Коваленко А. Н.: К атрибуции раннего рисунка М. Ю. Лермонтова

К атрибуции раннего рисунка М. Ю. Лермонтова

Среди творческого наследия М. Ю. Лермонтова его живописные произведения занимают важное место. На протяжении всей его жизни художник жил в нем рядом с поэтом. Многие современники отмечали способности Лермонтова-рисовальщика.

"Соображения Лермонтова сменялись с необычайной быстротою, — вспоминал Святослав Раевский, — и как бы ни была глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал ее кистью или пером изумительно легко".

"Главная его прелесть, — отмечала Е. П. Ростопчина, — заключалась преимущественно в описании местностей; он сам хороший пейзажист, дополнял поэта живописцем". Его рисунки, его акварели, картины зачастую являются самостоятельными живописными произведениями. Они в достаточной мере реалистичны. При изучении некоторых из них невольно возникает мысль о том, что иногда вначале созданы были тот или иной рисунок, картина, а затем уж литературное произведение. Создается впечатление, что Лермонтов вел как бы живописные дневниковые записи, которые впоследствии помогали в творческом процессе. Вспомним письмо к Святославу Раевскому от 1838 года: "Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию".1

Уже после того, как в первой ссылке была создана эта коллекция, в творчестве Лермонтова появляются те стихи, та проза, которые ассоциируются со многими его рисунками и картинами. Картина "Вид Пятигорска" написана в 1837 году, а мы вспоминаем строки из "Княжны Мери", созданные гораздо позже: "Вид с трех сторон у меня чудесный. Внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы, все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом". Или другая аналогия: картина "ВоенноГрузинская дорога близ Мцхета" и начало поэмы "Мцыри".

Остается только сожалеть о том, что сохранилось так мало живописных произведений Лермонтова. Не все они изучены в достаточной мере. И если сейчас мы можем довольно точно сказать, какие конкретно места изображены на картинах "Вид Пятигорска", "Вид Тифлиса", на рисунках: "Балтийское ущелье", "Бештау около Железноводска", то некоторые, особенно ранние работы, остаются загадочными.

Так, например, в Институте русской литературы хранится детский рисунок М. Ю. Лермонтова, который условно называется "Отряд древних воинов". В комментариях к нему, помещенных в альбоме "М. Ю. Лермонтов. Картины, акварели, рисунки" (М., 1979 г., рисунок под № 4) говорится, что здесь на фоне

Кавказского пейзажа изображена русская рать. Но русские ли изображены здесь? А не горцы ли в военных доспехах, какими он мог видеть их здесь на Кавказе в детстве. Невольно напрашивается аналогия с более поздним рисунком 30-х годов — иллюстрацией к "Аммалат-Беку" Бестужева-Марлинского, где один из героев изображен в таком же одеянии. Можно допустить, что рисунок "Отряд древних воинов" создан к какому-то раннему кавказскому произведению либо иллюстрирует рассказы о жизни горцев, услышанные в детстве и поразившие воображение мальчика. Во-всяком случае вопрос этот остается открытым и требует изучения.

Или же другая акварель — "Парус", которую обычно связывают с одноименным стихотворением Лермонтова. Исследователи, в частности и Рыбкин, который впервые описал его в 1881 году, считают, что на рисунке изображен морской пейзаж, и относят его к 1832 году, ко времени переезда М. Ю. Лермонтова в Петербург. Но настораживает карандашная подпись, может быть, сделанная самим Рыбкиным со слов Павла Петровича Шан-Гирея: "Его же Лермонтова, виды Кавказа". Вполне вероятно, что рисунок этот создан не в 1832 году, а ранее, в 1825, когда Е. А. Арсеньева с внуком отправилась на Кавказские Минеральные Воды.

В общем, рисунки эти еще ждут своих исследователей.

И наше внимание привлек, считающийся самым ранним из известных рисунков Лермонтова, подписанный по-французски "М. Л. 13 июня 1825 года на Теплых водах". Он находится в альбоме Марии Акимовны Шан-Гирей на листе № 65. Впервые рисунок был описан Николаем Рыбкиным в 1881 году2, в статье "Материалы о биографии Белинского и Лермонтова". Находясь по делам в Пензенской губернии в 60-е годы 19 века, Рыбкин побывал в имении полковника Павла Петровича Шан-Гирея, в то время уже престарелого и больного человека, который охотно говорил о своем племяннике. Передавая Рыбкину альбом, который он ошибочно относил к М. М. Лермонтовой, Шан-Ги- рей сообщал: "Только одно достоверно, что Лермонтов, будучи ребенком и даже взрослым, рисовал кое-что в этот альбом. На некоторых рисунках Лермонтов ставил в альбоме год и заглавные буквы своего имени и фамилии".

"Быв десяти лет, он, например, нарисовал здесь, разумеется, с дозволения бабушки "Кавказские горы". Далее, описывая рисунки Лермонтова, находящиеся в этом альбоме, Рыбкин останавливается на 65-й странице, где 10-летний мальчик нарисовал одну из картин природы, виденных на Кавказе, и под этой картиной подписался детскою рукою: "М. Л. июня 13 дня, 1825 года, Теплые воды". "Нужно думать, — пишет далее Рыбкин, — что рисунок поправлен более опытной кистью, потому что он очень хорош. Здесь изображено море, окруженное горами, и на этом море белеет вдали одинокий парус, невдалеке от берега небольшой зеленеющий островок. По берегу тянется почтовая дорога с верстовым столбом, проходит с палочкою женщина и опять "чета белеющих берез". Почти все рисунки Лермонтова в альбоме имеют однотипную карандашную подпись: "Его же Лермонтова". И только под интересующим нас рисунком подпись более подробная: "Рисунок юного Лермонтова с натуры".

В 1938 году альбом поступил в Государственную Публичную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина от родственников Николая Рыбкина. О том, что это альбом Марии Михайловны Лермонтовой, Рыбкину сообщил еще Павел Петрович Шан-Гирей.

Но в 1979 году В. Б. Сандомирская убедительно доказала, что альбом принадлежал тете поэта — Марии Акимовне Шан-Гирей3. Мария Акимовна, долгое время жившая на Кавказе, вместе со всем своим семейством поселилась в имении Апалиха, находившемся неподалеку от Тархан. Она была очень близким для Лермонтова человеком, заменяла ему мать. Лермонтов дарил ей свои рисунки, которые она любовно вклеивала в свой альбом. Первое воспроизведение рисунка было сделано в книге Михайловской А. Н. "Рукописи Лермонтова. Описание"4.

Более точное, чем у Рыбкина, описание рисунка сделано Николаем Павловичем Пахомовым в работе "Живописное наследство Лермонтова"5: "Пейзаж изображает озеро с парусной лодкой; на переднем плане холм с пестрым верстовым столбом и дорога с идущей по ней женщиной, одетой в красную кофту, с корзиной на спине; направо мост, на мосту мужчина в красных штанах и синей куртке, слева деревья". "Неясно, — говорит Пахомов, — представляет ли собой лермонтовская акварель попытку десятилетнего мальчика сделать зарисовку с натуры или это обычный для детей отвлеченный вид с озером", — а дальше утверждает, что акварель "является просто отвлеченным кавказским видом, подсказанным окрестностями Пятигорска или Го- рячеводска, как тогда он назывался".

В комментарии к акварели в альбоме "Лермонтов. Картины и акварели. Рисунки (М., 1980) Елена Александровна Ковалевская утверждает, что "именно Горячеводск, первое пристанище юного Лермонтова, изображен на самой ранней из дошедших до нас лермонтовских акварелей. Неумелый пейзаж с озером и горами — то ли попытка мальчика сделать зарисовку с натуры, то ли игра детского воображения".

В своем мнении, что на рисунке именно Горячеводск, Елена Александровна опирается на подпись Лермонтова под рисунком "М. Л. 13 июня 1825 года на Горячих Водах". Однако так ли уж правы исследователи, утверждая, что это плод детского воображения. Ведь десятилетние дети в своих, пусть неумелых работах стремятся, конкретно точно изобразить то, что они видят перед собой. Тем более талантливый ребенок, каким был Лермонтов, проявивший страсть к рисованию уже в раннем детстве.

Вспомним свидетельство друга троюродного его брата Акима Павловича Шан-Гирея: "Вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из окрашенного воску целые картины"6.

Сотрудники музея "Домик Лермонтова" не раз делали попытку найти то место, которое зарисовал М. Ю. Лермонтов в детстве. Для всех нас, живущих на Кавказских Минеральных Водах, ясно, что на рисунке изображен не Горячеводск, как утверждает Елена Александровна, а какой-то район в окрестностях.

Еще Сергей Иванович Недумов, старший научный сотрудник музея, высказывал предположение, что здесь изображена дорога, ведущая сейчас в город Нальчик мимо озера Тамбукан.

Но с этим предположением нельзя согласиться. И не только потому, что со стороны Тамбуканского озера открывается совсем другой пейзаж, но еще и потому, что здесь почтовой дороги в те времена просто не существовало. К сожалению, Сергея Ивановича давно нет в живых, и мы, наверно, никогда не узнаем, чем он мотивировал свое предположение.

Очень интересную версию высказала в 1969 году старший научный сотрудник музея Вера Яковлевна Симанская в статье "Детский рисунок поэта", опубликованной в газете "Кавказская здравница" от 30 сентября. Вера Яковлевна отвергает предположение, что рисунок изображает окрестности Тамбуканского озера, считает, что не могли быть здесь изображены так называемые Лысогорские соленые озера и высказывает предположение, что на рисунке изображены окрестности колонии Каррас или Шотландки. В окрестностях находились когда-то два озера. "Посещая с родными Шотландку, Лермонтов мог гулять по берегу Каррасского озера и зарисовать его и силуэты окрестных гор. По приезде домой мальчик мог вносить еще некоторые поправки, дополнить рисунок собственной фантазией... а потом перерисовать его в альбом матери". Однако в окрестностях этих озер нет дороги и гора Бештау с этой стороны имеет совсем другие очертания.

Занимаясь изучением истории развития Пятигорска лермонтовского времени, мы обратили внимание на целый ряд документов, описывающих дорогу, связывавшую город Георгиевск — бывший административный центр Кавказской области и Горячие Минеральные воды. Пытаясь разыскать район, где она проходила, мы обратили внимание на то, как похож здесь окружающий пейзаж на Лермонтовский рисунок. Дороги этой уже не существует. Здесь находятся поля совхоза "Машук".

Змейка. На определенном отрезке пути между Бештау и Железной будет видна еще одна вершина. Величественная панорама невольно вызывает в памяти строки Лермонтова из поэмы "Измаил-Бей":

Кругом, налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво,
Гора из-за горы глядит.
И дале, царь их пятиглавый,
Туманный, сизо-голубой
Пугает чудной вышиной...

с Константиногорской крепостью.

Первое описание этой местности и соленых озер было сделано в 1774 году Гюльденштедтом: "Вокруг горы Бештау находится несколько горько-соленых озер. Сегодня я осмотрел одно из соленых озер, которое по-черкесски называется Шамгата, что в переводе означает "корова умерла". Это озеро лежит на высокой равнине, простирающейся от подножия горы Машук на северовосток. Горько-соленое озеро Шамгата находится в трех верстах от подножия Машука, а от горы Шепсикой (Змеиная) оно лежит на юго-восток больше 3-х верст. Соленое озеро имеет в глубину до полутора сажень, а в поперечнике около 300 шагов... К северу в нескольких стах шагах от этого озера лежит другое такое же озеро по размерам немного менее (1780 г.)".

Сразу же после Константиногорской крепости из Георгиевска была проложена дорога, которую охраняли казачьи пикеты.

По ней в 1793 году и проезжал путешественник Паллас, который писал: "Чтобы попасть из Георгиевска в Бештаугорский край, надо ехать на запад и на юго-запад". "Дорога все время идет по равнине, покрытой великолепной травой, а по мере приближения к Константиногорску, эта равнина постепенно повышается... Миновав Лысую гору или Барамлык, расположенную по ту сторону течения реки Подкумка, мы увидели казачий пикет... Отсюда мы стали подниматься по равнине, покрытой редким и часто прерывающимся лесом..."

Когда у подножья горы Машук стал стремительно разрастаться поселок Горячие воды, или Горячеводск, превратившийся впоследствии в город Пятигорск, до 1825 года в него въезжали по этой дороге, которая шла между Машуком и Бештау Затем, в 1825 году, была сделана новая дорога, которая облегчила и сократила путь. Она шла вдоль южного ската Горячей горы и непосредственно приводила в Пятигорск. Эту новую дорогу описал в 1831 году Ф. Конради: "Теперь, проехавши Лысую гору, вместо того, чтобы поворотить влево между Машуком и Бештау, дорога идет несколько левее, около соленого озера, и потом проходит между левым берегом реки Подкумы и подошвой Машуки..."7

Еще одна любопытная деталь на рисунке, на которую исследователи не обращали внимание. В правой части рисунка у подножья одной из гор видны красные крыши какого-то селения.

Это не что иное, как один из татарских аулов, с его саклями и мечетями, находившимися в этой местности. Он обозначен на плане этой местности 1828 года. Вид необычного для русского глаза селения, очевидно, поразил мальчика.

Итак, Лермонтов изобразил на своей ранней акварели конкретное место в окрестностях Горячеводска. Тщательно прорисовал дорогу, по которой ехал, верстовой столб, встретившийся на пути, камыши у озера, тщательно зарисовал остроконечную и каменистую вершины Бештау, окружности соседних гор, крыши аула, дерево у дороги.

И все же это рисунок десятилетнего, хотя и талантливого мальчика. Он не сумел справиться с перспективой. Поэтому горы на его рисунке оказались находящимися ближе друг к другу, чем в натуре, и озеро получилось необъятных размеров. Не случайно Рыбкин, очевидно, никогда не бывший на Кавказе, принял его за море.

"Чайку", виденную им на Дону во время путешествия на Кавказ. Эту же лодочку, так поразившую его впечатление, мы видим и на рисунке "Парус" из этого же альбома М. А. Шан-Гирей.

Не случайна подпись Рыбкина под рисунком. Он описывал рисунки Лермонтова со слов Павла Петровича Шан-Гирея, который, несомненно, хорошо знал окрестности Горячеводска и мог указать на то, что этот рисунок сделан с натуры. Необходимо отметить также, что П. П. Шан-Гирей в 1826 году был также на Горячих водах.

Примечания

1 М. Ю. Лермонтов. Собр. соч. в 4-х томах. — М.—Л., 1959. — С. 598.

2 "Исторический вестник", октябрь, 1881 г.

3 — Л., 1979 г.

4 А. Н. Михайловская. Рукописи Лермонтова. Описание. — Л., 1841. — С. 34—37.

5 Литературное наследство. — М.—Л. — Т. 45—46. — С. 55—222.

6 А. П. Шан-Гирей. "М. Ю. Лермонтов в книге "М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников". — М.,1972. — С. ЗЗ.

7

Раздел сайта: