Недумов С. И.: Лечение на Кавказских Минеральных Водах в лермонтовское время

Лечение на Кавказских Минеральных Водах в лермонтовское время

В настоящее время, когда так много сделано в области всестороннего изучения действия минеральных вод на человеческий организм, а большая сеть открытых Советским государством санаториев, домов отдыха и клиник облегчила доступ к курортному лечению широким массам трудящихся СССР, очень поучительно и полезно перенестись на кавказские курорты за сто слишком лет до наших дней и посмотреть, как они выполняли тогда свое лечебное назначение.

«В прежнее время, - пишет известный бальнеолог доктор Баталин1, - небогатому человеку было не по силам отправляться на кавказские воды. Путешествие туда считалось делом трудным и опасным».

можно было там встретить врачей военных и прибывших с зажиточными больными. Большинство этих врачей совершенно не пользовалось авторитетом у больных и действительно было плохо подготовлено к выполнению своих обязанностей.

«. Советов медиков, - говорит доктор Баталин, - редко кто слушался. Больной, прибыв в первый раз на воды, слышал со всех сторон: «К чему слушаться медиков! Ведь вы потому и приехали на воды, что они были не в силах помочь вам!..»

. Метод лечения, которому самопроизвольно следовало большинство, сильно расходился с обыкновенным медицинским методом. Больные пили минеральную воду в огромном, почти невероятном количестве. Иные выпивали по полуведру и даже более в сутки. Все больные без различия пола, возраста, темперамента, рода болезни с первого же раза брали цельные натуральные ванны, т. е. на Горячих водах сразу кидались в ванну в 37°, а в Кисловодске таким же образом окунались в холодный нарзан. В ваннах оставались столько времени, сколько позволяли силы. Горячих ванн брали по 30, затем, если облегчения не было, брали еще 30 и потом, получив облегчение или нет, отправлялись к нарзану».

В эти последние цифры необходимо внести некоторую поправку. Как показали изыскания в архиве бывшего Управления Кавказских Минеральных Вод, очень нередко число принимавшихся горячих ванн далеко превышало за сотню. Прием двух ванн в один день не считалось чем-то особенным.

«Понятно, - продолжает доктор Баталин, - что такое явное нарушение обыкновенных медицинских правил нередко приводило к печальным результатам: иные за свое неблагоразумие, платились жизнью. Умирали в самых ваннах, но много было и таких случаев, когда, благодаря героическому способу лечения, больные, даже почти безнадежные, выздоравливали. По мнению большинства больных, охлаждать, подогревать или разбавлять минеральную воду — значило ее портить. Должно, говорили больные, употреблять воду в том самом виде, в каком она выходит из рук благодетельной природы: от стояния, охлаждения, нагревания, разбавки она теряет целительную силу, присущую ей. Вследствие такого взгляда больные старались зачерпнуть воду для питья у самого устья источника... В Кисловодске, вместо того, чтобы купаться в ванне, кидались (если только представлялась возможность к тому) в самый бассейн у источника».

«Неудивительно, - заключает доктор Баталин свой рассказ, - если большинство больных имело очень странные воззрения на целебность минеральных вод. Лет 30-40 тому назад здоровые понятия о действии минеральных вод были в редкость и между врачами».

Еще меньше, по словам названного автора, уделялось внимания диететике, которая в наше время является одним из основных условий успешного бальнеологического лечения.

Нет оснований не доверять сообщениям доктора Баталина, который заимствовал их из сочинений первых врачей на Кавказских Минеральных Водах и имел, кроме того, возможность в конце 50-х годов XIX века использовать рассказы пятигорских старожилов, но для большей убедительности их приведем еще некоторые сведения по этому вопросу из забытой ныне книги «Поездка на Кавказ» члена академии наук В. Б. Броневского, относящиеся к 1834 году. Они тем более любопытны, что представляют собой мнение наиболее культурной части курортных больных того времени.

Описав обстоятельно свойства пятигорских, же- лезноводских и кисловодских минеральных вод, для которых он заимствует у черкесов названия «мертвой», «живой» и «богатырской», автор названной книги продолжает:

«. Каждому неразумеющему медицины ясным должно быть, что надобно лечиться какой-либо одною из сих вод, наиболее свойственной и приличной болезни. Все ученые медики от Гуфеланда до Савен- ко, писавшие о пользовании минеральными водами, согласно подтверждают сие правило, но здешние господа доктора лечат не так, как правила велят, а так, как угодно их больным, они всех своих пациентов, чем бы они ни страдали, какие бы болезни не привезли с собою, без различия лечат всеми в окрестностях Пятигорска находящимися водами, т. е. мертвою, живою и богатырскою».

«Обыкновенно, - рассказывает Броневский, - приехавшего сажают, смотря по показанию его болезни, в одну из ванн серных пятигорских источников и, переводя его из купальни в купальню, постепенно приучают тело его от 28° до 38° №1 Александровского ключа. Потом переводят страдальца в Железноводск: там, начиная теплыми, кончают холодными - и, наконец, в Кисловодске погружают его в шипучий едкий нарзан в 10 только градусов выше точки замерзания. Такое лечение, - по мнению названного автора, - много походит на русскую баню: с полка, на котором от жару волосы на голове трещат; да зимнею порою в прорубь; с тою только разницею, что русский мужичок, по инстинкту самосохранения, из проруби, для закалки своего железного тела, снова лезет на полок, где без милосердия сечет себя веником, трет тело редькою, спиртами. Здесь же разумные люди расслабленное тело из ванны №1 Александровского ключа бросают в богатырскую водицу и отправляют его в Россию с новою небывалою болезнию, или, сокращая путь, относят прямо на погост.

или ложатся в могилу. Все посетители по какому-то убеждению и по большей части своею волею и охотою, следуя примеру других, или, лучше, покоряясь самонравной моде, не отвергают столь превратного способа лечения и, как бы увлекаемые быстротою течения, все почти без исключения стремятся от одних к другим водам».

Возлагая главную ответственность за такую сумбурную постановку курортного лечения на местных врачей, автор цитируемой книги в заключение своего потрясающего рассказа пишет:

«Метода здешних медиков одинакова: они подвергают тела больных своих действию всех вод по порядку и, сыскав приличнейшую для рода болезни, тем не менее отпускают их для укрепления на Железные и Кислые Воды. Таким образом, над чужим телом учатся, приобретают опытность, а за ошибки, неминуемые при такой пробе вод, больные платят своим здоровьем. Многие жалуются на дурные последствия, но все, один за другим, делают то же и то же и, отъезжая проклинают и воды и всех докторов на свете. Словом, здесь лечат и лечатся так, что исцеляются или получают облегчение только случайно; и точно так же здесь можно выздороветь, как на дороге избежать хищников, не быв ими ограблен или убит».

Из биографических и архивных материалов о Лермонтове мы можем также установить, что «покоряясь самонравной моде», как говорит цитированный выше Броневский, и гениальный поэт, с риском для своего здоровья, выполнял существовавший в то время порядок и не только лечился серными и железными водами, но и погружался в «холодный кипяток нарзана». Мы знаем также, что среди курортных врачей ближе других познакомился с поэтом друг декабристов доктор Майер, послуживший прототипом интересной личности доктора Вернера в повести «Княжна Мери»; остальных врачей, которых в той же повести поэт называет «завистливыми водяными медиками», он рисует с очень невыгодной стороны, изображая их способными на всякие интриги, лишь бы уронить в глазах больных авторитет своего более популярного коллеги.

1. Книга «Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды». СПб. 1861 г.

Разделы сайта: