Мосолов Б. С.: Обзор художественных работ Лермонтова (старая орфография)

Обзоръ художественныхъ работъ
Лермонтова.

I.

Составить полный списокъ художественныхъ работъ Лермонтова едва ли когда-нибудь удастся. Какъ и автографы поэта, его рисунки, наброски, этюды, даже картины далеко не все дошли до насъ или доступны изученiю. Правда, значительная часть ихъ спасена для потомства, попавъ въ такiя хранилища Петербурга, какъ Лермонтовскiй Музей, Императорская Публичная Библiотека, Императорская Академiя Наукъ, а также въ Московскiе Музеи, но известно, что не мало автографовъ и рисунковъ Лермонтова таится въ недрахъ (порою недосягаемыхъ) частныхъ собранiй, у случайныхъ владельцевъ или въ семейныхъ архивахъ потомковъ лицъ, такъ или иначе бывшихъ близкими къ поэту. Съ другой стороны, дело регистрацiи художественныхъ работъ Лермонтова осложняется темъ обстоятельствомъ, что оне не носятъ подписи автора (последняя, какъ исключенье, намъ известна лишь на одномъ рисунке, хранящемся въ Публичной Библiотеке и подъ одной литографiей Лермонтова, принадлежащей ныне П. П. Заболотскому) и установить принадлежность ихъ Лермонтову подчасъ бываетъ труднее, чемъ определить подлинность того или иного автографа, выдаваемаго за лермонтовскiй; наконецъ, дело осложняется и заведомымъ соучастiемъ въ некоторыхъ работахъ Лермонтова другихъ художниковъ, какъ напр. его учителей, кн. Г. Г. Гагарина и др. Темъ не менее, въ группе художественныхъ работъ, въ особенности рисунковъ, выдаваемыхъ за произведенiя карандаша, пера или кисти Лермонтова (а принадлежность некоторыхъ изъ нихъ поэту — вне сомненiй), найдется достаточно общихъ и характерныхъ чертъ, чтобы притти къ тому или иному выводу, что и попытался сделать въ предшествующей статье баронъ Н. Н. Врангель; не мало помогъ разобраться въ лермонтовскомъ наследiи рисунковъ, какъ увидимъ ниже, кн. Н. Н. Манвеловъ. Здесь же приходится отметить, что полный списокъ художественныхъ работъ Лермонтова, если таковой когда-либо будетъ составленъ, едва-ли увеличитъ художественную ценность этого рода наследiя Лермонтова и едва-ли изменитъ установившiйся взглядъ на Лермонтова, какъ художника.

Наиболее богатое собранiе художественныхъ работъ Лермонтова имеется въ Петербурге, въ Лермонтовскомъ Музее при Николаевскомъ Кавалерiйскомъ Училище; небольшое собранiе хранится въ Императорской Публичной Библiотеке. Обзору этихъ двухъ собранiй и посвящена настоящая статья. Изъ работъ же Лермонтова, имеющихся въ известныхъ намъ частныхъ собранiяхъ (какъ напр. у В. Н. Поливанова — несколько рисунковъ Лермонтова въ альбоме; у А. И. Арапова — две акварели, едва-ли Лермонтова; у О. А. Новосильцовой — две акварели (см. т. т. II и V), у Н. Р. Александренко — две картины масляными красками (см. т. IV), наибольшее вниманiе останавливаетъ на себе автопортретъ Лермонтова (собственность Пантелеева), о которомъ было упомянуто выше, акварель: „Бивуакъ л. -гв. Гусарскаго полка подъ Краснымъ Селомъ“, какъ имеющая историческое значенiе по лицамъ, изображеннымъ на этой акварели, и четыре кавказскихъ вида въ собранiи П. П. Заболотскаго, сына художника П. Е. Заболотскаго, у котораго Лермонтовъ учился рисованью. Говорятъ, что Лермонтовъ привезъ съ Кавказа въ подарокъ своему учителю целую коллекцiю кавказскихъ рисунковъ, но изъ нихъ уцелело только четыре: Ларсъ, видъ Тифлиса, развалины замка и литографiя (кавказскiй видъ), носящая подпись Лермонтова.

II.

Въ Лермонтовскомъ Музее, при Николаевскомъ Кавалерiйскомъ Училище, въ III отделе, подъ № 22, имеется небольшая тетрадь съ рисунками.

Тетрадь въ формате 40 заключена въ старый полукожаный переплетъ, на обороте верхней крышки котораго карандашомъ нарисована лошадиная голова. Тетрадь заключаетъ 134 перенумерованныхъ страницы съ 213 рисунками, изъ которыхъ 210 перенумерованы. Рисунки сделаны частью карандашемъ (185), частью перомъ (25), или темъ и другимъ вместе (3). Къ тетради приложенъ скрепленный печатью варшавскаго нотарiуса Христофора Ксеновскаго систематическiй перечень рисунковъ въ порядке нумерацiи. Кроме того, при тетради имеется краткая заметка о рисункахъ, составленная товарищемъ Лермонтова по училищу, кн. Николаемъ Николаевичемъ Манвеловымъ, пожертвовавшимъ тетрадь Музею. Заметка засвидетельствована 22 декабря 1889 г. белостокскимъ нотарiусомъ К. І. Летченко.

По свидетельству кн. Манвелова, не все рисунки въ тетради принадлежатъ Лермонтову. Онъ пишетъ: „Вообще, сколько помню, рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которымъ онъ съ одинаковымъ талантомъ воспроизводилъ, какъ отдельныя фигуры, такъ и целыя группы изъ многочисленныхъ фигуръ въ различныхъ положенiяхъ и движенiяхъ, полныхъ жизни и правды. Поэтому, встречающiяся въ его тетради фигуры, не отвечающiя тому отличительному характеру рисунковъ Лермонтова, следуетъ, конечно, приписать кому-нибудь изъ его товарищей“. Въ примечанiяхъ къ заметке указано кн. Манвеловымъ около 60 рисунковъ, „отвечающихъ тому отличительному характеру“.

Вотъ эти рисунки:

Рис. № 1. (Каранд.1): Два горца у реки, одинъ на коне, другой ведетъ лошадь въ поводу (стр. 1).

№  10: Схватка горцевъ съ козаками (9 фигуръ) (стр. 9).

„ 12: Голова молодого военнаго (стр. 11).

„ 14: Поясной портретъ молодой женщины въ букляхъ (тамъ же).

„ 19: Постоялый дворъ (стр. 13).

„ 25: Портретъ полковника Алексея Степановича Стунеева, въ сюртуке и фуражке, съ бичемъ въ руке (стр. 15).

№  26: Портретъ юнкера князя Шаховского, прозваннаго товарищами за свой длинный носъ „Курокъ“ (носъ затушеванъ) (стр. 17).

№  27: Портретъ юнкера Леонида Николаевича Хомутова (тамъ же).

„ 28: Группа юнкеровъ у стола въ дортуаре (среди нихъ вышеупомянутый „Курокъ” (там же).

№  32: Конный уланъ съ пикой на перевесъ въ правой руке (стр. 21).

„ 34: Портретъ штатскаго (стр. 23).

„ 37: Голова крестьянина (стр. 24).

„ 43: Типъ человека изъ народа (стр. 25).

„ 56 (перомъ): Два вооруженныхъ всадника (стр. 33).

„ 62 (перомъ и каранд.): Всадникъ, проезжающiй мимо дома, окруженнаго садомъ (стр. 35).

№  63: Тройка съ санями у постоялаго двора (стр. 37).

„ 65: Коляска, запряженная скачущей тройкой (4 фигуры) (стр. 39).

„ 67: Портретъ молодой женщины въ букляхъ (стр. 40).

„ 69: Портретъ военнаго (тамъ же).

„ 71: Черкесъ на коне, стреляющiй во всадника, показывающагося изъ за деревьевъ (стр. 41).

№  74: Атака конныхъ улановъ на пешихъ гренадеровъ (стр. 45).

„ 75: Вооруженный всадникъ (схожiй со всадникомъ рис. 62) (стр. 47).

„ 84: Вооруженный всадникъ (стр. 49).

„ 87: Гулянье въ саду (10 фигуръ) (стр. 51).

„ 89: Лицо мужчины (стр. 53).

„ 94: Пожилой мужчина въ шинели (стр. 54).

„ 96: Манежъ юнкерской школы (стр. 57).

„ 97: Бивуакъ (более 40 фигуръ) (стр. 59).

„ 100: Вооруженный козакъ, перескакивающiй верхомъ черезъ препятствiе (стр. 63).

№  106: Два военныхъ, проезжающiе на скачущей тройке мимо бревенчатой избы (стр. 67).

№  107: Битва французскихъ кирасировъ съ конными егерями (7 фигуръ) (стр. 69).

  108: Мужское лицо съ выраженiемъ ужаса (стр. 71).

№  112: Офицеръ, сидящiй на брошенной на землю шинели, разговариваетъ съ курящимъ военнымъ (стр. 73).

№  113: Конный уланскiй штабъ-офицеръ, остановившiй лошадь передъ пешимъ уланскимъ офицеромъ (тамъ же).

№  114: Пешiй уланъ съ киверомъ въ руке (тамъ же).

„ 115: Уланскiй офицеръ, обращенный спиною, съ киверомъ въ руке, разговариваетъ съ какимъ-то мужчиной (последнiй набросанъ очень неясно) (тамъ же).

№  116: Конный уланъ (тамъ же).

„ 121: Всадникъ (схожiй со всадникомъ на рисункахъ 62 и 75) (стр. 79).

„ 126: Голова мужчины (стр. 80).

„ 129: Салютующiй саблею конный уланъ (тамъ же).

„ 131: Кибитка на полозьяхъ, запряженная тройкой, у заставы (стр. 81).

„ 136: Портретъ военнаго въ шинели (стр. 83).

„ 141: Двое мужчинъ въ шинеляхъ, подъезжающiе въ коляске, запряженной четверкой скачущихъ лошадей, къ дому, на балконе котораго видны три встречающiя ихъ фигуры (7 фигуръ) (стр. 85).

№  143: Лицо мужчины (стр. 87).

„ 146: Видъ мужчины (спереди) съ кинжаломъ въ руке, склонившагося надъ трупомъ убитой имъ женщины (тамъ же).

№  147: Видъ убiйцы (сзади) (сюжетъ рис. 146) (тамъ же).

„ 149: Два конныхъ горца, кидающiеся съ крутого берега въ реку (стр. 89).

№  162 (перомъ): Зимнiй пейзажъ (стр. 95).

„ 163: Нападенiе горцевъ на русское укрепленiе (стр. 97).

„ 164: Осмотръ ординарцевъ (стр. 99).

„ 165: Сцена изъ кавказскаго быта — передъ постелью умирающаго (стр. 101).

№  168: Этюдъ изъ жизни русскихъ войскъ въ укрепленiяхъ (стр. 103).

„ 169 (перомъ): Горецъ, стреляющiй съ лошади въ русскаго коннаго офицера (стр. 105).

№  174: Женская голова въ восточномъ головномъ уборе (стр. 109).

„ 176: Офицеръ, держащiй въ рукахъ письмо (стр. 112).

„ 181: Лицо молодого мужчины въ прическе съ кокомъ (стр. 114).

„ 184: Лицо мужчины съ николаевскими бакенбардами (стр. 116).

„ 187: Поясной портретъ молодой женщины въ букляхъ (стр. 119).

„ 199 (перомъ): Портретъ штабъ-офицера съ дымящейся трубкой во рту (стр. 128).

№  204 (перомъ): Портретъ преподавателя кавалерiйскаго устава въ училище штабъ-ротмистра Кирасирскаго Его Величества полка Влад. Ив. Кноринга, въ черныхъ латахъ, наклонившагося съ лошади къ стоящей на террасе женщине (стр. 131).

№  207: Маневры: движенiе конныхъ егерей въ бродъ черезъ реку (9 конныхъ фигуръ на первомъ плане) (стр. 133).

Во всей тетради вовсе не встречается рисунковъ „мертвой природы“, изображенiй внутренности жилищъ, какихъ-либо другихъ животныхъ, кроме лошадей, и пр. Благодаря такому ограниченному кругу сюжетовъ, представляется удобнымъ для общаго обзора рисунковъ разбить ихъ по содержанiю на следующiя группы.

Головы: женщинъ; штатскихъ; военныхъ; простолюдиновъ; горцевъ.

