Наши партнеры
https://alturizm.ru как выбрать Страховочную привязь.

Последнее новоселье

	Последнее новоселье 

Меж тем как Франция, среди рукоплесканий
И кликов радостных, встречает хладный прах
Погибшего давно среди немых страданий 

В изгнаньи мрачном и цепях; 

Меж тем как мир услужливой хвалою
Венчает позднего раскаянья порыв
И вздорная толпа, довольная собою, 

Гордится, прошлое забыв, - 

Негодованию и чувству дав свободу,
Поняв тщеславие сих праздничных забот,
Мне хочется сказать великому народу: 

Ты жалкий и пустой народ! 

Ты жалок потому, что Вера, Слава, Гений,
Всё, всё великое, священное земли,
С насмешкой глупою ребяческих сомнений 

Тобой растоптано в пыли. 

Из Славы сделал ты игрушку лицемерья,
Из вольности - орудье палача,
И все заветные, отцовские поверья 

Ты им рубил, рубил с плеча; 

Ты погибал! - и Он явился, с строгим взором,
Отмеченный божественным перстом,
И признан за вождя всеобщим приговором, 

И ваша жизнь слилася в Нём; 

И вы окрепли вновь в тени его державы,
И мир трепещущий в безмолвии взирал
На ризу чудную могущества и славы. 

Которой вас Он одевал. 

Один - Он был везде, холодный, неизменный,
Отец седых дружин, любимый сын молвы,
В степях Египетских, у стен покорной Вены, 

В снегах пылающей Москвы! 

А вы, что делали, скажите, в это время?
Когда в полях чужих Он гордо погибал,
Вы потрясали власть избранную как бремя? 

Точили в темноте кинжал? 

Среди последних битв, отчаянных усилий,
В испуге не поняв позора своего,
Как женщина Ему вы изменили 

И как рабы вы предали Его. 

Лишенный прав и места гражданина,
Разбитый свой венец Он снял и бросил сам,
И вам оставил Он в залог родного сына - 

Вы сына выдали врагам! 

Тогда, отяготив позорными цепями,
Героя увезли от плачущих дружин,
И на чужой Скале, за синими морями, 

Забытый, Он угас один - 

Один, - замучен мщением бесплодным, 

Безмолвною и гордою тоской - 

И как простой солдат в плаще своем походном 

Зарыт наемною рукой. 

*** 

Но годы протекли, и ветреное племя
Кричит: "Подайте нам священный этот прах!
"Он наш! Его теперь, великой жатвы семя,
"Зароем мы в спасенных Им стенах!"
- И возвратился Он на родину; - безумно,
Как прежде, вкруг Него теснятся и бегут,
И в пышный гроб, среди Столицы шумной, 

Остатки тленные кладут. 

Желанье позднее увенчано успехом!
И краткий свой восторг сменив уже другим,
Гуляя топчет их с самодовольным смехом 

Толпа, дрожавшая пред Ним. 

*** 

И грустно мне, когда подумаю, что ныне
Нарушена святая тишина
Вокруг Того, Кто ждал в своей пустыне
Так жадно, столько лет спокойствия и сна!
И если Дух Вождя примчится на свиданье
С гробницей новою, где прах Его лежит, 

Какое в Нём негодованье
При этом виде закипит! 

Как будет Он жалеть, печалию томимый,
О знойном острове, под небом дальних стран,
Где сторожил Его, как Он непобедимый, 

Как Он великий, Океан! 

Последнее новоселье

Впервые опубликовано в 1841 г. в «Отечественных записках» (т. 16, № 5, отд. III, с. 1 — 2).

Написано по поводу перенесения праха Наполеона с острова Св. Елены в Париж 15 декабря 1840 г.

Наполеон с ранних лет привлекал внимание Лермонтова как сильная личность с трагической судьбой и как фигура политическая. Еще в 1831 г., после Июльской революции во Франции, когда впервые был поднят вопрос о перенесении останков Наполеона в Париж, Лермонтов написал стихотворение «Св. Елена», близкое по оценке событий к «Последнему новоселью».

В творчестве Лермонтова есть и патриотическое осмысление наполеоновской темы. В стихотворениях «Два великана», «Бородино», в поэме «Сашка» французский полководец представлен «трехнедельным удальцом», дерзко посягнувшим на несокрушимую русскую твердыню.

В «Последнем новоселье» поэта интересует иной аспект. Как и в 1831 г., Наполеон изображен здесь трагическим героем, жертвой политического вероломства французов. Новым поводом для таких заключений была кампания во французской печати в связи с переносом останков Наполеона в Париж. В России была известна дипломатическая игра Луи Филиппа и его министров, которые в борьбе с племянником Наполеона, Луи Бонапартом, претендовавшим на французский престол, спекулировали на памяти Наполеона I, пытаясь завоевать поддержку широких кругов населения.

Торжественная церемония похорон Наполеона в Париже вызвала в России ряд поэтических откликов, в том числе славянофильских (стихотворения Хомякова и Тютчева).

«Французоедство» Лермонтова в «Последнем новоселье» было также воспринято некоторыми современниками как проявление славянофильских настроений поэта. Белинский, например, следующим образом откликнулся на стихотворение в письме к П. Н. Кудрявцеву от 28 июня 1841 г.: «Какую дрянь написал Лермонтов о Наполеоне и французах — жаль думать, что это Лермонтов, а не Хомяков» (Белинский, т. XII, с. 57).

«Ты жалкий и пустой народ!» — эта резкая характеристика французского обывателя опирается на формулу из пушкинской статьи «Последний из свойственников Иоанны д'Арк»: «Жалкий век! жалкий народ!».

В стихе «Из вольности — орудье палача» и следующих речь идет о якобинской диктатуре эпохи Великой французской революции. Лермонтов, как и Пушкин, отрицательно относился к «мрачной буре» якобинского террора (ср. элегию Пушкина «Андрей Шенье»). Наполеона Лермонтов считал спасителем свободы, завоеванной на первом этапе революции.

«В степях египетских, у стен покорной Вены, В снегах пылающей Москвы» — имеются в виду военные походы Наполеона в Египет (Египетская экспедиция 1798 — 1891 гг.), Австрию (разгром Австрии завершился Венским миром 1809 г.) и Россию (1812 г.), где пожар Москвы знаменовал закат военной славы Бонапарта.

«Вы потрясали власть избранную, как бремя, Точили в темноте кинжал!» — возвращение разгромленной армии Наполеона из России сопровождалось общественным возмущением во Франции, ростом политической оппозиции и демонстрацией недоверия Наполеону.

В стихе «Лишенный прав и места гражданина» и следующих Лермонтов точно излагает последовательность событий: 31 марта 1814 г. союзники вступили в Париж, 6 апреля Наполеон отрекся от престола, сохранив, однако, титул императора и получив во владение остров Эльбу. После неудачной попытки восстановить свою власть 22 июня 1815 г. последовало окончательное отречение в пользу сына; Наполеон был сослан на остров Св. Елены, где через несколько лет скончался, а его сын вывезен в Австрию.

Варианты

Последнее новоселье

Варианты чернового автографа:

И криков праздничных, встречает хладный прах

а. В стране чужой, неволе и цепях

б. В неволе мрачной и цепях

в. В изгнаньи мрачном и цепях *

а. Узнав тщеславие их праздничных забот

б. 

С насмешкой глупою среди пустых волнений

Из славы сделал ты продажную игрушку

Ты погибал – и он явился, послан богом;

После стиха:

И бессознательно был признан он вождем

а. И отдалися вы его могучей воле

б. И много славных лет под гордою державой

Промчалося – и мир трепещущий взирал

Войны холодный сын, любимый сын войны

В песках египетских под солнцем раскаленных

Он шел безмолвный впереди

Когда в степях чужих он гордо погибал

После стиха:

Вы императору в тот час не помогли

Стихи приписаны позднее, на л. 9 об.

Среди последних битв, мучительных усилий

а. Испуганы решительной судьбой

б. Не чувствуя позора своего

Как женщина ему вы нагло изменили

Как друг оставили его

а. Ему вы не дали и места гражданина

б. Не смел у вас просить он места гражданина

в. 

а. Потом златой венец он взял и бросил вам

б. Разбитый свой венец он снял и бросил вам

а. Он отдал вам в залог родного сына

б. Когда вам отдал он в залог родного сына

а. Начато: Ребенка

б. Священное дитя вы продали чужим

в. Его вы продали чужим

г. Вы сына продали врагам *

а. И руки сильные увенчаны цепями

б. Тогда отягощен позорными цепями

а. И был он увезен от плачущих дружин

б. Герои был увезен от плачущих дружин

в. Изгнаньем увезен от плачущих дружин

а. На дикую скалу за синими волнами

б. И на чужой скале за синими волнами

а. И там угас, угас один

б. И там забыт угас один

в. И он забыт угас один

а. Один – замученный изысканной враждою

б. Один, замученный враждой неугомонной

в. Один, замученный, враждою неуместной *

а. 

б. Яд унижения по капле выпил он

в. По капле выпив яд тоски своей немой

И в боевом плаще, как ратник неизвестный *

Он тихо в землю положен

а. Как в тексте.

б. Он наш! Его теперь, грядущей жатвы семя *

Стихи приписаны позднее на л. 11, вверху.

а. И вот везут они его святые кости

б. На родину везут его святые кости

в. И гроб его везут на родину. Безумно

г. Опять его везут на родину. И снова

д. Везут его на родину. И странно

е. Опять везут его на родину. Безумно *

а. Различно между <тем?> волнуются умы

б. Умы волнуются, все смотрят и бегут;

в. Волнуется народ, все смотрят и бегут;

г. Кругом великого теснятся и бегут

д. Как прежде вкруг теснятся и бегут *

Останки грозные кладут *

И у подножия победного столпа

а. При памяти его дрожавшая толпа

б. 

в. При памяти его бледневшая толпа

Вокруг того, кто столько лет в пустыне *

С гробницей темною, где прах его лежит

а. Как будет он жалеть об острове далеком *

б. Как будет он жалеть о келье той любимой

в. Как «а».

а. 

б. Под знойным солнцем южных стран *

а. Где сторожил его, как он неутомимый

б. Где сторожил его своим зеленым оком

Варианты белового автографа:

Вы сына продали врагам… *

И на чужой скале за синими волнами,

Один, замученный враждою неуместной, *

По капле выпив яд тоски своей немой, *

Варианты авторизованной копни:

Ты жалок потому, что слава, вера, гений

На ризу гордую могущества и славы

Один, измученный враждою неуместной

Разделы сайта: