1
«На Горячих водах»
1825
Кавказ вошел в сознание Лермонтова задолго до того, как он достиг поэтической зрелости и оказался в ссылке в этой «далекой стране». Бурный Кавказ, край свободы и чести, впервые открылся поэту в пору, когда ему было всего десять лет. Образы Кавказа, которые мы встречаем в первых его поэтических сочинениях и рисунках, — это впечатления ребенка.
Он увидел черкесов в мохнатых шапках и бурках, скачки джигитов, огненные пляски, хороводы, услышал горские песни, легенды, предания. В 1825 году бабка Лермонтова, Е. А. Арсеньева, возила внука лечить на кавказские воды, в Горячеводск (Пятигорск). Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Путешествие продолжалось надели три. Наконец, на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны.
Именно Горячеводск, первое пристанище юного Лермонтова, изображен на самой ранней из дошедших до нас лермонтовских акварелей. Неумелый «пейзаж с озером и горами» — то ли попытка мальчика сделать зарисовку с натуры, то ли игра детского воображения, уже впитавшего кавказские впечатления... Но в своем пояснении к рисунку Лермонтов очень точен. Подпись под акварелью его рукой: «M. L. l’an 1825 le 13 juin aux Eaux chaudes», свидетельствующая, что рисунок сделан им 13 июня 1825 года в Горячеводске. Акварель находится в альбоме, принадлежавшем любимой тетке Лермонтова — Марии Акимовне Хастатовой-Шан-Гирей. Альбом хранился в ее пензенском имении — Апалихе, куда семья Шан-Гиреев переехала с Кавказа в 1825 году.
«На Горячих водах» (Пейзаж с озером). 1825
Бумага, акварель. 9,2×15,7
Акварель подписана и датирована Лермонтовым Находится в альбоме М. А. Шан-Гирей. (Прежде считался альбомом М. М. Лермонтовой. См. подробнее статью В. Б. Сандомирской «Альбом с рисунками Лермонтова» в кн. «М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы», с. 122—137.)
М. А. Шан-Гирей приходилась теткой Лермонтову, родилась и жила на Кавказе до 1825 года, а затем в соседнем с Тарханами имении Апалихе. Они встречались на Кавказе в 1825 году, в Тарханах с осени 1825 по осень 1827 года, снова в Тарханах летом 1828 года и зимой (январь, февраль) 1836 года, когда Лермонтов приезжал туда в отпуск. Кроме того, не исключено, что они могли видеться в Москве, куда она, возможно, приезжала навестить сына Акима, который с осени 1828 года жил и учился в доме Е. А. Арсеньевой, а позднее (в 1834 г.) — в Петербурге, где Аким Павлович (с 1835 г.) учился в Артиллерийском училище. Встреча в 1836 году в Петербурге подтверждается письмом Лермонтова, написанным Е. А. Арсеньевой в Тарханы во второй половине апреля 1836 года. Виделись они в 1838 году, также в Петербурге, что видно из семейной переписки (приписка рукой М. А. Шан-Гирей на письме Е. А. Арсеньевой П. И. Петрову в Ставрополь от 1 февраля 1838 г.) Согласно последней принятой атрибуции альбом находился в руках М. А. Шан-Гирей до ее смерти, последовавшей в 1845 году, после чего хранился в семье Шан-Гирей, в Апалихе. В 1860-х годах коллекционер Н. И. Рыбкин побывал в Апалихе и получил альбом из рук П. П. Шан-Гирея (мужа М. А.). В 1938 году от родственников Рыбкина альбом поступил в ГПБ. Таковы известные нам вехи истории альбома. Однако внутри этих рамок не все ясно. В альбоме находятся тринадцать акварелей, из них пять датированы самим Лермонтовым («На Горячих водах» — 1825 г., «Нападение» — 1829 г., «Восточный человек в чалме» — 1836 г., «Конный горец со знаменем» — 1836 г., «Фаталист» — 1836 г., все названия, за исключением первого, — не Лермонтова). Таким образом, акварели исполнялись в течение одиннадцати лет. Естественно, что художественные достоинства и исполнительская техника их неоднородны. Сравнительный анализ графического почерка восьми недатированных акварелей не позволяет отнести их с уверенностью ни к одной из известных нам дат: 1825, 1829 и 1836 году. Вопрос датировки осложняется не только необходимостью принимать во внимание возможности встреч Лермонтова с М. А. Шан-Гирей, но еще и обязательным условием наличия при ней этого альбома. Однако именно последнее обстоятельство не подтверждается документально, и датировка акварелей остается предположительной
2
Пейзаж с березами
1828—1832
Самые первые, а потому и самые прочные впечатления Лермонтова — это скромный, прелестный пейзаж села Тарханы Пензенской губернии, где прошли первые тринадцать лет его жизни. Дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, непыльные проселочные дороги, кое-где березы, белеющие среди желтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы. Образ Родины, с такой очевидностью возникший в раннем рисунке поэта, вновь рождается в позднем его стихотворении:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Родина. 1841
Пейзаж с березами. 1828—1832
Бумага, акварель. 9,2×15,7
Находится в альбоме М. А. Шан-Гирей (см. комментарии к ил. 1)
3
Парус
1828—1832
В том же альбоме М. А. Шан-Гирей находится акварель Лермонтова, на которой мы видим морской пейзаж с белеющим парусом. Очевидно, она относится к 1832 году, когда Лермонтов переехал из Москвы в Петербург и впервые увидел море. 28 августа 1832 года он писал из Петербурга своей приятельнице М. А. Лопухиной и в письме привел стихи:
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной...
Тема морской стихии, вольного паруса возникает затем во многих лермонтовских стихотворениях и прежде всего в «Парусе». Рисунок — не иллюстрация и все же — своеобразный графический комментарий к литературным замыслам поэта. Он отражает внутреннее родство и неразрывность связей Лермонтова — художника и поэта, слившихся в едином, тревожно-романтическом восприятии мира.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Парус. 1832
Парус. 1828—1832
Бумага, акварель. 9,2×15,7
Находится в альбоме М. А. Шан-Гирей (см. комментарии к ил. 1)
4
Древняя рать
1828
В музее, где хранится эта акварель, за ней утвердилось название «Отряд древних воинов». На обороте акварели надпись неизвестной рукой: «Вид лесистой и гористой местности с ратью древних воинов. Рисовал М. Ю. Лермонтов». Действительно, в долине, ограниченной остроконечными горами, движется рать пеших и конных воинов, вооруженных копьями. На переднем плане — воин в кольчуге, с мечом на поясе. Рядом с ним — другой, со щитом, луком и стрелами. Интересно, что рать русская, а горы — Кавказские, напоминающие по форме Бештау. На склоне дальней горы — чета деревьев. Несомненно, рисунок принадлежит Лермонтову, относится к числу самых ранних и возник в связи с интересом Лермонтова к русской истории. С детства внимание Лермонтова привлекали татарское нашествие и «колыбель воинственных славян» — древний Новгород. В стихах и поэмах, подобно поэтам-декабристам, он призывал подражать древним славянским героям, отдавшим жизнь за честь и свободу родной земли. К 1829 году относится начало неосуществленной поэмы «Олег».
Ах, было время, время боев,
На милой нашей стороне.
Где ж те года? прошли оне
С мгновенной славою героев.
Но тени сильных я видал
И громкий голос их слыхал:
В часы суровой непогоды,
Когда, бушуя, плещут воды,
И вихрь, клубя седую пыль,
Волнует по полям ковыль,
Они на темно-сизых тучах
Разнообразною толпой
Летят. Щиты в руках могучих,
Сплетаясь цепию воздушной,
Они вступают в грозный бой.
Олег, 1829
Древняя рать. 1828
Бумага, акварель. 14,1×18
От А. Н. Мясоедова в 1880-е годы акварель поступила в б. Лермонтовский музей
С 1917 года — в музее ИРЛИ
5
Заглавный лист поэмы «Черкесы»
1828
В альбоме, в который Лермонтов вписал «Кавказского пленника», сохранилась картинка — заглавный лист поэмы «Черкесы» с эпиграфом из «Кавказского пленника» Пушкина.