Фигуры: пешихъ военныхъ; военныхъ на лошадяхъ; штатскихъ (пешихъ и всадниковъ); горцевъ; простолюдиновъ.

Этюды: лошадей; человеческаго тела.

Сцены: бытовыя; военныя.

Портреты: именные; каррикатурные (безъ подписи).

Предметы убранства.

.

Первая группа — головы женщинъ — представлена въ тетради 6 рисунками (№№ 142), 15, 67, 68, 174 и 1872), причемъ 5 изъ нихъ, повидимому, изображенiя одного лица3). Характерная особенность всехъ рисунковъ этой группы состоитъ въ трактовке женскаго лица, какъ отраженiя демонизма, который сквозить въ изгибе плотно сжатыхъ губъ и во взгляде слегка скошенныхъ глазъ, что придаетъ лицамъ этихъ женщинъ выраженiе чопорной надменности. Къ типу женщины, смотрящей со страницъ тетради, вполне подошло бы то оригинальное названiе, которое другой, принадлежащiй къ иной культуре, поэтъ далъ болезненнымъ и жестокимъ созданiямъ своей фантазiи. Это близкiй Лермонтову по духу Барбэ д’Оревильи, назвавшiй шесть причудливо созданныхъ имъ женскихъ образовъ именемъ Diaboliques.

— головы и бюсты мужчинъ въ штатскомъ платье — обнимаетъ 8 рисунковъ (№№ 4, 6, 34, 64—bis, 88, 94, 99 и 192). Шесть изъ нихъ являются изображенiями лицъ средняго возраста, и только два передаютъ лица относительно молодыя. Трое одеты въ сюртуки тогдашняго покроя, на остальныхъ николаевскiя шинели. Все лица довольно выразительны и отличаются суровымъ, холоднымъ взглядомъ изъ-подъ резко очерченныхъ бровей.

Рисунковъ третьей группы — головы и бюсты военныхъ — въ тетради — 21 (№№ 2, 11, 12, 13, 16, 30, 35, 69126, 136, 142, 159, 160, 198, 199 и 202). Среди нихъ людей молодыхъ и средняго возраста почти поровну. Выраженiе лицъ спокойное, безстрастное; взглядъ живой. Все военные въ форменныхъ сюртукахъ или мундирахъ, и лишь на немногихъ (напр. рис. № 70) шинели.

Четвертую группу — головы крестьянъ — составляютъ 3 весьма характерныхъ рисунка (№№ 37, 39 и 41).

— головы горцевъ — относится только 2 рисунка (№№ 83 и 142), — не принадлежащихъ, вероятно, Лермонтову, и мало характерныхъ. Только головныя украшенiя изображенныхъ лицъ позволяютъ судить объ ихъ принадлежности къ жителямъ Кавказа.

Шестая группа — фигуры пешихъ военныхъ — заключаетъ 10 рисунковъ (№№ 58, 114, 115, 137, 138, 139, 140, 155, 172 и 176). Рисунки этой группы весьма типичны для времени: на всехъ фигурахъ лежитъ печать „фрунтовой“ выправки и тяжеловесной „солдатской“ грацiи.

Седьмая группа — фигуры военныхъ на лошадяхъ — представлена 15 рисунками (№№ 3284, 100, 116, 129, 132, 179, 194, 195 и 206). Типъ военныхъ тотъ же, что и въ предыдущей группе.

Восьмая группа — фигуры горцевъ — состоитъ всего изъ 2 рисунковъ (№№ 78 и 85).

Группа, въ которую входятъ изображенiя фигуръ мужчинъ въ штатскомъ платье, на лошадяхъ или пешихъ, включаетъ 5 рисунковъ (№№ 56, 60, 61, 110 и 173) съ 7 фигурами, изъ коихъ 3 конныя.

 40, 42 и 43) съ изображеньями четырехъ фигуръ.

Группа одиннадцатая — этюды лошадей — заключаетъ 12 рисунковъ (№№ 17, 18, 31, 44, 72, 86, 90, 109, 133, 156, 203 и рисунокъ на обороте верхней крышки переплета). У большинства — головы арабскаго типа, и ходятъ оне все безъ исключенiя иноходью, что составляетъ особенность всехъ лошадей, нарисованныхъ въ тетради и вообще рисованныхъ Лермонтовымъ.

Двенадцатая группа — этюды человеческаго тела — имеетъ 42 рисунка (№№ 8, 9, 20, 50—bis, 55, 66, 77, 79, 80, 81, 82, 89, 91, 92, 102, 104, 105, 118, 123, 125, 127, 128, 134, 135, 143181, 182, 183, 184, 186, 193, 202, 205 и 208), изъ коихъ 37 посвящено изображенiямъ лица, 4 изображенiямъ ноги и 1 (№ 91) — глаза; последнiй особенно интересенъ академической правильностью рисунка. Молодыя лица на 10 рисункахъ, на остальныхъ (27) лица людей средняго возраста. Изображенiй старыхъ лицъ нетъ. Выраженiе лицъ самое разнообразное — отъ мрачно угрюмаго до жизнерадостно-веселаго.

Въ тринадцатой группе — бытовыя сцены — 27 рисунковъ (№№ 5, 7, 19, 24, 28, 62, 63, 65, 73, 75, 87, 96106, 120, 121, 131, 141, 146, 147, 148, 162, 170, 171, 185, 188 и 189). Сюда входятъ: 2 изображенiя охоты, прогулки верхомъ (8), 2 сцены изъ жизни юнкеровъ, поездки на тройкахъ (7), 2 сцены убiйства, дуэль (№ 171) и некоторые другiе сюжеты.

Группа четырнадцатая (военныя сцены) — 20 рисунковъ (№№ 1, 1071, 74, 97, 107, 112, 113149, 163, 164, 165, 168, 169, 175, 196 и 207). Среди нихъ 6 посвящены изображенiю схватокъ. Здесь любопытно присутствiе почти на всехъ рисункахъ большого количества человеческихъ фигуръ, чего не наблюдается въ остальныхъ группахъ.

Въ пятнадцатой группе — портреты — 4 рисунка (№№ 25, 26, 27 и 204 27 (юнкеръ Хомутовъ) выразительностью мечтательнаго лица и позы.

Группа шестнадцатая — анонимные каррикатурные рисунки — представлена въ тетради 15 образцами (№№ 21, 22, 23, 45, 46, 47, 48, 101, 103, 108, 157, 158, 159, 178 и 190). Рисунки эти, между прочимъ, обращаютъ на себя вниманiе сходствомъ съ каррикатурами Э. Т. А. Гофмана. Съ литературными фантазiями этого писателя Лермонтовъ, конечно, былъ знакомъ въ подлиннике: нельзя не видеть прямого влiянiя Гофмана на „Отрывокъ изъ начатой повести“ нашего поэта. Сомнительно, впрочемъ, чтобы Лермонтову случилось видеть рисунки Гофмана, но любопытно, что онъ не последовалъ въ своихъ каррикатурахъ господствовавшей въ его время брюлловской, сухой академической манере но показалъ въ нихъ довольно яркiе образцы гротескной техники, родоначальникомъ которой былъ великiй Жакъ Калло, вдохновитель творчества Гофмана, назвавшаго его именемъ целую серiю своихъ новеллъ (Разсказы въ манере Калло).

Къ семнадцатой группе (предметы убранства) принадлежатъ 2 рисунка (№№ 200 и 201) съ изображенiями камина и вазы на постаменте.

Наконецъ, восемнадцатая группа (пейзажи) заключаетъ 8 рисунковъ (№№ 3, 49, 50, 95, 161, 191, 197 и 210). Они принадлежатъ къ числу самыхъ слабыхъ въ тетради. Этотъ родъ искусства, очевидно, не соответствовалъ ни природе дарованiя, ни техническимъ даннымъ рисовальщика.

въ наброске, изображающемъ бивуакъ (рис. № 97) на небольшомъ пространстве бумаги умещено, только на переднемъ плане, 40 человеческихъ фигуръ въ различныхъ положенiяхъ. Въ фигурахъ лошадей часто довольно живо передано движенiе, почти все лица на рисункахъ останавливаютъ вниманiе своей выразительностью, — въ костюмахъ, форменныхъ и штатскихъ, схвачены отличительныя особенности, и т. д.

————

Прежде чемъ перейти къ живописи Лермонтова, хранящейся въ Музее его имени, упомянемъ еще объ одномъ прекрасномъ рисунке, помещающемся на стене Музея, среди картинъ работы поэта. На этомъ рисунке изображены молодая девушка и старуха. Первая по своему внешнему облику очень напоминаетъ молодыхъ женщинъ того типа, изобразителемъ котораго въ своихъ многочисленныхъ женскихъ портретахъ былъ Карлъ Брюлловъ. Помимо общей печати эпохи, сказывающейся въ мелочахъ туалета и прически, черты сходства съ портретами Брюллова бросаются въ глаза подчеркнутой светскостью изображенной на рисунке девушки, но лицо — „лермонтовское“. Разговаривающая съ девушкой старуха — сгорблена, несколько страшна, даже отвратительна, какъ старухи изъ „Caprichos“ и „Proverbios“ Гойи.

На стенахъ той же комнаты, занимаемой Музеемъ, висятъ девять картинъ Лермонтова и одна копiя съ его работы. Эта последняя (акварель) называется „Гусары при штурме Варшавы“. Картины же следующiя):

1) 4Мужская голова (Предокъ Лерма). Согласно романтическому преданiю лицо этого предка явилось Лермонтову во сне.

— воинственнаго вида.

3) 4Воспоминанiе о Кавказе (писано тамъ же и тогда же). На картине изображены два черкеса, проезжающiе верхомъ среди горъ, въ отблескахъ лучей закатившагося солнца.

4) 4Видъ Кавказа (на Эльборусъ).

5) Остатки замка Тамары. Горное ущелье съ развалинами стариннаго замка. Все эти пять картинъ написаны масляными красками.

Акварелью исполнены:

7) Портретъ Кикина (минiатюра).

8) 4Эпизодъ маневровъ въ Красномъ Селе, относящiйся ко времени пребыванiя Лермонтова въ школе (тушь).

9) Божiя Матерь со Спасителемъ. Это довольно слабое подражанiе (сепiей) Гвидо Рени относится къ 1831 г.

— „Детская головка“, сделанная Лермонтовымъ въ 1829 г.

Изъ всехъ этихъ картинъ некоторый интересъ представляетъ только „Воспоминанiе о Кавказе“ своимъ нешаблоннымъ освещенiемъ и удачно переданнымъ тономъ вечерняго неба. Все же прочее до такой степени посредственно, что, при взгляде на картины, возникаетъ сомненiе въ авторстве Лермонтова: слишкомъ ужъ ярокъ контрастъ между ними и его рисунками, которые, какъ мы отметили, носятъ на себе печать несомненнаго таланта рисовальщика. Быть можетъ, даже, что оне (за исключенiемъ, конечно, „Предка Лерма“) принадлежатъ не вполне Лермонтову, а въ большей или меньшей степени кому-нибудь изъ его товарищей.

Если же картины эти действительно принадлежатъ Лермонтову, то приходится признать, что Лермонтовъ былъ одаренъ только, какъ рисовальщикъ, а не какъ живописецъ. Вообще же можно установить съ несомненностью, что тамъ, где на первый планъ выступала внутренняя сторона искусства (вкусъ, художественная интуицiя и т. п.), тамъ, где техническiя знанiя не играли особенной роли, Лермонтовъ достигъ значительныхъ художественныхъ результатовъ; тамъ же, где требовалась более сложная техническая работа, поэтъ оказывался художникомъ несостоятельнымъ. Лермонтовъ, конечно, не имелъ ни времени, ни особой склонности серьезно заниматься живописью, а потому и тайнъ мастерства въ этой области постигнуть до конца ему не удалось. Темъ не менее изъ писателей-художниковъ первой половины XIX века, какъ Баратынскiй, Веневитиновъ, Гоголь, Жуковскiй, Пушкинъ и др., Лермонтову принадлежитъ не последнее место.

III.

Небольшое собранiе рисунковъ Лермонтова имеется въ Императорской Публичной Библiотеке. Такъ, въ Рукописномъ Отделенiи этой Библiотеки хранится альбомъ (№ 3523), въ 52 листа плотной бумаги, заключенный въ старый коленкоровый переплетъ серо-сиреневаго цвета.

Одинъ рисунокъ исполненъ акварелью, 4 — перомъ и 31 — карандашомъ. По отношенiю къ сюжетамъ рисунки распадаются на семь группъ. Въ альбоме имеются: 4 пейзажа (№№ 1, 5, 16 и 19); 9 мужскихъ головъ (№№ 2, 3, 4, 10, 22, 23, 24, 25 и 26); 6 изображенiй всадниковъ (№№ 6, 7, 8, 9, 13 и 28); 4 карикатурныхъ наброска (№№ 34, 35, 36 и 37); 1 фигура горца (№ 27); 5 светскихъ сценъ (№№ 11, 14, 15, 18 и 21) и 8 военныхъ сценъ (№№ 12, 17, 20, 29, 30, 31, 32 и 33).

Все рисунки альбома по художественнымъ достоинствамъ значительно уступаютъ рисункамъ тетради, хранящейся въ Лермонтовскомъ Музее, хотя и въ альбоме есть несколько прекрасныхъ образцовъ графическаго дарованiя Лермонтова. Къ нимъ должны быть отнесены прежде всего все пейзажи; благодаря примененiю нарочито упрощенныхъ техническихъ прiемовъ, въ этихъ рисункахъ достигнуто значительное композицiонное единство.

Среди „светскихъ“ сценъ некоторыя также интересны: напр., рисунокъ съ подписью „Magnétisme du regard et éffet de la bourse“. Въ этомъ рисунке очень живы обе фигуры на переднемъ плане, и хороши архитектурныя детали (церковь готическаго стиля). Выразительны двое разговаривающихъ на рис. № 15: молодой военный, который стоить, опираясь спиной о каминъ, и штатскiй господинъ среднихъ летъ, сидящiй въ кресле съ подписью: „Diplomatie civile et militaire“. Здесь характерны детали окружающей обстановки (каминъ, две вазы, кресло).

Рисунки Лермонтова имеются и въ некоторыхъ учебныхъ тетрадяхъ поэта, хранящихся въ Рукописномъ Отделенiи Публичной Библiотеки. Подъ нумеромъ 352/17 имеется тетрадь in-80 „Лекцiи изъ Закона Божiя“. Въ этой тетради, куда Лермонтовъ записывалъ лекцiи, нашли себе место и шесть рисунковъ: два, изображающiе мужскiя головы, и четыре — военныхъ всадниковъ. Интересенъ первый изъ нихъ (голова мужчины мрачнаго типа) сходствомъ съ известной картиной Лермонтова въ Музее его имени „Портретъ предка Лерма“.

Кроме перечисленныхъ, въ томъ же Отделенiи Публичной Библiотеки находятся еще два рисунка. Одинъ, сделанный перомъ (голова пожилого мужчины въ штатскомъ), помещается на поляхъ листа 13 (стр. 23) тетради, въ которой поэтъ велъ записи лекцiй по словесности. Тетрадь эта такого же типа, какъ и предыдущая, съ надписью на этикетке „Лекцiи изъ военнаго слова“. Второй рисунокъ сделанъ акварелью на квадратномъ куске тонкаго картона и изображаетъ мужчину въ средневековомъ костюме; въ правой руке онъ держитъ зажженный фонарь, склонившись надъ другой фигурой мужчины. Внизу мелкимъ почеркомъ подписано: „Р. М. Лермонтовъ 31“.

Въ этомъ рисунке нельзя не видеть сознательнаго следованiя манере Рембрандта въ передаче эффекта яркой струи света, разсекающей темноту.

Б. Мосоловъ.

Сноски

1 рисунка на способъ исполненiя его обозначаетъ, что рисунки исполнены карандашомъ; въ другихъ случаяхъ будетъ дано указанiе, что рисунокъ исполненъ или и перомъ и карандашомъ.

2 рисунковъ, признаваемыхъ кн. Н. Н. Манвеловымъ за Лермонтовскiе.

3) Ср. женскiй портретъ на автографе посвященiя драмы „Menschen und Leidenschaften“ (см. воспроизведенiе, т. III, стр. 97).

4) Звездочка при названiи картины обозначаетъ, что эта картина воспроизведена въ настоящемъ изданiи.

Раздел сайта: