Князев А. Н.: Лермонтов в музыке XXI века. Возвращение к автору

ЛЕРМОНТОВ В МУЗЫКЕ XXI ВЕКА.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К АВТОРУ

В статье рассматривается интерпретация произведений Лермонтова современными музыкантами, рассказывается об авторах музыкальных сочинений на стихи Лермонтова, написанные в последние годы. В статье содержится развернутая аннотация к прилагаемому к сборнику компакт-диску «Лермонтов в музыке XXI века».

Ключевые слова:

Поэзия Лермонтова неустанно привлекала и привлекает творческие устремления композиторов. Музыку к его стихам начали писать ещё при жизни поэта. По известным данным, первой была положена на музыку «Молитва» (В минуту жизни трудную…) композитором Владимиром Оболенским. На обложке изданных нот напечатано: «Переложил мелодию чудную 15 ноября 1838 года». К сожалению, все попытки автора этих строк разыскать сами ноты пока не увенчались успехом.

Между тем, поскольку рукопись стихотворения не сохранилась, во всех академических собраниях сочинений оно датируется 1839 годом, по его публикации в 11-м номере журнала «Отечественные записки». Полагаю, само наличие издания романса В. Оболенского и публикация фотографии обложки нот в «Литературном наследстве» [1] могут служить . Ясно, что стихотворение написано ранее даты, означенной на обложке. Возможно ли датировать стихотворение 1838 годом? Скорее, вопрос остаётся открытым, ибо существуют записки Александра Фёдоровича Тирана (1815—1863), соученика и сослуживца Лермонтова. А. Ф. Тиран выдаёт довольно пикантную версию написания стихотворения [2], но тут же оговаривается: «Может быть, он прежде сочинил «Молитву»…» (Выделено мной — А. К.). К сожалению, записки А. Ф. Тирана не содержат временных уточнений. В рукописи «Записок», найденной Виктором Андрониковичем Мануйловым и опубликованной им в 1936 году, в журнале «Звезда», дата их написания тоже отсутствует. Вот ещё тема для исследования.

Князев А. Н.: Лермонтов в музыке XXI века. Возвращение к автору

Фотография обложки
«В минуту жизни трудную», 1838

Но вернёмся к теме нашего повествования. При жизни Лермонтова на его стихи были опубликованы ещё несколько романсов: «Горные вершины» А. Е. Варламова, «Утешение» (В минуту жизни трудную…«Еврейская мелодия» (Душа моя мрачна…) Г. И. Ломакина, «Молитва» (В минуту жизни трудную…) Н. А. Титова. Эти сочинения были написаны для голоса и фортепиано, а Ф. М. Титов сочинил ещё один романс на стихотворение «Молитва» (В минуту жизни трудную…) для голоса и виолончели. Следует отметить, что все вышеперечисленные музыкальные произведения были написаны в 1840 — Бог его знает…

Со времени написания первого романса 15 ноября 1838 года, стихотворение Лермонтова «Молитва» (В минуту жизни трудную…) было положено на музыку более чем девяносто тремя композиторами (на сегодняшний момент, вероятно больше — при нынешнем информационном хаосе всей полнотой сведений обладать вряд ли кому доведётся) [3]. К глубокому сожалению, проникновенное и светлое стихотворение Лермонтова большинство композиторов (а за ними и исполнителей) пытались и пытаются (sic!!!) погрузить в мрачную задумчивость, делая эмоциональный акцент на первой строчке и пропуская мимо сознания смысл того, что следует дальше. Одно из редких исключений — пропитанный настроением лермонтовского стихотворения романс московского композитора Игоря Андреевича Егикова, с которым имею радость быть знакомым. Как светлый образец музыкального прочтения стихотворения М. Ю. Лермонтова, исполнение романса И. А. Егикова «Молитва» и открывает компакт-диск, приложенный к настоящему сборнику. Любопытно, что по окончании подготовки информации к диску вдруг увиделось, что порядок произведений, в него включённых, выстроился практически по хронологии написания музыки. Так же, с маленькими перестановками номеров на диске, соблюдён временно́й порядок записи.

Спешу уверить читателя, что ни один из трёх композиторов, чья музыка представлена на компакт-диске, не пишет музыку «по случаю», «к очередной дате» и т. д. Только по велению сердца и с полным прочувствованием и проникновением в суть стихотворения. Пишу это с полным основанием, ибо судьбе угодно, чтобы наша искренняя дружба с этими композиторами и совместные творческие искания уже много лет были в тонусе. О лермонтовских исканиях Лоренса Ивановича Блинова и Дмитрия Николаевича Смирнова подробно рассказано в книжке «Страсти по Лермонтову» [4]. Посему на этих страницах слегка коснусь небезынтересных, на мой взгляд, моментов, связанных с сочинением и исполнением представленных на диске романсов.

«Шесть стихотворений М. Ю. Лермонтова» автор этих строк ранее упоминал лишь вскользь. Хочется немного рассказать о репетиции цикла, предшествующей авторскому вечеру композитора 25.12.2007 г., которая состоялась в гостиной Петра Юргенсона Московского Дома композиторов. Так сложились обстоятельства, что единственная встреча музыкантов с композитором и автором этих строк состоялась только за полтора часа до начала концерта. Неподдельное уважение вызвал тот факт, что музыканты — а это солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Дмитрий Кондратков и его сестра, пианистка Полина Кондраткова — пришли на встречу предельно внимательно изучившими материал, что всех сразу настроило на хорошую творческую волну. И певец, и пианистка «на лету» схватывали небольшие пожелания композитора по тексту фортепианного сопровождения и пожелания «консультанта» по Лермонтову по смысловому и эмоциональному наполнению певцом поэтических строк. Особенно приятно отметить проникновение музыкантами романсом «Элегия». Стихотворение, взятое для этого романса — «Нет, не тебя так пылко я люблю» — на слуху у публики в виде многократно исполняемого вальса-романса А. И. Шишкина, превращённого исполнителями (чаще — исполнительницами) в вальс, по смыслу далеко уводящий от сути самого стихотворения. Не случайно Лоренс Иванович Блинов предпослал своему сочинению название «Элегия», пытаясь и здесь увести слушателя от навязчивого шлейфа. Дмитрий Кондратков очень тонко уловил настроение этого романса (впрочем, слово романс здесь кажется ненужным), в чём слушатель может убедиться сам. Нужно отдать до́лжное певцу и пианистке — их подход был трепетным к каждому из романсов цикла. Лучшего исполнения пока не случилось — в этом убеждён и сам автор музыки, Лоренс Иванович Блинов.

Концертное исполнение сочинения Дмитрия Николаевича Смирнова «Одинокий странник» уже известно внимающей публике по его публикации на третьем компакт-диске «Поэзия М. Ю. Лермонтова в музыке» (JMR CD 017). На приложенном к сборнику диске вашему вниманию представлена студийная запись, максимально отвечающая замыслу композитора. Дело в том, что некоторые тонкости авторского замысла в концертном исполнении по объективным причинам передать было невозможно. В частности, во второй части («Ангел»), во время концерта чтец должен был форсировать звук своего голоса, чтобы публика могла его слышать. По замыслу же требовалось чтение несколько отстранённое, как бы комментирующее вокализ-полёт Ангела…

«Одинокого странника» Д. Н. Смирновым предпослано посвящение:

Прелюдия —

Ангел — Памяти моей матери. Соч. 23.12.2007 г.

Интерлюдия I —

— (Никто моим словам не внемлет… Я один…) — Памяти моего отца. Соч. 28.01.2008 г.

Интерлюдия II — Моей жене Елене Фирсовой. Соч. 10.03.2008 г.

(Из Гёте) — Александру Николаевичу Князеву в знак дружбы. Соч. 13.10.2007 г.

Лермонтовская тема проходит через всё творчество Дмитрия Николаевича Смирнова, начиная с экспериментального сочинения 1970 года «Чаша жизни». В июне 2009 года у композитора сложился ещё один цикл для голоса и виолончели — «От Сосны до Луны». В него вошли пять стихотворений Лермонтова: «На севере диком», «Тучи», «Утёс», «Звезда» и «Луна». Нужно признаться, что цикл был исполнен в одном из концертов в Петербурге не совсем удачно. Зато два романса удалось записать в студии. Запись осуществили певица Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье» Дарья Росицкая и виолончелист Андрей Иванов. В исполнении этих талантливых музыкантов на диске звучат «Утёс» и «Луна», а также стихотворение Лермонтова «Звезда» — версия для чтеца и виолончели. В роли декламатора (по желанию композитора) скромно попробовал свои силы автор этих строк.

О поэме для голоса и виолончели «Выхожу один я на дорогу» (первой ласточке нашего с Дмитрием Николаевичем творческого тандема, присланной в Петербург 20.09.2007 г.) в исполнении певца Антона Росицкого и виолончелиста Дмитрия Янов-Яновского сказано много тёплых слов (подробности — в книге «Страсти по Лермонтову»). Потому — просто слушайте студийную запись. Завершает диск романс «Горные вершины» для голоса и фортепиано, родившийся у композитора после нашей с ним недельной переписки, 22 сентября 2007 года и посвящённый автору этих строк. С особой проникновенностью романс исполняет Петербургский тенор Александр Кулинкович в сопровождении пианистки Ольги Митёкиной.

— году 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова — появляется много новых сочинений в разных музыкальных стилях и жанрах. Информация в силу упомянутых выше причин доходит со скрипом, потому непроверенные факты давать неуместно. А насколько всё новое талантливо и проникнуто творчеством поэта — покажет Время.

1 Фотография обложки нот романса Владимира Оболенского. Ранее была опубликована в «Литературном наследстве», т. 43—44: М. Ю. Лермонтов — М.: АН СССР, 1941 — с. 363.

2 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит. 1989 — с. 151—152.

3 «Лермонтов в музыке» — М: Сов. Композитор, 1983 и по личным разысканиям автора статьи.

4 А. Н. Князев. Страсти по Лермонтову. — СПб.: Академия исследований Культуры. 2013. — с. 9—29.

© А. Н. Князев. Октябрь 2014.

Александр Николаевич Князев — лермонтовед, поэт, музыколог, редактор фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» (http: //www.feb-web.ru). Адрес эл. почты: jmrk@mail.ru