«Черкесы» — первая поэма Лермонтова, написанная им в Чембаре, уездном городке Пензенской губернии, близ которого находилось имение Тарханы.
В основу поэмы легли детские впечатления Лермонтова, рассказы родственников, главным образом Шан-Гиреев, живших по соседству с Тарханами. Кроме того, тринадцатилетний поэт широко использовал литературные источники, позаимствовав из них десятки строк. В копии поэмы Лермонтов приписал: «В Чембар за дубом». Сохранилась запись Лермонтова, что он начал «марать стихи в 1828 году». Из этого можно сделать вывод, что «Черкесы» были написаны летом 1828 года, еще до поступления в московский Университетский пансион.
Заглавный лист поэмы «Черкесы». 1828
Бумага, тушь, белила. 15,4×9,8
Находится на обороте форзаца в тетради с поэмами «Кавказский пленник» и «Корсар» (см. комментарии к ил. 6)
6
«Кавказский пленник». Фронтиспис.
Автоиллюстрация к поэме
1828
В юношеском стихотворении Лермонтов с любовью вспоминает поездку на Кавказ:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Кавказ. 1830
Эта любовь получила выражение уже в первых поэмах Лермонтова «Черкесы» и «Кавказский пленник», которые начинают тему Кавказа, проходящую через все его творчество.
«Кавказский пленник». Фронтиспис.
Автоиллюстрация к поэме. 1828
Бумага, гуашь. 11,6×7,6
Тетрадь принадлежала А. А. Краевскому, редактору журнала «Отечественные записки», в котором печатался Лермонтов. В 1880—1883 годах поступила в б. Лермонтовский музей
С 1917 года хранится в рукописном отделе ИРЛИ
Рисунок Лермонтова украшает рукопись его собственной поэмы «Кавказский пленник», написанной тринадцатилетним поэтом в подражание одноименной пушкинской поэме. На рисунке — скачущий на коне черкес влачит на аркане русского пленника.
Вдруг пыль взвилася над горами,
И слышен стук издалека;
Черкесы смотрят: меж кустами
Гирея видно, ездока!
.............
Он понуждал рукой могучей
Коня, приталкивал ногой,
И влек за ним аркан летучий
Младого пленника <с> собой.
7
Нападение
1829
В 1825 году десятилетний Лермонтов вместе с бабкой ездил из Горячеводска на Терек, в имение Шелковое, принадлежавшее сестре Е. А. Арсеньевой — Е. А. Хастатовой. Имение находилось на границе Чечни.
Все в этом крае было необыкновенно и ново — нравы, характеры и горцев и русских, казаков, солдат, офицеров; на них наложили свой отпечаток кавказская жизнь и законы долголетней войны. Путешествие было небезопасно — на дорогах везде стояли казачьи пикеты, переезды совершались не иначе, как под охраной вооруженного отряда с пушкой.
Воображение юного Лермонтова поражали рассказы о кровопролитных сражениях и схватках с горцами, о засадах и нападениях, подстерегавших казаков на каждом шагу.
Повсюду смерть и ужас мещет
В горах, и в долах, и в лесах;
Во граде жители трепещут;
И гул несется в небесах.
Иный черкеса поражает;
Бесплодно меч его сверкает.
Махнул еще; его рука,
Подъята вверх, окостенела.
Бежать хотел. Его нога
Дрожит недвижима, замлела;
Встает и пал...
Черкесы. 1828
Нападение. 1829
Бумага, акварель. 9,1×14,5
Находится в альбоме М. А. Шан-Гирей
Дата проставлена на обороте листа: «1829 года» (рукою Лермонтова?). Акварель наклеена на альбомный лист. Написана, вероятно, специально для альбома М. А. Шан-Гирей и прислана из Москвы в Апалиху. Во второй половине 1828 года Лермонтов писал М. А. Шан-Гирей: «Прилагаю Вам, милая тетенька, стихи, кои прошу поместить к себе в альбом, а картинку я еще не нарисовал. На вакацию надеюсь исполнить обещание».
Судя по содержанию, акварель представляет собой иллюстрацию к какому-то литературному произведению
8
Юноша в бурнусе
1831
Еще в пансионе Лермонтов интересовался Востоком и обнаруживал познания в археологии и истории искусства. В Московском университете преподавали крупные востоковеды, читались лекции по арабской и персидской словесности, а на практических занятиях разбирались труды историков и поэтов древности.
Акварель изображает смуглого юношу восточного типа в бурнусе и тюрбане; подписана и датирована самим Лермонтовым.
Юноша в бурнусе. 1831
Бумага, акварель. 19×14,5
Акварель подписана и датирована Лермонтовым
9
Сражение
1830
Сражение. 1830
Бумага, сепия. 7,8×23,7
Сепия подписана и датирована Лермонтовым
10
Испанец с фонарем и католический монах
1831
Испанец с фонарем и католический монах. 1831
Бумага, акварель. 11,5×9,2
Акварель подписана и датирована Лермонтовым
— ГПБ) поступила в 1852 году из древлехранилища М. П. Погодина
Сюжет будущей драмы «Испанцы» Лермонтов впервые набросал в своей тетради весной 1830 года. Обращение к теме средневековой Испании давало возможность Лермонтову-поэту обличать католическую церковь и гнет в разных его проявлениях. «Испания, — пишет известный исследователь творчества Лермонтова Б. М. Эйхенбаум, — понадобилась Лермонтову только как исторический символ и политический шифр, при помощи которого можно было высказать свои мысли о положении на родине»1. Герои первой трагедии Лермонтова, создававшейся в мрачной обстановке последекабристского гнета, — кастильские дворяне, иезуиты, служители инквизиции. Не случайно, что образы средневековой Испании привлекли внимание и Лермонтова-живописца.
11
Испанец с кинжалом
1830—1831
—1831
Бумага, акварель. 8,5×8,5 (в свету)
Акварель находилась в альбоме В. Третьяковой
В 1935 г. поступила от А. Ф. Коростина в ГЛМ
12
Испанец
1832
Бумага, чернила. 22×17,1
Рисунок в тетради «Лекции из закона божия»
С 1870 г. — в Имп. Публичной библиотеке (ныне — ГПБ) от В. Х. Хохрякова. Ранее тетрадь принадлежала П. П. Шан-Гирею
13
Герцог Лерма
1833
«Lerma», полагая, что происходит от легендарного предка — «родоначальника» фамилии Лермантовых (так она писалась) — испанского владетельного герцога Лерма. (Позже он узнал, что фамилия Лермонтовы происходит от шотландского барда XII столетия — Томаса Лермонта и стал писать свою фамилию через «о» — Лермонтов.)
К началу 1830-х годов относится первая попытка создания портрета этого легендарного «предка». Об истории портрета со слов друзей поэта Лопухиных рассказал П. А. Висковатов, один из первых его биографов: «В 1830 или 1831 году Лермонтов в доме Лопухиных, на углу Поварской и Молчановки, начертил на стене углем голову (поясной портрет), вероятно, воображаемого предка. Он был изображен в средневековом испанском костюме, с испанской бородкой, широким кружевным воротником и с цепью ордена Золотого Руна вокруг шеи. В глазах и, пожалуй, во всей верхней части лица нетрудно заметить фамильное сходство с самим нашим поэтом. Голова эта, нарисованная al fresco, была затерта при поправке штукатурки, и приятель поэта, Алексей Александрович Лопухин, был этим очень опечален, потому что с рисунком связывалось много воспоминаний о дружеских беседах и мечтаниях. Тогда Лермонтов нарисовал такую же голову на холсте и выслал ее Лопухину из Петербурга»2. 25 февраля 1833 года А. А. Лопухин отвечал Лермонтову: «Очень и очень тебе благодарен за твою голову: она меня восхищает и между тем иногда грусть наводит, когда я в ипохондрии...»3
Герцог Лерма. 1833
Холст, масло. 60×51
Название дано не Лермонтовым и восходит к семейному преданию о происхождении рода Лермонтовых от испанского герцога Лермы (1555—1625), которое не соответствует историческим фактам.
Портрет хранился в семье Лопухиных. В 1886 году сыном Лопухина принесен в дар б. Лермонтовскому музею в Петрограде.
С 1917 года — в музее ИРЛИ
14
Эмилия — героиня драмы Лермонтова «Испанцы»
—1831
Хотя эта акварель обнаружилась сравнительно недавно и впервые опубликована Н. П. Пахомовым в 1961 году4, утвердилось мнение, что это портрет В. А. Лопухиной в образе испанской монахини. Девушка под черным покрывалом действительно похожа на другие изображения Лопухиной. Но поэт изобразил не просто монахиню. На акварели — Лопухина в образе героини «Испанцев» Эмилии, о которой в ремарке третьего действия пьесы сказано: «Эмилия входит бледная, в черном платье, в черном покрывале и с крестиком на груди своей».
С Варварой Александровной Лопухиной (1814—1851) Лермонтова всю жизнь связывала глубокая и несчастная любовь. К ней обращено множество лермонтовских стихотворений. Закончив в 1838 году поэму «Демон», работа над которой продолжалась более десяти лет, Лермонтов на последней странице написал «Посвящение» Лопухиной. Акварель до недавнего времени находилась в семейном архиве Александры Михайловны Верещагиной, друга и родственницы поэта, принадлежавшей к тем, кто рано разгадал гениальное дарование Лермонтова.
В 1837 году Верещагина навсегда покинула Россию, став баронессой фон Хюгель. Несколько раньше, в 1835 году, изменилась и судьба В. А. Лопухиной. Она вышла замуж за Н. Ф. Бахметева, человека старше ее почти на двадцать лет. Опасаясь, что муж из ревности к Лермонтову уничтожит вслед за его письмами остальные реликвии, В. А. Лопухина передала Верещагиной все, что имела. Так портрет Лопухиной оказался в фамильном замке Хюгелей — «Хохберг». П. А. Висковатову, предпринявшему в 1870-х годах поиски лермонтовских материалов, получить акварель в Россию не удалось. Дочь А. М. Верещагиной, графиня Берольдинген, не сумела ее отыскать. 120 лет спустя акварель нашлась в собрании профессора М. Винклера (ФРГ) и была возвращена на Родину.
— и в груди невольное сомненье!
Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?
Пробудится ль в тебе о прошлом сожаленье?
Ты только мертвого, пустого одобренья
Наложишь на нее холодную печать;
И не узнаешь здесь простого выраженья
Тоски, мой бедный ум томившей столько лет;
Больной души тяжелый бред...
Посвящение к поэме «Демон». 1838
Эмилия — героиня драмы Лермонтова «Испанцы». 1830—1831
Бумага, акварель. 15,6×12,6
В 1962 году привезена И. Л. Андрониковым и передана в ГЛМ
15
Испанец
1831
Испанец (в белом кружевном воротнике). 1831
Бумага, акварель. 16,3×15,6
В 1941 году от потомков Е. П. Жигмонт поступила в музей ИРЛИ
16
Рыцарь
1832
Рыцарь. 1832
Бумага, чернила. 22×17,1
«Лекции из закона божия»
С 1870 г. — в Имп. Публичной библиотеке (ныне — ГПБ), от В. Х. Хохрякова. Ранее тетрадь принадлежала П. П. Шан-Гирею
Примечания
1 Б. М. Эйхенбаум— В сб.: «Статьи о Лермонтове». М. — Л., 1961, с. 156.
2 Сочинения М. Ю. Лермонтова под ред. П. А. Висковатова, т. 4. М., 1891, с. 56—57.
3 Там же, с. 57.
4 Н. П. . Подруга юных дней. — «Огонек», 1961, № 31.