* * * 1 Склонись ко мне, красавец молодой! Как ты стыдлив! - ужели в первый раз Грудь женскую ласкаешь ты рукой? В моих объятьях вот уж целый час Лежишь - а страха все не превозмог..... Не лучше ли у сердца, чем у ног? Дай мне одну минуту в жизнь свою.. Что злато? - я тебя люблю, люблю!... 2 Ты так хорош! - бывало жду, когда Настанет вечер, сяду у окна... И мимо ты идешь, бывало, да, - Ты помнишь? - Серебристая луна, Как ангел средь отверженных, меж туч Блуждала, на тебя кидая луч, И я гордилась тем, что наконец Соперница моя небес жилец. 3 Печать презренья на моем челе, Но справедлив ли мира приговор? Что добродетель, если на земле Проступок не бесчестье - но позор? Поверь, невинных женщин вовсе нет, Лишь по желанью случай и предмет Не вечно тут. Любить не ставит в грех Та одного, та многих - эта всех! - 4 Родителей не знала я своих, Воспитана старухою чужой, Не знала я веселья дней младых, - И даже не гордилась красотой; В пятнадцать лет, по воле злой судьбы Я продана мужчине - ни мольбы, Ни слёзы не могли спасти меня. С тех пор я гибну, гибну - день от дня. 5 Мне мил мой стыд! он право мне дает Тебя лобзать, тебя на миг один Отторгнуть от мучительных забот! - О наслаждайся! - ты мой господин! - Хотя тебе случится, может быть, Меня в своих объятьях задушить, Блаженством смерть мне будет от тебя. - Мой друг! - чего не вынесешь любя! - |
«Склонись ко мне, красавец молодой!»
Впервые опубликовано полностью в 1862 г. в Берлине в книге «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений» (с. 24).
Последние два стиха третьей строфы повторяются с небольшим изменением в стихотворении «Девятый час; уж темно; близ заставы». Стихотворения эти связаны между собой и по содержанию (ср. также «Прелестнице», «Договор», образ Тирзы в поэме «Сашка»).
Тема «свободной любви» интересовала Лермонтова прежде всего со стороны этической: его героини, так называемые «падшие женщины», по силе и естественности своих чувств, по неприятию общественных предрассудков противопоставлены носителям порочной, но узаконенной морали социальных верхов. Высказывалось предположение, что эротические мотивы этих стихотворений восходят к идиллиям А. Шенье.
Варианты
«Склонись ко мне, красавец молодой»
Варианты автографа:
Начато: Так
а. Не знала я, что радость лет младых
б. Чуждалась я веселья дней младых
Узнала я мужчину – ни мольбы
Тебя лобзать, хотя на миг один
а.
б. Когда б ты даже вздумал задушить,
Меня в твоих объятьях, может быть,
Вариант копии:
– ни мольбы