медленными шагами Печорин прошел через зал, взор его затуманился, кровь прилила к сердцу. Он чувствовал, что побледнел, когда перешел через порог гостиной. Молодая женщина в утреннем атласном капоте и блондовом чепце сидела небрежно на диване...».

Следующие строки романа, описывающие внешность Веры, — тоже о Вареньке:

«Княгиня Вера Дмитриевна была женщина двадцати двух лет, среднего женского роста, блондинка с черными глазами, что придавало лицу ее какую-то оригинальную прелесть и таким образом резко отличая ее от других женщин [...] Она была не красавица, хотя черты ее были довольно правильны. Овал лица совершенно аттический и прозрачность кожи необыкновенна. Беспрерывная изменчивость ее физиономии, по-видимому несообразная с чертами несколько резкими, мешала ей нравиться всем и нравиться во всякое время, на зато человек, привыкший следить эти мгновенные перемены, мог бы открыть в них редкую пылкость души...» 

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Вера — героиня романа «Княгиня Лиговская». 1835—1836

Бумага, акварель. 14×15

Наклеена на альбомный лист

Акварель изображает В. А. Лопухину в образе героини романа Лермонтова «Княгиня Лиговская». Акварель, очевидно, была написана для В. А. Лопухиной и передана ею в 1839 году на сохранение А. М. Верещагиной-Хюгель

95

Благословение молодых

1835

Молодая женщина и седой господин с черными усами преклонили колена перед толстым попом в очках, читающим текст из евангелия. За ними — самодовольный пожилой барин со взбитым коком, в высоких воротничках и старуха в чепце. Рядом со священником — дьячок и дьякон с кадилом. Это — шарж, в котором, кроме острой характеристики всех действующих лиц, есть нечто печальное. Особенно в фигуре и выражении лица молодой женщины, в облике которой есть несомненное, легко уловимое сходство с В. А. Лопухиной.

Эта сюжетная сценка известна под разными названиями: «Свадьба», «Русская свадьба», «Венчание», «Чтение евангелия перед коленопреклоненной парой», но содержание ее до конца не раскрыто.

Замечено, и весьма справедливо, что обряд венчания по канонам православной церкви таким образом происходить не мог (венчающиеся не стоят на коленях перед священником и отсутствует аналой, вокруг которого их обводят).

благословения отъезжающих.

Несколько лет назад было высказано предположение, что Варвара Александровна Лопухина-Бахметева и муж ее Николай Федорович Бахметев изображены рядом с князем Н. Ф. Голицыным и теткой Бахметева — А. И. Нарышкиной, в имение которой, Лопатино, молодые приехали по ее желанию для благословения после свадьбы (свадьба была сыграна в Москве 25 мая 1835 года)21. Н. Ф. Голицын, здесь присутствующий, — родственник и наследник Нарышкиной, который, рано овдовев, часто и подолгу жил в нарышкинском Лопатине.

Изложенная версия недостаточно подтверждена, но общая композиция рисунка, на котором молодые в строгих дорожных платьях, дает возможность предположить, что после венца они отправились в свадебное путешествие и по дороге заехали «под благословение»22.

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Благословение молодых. 1835

Бумага, тушь. 18×25

Рисунок вклеен в альбом, сложен вчетверо

Молодые — вероятно, В. А. Лопухина и ее муж, Н. Ф. Бахметев

(см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 67—70)

96

Под окном

Действие сцены происходит, очевидно, на улице какого-то провинциального города (как предполагают, Тамбова, куда заезжал Лермонтов, возвращаясь из Тархан ранней весной 1936 года).

Кавалерийский офицер, опираясь на палку и опустив лицо в меховой воротник шинели, проходит перед окном. Другой прохожий — штатский. Он чем-то возмущен, грозит пальцем сидящим в окне — пожилому господину и молодой женщине, изображения которых уже встречались в рисунках на рукописи «Вадима». Мужчина в окне всем своим видом показывает полное безразличие к происходящему.

Содержание сценки расшифровке не поддается.

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Под окном

Бумага, тушь

Лист сложен и вклеен в альбом (см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 70—71)

97

Сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (?)

1831—1832

На акварели изображены два старика перед развернутой книгой. Один — в черной сутане, другой — в красной. Они похожи на служителей инквизиции. Возможно, рисунок связан с работой Лермонтова над «Испанцами» — его первой трагедией. Возможно, что на рисунке изображены кардинал и монах. Есть и другие версии.

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (?) 1831—1832

×15,0

Акварель наклеена на альбомный лист

Вероятно, изображены Клод Фролло и архиепископ

Акварель опубликована Е. А. Ковалевской как сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В человеке в черной сутане исследовательница видит Клода Фролло с его «суровым, замкнутым, мрачным» лицом. Клод Фролло, погруженный в глубокое раздумье перед раскрытой книгой, — лейтмотив многих страниц и даже целых глав романа23.

На следующих листах альбома помещены четыре мужских портрета, выполненные акварелью. Ни в одном из них конкретные лица из ближайшего окружения Лермонтова не угадываются. Возможно, что это какие-то литературные персонажи.

98

Портрет неизвестного 

1830—1832

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Портрет неизвестного (в профиль). 1830—1832

Бумага, акварель. 11,0×10,0

Акварель наклеена на альбомный лист

Изображен, по-видимому, литературный герой

Акварель, вероятно, принадлежала В. А. Лопухиной

99

Портрет неизвестного в красном жилете

1830—1832

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Портрет неизвестного в красном жилете. 1830—1832

Бумага, акварель. 14,0×18,0

Акварель наклеена на альбомный лист

По-видимому, изображен литературный герой

Принадлежала, вероятно, В. А. Лопухиной

100

Портрет неизвестного

—1832

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Портрет неизвестного (старик с растрепанными волосами). 1830—1832

Бумага, акварель. 13,0×11,0

Акварель наклеена на альбомный лист

Изображен, по-видимому, литературный герой

Акварель, вероятно, принадлежала В. А. Лопухиной

101

Портрет неизвестного в бурнусе

1830—1832

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Портрет неизвестного в бурнусе. 1830—1832

Бумага, акварель. 15,0×12,0

Изображен, по-видимому, литературный герой

Акварель, вероятно, принадлежала В. А. Лопухиной

102

Ахилл (Ашиль)

1831—1832

Ахилл (Ашиль) — негр, точнее гвинеец, слуга в московском доме Лопухиных.

Летом 1832 года, вскоре по приезде в Петербург, Лермонтов писал своей московской приятельнице С. А. Бахметевой: «... прошу Вас от меня отнести поклон всем моим друзьям... во втором разряде коих Achille арап...»

Особенно поразила Лермонтова реакция Ахилла на известие о гибели Пушкина. В недавно обнаруженном в ФРГ альбоме А. М. Верещагиной открылся какой-то непонятный, на первый взгляд, текст, написанный лермонтовской рукой:

На смерть Пушкина

Стояля в шистом поле
Как ударил из пистолетрум

всю маладсов офисерум
упаля на колен, палакал словом,
Не боле по нем, кроме по нея.

Ашиль

Это «стихи» Ахилла, в которых он выразил по-русски, как умел, свои чувства, а Лермонтов увековечил этот своеобразный отклик на смерть поэта.

С огромной симпатией изображен Ахилл в поэме Лермонтова «Сашка». В ней передан и внешний облик Ашиля — Зафира (так назван Ашиль в поэме).

В чалме пунцовой, щегольски одет,
Стоял арап, его служитель верный.
Покрыт, как лаком, был чугунный цвет
Его лица, и ряд зубов перловых,
И блеск очей открытых, но суровых,

Когда смеялся он иль говорил,
Невольный страх на душу наводил;
И в голосе его, иным казалось,
Надменностью безумной отзывалось.

1835—1836

Однако акварель и стихотворный текст не создают сходного зрительного впечатления. В поэме — герой романтизирован, портрет его экзотичен, да к тому же между прототипом и персонажем литературного произведения не может быть тождества.

Этот портрет в числе других материалов был передан В. А. Лопухиной в руки А. М. Верещагиной на сохранение. Тогда же, очевидно, он был вклеен Верещагиной в альбом.

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Ахилл (Ашиль). 1831—1832

Бумага, акварель. 11×8

Портрет слуги Лопухиных арапа Ахилла, послужившего прообразом Зафира в поэме Лермонтова «Сашка».

Акварель была, очевидно, написана для В. А. Лопухиной.

В 1839 году передана ею на сохранение А. М. Верещагиной-Хюгель

103

Горец 

В этом изображении воплотились, очевидно, воспоминания Лермонтова о горцах, которых, будучи еще ребенком, он видел на Тереке и на кавказских водах. Потом, в годы ссылки, Лермонтов вновь соприкоснулся с вольнолюбивыми народами Кавказа.

Иногда этот рисунок связывают с работой Лермонтова над поэмой «Измаил-Бей». Действительно, есть нечто общее в словесном портрете героя поэмы и в рассматриваемом рисунке:

Густые брови, взгляд орлиный,
Ресницы длинны и черны...
............
Отвергнул он обряд чужбины,
Не сбрил бородки и усов...

Есть сходные детали и в описании одежды:

На нем чекмень, простой бешмет,
Чело под шапкою косматой;
Ножны кинжала, пистолет
Блестят насечкой небогатой;
И перетянут он ремнем,
И шашка чуть звенит на нем;
Ружье, мотаясь за плечами,

1832

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Горец

Бумага, тушь. 9×12

(см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 65—66)

104

Жанровая сцена

1835—1836

руках — раскрытая книга с надписью «tic douloureux» (то есть болезненное, нервное подергивание лица). Стоящий возле клавикорд красивый офицер, уже знакомый по рисунку первого верещагинского альбома, держит в руках большую, возможно, нотную тетрадь с надписью на обороте «imperturbabilité» («невозмутимость»). Справа, с почтительным поклоном, подходит к старику изящный господин, знакомый нам по двум лермонтовским шаржам из того же альбома. Афишка в его руке с надписью «Concert de Gracy» («Концерт Грасси») побуждает Е. А. Ковалевскую высказать предположение, что на рисунке — сам Иосиф Грасси, итальянец по происхождению, скрипач, первый солист императорских московских театров, которого Лермонтов «должен был» слышать24.

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Жанровая сцена. 1835—1836

Бумага, акварель. 30,0×22,0

Акварель сложена и вклеена в альбом

Видимо, изображена сцена, происходящая на уроке пения. У клавикорд — старик преподаватель и молодой офицер в форме лейб-гвардии гусарского полка. В центре — известный артист, скрипач Грасси, выступавший с концертами в Москве и Петербурге в 1820—1830-х годах

105

 

1835—1837

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Черкес с лошадью. 1835—1837

Бумага, итальянский карандаш. 11×15,9

Рисунок подписан Лермонтовым. Был подарен художнику А. С. Солоницкому, учителю рисования, преподававшему в Московском благородном пансионе во время пребывания там Лермонтова.

С 1917 года — в ИРЛИ

106

Молодая женщина и старуха 

1835—1836

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Молодая женщина и старуха. 1835—1836

×18,4

В 1894 г. рисунок был передан в б. Лермонтовский музей В. Н. Максютовым. Князья Максютовы — соседи Е. А. Арсеньевой по имению Тарханы. Два брата, Николай и Петр, воспитывались в Тарханах вместе с Лермонтовым.

В 1917 году рисунок поступил в ИРЛИ в составе коллекций б. Лермонтовского музея

107

Стрелок

1835—1838

«Вартхаузен», расположенном в отрогах Шварцвальда.

Альбом переплетен в коричневую кожу, с золотым орнаментом на углах и тисненой надписью «Souvenir». Датируется 1830-ми годами. Здесь, среди записей популярных в то время русских и французских стихотворных и прозаических текстов, были обнаружены лермонтовские автографы и два его рисунка25.

На этом рисунке — стрелок. Выражение его лица мрачно, костюм, вернее, широкополая шляпа с обвязанной лентой тульей, наводит на мысль, что он житель какой-то горной местности. Е. А. Ковалевской высказано предположение, что рисунок связан с литературными или театральными впечатлениями Лермонтова (возможно, от популярной оперы К. М. Вебера «Волшебный стрелок»)26. Авторство Лермонтова несомненно. Рисунок схож с изображением горца из второго альбома А. М. Верещагиной.

Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.) Альбом А. М. Верещагиной (II)

Стрелок. Альбом А. М. Верещагиной (III). 1835—1838

×26,5

Собрание доктора Вильгельма фон Кенига (правнука А. М. Верещагиной). Замок Вартхаузен. ФРГ

Изображен, вероятно, герой оперы К. М. Вебера «Волшебный стрелок» (см. подробнее: «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 77)

Примечания

Альбом А. М. Верещагиной (II). 1830—1836

×20,0

Библиотека Колумбийского университета, Нью-Йорк, США

(ил. 94—104)

На внутренней стороне обложки альбома запись на французском языке: «Avec 32 pages et 17 pages illustrées par M. Lermentoff» (На 32 листах с 17 рисунками М. Лермонтова)

(см. пояснения к альбому А. М. Верещагиной (I)

20  Андроников. Лермонтов. Исследования и находки, с. 258—263.

Т. П. Голованова

Е. А. Ковалевская. Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной. — В сб. М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы».

21  С. . «Но верные мечты тот образ сохранили...» — «Огонек», 1977, № 2, с. 28.

22  Е. А. Ковалевская. Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной. — В сб. «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы».

23  , с. 63.

24  Там же, с. 62.

25  См.: Ираклий . Исследования и находки, с. 195—253.

26  См. указ. соч. Е. А. Ковалевской, с. 77—78.

Раздел сайта: