Тер-Габриэльянц И. Г.: М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве

М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве

Работа строится на экспонатах коллекции Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова. Составлена в 1975 году, отредактирована в 1990 г.

Вступление

Мир поэзии Лермонтова всеобъемлющ и безграничен, он полон раздумий о жизни и своем месте в ней; о вечности и мгновении, о щемящем душу одиночестве, о любви и ненависти; это поэзия открытого сердца; в ней надежда и сомнение, вера и отчаяние; она светла, полна красоты, блеска, музыки и вместе с тем — трагична. От начала и до конца она пронизана философскими размышлениями, пафосом свободы и мятежного духа.

созданий.

В собрании музея-заповедника М. Ю. Лермонтова в Пятигорске сконцентрировано большое количество произведений художников, посвятивших свои работы поэту. Многие из них еще не публиковались.

Проследим за историей иллюстрирования Лермонтова на основе работ художников нашего собрания.

* * *

Заметим, что самыми первыми художественными произведениями, связанными с именем Лермонтова, считаются картина В. А. Тропинина (1776—1857) "Казначейша" (1841, х. м., ГРМ), акварель Г. Гагарина "Сон" (ГРМ), картина художника Ге "Хаджи Абрек" (1852) и некоторые другие, менее значительные работы.

Одной из своеобразных иллюстраций этого периода, хранящейся в Пятигорске, является лубочная картина "Песня про купца Калашникова" — редкий из сохранившихся экземпляров. Произведение народного искусства явилось первым откликом на поэзию Лермонтова. Лубок вышел в 1858 году в издательстве А. А. Абрамовича. Лермонтовская "Песня..." привлекла создателя картинки своей демократичностью. В картинке семь ведущих эпизодов, из них центральная — "Кулачный бой". Рисунки раскрашивались двумя-тремя колерами от руки в деревнях и распространялись офенями.

—1866), известному автору картины "Княжна Тараканова", воспитанному на традициях К. Брюллова. Флавицкий — художник романтического склада. Он принял участие в издании четырехтомного гравированного альбома "Северное сияние" (1862—1965) В. Е. Генкеля. Рисунки в альбоме переведены в гравюры Лейпцигской фирмой

А. Ф. Брокгауза. Во втором томе приведены и рисунки Флавиц- кого. Его привлекла поэма Лермонтова "Измаил-Бей", и он сделал к ней два рисунка: "Измаил в сакле" (рис. не сохранился) и "Прощание Зары с Измаилом" (ГТГ). Художник верно передал быт горцев, их характеры.

В рисунке "Ангел" (местонахождение неизвестно) передана мягкая, светлая грусть стихотворения. И только в рисунке к финалу "Тамбовской казначейши" в реалистических характеристиках воссозданы быт и нравы российской провинции. Казначей проиграл все, даже жену. И она "Бросила ему в лицо свое // венчальное кольцо. и в обморок".

В иллюстрации к стихотворению "Тамара" изображена комната в старинном восточном замке. Красота царицы, гордой, властной, чувственной, подчеркнута яркой игрой света и тени.

В издании В. Е. Генкеля были помещены иллюстрации А. И. Лебедева к драме "Маскарад" и повести "Княжна Мери". А. И. Лебедев (1835—1898) — известный карикатурист, сотрудничавший с журналом "Искра" В. С. Курочкина и П. Степанова, но в своих работах он не передал драматизма и глубины Лермонтовского "Маскарада".

—1909) "Княжна на прогулке". Художник живо воспроизвел уголок старого Пятигорска возле Елизаветинской галереи. Ему удалось создать романтический образ девушки, это первое и единственное изображение (кроме Кузьмина) лермонтовской княжны Мери в графике.

Обращается Верещагин и к стихотворению "Ангел", одному из лучших ранних стихотворений Лермонтова. В те же годы Верещагин побывал на Кавказе, посетил Пятигорск, сделал около 145 зарисовок по Военно-Грузинской дороге, в том числе — рисунок "Замок Тамары в Дарьяле". В 1868 году на московской выставке демонстрировались две его иллюстрации к стихотворению "Спор" (Киев).

* * *

Особое место в истории иллюстрирования Лермонтова занимает М. А. Зичи (1827—1906) — венгерский художник, проживший в России почти всю свою творческую жизнь. Зичи признавался: "С тех пор, как я научился русским складам, творчество Лермонтова породило во мне культ этого поэта".

Подтверждением этому явилась блистательная серия иллюстраций к "Демону" и повести "Княжна Мери" — первая попытка интерпретировать эти философские произведения (большинство из них хранится в ИРЛИ).

Остановимся на работах, которыми располагает наш музей.

пространстве — "Демон летящий". Это литография (1860-е), выполненная по эскизу к рисунку Зичи. Оригинал не сохранился. Имя расписавшегося в нижнем правом углу листа автора разобрать не удалось. Образ Демона здесь лишен слащавости и шаблонов, присущих такого рода работам. В эскизе мастерски использованы светотеневые эффекты, в основе которых принцип контраста. Вполне возможно, что этот ранний эскиз является первоначальным замыслом, воплотившемся впоследствии в рисунке Зичи 1881 года "Демон, летящий над Кавказом".

Образ Демона в течение многих лет вынашивался в сознании художника и воплотился в 1874 году в работе "Демон и Тамара в церкви". Оригинал не сохранился, но до нас дошла гелиогравюра Скамони, выполненная по рисунку Зичи. Демон будто возник из мрака, стоит в храме со сложенными крыльями и скрещенными на груди руками; его волевое, властное лицо открыто, пронзительный взгляд устремлен на Тамару. Она в монашеской одежде на коленях: "Святым захочет ли молиться, а сердце молится ему". Это выдающаяся работа Зичи — первая в иллюстрировании поэмы, в ней художник вплотную подошел к той грани трактовки образа, которая потом будет гениально разработана М. А. Врубелем. Сам же Зичи далее разрабатывал этот мотив картине "Торжество гения разрушения".

Рисунок Зичи "Ангел" большого формата (57,1х43,6), — иллюстрация 1862 года, датированная и подписанная художником. Сюжет рисунка перекликается с предыдущим. Воздушность небесного пространства и естестественность складок белых одежд создаются за счет сочетания матовой фотобумаги, белил, карандаша и ретуши.

"Тамара в гробу" (1878) явилась продолжением размышления художника над поэмой. Она готовилась для журнала "Нива" в качестве премии ее подписчикам в 1880 году. Перед нами сцена погребального обряда. Рисунок выполнен в смешанной технике на тонированной бумаге (бумага не выгорела).

В 1879 году издатель Глазунов задумал роскошное издание Лермонтова и предложил Зичи проиллюстрировать его произведения, но почему-то соглашение в 1882 году было расторгнуто. Несмотря на это, Зичи продолжал начатую работу над произведениями Лермонтова. В 1881 году он приехал на Кавказ, чтобы "подробно срисовать с натуры то, что великий поэт описал". И хотя сотрудничество с Глазуновым не состоялось, — остался альбом с воспроизведенными фототипией работами мастера, изданными в 1891 и 1900 годах (немногие сохранившиеся оригиналы хранятся в Петербурге, в Институте русской литературы РАН).

* * *

В нем приняли участие художники разных поколений, школ и степени одаренности. Издание Кушнерева наметило тот рубеж, который определил новое направление искусства иллюстрирования. Великие творения М. Врубеля и В. Серова осветили путь, по которому пошли художники следующего поколения. "Врубель впереди всех и до него не достать", — говорил В. Серов.

В. А. Серову (1865—1911) принадлежат работы к "Демону", "Княжне Мери", "Бэле". Но строгий и требовательный к себе,

Серов считал их "грехами молодости". Его рисунок "Бэла" (1890—1891) — блестящее произведение мастера. Серов выбрал сюжет, близкий его дарованию портретиста. В рисунке сказалось влияние М. А. Врубеля в отдельных технических приемах: работа выполнена в черно-белых тонах.

Сохранились также серовские наброски и эскизы к поэме "Демон".

"Несется конь быстрее лани" — карандашный набросок сделан под явным влиянием Врубеля в технике. Красив по цвету, выразителен по настроению акварельный эскиз "Демон у стен монастыря" (1891). Все три названные работы находятся в музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова.

—1910). Из шести его работ к Лермонтову ("Боярин Орша", стихотворения "Желание", "Узник", "Соседка", "Валерик") лучшая — иллюстрация к стихотворению "Сон" (1890). Рисунок созвучен тягостному настроению последних дней поэта, томимого предчувствием смерти.

К. А. Савицкий (1844—1905) — выдающийся живописец, жанрист, передвижник. В числе его работ, посвященных Лермонтову: "Морская царевна", "Колыбельная песня", "Мцыри", "Печорин" и "Бэла", "Офицер слушает песню девушки".

Две иллюстрации к повести "Тамань" хранятся в музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова, куда они поступили в 1958 г.

"Борьба в лодке" (сепия, картон), рисунок подписной. Изображен момент, когда контрабандистка Ундина пытается сбросить Печорина в воду, избавиться от опасного свидетеля.

"Фаталист" (черная акварель). Рисунок интересен психологической характеристикой участников сцены и внутренней ее динамикой.

—1930) — мастер-жанрист, "передвижник первого созыва", Лермонтовым увлекался с ранних лет. В творчестве поэта ему оказались близки темы "Трех пальм", "Песни про купца Калашникова", "По небу полуночи...", "Печорин у окна", "Мцыри". Но лучшие его работы из этого ряда — "Казбич ранит Бэлу" (1884) и "Пророк", рисунок к стихотворению, написанному поэтом в Пятигорске, в городе, где Репин острее всего ощутил поэзию Лермонтова, "освещенную особым светом". В издании у Кушнерева (1890—1891) воспроизведен "Пророк, идущий по площади". Угрюмый, худой, в рубище, с посохом в руке, он гордо проходит сквозь толпу, презирающую его, забрасывающую его каменьями. Репинский Пророк лишен внешнего величия, эффекта. Правда и сила его выражены в твердой поступи, в волевом и скорбном выражении лица. Рисунок написан по мокрой бумаге в смешанной технике: акварель, тушь, голубая гуашь. Почти все пространство прорисовано карандашом, тушью.

Л. О. Пастернак (1862—1945). В издании Кушнерева помещено несколько работ этого мастера композиции, тонкого акварелиста: "Маскарад", "Умирающий гладиатор", "Воздушный корабль", "Хаджи Абрек", "Мцыри" (местонахождение оригиналов не известно).

В музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова хранится рисунок в виде заставки к стихотворению Лермонтова "Дума". Это портрет поэта, который впервые представлен в интерьере. Портрет Лермонтова работы Л. О. Пастернака восходит к портрету Клюн- дера 1839 г., но трактован самостоятельно.

Подлинным украшением, обогатившим издание 1891 года, стали рисунки М. А. Врубеля (1856—1910) — серия из 36-ти сюжетов ("Русалка", "Еврейская мелодия", "Измаил-Бей", "Герой нашего времени", "Демон" и др.). Как Серов, так и Врубель своими работами обозначили новую грань иллюстрирования творчества М. Ю. Лермонтова в русском искусстве.

В. Д. Замирайло (1868—1939). Он был другом и лучшим помощником Врубеля, а позже истолкователем художественных приемов своего учителя, так и не понятого современниками. За- мирайло научился безупречно копировать Врубеля, и тот охотно ставил свою подпись под копиями. Наш лист в нижнем правом углу имеет надпись: "Замирайло-Врубель" (вероятно, это рука Замирайло). Что это означает? Можно предположить, что рисунок "Не плачь дитя" — результат творческого содружества: карандаш Врубеля, а раскраска Замирайло.

"Будь к земному безучастна" (1914). На этой работе отразился дар художника превращать свой замысел в реальность. Его героиня — Тамара — восточная красавица, тоскующая о погибшем женихе. Образ жизненен, восточный колорит достоверен. Но Демон у Замирайло похож на "бывшего Ангела" изгнанного из рая, облик его женственен. Вероятно, художника вдохновило лермонтовское "Он был похож на вечер ясный: // Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!"

Очень красив и интересен по замыслу небольшой акварельный эскиз Замирайло "Демон у стен монастыря" (1880 или 1890). У Замирайло много иллюстраций к Лермонтову: поэмам "Мцыри", "Беглец", сказке "Ашик-Кериб", ряду стихотворений поэта. Знаток русского рисунка А. А. Сидоров назвал Замирайло прямым продолжателем Врубеля и талантливым художником.

* * *

Конец XIX — начало ХХ века — трудный период истории русского искусства, время, когда на смену передвижникам пришло новое поколение художников объединения "Мир искусства". Не был понят Врубель, близкий к этому течению, не до конца принят В. А. Серов и другие сторонники этого направления.

В 1900-е годы выдвинулись такие художники, как В. Д. Замирайло, Д. Н. Кардовский, Б. Я. Кустодиев, Е. Е. Лансере, позже — Д. И. Митрохин. Велики их достижения в области иллюстрирования произведений Лермонтова, связанные с деятельностью "Мира искусств". Мирискусники рассматривали книгу как самостоятельное художественное произведение. Утонченность, декоративность, фантастичность определяли выбор тех или иных лермонтовских тем.

В этот период выделяется своими работами к "Песне про купца Калашникова" Б. М. Кустодиев (1878—1927). К этому произведению его привело увлечение русской историей. Пытаясь реализовать новые принципы книжной графики, Кустодиев, демократически настроенный человек, создает целый цикл рисунков к Лермонтовской "Песне...": "Алена Дмитриевна и Кирибеевич", "Иван Грозный на Москва-реке", "На кулачном бою" и "Казнь Калашникова". Все рисунки черно-белые, сделаны в 1905 году, опубликованы в 1906 году Обществом грамотности (СПб.). Народному характеру поэмы, ее идее соответствует и стиль рисунков. Они выполнены в манере, близкой к лубку: плоские фигуры, без теней, без тонких тональных проработок. Обычаи, нравы, быт воспроизведены с исторической и художественной достоверностью. И хотя образы несколько стилизованы, они реалистичны и трактованы художником с демократических позиций.

"первого созыва" "Мира искусств" (с 1898) был Е. Е. Лансере (1875—1946). Сын скульптора Е. Е. Лансере, внук профессора М. А. Бенца, он жил в атмосфере поклонения искусству. Остановимся на одной из его работ. Много путешествуя, Лансере подолгу жил на Кавказе и в Закавказье. В пору жизни в Дагестане (1917—1920) он в Темир-Хан-Шуре сделал изумительный рисунок-заставку — триптих "Бэла" (тонированная, а местами больше желтая бумага, тушь, слегка тронутая белилами). В емкой, лаконичной форме выражена основа сюжета повести.

—1929). Он член "Союза русских художников", но представлял свои картины и на выставках "Мира искусств". Модест Александрович Дурнов — портретист и живописец, архитектор и график, поэт и один из ведущих проводников модерна в России.

Его работы импрессионистичны, модернистского толка. Таковы "Три пальмы" (1916). Трудно назвать этот рисунок иллюстрацией. Да и незачем: скорее это графическая реплика с полемическим оттенком. Рисунок изыскан, в нем нет трафаретных композиций: ни каравана, ни араба, горячащего коня, нет оазиса, не видно даже неба. Свое отношение к образу художник выразил цветом. Самое первое, неотразимое ощущение от рисунка — палящий зной, который растекается по всему пространству листа; сизо-голубое, будто звенящее, марево, жар идет из глубины пространства, от оранжево-желтоватого, раскаленного, расплавленного диска солнца. От его губительных лучей изнемогают стройные и прекрасные пальмы. Они сплелись кронами и, кажется, растворились в сизо-голубом зное. Художник намеренно утончил стволы пальм, тем самым подчеркнул не только их красоту, но и хрупкость, беззащитность: "Не прав твой, о небо, святой приговор". Драгоценная для подобного рисунка "недосказанность" здесь особенно красноречива, она впечатляет и составляет его прелесть. Долгое время рисунок хранился у дочери, а в 1974 году через Н. П. Пахомова был приобретен музеем. Думается, что "Три пальмы" Дурнова и портрет Лермонтова его же кисти связаны внутренней логикой, родством идеи.

Портрет Лермонтова трактован художником с избирательным подтекстом, с позиции приверженца модерна. Его Лермонтов целиком поглощен прекрасным, возвышенным, поэтическим. Он отрешен от всего земного. Обе работы Дурнова выполнены гуашью с применением пастели.

К молодому поколению мирискусников относится выдающийся художник книжной графики Д. И. Митрохин (1883—1973), на практике претворивший взгляды объединения "Мир искусств". Он создал безукоризненные образцы искусства нового направления. В коллекции музея сосредоточено почти все собрание его лермонтовианы. Большая часть работ готовилась для издания И. Кнебеля в Москве и явилась шагом вперед по сравнению с идеями передвижников.

— 1914 гг., когда Митрохин готовил рисунки к отдельному изданию стихотворения Лермонтова "Спор", в котором отразились размышления поэта о Кавказской войне, о судьбах людей Востока (изд. И. Кнебель, 1913). В книжке содержится 12 различных заставок, иллюстраций, концовок. Почти все рисунки отличаются удивительным переплетением сказочности и реальности. Тончайшая их декоративность, изысканность отвечает колориту самого "Спора". Митрохин любил усилить живописность своих работ. При их создании он учитывал особенности типографских процессов. Вначале он готовил контуры для типографии, по которым там изготовлялись клише нужного размера. Их оттиски Митрохин раскрашивал и уже потом, вновь возвращал в типографию. В восточных заставках и концовках он графически излагает печальные события, составляющие основу "Спора".

В первой заставке изображены величественные Казбек и Эльбрус. Между ними ведется спор. На их белоснежном фоне парит черный орел. Сочетанием синего, белого, розового художник достигает ощущения чистоты, прозрачности горного края.

"Египетские развалины древнего храма" возвращают нас к XVI—XII векам до н. э. Художник воссоздает древние архитектурные памятники.

Дальше, вечно чуждый тени
Моет желтый Нил

Царственных могил...

К 100-летию со дня гибели Лермонтова издательство "Печатник" предприняло публикацию иллюстрированного полного собрания сочинений поэта (М., 1914—1915 гг.). Для него Митрохин создал большую серию работ. Рисунки лиричны, мягки, свежи и непосредственны.

В издание "Печатник" вошли рисунки к стихотворениям "Дары Терека", "Грузинская песня", "Булевар", "Романс", "Моя мольба", "Утро на Кавказе", "Гроб Оссиана", "Азраил".

В издании серии "Народная библиотека" 1918—1922 гг. Митрохин тоже принял участие. В собрании музея хранится вся серия рисунков, выполненных пером, кистью, тушью: обложки отдельных изданий — "Баллада", "Тамань", "Фаталист", иллюстрации к целому ряду стихотворений.

—1920 гг. художником было оформлено не менее десятка книг по произведениям русских писателей и поэтов.

Д. Н. Кардовский (1866—1943) вошел в искусство как продолжатель русской реалистической графики. Он создал блестящий цикл иллюстраций к повести Лермонтова "Княгиня Лигов- ская". Они готовились к предполагавшемуся изданию сочинений Лермонтова в издательстве "Грядущий день" под редакцией П. Е. Щеголева, к столетнему юбилею поэта (1914). Издание не было осуществлено, зато остались работы мастера — пять иллюстраций, лучших в его творчестве. В нашем собрании — три из них, все выполнены акварелью.

И. Я. Билибин (1876—1942) — театральный декоратор, график, с 1922 по 1936 годы жил за границей, вернулся затем в Россию и умер в блокадном Ленинграде. Увлечение художника стариной, русской историей и поэзией Лермонтова, привело его к работе над иллюстрациями к поэме "Песня про купца Калашникова". Над этим произведением Билибин работал еще в 1904 году и вновь вернулся в 1938—1939 гг., когда страна готовилась к юбилею поэта, книга должна была выйти отдельным тиражом в 1941 г., но вышла в 1943 г., а вторично в 1950 г. В нее был включен целый цикл иллюстраций к "Песне".

Билибинские обложки и титульные листы оформлены как иллюстрации. Контуры этих листов четкие, точные, композиция выверена, а техника изобретена самим художником. Он работал только кистью и не признавал пера. Черно-белый рисунок Билибина сочетается с цветной акварелью. Замечательно, что у художника обложка оформлена как торжественный вход в книгу; в титуле и в обложке "Песни..." — прославление героического народного начала.

* * *

Расцвет в истории иллюстрирования Лермонтова относится к началу 30-х годов ХХ века, когда работали такие мастера, как В. А. Фаворский, К. И. Рудаков, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, В. Г. Бехтеев. В отличие от мирискусников психологическая сторона в их сюжетах — одна из главных.

—1971) Лермонтов — один из самых любимых поэтов. Художник-романтик Бехтеев создал два цикла иллюстраций к роману "Герой нашего времени", несколько иллюстраций к поэмам "Демон", "Беглец", "Мцыри", к "Княгине Лиговской", "Штоссу", к стихотворению "1-го января".

Не все они равноценны по достоинству. Наиболее удачен рисунок "Конь Казбича". В собрании музея — акварель "Бэла и Печорин", черно-белая, рисунок "На подъеме к Крестовой" — 'о цветная акварель и, наконец, "Фаталист".

В 30-е годы иконография М. Ю. Лермонтова обогатилась работой В. А. Фаворского (1886—1964). Творчество выдающего русского художника многогранно: скульптор Художественного театра, автор мозаичных и фресковых работ, живописец, рисовальщик, педагог, теоретик искусства и, прежде всего, безупречный график. Он иллюстрировал многих зарубежных и русских писателей; "Песню про купца Калашникова" Лермонтова, его ^ стихотворение "1-го января", сделал концовку к "Пророку". Но лучшая его работа — портрет поэта, созданный в 1931 году, имеется в нашем собрании.

В эти же годы трудился ленинградский художник К. И. Рудаков (1891—1949). Талантливый мастер, он известен как иллюстратор европейской и русской литературы. Член общества "Мир искусства", ученик Б. М. Кустодиева, Е. Е. Лансере и М. В. Добужинского, Д. Н. Кардовского.

"Тамбовской Казначейше" и поэме "Измаил-Бей", а в 1940 году пишет портрет Лермонтова в интерьере петербургской квартиры.

"Героя нашего времени", "Думы", "1-го января".

Много и упорно в 30-е годы работала старейший график Т. А. Маврина. В годы юности она преклонялась перед художниками "Мира искусств", научилась чутко относиться к цвету, к передаче формы, объема предметов. Участие в группе "13" выработало в ней любовь к живой передаче натуры, живого воссоздания образов иллюстрируемого произведения. Маврина стремилась к самостоятельности в искусстве.

К Лермонтову она обратилась в 40-е годы: "Казначейша" (две работы в ИРЛИ), четыре иллюстрации к "Тамани" (собственность автора), "1-го января". К 1933 году она создала большую серию (27 рисунков) к биографической повести

С. И. Сергеева-Ценского "Мишель Лермонтов" (тушь, перо, акварель). Пять рисунков этой серии хранятся в музее "Домик Лермонтова". Легкие, воздушные, стремительные и лаконичные, они как графический комментарий к роману, сюжет которого переносит нас в Лермонтовскую эпоху. Волнуют работы "Лермонтов слушает игру на фортепиано", "Лермонтов у гроба Пушкина". Открывается серия изображением роскошного вида Петербурга.

На рисунке "Вид Пятигорска" изображен городок с юго-восточной стороны, с отрога Горячей горы, на фоне Бештау. Городок раскинулся у подножия Машука; на переднем плане — украшение Пятигорска — ресторация, далее — казармы, церковь. И, наконец, — "Домик" — последнее пристанище изгнанника-поэта.

"Измаил-Бей" (1939—1941). Их шесть. Самый удачный из них — "Столкновение в бою".

В 1940 году, к 100-летию со дня гибели Лермонтова, Маврина пишет его портрет, полный обаяния и душевной красоты. Она писала его с большой любовью, придала облику поэта глубоко личное восприятие. Следуя за автопортретом, она создала портрет, отличающийся мягкостью, теплотой.

В одном русле с Мавриной начинал свой творческий путь другой выдающийся, старейший мастер — Н. В. Кузьмин. У истоков своего творчества он тоже находился под обаянием мирискусников. В школе Общества поощрения художников его учителем был И. Билибин. В 1929 году Кузьмин — в числе выставочной группы "13". Он писал: "Наиболее существенным признаком этой группы было внесение понятия о темпе рисунка... Кажется только ХХ век научился ценить в рисунке эту непосредственность первой мысли, брошенной на бумагу, прелесть намека".

В 1933 году в духе этого принципа Николай Васильевич создал иллюстрации к "Евгению Онегину", получившие на международной выставке рисунка Золотую медаль.

Пушкин и Лермонтов — любимые поэты Кузьмина. Лермонтов пленил его с детства. Художник проиллюстрировал роман К. Большакова "Бегство пленных". Из восьми работ к нему наиболее удачен портрет Лермонтова (фронтиспис). Три рисунка сделаны к лермонтовскому "Вадиму" (1939). В годы Великой Отечественной войны в 1944 году вышла отдельным изданием книжка стихотворений Лермонтова "Бородино" с шестнадцатью рисунками Кузьмина.

"Маскарад", состоящая из восьми страничных иллюстраций (акварельных), десяти заставок и четырех концовок (сепия, перо). До Кузьмина пробовал иллюстрировать эту драму Лебедев, интересны работы Л. О. Пастернака, но только Кузьмин по-настоящему приблизился к Лермонтову Еще в 1930 году художник начал работу над "Маскарадом". Книга готовилась к 100-летию со дня гибели поэта. Но началась война, и книга с рисунками Кузьмина вышла лишь в 1949 году. Кузьмин использовал собственное правило — "линия должна быть твердой, уверенной, чтобы замысел рисунка шел от мозга к руке". В нашем собрании — рисунок, изображающий баронессу Штраль и князя Звездича, и другие.

В создании праздничного издания книги "Маскарад" объединили свой труд, талант и мастерство два художника книги — Н. В. Кузьмин и Н. В. Ильин.

Н. В. Ильин, архитектор по образованию, безупречно владел рисунком. Он был главным редактором "Госиздата". Выдающийся художник книги, Ильин выпустил и оформил около 3 тысяч книг, в том числе лермонтовский роман "Герой нашего времени" (1938) с рисунками М. Зичи, в 1943 году — "Песню про купца Калашникова" с рисунками И. Билибина, в 1958 г. — "Лирику" Лермонтова. Ильин воскресил и продолжил традицию, заложенную Д. И. Митрохиным.

Силуэтный портрет — новая графическая тема, появившаяся в переломные 30-е годы. В истории иконографии Лермонтова Ильину принадлежит одно из ведущих мест. Более 25 лет Ильин "для себя" работал над Лермонтовым. В образовавшейся обширной коллекции — 92 рисунка различных жанров и сюжетов, которые в свою очередь объединяются в ряд самостоятельных циклов. Наиболее обширная серия собрания музея — силуэтные портреты Лермонтова, а в ней — самый ранний рисунок 1931 года, выполненный в стиле старинного медальона. Им открывается издание "Лирики" 1958 года.

* * *

Предвоенные годы, отмеченные двумя юбилеями поэта 1939, 1941 годов, выявили много талантливых художников — иллюстраторов Лермонтова. Они работали почти в одно время с Т. А. Мавриной, Н. В. Кузьминым, Н. В. Ильиным. А. Ф. Лю- томская иллюстрировала "Фаталиста" (1939), К. А. Климентьева, член Союза художников, училась в мастерских Б. М. Кустодиева, Добужинского. Над Лермонтовым работала с 1941 года (иллюстрации к "Хаджи Абреку", поэме "Беглец"). За рисунки к "Демону" она получила поощрительную премию от Госиздата.

"Пляска Тамары" (2 листа), "Тамара в келье", "Плач Тамары" (рисунок не публиковался).

А. В. Любимова училась в Ленинграде в институте при Академии художеств, окончила его со званием "художник станковой живописи", работала в экспериментальной мастерской по литографии и офорту, консультировалась с Т. Е. Верейским.

Над темой "Лирические стихотворения Лермонтова" работала с 1941 года и создала цикл: "Парус", "Когда волнуется желтеющая нива", "Выхожу один я на дорогу", "Горные вершины", "В глубокой теснине Дарьяла", "Сосна". Из всех стихов цикла наиболее удачны — "Сосна" и "Три пальмы". Автору удалось передать ощущение зноя в пустыне и ритм величественно движущегося каравана верблюдов, будто повторяющих в своем движении трехчастный размер стиха.

А. И. Константиновский (1903—1958) — Ленинградский художник. Иллюстрировал Н. В. Гоголя, В. Г. Короленко, Ч. Диккенса. Из работ по Лермонтову известна только одна — "Три пальмы" (пастель).

В преддверии юбилеев Лермонтова обратился к Лермонтовской тематике В. С. Герасимов (1885—1964). Живописец, график, ученик К. Коровина, С. Иванова, автор портретов и жанровых полотен, он работал и в области книжной иллюстрации.

"На Кавказе. Лермонтов" (1935—1936, черная акварель).

Характерной чертой 30-40-х годов стало всестороннее изображение человека. Это направление отличает и картину Н. П. Ульянова (1875—1949) — старейшего советского художника, любимого ученика В. Серова. Живописное полотно Ульянова "М. Ю. Лермонтов" явилось результатом серьезной и длительной работы: художник подготовил эскиз и два портрета поэта. Картина написана к 100-летию со дня гибели М. Ю. Лермонтова. В собрании музея был незаконченный вариант картины, хранящейся в Государственном литературном музее.

—1966) — пятигорский художник, член Союза художников, живописец. Около десяти лет с любовью и знанием темы работал он над картинами, посвященными поэту: "Лермонтов на привале в Чечне" (1944), "Лермонтов и Белинский", "Дуэль Лермонтова". Картина "Лермонтов на привале в Чечне" отражает события периода участия поэта в экспедиции генерала Галафеева, когда поэт командовал отрядом разведчиков, принятым от раненого Р Дорохова.

* * *

Художники следующего поколения развили то направление в искусстве, которое было намечено в 30—40-х годах.

В 50—60-е годы выдвигаются такие выдающиеся мастера, как Ю. Калита, И. Глазунов, П. Бунин, Ю. Иванов. Исключительной, яркой фигурой в графике стал ученик Фаворского — Ф. Д. Константинов (1910). Имя его широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. За свою жизнь он создал около трех тысяч гравюр. Им проиллюстрированы и "Ода" Горация, и "Метаморфозы" Овидия, и Гейне, и Шекспир, Сервантес, М. Твен, Шиллер, Мериме; в отечественной литературе — И. А. Крылов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. И. Пришвин. Лондонский музей приобрел у художника работы к "Кентерберийским рассказам" Чосера.

— давняя и непреходящая. Иллюстрирование поэмы "Мцыри" художник считал делом своей жизни. Первые гравюры к поэме относятся к 1941 году; с каждым изданием он совершенствует свое искусство.

Еще в 1940 году Константинов задумал проиллюстрировать "Героя нашего времени"; только в 1961 году он осуществил свою мечту и создал большой цикл гравюр (около 50). Удались художнику образы Максима Максимыча, Бэлы, хороши сюжеты "Переезд через Подкумок", "Дуэль", Вулич из "Фаталиста".

К следующему за Константиновым поколению относятся такие незаурядные художники, как Ю. Иванов, Н. Калита, П. Корецкий, В. Кутявин, П. Бунин.

Ю. В. Иванов (р. 1940) — график, одаренный художник, в 1964 году он закончил институт им. Сурикова и быстро начал набирать силу. Его работы широко публикуются, он как график оформляет ряд изданий.

Но первые свои работы Иванов посвящает Лермонтову: "1-го января", изображение поэта в серии портретов русских писателей (цветная акварель).

— уже автор отличного сюжета к поэме "Мцыри" — это его дипломная работа. Восемь линогравюр серии — серьезная заявка графика на самостоятельность. С большой любовью написан им портрет поэта, открывающий серию.

Н. И. Калита (р. 1920) — график, пятигорчанин, Лермонтовым занимался с 1940 года, выполнил 6 иллюстраций к "Маскараду" (1972) — гравюры на дереве небольшого формата; в 1964— 1970 гг. готовились миниатюрные портреты Лермонтова: три профильных ("Лермонтов в саду у домика в Пятигорске") и один портрет ссыльного поэта на фоне Эльбруса. Они предназначались для издания в "Советской России". Несколько очень тонких, мастерски выполненных с большим вкусом гравюр к поэме "Измаил-Бей" (1977), "Аул в горах с видом на Эльбрус", "Вид Эльбруса со стороны Бермамыта" и "Отряд Измаила в горах".

"Сцена у крыльца дома Верзилиных" — ранний рисунок (уголь, 1948). На ступеньках дома Лермонтов и Мартынов, объясняются. Мартынов (он уже сделал вызов) в белой папахе, в черкеске, с кинжалами.

П. С. Корецкий (1919—1974) — талантливый художник, ученик студии Грекова (1946—1954), участник многих всесоюзных, республиканских, московских выставок. Творчество его многообразно по тематике. Над Лермонтовым работал много и плодотворно. В 1976 году его иллюстрации к стихотворению "Бородино" были представлены на выставке "Бородинская панорама", вместе с портретами Лермонтова Корецкому принадлежит большая серия иллюстраций к лирике поэта.

Из всех работ хочется выделить один карандашный рисунок — эскиз 1963 года, поражающий необыкновенной силой темперамента, — "Смерть Поэта".

— художник из Белгорода. Лермонтовская тема стала для него всепоглощающей. Многолетние раздумья над творчеством и судьбой боготворимого им поэта, над его эпохой, вылились в большое собрание рисунков, состоящее более чем из 30 сюжетов. Они объединены единой логикой, отра- g, жающей и мироощущение, и трагедию поэта.

Кутявин выработал собственный способ для воплощения творческих замыслов, полностью отказавшись от буквального иллюстрирования, и назвал листы "Лермонтовской строкой", намекая на мотив сюжета и следуя за мыслью поэта. К "Лермонтовской строке" относятся портретное изображение Лермонтова "Гляжу на будущность с боязнью", композиция "Я знал одной лишь думы власть", созданная по мотивам поэмы 2 "Мцыри", а также рисунки "Не все ль одно", "И звуков небес заменить не могли", "Пушкин и Лермонтов", "О, как мне хочется смутить веселость их", "Дума", "Мцыри со свечой", "Томление", "Мысленная грусть", "Желание", "Мцыри на свободе", "Борьба", "Обреченность", "В душе моей, как в океане, надежд разбитых груз лежит", "Люблю Отчизну я", "Пахарь и конь — трудяги", "Пустое сердце бьется ровно", "Судьбы свершился приговор".

П. Л. Бунин (р. 1927) — художник-график, окончил институт имени В. И. Сурикова, с 1953 года член Союза художников. Ведущим направлением в творчестве Бунина стала иллюстрация. Он успешно иллюстрирует многих зарубежных классиков; однако в центре его внимания — А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. "Колдовская" сила стихов Лермонтова увлекла Бунина с детства. Вначале его захватила романтическая приподнятость поэм, их экзотичность. Позже он увидел страстную гражданственность, ненависть к злу, любовь к Отчизне и многострадальному народу. Такое видение подсказало Бунину определенный круг идей и тем. Он коснулся почти всех поэтических жанров, создав не только отдельные рисунки, но и целые циклы.

Пластичность произведений Лермонтова, зримая живописность его образов, открыли для художника возможность реализовать свое дарование. Им создано около 700 листов, посвященных Лермонтову: большая серия к поэме "Мцыри", драмам "Испанцы", "Маскарад", портреты поэта разных периодов его жизни, композиции, в которых Лермонтов изображен вместе со своими героями, и многое другое. Наш музей располагает иллюстрациями к "Песне про купца Калашникова" и стихотворениям "Бородино", "Гладиатор", "Три пальмы".

* * *

Более 150 лет художники России иллюстрировали Лермонтова, расширяя наше представление об облике поэта, о философской, социальной, личной стороне его творчества. Мы рассмотрели лишь те оригиналы, которыми располагает музей-заповедник М. Ю. Лермонтова в г. Пятигорске. Огромное количество великих творений художников России хранится в крупнейших музеях, экспонируется на выставках, а иные, не воспроизведенные, — в запасниках — ждут своего осмысления и изучения.

1. Пахомов Н. П. Лермонтов в изобразительном искусстве, 1949.

2. Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома. — М.: Изд. АН СССР, 1953. — Т. II.

3. М. Ю. Лермонтов. Картины и рисунки поэта, иллюстрации к его произведениям. — Л., 1964.

4. Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981.

Раздел сайта: