Грот Дианы в лермонтовское время
Вспоминая впоследствии об этом гроте, сохранившемся до наших дней, один из пятигорских приятелей М. Ю. Лермонтова Раевский рассказывал1:
«Был и грот, с боковыми удобными выходами, да не тот грот на Машуке, что теперь называется Лермонтовским. Лермонтов, может, там и бывал, да не так часто, как в том, о котором я говорю, что на бульваре... В нем вся наша ватага частенько пировала, в нем бывали пикники, в нем Лермонтов устроил и свой последний праздник».
Подтверждение того, что поэт часто бывал в интересующем нас гроте, мы находим и у падчерицы генерала Верзилина Эмилии Александровны Шан- Гирей. В одной из своих заметок (газета «Новое время» 5 сентября 1881 года) она говорит, что если уже какой-либо грот называть именем поэта, так этот (Грот Дианы. - С. Н.). Тот, что именуется Лермонтовским гротом - это грот Печорина. Поэт в нем никогда не сидел и не писал.2
Приведенные отзывы свидетельствуют, как тесно связан с памятью о гениальном поэте сохранившийся до наших дней грот в цветнике против западной половины, бывших Николаевских, ныне Лермонтовских ванн.
Грот Дианы в числе других украшений Пятигорска сооружен известными архитекторами братьями Бернардацци в 1830-1831 годах по инициативе командовавшего в то время войсками Кавказской линии генерала Емануеля, которому молодой тогда город в значительной степени обязан своим благоустройством.
В деле № 444 - 1830 года архивного фонда бывшего Управления Кавказских Минеральных Вод в Пятигорском госархиве сохранилось предписание названного генерала Строительной комиссии от 13/VIII - 1830 года о безотлагательном выделении достаточного количества нижних чинов из рабочего отряда для разного рода работ.
«.. . для построения... грота у ванн Николаевских, - писал он, - стараться заготовить потребное количество камня. Можно камень употребить остаточный от дороги, устраиваемой к Ермоловским ваннам и скоро долженствующей быть приведенною к окончанию».
Предписание заключалось требованием, чтобы все работы были закончены к будущему курсу.
Как видно из другого архивного дела3, работы по устройству грота и прилегающей к нему местности быстро подвигались вперед. Уже в рапорте от 19/XI 1830 года за № 1053, сообщая генералу Емануелю о разных строительных делах, комиссия писала:
«. Также и грот с аллеями с боку фасадной стороны Николаевских ванн тоже приведены к окончанию; а для украшения сих аллей посажены с обеих сторон деревья акации и между ими в первой линии кусты роз, согласно воле вашего высокопревосходительства из числа вывезенного из селения Мажар, из саду господина помещика Скаржинского, а где следовало на первый случай, по усмотрению обще с господами архитекторами Бернардацци, выложено дерном».
Таким образом, вышеприведенное предписание генерала Емануеля было выполнено ранее срока, а 2 апреля 1831 года последовало от него новое распоряжение.
«Грот, что возле Николаевских ванн, предписываю комиссии впредь оный именовать «гротом Дианы».
Такое название грот носит и в настоящее время.
Первое описание только что сооруженного грота мы находим в книге главного врача при управлении Кавказских Минеральных Вод Конради4. Оно относится к 1831 году, то есть к году его окончания.
«В горе, - пишет доктор Конради, - против восточного5 входа в купальни в 1830 году выкопана искусственная пещера (грот Дианы), доставляющая прохладное и приятное убежище от палящих солнечных лучей. К ней ведет прелестная дорога, усаженная акациями, с которой взору открывается весь бульвар и также слышна музыка. Крутые скаты горы, примыкающие к этой аллее и спускающиеся от колесной дороги вниз, все обложены дерном».
Более подробное описание грота и прилегающего к нему бульвара сохранилось в «описи строениям и садам на Кавказских Минеральных Водах на 16 июня 1832 года» (дело упомянутого уже архивного фонда № 97 - 1832).
Вот как изображен там этот уголок лермонтовского Пятигорска:
«Грот Дианы»
Каменный, со сводом, поддерживаемый двумя каменными колоннами, облитыми цементом и начисто отделанными капителями. Пол из тесанных плит. Внутри около стены полукруглое канапе с 6-ю кронштейнами из таковых же вытесанных и вышлифованных плит. Посреди грота утвержден на пьедестале круглый столик из обтесанного и полированного камня, подходящего под мрамор.
По обеим сторонам грота проходы, часть оных со сводами и каменным полом, а остальные без оных - 2.
Снаружи у входа по обеим сторонам около стен грота из круглого леса канапе - 2.
Бульвар при гроте
Все вообще по оному дорожки выпланированы и посыпаны пенкою, а сверх оной песком (и) обложены по бокам дерном.
С одной стороны бульвара по равнине регулярного садика и Николаевских ванн обнесен барьерами и перилами, выкрашенными на масле медянкою.
Все оные выкрашены на масле медянкою.
Всего барьеров...................................... 56
Перил..................................................... 104
Дверец с решетками............................... 3
Вертушек............................................... 2
Скамеек о 2-х столбиках........................ 17
Полукруглых о 6-и столбах.................... 1
Полукруглых о 5-и столбах.................... 1
Полукруглых о 6-и ножках..................... 1
Все оные выкрашены на масле медянкою.
По обеим сторонам бульвара посажены акации, а между оными - кусты разных цветов. Прилегающие к бульвару откосы и уступы уравнены насыпью и обложены дерном.
С западной стороны грота посажены разные деревья. Над гротом сделана площадка, по коей проведены дорожки: одна по откосу зигзагами с простыми перилами к дороге, прилегающей к Ермоловским ваннам, а прочие к бульвару».
Грот Дианы. Почтовая открытка начала XX века
По сравнению с современным состоянием грота обращает на себя внимание обилие цветов на прилегающем к гроту бульваре. Довольно большое количество (20) садовых скамеек вблизи грота подтверждает приведенные вначале заметки воспоминания о гроте Дианы как об излюбленном месте развлечений «водяного» общества. Следует отметить также хорошее состояние прилегающих к гроту дорожек и их большую разветвленность.
В самом гроте, по его средине, в то время находился круглый столик из обтесанного и полированного камня под мрамор, просуществовавший до 1838 года. 8 августа этого года смотритель зданий в Горячеводске доносил строительной комиссии, что «находящийся каменный круглый стол в гроте Дианы с 7 числа на 8-е в ночи неизвестно кем разбит» (д. №20 - 1838 г).
представление о технической стороне сооружения и может быть полезна в случае капитального ремонта. Благодаря ей можно установить наличие в лермонтовское время дверей в боковых проходах грота и окраску в то время внутренних стен и сводов грота под мрамор.
Сохранилось еще одно описание прилегающей к гроту местности автора забытой ныне книги «Поездка на Кавказ», члена академии наук В. Б. Броневского. Оно относится к 1834 году.
Упомянув о старых ванных зданиях на Горячей горе и ведущем к ним серповидном шоссе, высеченном по наклонной плоскости в каменной горе, автор продолжает:
«Под ним грот, сложенный из необделанного камня, которым хотели (да не могли) представить подобие Эльбруса; пред гротом другой бульвар полукруглой формы, акациями и цветами обсаженный, а крутой скат горы до шоссе, украшенный кривыми дорожками, кущами дерев, цветущими кустарниками и зеленым, как бархат, дерном одетый — представляет вид столь в целом прелестный, столь красивый и простой, что производит на чувства зрителя самое приятное и глубокое впечатление».
В вечернее время, когда возле грота Дианы происходили собрания «водяного» общества, грот и прилегающие к нему аллеи принимали неузнаваемый вид.
Вот как описывает один из устроенных там балов его участник пятигорский знакомый Лермонтова, декабрист Лорер.6
«Свод грота убрали разноцветными шалями, соединив их в центре в красивый узел и прикрыв круглым зеркалом; стены обтянули персидскими коврами; повесили искусно импровизированные люстры из простых обручей и веревок, обвитых чрезвычайно красиво великолепными живыми цветами и вьющеюся зеленью; снаружи грота, на огромных деревьях аллей, прилегающих к площадке, на которой собирались танцевать, развесили, как говорят, более 2500 разноцветных фонарей... Хор военной музыки поместили на площадке над гротом, и во время антрактов между танцами мотивы музыкальных знаменитостей нежили слух очарованных гостей. Бальная музыка стояла в аллее. Красное сукно длинной лентой стлалось до площадки, предназначенной служить уборною для дам. Она также убрана была шалями и снабжена заботливыми учредителями всем необходимым для самой взыскательной и избалованной красавицы. Уголок этот был так мило отделан, что дамы бегали туда для того только, чтобы полюбоваться им. Роскошный буфет не был также забыт. Природа, как бы согласившись с общим настроением и желанием людей, выказалась в самом благоприятном виде. В этот вечер небо было ш чистого темно-синего цвета и усеяно бесчисленными серебряными звездами. Ни один листок не шевелился на деревьях».
«В устройстве этого вечера, происходившего 8/20 июля 1841 года большое участие принимал Лермонтов. Он, по словам Лорера «необыкновенно много танцевал, да и все общество было как- то особенно настроено к веселью. После одного бешеного тура вальса, - вспоминает Лорер, - Лермонтов, весь запыхавшись от усталости, по- 779 дошел ко мне и тихо спросил: «Видите ли вы даму Дмитревского?7 Это его карие глаза? Не правда ли, как она хороша!»
Об этом вечере сохранились воспоминания и других присутствовавших на нем лиц (Эмилии Александровны Шан-Гирей, Кати Быховец и др.).
Через неделю после него 15/27 июля Лермонтов был убит на дуэли.
выше воспоминаниям декабриста Лорера и дает вечерний вид грота.
Приложение
Дело № 444 – 1830 года бывшего Управления Кавказских Минеральных Вод в Пятигорском го-сархиве. На С. 28–30.
Смета на построение грота под горою ниже до-роги, идущей к Ермоловским ваннам, против боко-вой стороны Николаевских ванн при Кавказских Минеральных Водах.
Примечания
«Нива». - 1885 г. - № 7. - стр. 166.
2. Висковатый «М. Ю. Лермонтов», прим. к стр. 410.
3. Фонд № 79, дело № 4453-1830 г. в госархиве Ставропольского края.
4. Рассуждение об искусственных минеральных водах с приобщением новейших сведений о Кавказских минеральных источниках. - 1831 г.
5. На самом деле - западного. - С. Н.
«Дмитревский был поэт и в то время влюблен был и пел прекрасными стихами о каких-то карих глазах. Лермонтов восхищался этими стихами и говаривал: «после твоих стихов разлюбишь поневоле черные и голубые глаза и полюбишь карие очи». Висковатый - М. Ю. Лермонтов, стр. 411.