Карамзина — Мещерской Е. Н..

Карамзина С. Н. Из писем к Е. Н. Мещерской // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 277—290.


С. Н. КАРАМЗИНА

ИЗ ПИСЕМ К Е. Н. МЕЩЕРСКОЙ

Царское Село, среда утром, 7 сентября <1838 г.>

...Чтобы спуститься с облаков на землю и вернуть тебя в колею нашей веселой, многолюдной жизни в Царском Селе, я устремляюсь прямо в Китай1, в середину Ротонды2, и приглашаю тебя войти туда вместе со мной в пятницу в 9 часов вечера, чтобы присутствовать при появлении там Лиз3 и послушать лестный шепот одобрения, которым ее встретили: очень она была хороша... <...>

Вот что, мне кажется, более всего заинтересовало бы тебя в Ротонде. Впрочем, она довольно плохо была освещена; великий князь4, который был туда приглашен (и провел там час, шушукаясь и смеясь, как обычно, с моей тетушкой Вяземской)5, сказал, что здесь можно играть в жмурки, не завязывая глаз. В Ротонде собрались все Царское Село и весь Павловск, так что общество нельзя было назвать избранным, но там оказался достаточно обширный круг знакомых, чтобы не скучать и не затеряться среди неизвестных, как в Павловске. <...>

Я забыла рассказать тебе о Надин Вяземской...6 <...> Она и Лиз веселились вовсю. Нашими семейными танцорами были Александр Голицын, Абамелек, Герздорф, Столыпин, Никита Трубецкой, Озеров, Левицкий, Золотницкий; кроме того, я вальсировала с Лермонтовым (с которым мы познакомились; маменька пригласила его к нам, он очень мил, совершенный Хомякова7 и лицом и разговором) и с кн. Александром Трубецким — в память прошлого, а мазурку я танцевала с Коленькой Бутурлиным8, рассказавшим мне кучу разных историй и сплетен обо всех, и в том числе о нашей бедной м-м Багреевой:9 он настоятельно мне советовал не сближаться с ней из соображений нравственности. Бедная женщина! <...>

<В субботу> вечером у нас были Пашковы10, мы с ними готовимся к карусели11, на которой Пашков предложил мне быть его дамой, в первой паре: значит, мое несчастное падение с лошади не поколебало его веры в мой талант.

В воскресенье я провела день, валяясь на диванах и искушая тетушку последовать моему примеру. Вечером приехала м-м Клюпфель и позабавила нас своим враньем: будто в «карусели» она поедет первой, в паре с Пашковым. «Как же так, — говорит ей маменька, — ведь вчера он пригласил Софи!» Я, увидев ее смущение, поспешила сказать: «Должно быть, он забыл!» — и тут она снова «Если у меня есть соперница, я его уступаю, — и потом он хотел <нрзб.>, чтобы я ехала не с ним, на меня притязает командир гвардии Кнорринг». Вообрази <нрзб.>, просил Лиз быть его дамой: всеобщий хохот! Бедная женщина пришла в полное замешательство и не нашла ничего лучшего как удалиться... <...>

Поэтому на следующий день, на именинах Лиз, бедная лгунишка уже не посмела показаться на глаза свидетелям, столь ею смущенным. У нас была куча гостей, все Царское и Павловск: Хрущевы, оба графа Шуваловы, которых м-м Багреева представила маменьке, Лермонтов, Столыпин, Абамелек, Левицкий и Золотницкий. Танцевали, но под любительскую музыку: танцы не удались! Зато было много пирожных, тартинок и мороженое!

Вчера утром у нас была первая репетиция карусели, и Тери12 вызвала всеобщее восхищение...

Царское Село, вторник, 27 сентября <1838 г.>

Наконец-то, моя любимая Катрин, все успешно завершилось, и я обращаю к тебе свои мысли, свободные от забот, и свое сердце, полное любви к твоему нежному образу.

В четверг, в благословенный день твоего рождения, у нас была последняя репетиция «карусели»; она прошла на редкость хорошо (с моей лошадью во главе). <...> Но вообрази, что мы узнали в это утро: наш главный актер в обеих пьесах, г. Лермонтов, посажен под арест на пятнадцать суток его высочеством великим князем из-за слишком короткой сабли 13, с которой он явился на парад. При этом известии нас всех охватила великая растерянность, но дело кончилось тем, что Вольдемар14 великодушно взял на себя роль Бурдениля в «Двух семействах», а Левицкий — с отвращением и чуть ли не с ужасом — роль в «Карантине»15, уверяя нас, что он провалит пьесу из-за своей отвратительной игры и робости. И в самом деле, после обеда (обедали все участники труппы, и мы выпили за твое драгоценное здоровье) мы провели репетицию, приведшую всех в уныние. Но, уповая на талант Андре16, на мой собственный (скромно говоря), на красивое личико Лизы и на неотразимую забавность крошки Абамелека, мы все-таки решили дать спектакль. М-ль Полин Бартенева17 аккомпанировала куплетам водевиля более с охотой, чем с талантом, но зато Андре в очаровательной манере спел тринадцать куплетов, и это искупило все.

<...> В пятницу утром нам пришли доложить, что у нас в кухне вот-вот может вспыхнуть пожар, и нам пришлось обедать в гостях, у милых Баратынских, к которым из города приехал князь Козловский, чтобы присутствовать на нашей «карусели». <...> В восемь часов мы <с Лизой> отправились в манеж. Сердце мое сильно билось: я очень боялась за свою лошадь при ярком освещении, хотя и позаботилась об этом, объезжая ее целых два часа утром, чтобы умерить ее горячность.

Там было, я думаю, около двухсот зрителей, которым отвели места за барьером. Манеж был очень красиво освещен, гремела музыка, гусары были в своих красных мундирах; все имело радостный и праздничный вид. Я вскочила на лошадь, вверив себя богу, и он меня не оставил. Тери достойно провела «карусель», и Пашков был очень доволен тем, как я ему помогала. Сам он верхом выглядит очаровательно, и лошадь у него была прекрасная, и у всех гусаров тоже! Мы удивительно точно выполнили ужасно трудные фигуры — такие, как «восьмерка», «мельница», «цепь». Временами, когда мы все галопировали, огни мерцали, будто вот-вот погаснут, и в этом полумраке мы казались какими-то тенями, — и вдруг свечи вспыхивали вновь, и вся эта движущаяся картина ярко освещалась. Все говорят, что было очень красиво. (Поскольку бедного Лермонтова не было, кавалером у Лиз был другой гусар, некий г. Реми18.)

Когда все трудные фигуры были закончены и нам оставалось исполнить только экосез и котильон, устроили общий . Дамы остались на лошадях, кавалеры же спешились и поднесли своим дамам чай и пирожные, зрителей тоже ими обносили. Затем к одиннадцати часам вечера мы закончили «карусель», после чего еще до двух часов ночи у нас дома была репетиция «Карантина». <...>

Все воскресное утро (признаться, мы пропустили даже обедню) ушло на репетиции. Обедали мы у Пашковых... В семь часов вечера мы были дома, гостиная наверху уже была полна гостей, которых маменька принимала одна с очаровательной обходительностью. Были Пашковы, Баратынские, Шевичи19, фрейлины Бартеневы20, Бороздин21 и Трюке, Лили Захаржевская, приехавшая из города, чтобы посмотреть наш спектакль, все Балабины22, г. Ланской, Клюпфели23, Толстые24, Мердеры, м-м Варези, Хрущевы, Реми, Тиран, Огаревы25, Зыбин26, Золотницкий, Шувалов, наш 27 и м-м Багреева, — вот, кажется, и все; в общем, человек сорок.

Наконец нам сообщают, что все собрались. Занавес поднимается, сердце мое бьется от страха за успех спектакля. Первые сцены между Андре и Александриной Трубецкой28 проходят чудесно; последняя в белой муслиновой тунике с локонами по-английски вызывала восхищение своим изяществом и искренностью, непринужденностью и тонкой очаровательной игрой. Затем на сцене в платье из светло-голубого и кораллового шелка появляюсь я в очень милой и очень забавной роли ревнивой жены. Все смеялись, и, к несчастью, я тоже дважды засмеялась, потому что публика падала от смеха, — а ведь искренний смех (он был и в самом деле искренним) так заразителен! Вольдемар играл моего мужа, Дюпона, с огромными бакенбардами, изрядно его старившими; свою роль он сыграл очень весело и очень смешно. Лиз играла молоденькую вдовушку — ту самую, что сеет раздор в обоих семействах. Она была очень хороша в платье из органди, вышитом букетами, с белой розой и кружевной наколкой на голове (этот очень изящный головной убор ей дала м-м Пашкова); она играла тонко и уверенно. Надин в белом закрытом платье, в темном переднике и в маленьком чепчике с розами играла торговку подержанными вещами. Андре играл восхитительно и как всегда был обворожителен!

Уходя со сцены, я из-за кулис, украдкой рассматривала зрителей; физиономии у всех были внимательные, оживленные и смеющиеся, а когда закончились все три акта, зрители, все еще продолжая смеяться, восклицали: «Уже?!» Затем все снова поднялись в большую гостиную выпить чаю. Его сервировала на длинном столе Фиона29, которую мы весьма изящно За это время мы переоделись, так что никто не томился в ожидании.

В «Карантине» Левицкий приятно нас поразил: он был очарователен. Подстегиваемый лихорадочным страхом, он играл, словно в бреду, и дурачился à la Поль Мине30, которого напоминал дородностью, париком с зачесанными на лоб прядями (этот парик придавал ему чрезвычайно глупый вид) и, наконец, своим костюмом жениха с криво приколотым букетом. Все хохотали над ним и над маленьким Абамелеком, восхитительным в роли доктора, распевавшим во все горло с истинно комической непринужденностью. Андре в роли Габриеля был весел, трогателен, остроумен, влюблен, а пел так, что, право, не будь я его сестрой, я бы просто влюбилась.

Что до меня, я была в костюме невесты: белое платье, кружевная фата с белой розой поверх локонов, падающих на плечи. Во время длинной сцены между мной и Андре зрители то и дело повторяли: «Хорошо, очень хорошо, очаровательно, — и, мне кажется, они были искренни. Виктор Балабин сказал мне, что он желал бы, чтобы этот «Карантин» длился сорок дней. Я доверяю больше лицам, нежели словам, и уверяю тебя, у всех они были весьма оживленными.

После спектакля все снова поднялись в гостиную, где ели мороженое, станцевали два экосеза, и к двум часам ночи все разъехались...

<1838 г.>, полночь

...Во вторник утром за нами заехала м-м Пашкова, повезла нас к себе завтракать, а затем проводила до железной дороги. Мы совершили очень приятное путешествие с Абамелеком и бедным Лермонтовым, освобожденным наконец-то из-под 21-дневного ареста, которым его заставили искупить свою маленькую саблю: вот что значит слишком рано стать знаменитым!..31

Петербург, пятница, 21 октября <1838 г.>

...Мы продолжаем вести наш обычный скромный образ жизни: по утрам — визиты (я больше не спорю из-за них с маменькой, лишь бы вечера оставались свободными); вечерами в наших красивых комнатах у горящего камина я чувствую себя совсем счастливой, особенно когда приходит охота читать или работать... <...> По-прежнему к десяти часам приезжают гости, но их немного. Впрочем, в это воскресенье было человек десять: Шевичи, Озеровы, Путята, Одоевская32, Левицкий, Лермонтов, Серж Баратынский и Веневитинов...

Петербург, пятница, 4 ноября <1838 г.>

...Итак, постараюсь пока вспомнить, что мы делали на этой неделе. В субботу мы получили большое удовольствие — слушали Лермонтова (он у нас обедал), который читал свою поэму «Демон»33. Ты скажешь, что название избитое, но сюжет, однако, новый, он полон свежести и прекрасной поэзии. Поистине блестящая звезда восходит на нашем ныне столь бледном и тусклом литературном небосклоне. <...>

Вчера, в четверг, провела у нас вечер Сашенька Смирнова34 вместе с Лермонтовым и нашим милым Абамелеком. Какая она веселая и как похорошела!..

Царское Село, понедельник утром, 26 июня
<1839 г.>

...В субботу утром вся колония прекрасных дам Царского совершила поездку в Петергоф, а мои братья приехали из лагеря, чтобы провести эти два дня с нами... В десять часов вечера мы сидели за чайным столом с Валуевыми35, м-м Клюпфель, Лермонтовым и Репниным36, как вдруг, , появляется верный Амос, прибывший курьером из лагеря с приказом братьям явиться в Петергоф на завтрашний бал «в чулках и башмаках». <...>

Вчера, в понедельник (ибо я пишу тебе уже во вторник), был дивный день. М-м Смирнова вернулась из Петергофа (менее осчастливленная, чем давеча, потому что на сей раз ей пришлось ожидать в толпе, затерявшись среди множества слишком интересных «особ», но не менее пикантная в своих многочисленных вуалях); она видела дорогого Жуковского37, который чувствует себя великолепно и первыми словами которого были: «Ну, что Карамзины? Катерина Андреевна все спорит?»

Ты же помнишь — это была его излюбленная тема. Маменька нашла, что подобные воспоминания, после восемнадцатимесячного отсутствия, не слишком любезны. Что до меня, то мне это даже нравится, потому что эти слова характеризуют Жуковского и его логику. <...>

За чаем у нас были Смирновы38, Валуевы, гр. Шувалов, Репнин и Лермонтов. С последним у меня в конце вечера случилась неприятность; я должна рассказать тебе об этом, чтобы облегчить свою совесть. Я давно уже дала ему свой альбом«что когда все разойдутся, я что-то прочту и скажу ему доброе слово». Я догадываюсь, что речь идет о моем альбоме, — и в самом деле, когда все разъехались, он мне его вручает с просьбой прочесть вслух и, если стихи мне не понравятся, порвать их, и он тогда напишет мне другие. Он не мог бы угадать вернее! Эти стихи, слабые и попросту скверные, написанные на последней странице, были ужасающе банальны: «он-де не осмеливается писать там, где оставили свои имена столько знаменитых людей, с большинством из которых он незнаком; что среди них он чувствует себя, как неловкий дебютант, который входит в гостиную, где оказывается не в курсе идей и разговоров, но он улыбается шуткам, делая вид, что понимает их, и, наконец, смущенный и сбитый с толку, с грустью забивается в укромный уголок», — и это все. «Ну, как?» — «В самом деле, это мне не нравится: очень заурядно и стихи посредственные». — «Порвите их». Я не заставила просить себя дважды, вырвала листок и, разорвав его на мелкие кусочки, бросила на пол. Он их подобрал и сжег над свечой, очень сильно покраснев при этом и улыбаясь, признаться, весьма принужденно. Маменька сказала мне, что я сошла с ума, что это глупый и дерзкий поступок, словом, она действовала столь успешно, что довела меня до слез и в то же время заставила раскаяться, хотя я и утверждала (и это чистая правда), что не могла бы дать более веского доказательства моей дружбы и уважения к поэту и человеку. Он тоже сказал, что благодарен мне, что я верно сужу о нем, раз считаю, что он выше ребяческого тщеславия. Он попросил обратно у меня альбом, чтобы написать что-нибудь другое, так как теперь задета его честь. Наконец он ушел довольно смущенный, оставив меня очень расстроенной. Мне не терпится снова его увидеть, чтобы рассеять это неприятное впечатление, и я надеюсь сегодня вечером вместе с ним и Вольдемаром совершить прогулку верхом...

Царское Село, среда утром, 5 июля <1839 г.>

...В пятницу мы совершили большую прогулку верхом, а вечером у нас снова собрались все наши завсегдатаи, в том числе и Лермонтов, который, кажется, совсем не сердится на меня за мою неслыханную дерзость по отношению к нему как к поэту<...>

Царское Село, понедельник утром, 24 июля
<1839 г.>

...(В четверг) мы ездили с Беннигсеном39 и братьями в Павловск, где было большое празднество; московские купцы давали обед в честь петербургских; обед обошелся в 15 тысяч рублей; можешь представить себе весь этот шум, голоса и лица, разгорячейные вином, дым сигар и запах шампанского, толпу, запрудившую аллеи, всех этих разряженных прекрасных дам купеческого звания, песельников Жукова40, оглашавших воздух своими немного дикими песнями, и среди всего этого нас, царскосельчан, державшихся маленькой кучкой, которые то бродили, то сидели, слушая музыку, смеялись, болтали, зевали по сторонам (нрзб.) на пеструю незнакомую толпу — и так до одиннадцати часов вечера, после чего мы вернулись домой и пили чай с Валуевыми, Репниным и Лермонтовым; лишь в третьем часу эти господа нас покинули, а братья отправились обратно в лагерь. <...>

В субботу у нас за обедом собралось много гостей. <...> Были Валуевы, Вяземский, Лермонтов и Вигель. Из-за последнего все и собрались; он должен был читать нам свои мемуары (братья тоже приехали из лагеря). С половины седьмого до десяти мы были так захвачены чтением Вигеля, что не заметили, как пролетело время. Даже Вяземский, который отнюдь не относится к числу его друзей, был очарован. Это остроумно, смешно, интересно, порою глубоко и написано в стиле, исполненном изящества, легкости и силы, сообразно сюжету, который он трактует; различные портреты набросаны рукой мастера, и там есть персонажи настолько забавные, настолько живые, что кажется, будто ты жил вместе с ними, и если бы однажды увидел их, то пошел бы им навстречу, улыбаясь, как старым знакомым. Итак, в десять часов «заседание» было закрыто, и мы отправились в Павловск к м-м Шевич, у которой были именины. <...>

В воскресенье двенадцатичасовым поездом я со своей горничной поехала в Петербург навестить бедную графиню Беннигсен. <...> В пять часов я была уже дома; там я застала Валуевых, Вяземского и . <...>

Вечером мы все отправились в Павловский воксал. Странно было снова ехать в коляске, сидя напротив Муханова — the same, but how different*1. Я все время с трудом подавляла сильное желание засмеяться. Он потом еще пил у нас чай вместе с Валуевыми, Вяземским, Лермонтовым, Репниным и Виктором Балабиным и уехал ночным двенадцатичасовым поездом, пообещав приехать на этой неделе, которую он еще пробудет в Петербурге, где рассчитывает этой зимой поступить на службу...

Царское Село, вторник утром, 1 августа
<1839 г.>

...Господин Вигель давеча сказал мне: «Не иначе как вы владеете неким притягательным талисманом; из всех знакомых мне женщин вас любят больше всех — а между тем вы многих обижали, одних по необдуманности, других по небрежности. Я не нахожу даже, чтобы вы когда-либо особенно старались быть любезной. И что же? Вам все это прощают; у вас такой взгляд и такая улыбка, перед которыми отступают антипатия и недоброжелательство, в вас есть что-то милое и привлекающее всех». Не правда ли, очень любезно и очень лестно, если это в самом деле так? Хотя, бог знает, почему, я говорю «очень лестно»! Быть любимой всеми означает в сущности не быть по-настоящему любимой никем! Но я никогда не смотрю вещей. Лишь бы меня устраивала видимость. И еще есть книги, эти добрые и дорогие спутники, которые <нрзб.> любить бескорыстно (это тот прекрасный идеал, к которому я стремлюсь в своей системе взглядов на человечество, но которого я еще не достигла), — а прогулки, а моя лошадь! Как глупы люди, которые находят время скучать в жизни! Извини мне, дорогая Катрин, это длинное, философическое и капельку эгоистическое рассуждение! Вернемся к повествованию. <...>

41 со своей племянницей, красавицей м-ль Траверсе, и Мишель Рябинин, более толстый и веселый, чем когда-либо. Их мы тоже заставили совершить неплохую прогулку, только не утром, а вечером, который был поистине жарким, потому что за полчаса, минута в минуту, мы пробежали стаканов холодной воды, чтобы умерить наш внутренний жар, и в десять часов опять по железной дороге вернулись домой с Вольдемаром, Рябининым, Тираном и Золотницким. У нас мы застали Полуектовых, Баратынских, Вяземского и Валуевых; он (я разумею: Валуев) и Поль приезжали попрощаться с нами, на следующий день они отплывали пароходом в Гамбург и Нордерней, где Поль останется вместе с моей тетушкой на морских купаньях. Я забыла упомянуть Лермонтова, который назавтра ездил провожать этих господ на пароходе и потом нам рассказывал, что во время переезда несчастного Поля успело вырвать уже четыре раза. Мари проявляет героическое мужество: она не плакала до самого их отъезда. С ней оставили обеих девиц Полуектовых, чтобы те утешали ее и скрашивали ее одиночество. В субботу я каталась верхом с ней, Вольдемаром, Репниным, Виктором Балабиным и Икскюлем42<...>

Вечером у нас были Аннет Оленина43 со своим батюшкой44, Мари, Балабин, Репнин и Лермонтов; все они являли собой общество очень веселое, очень говорливое и очень занимательное. <...>

Во вторник я обедала в Павловске у кн. Щербатовой-Штерич. Ты меня спросишь: по какому случаю? Понятия не имею. Но я никак не могла отказаться, потому что она просила меня об этом и сама за мной приехала. Там были ее престарелая бабушка с седыми волосами и румяными щеками, Антуанетт Блудова45, Аннет Оленина и Лермонтов (можешь себе вообразить смех, любезности, шушуканье и всякое кокетничание — живые цветы, которыми украшали волосы друг у друга, словом, the whole array*2 обольщения, что мешает этим дамам быть приятными, какими они могли бы быть, веди они себя проще и естественнее, ведь они более умны и образованны, чем большинство петербургских дам). Они были очень увлечены разговорами о вечере, который давала в тот же день Аннет Оленина и который назывался «вечером шалуний»колоколов; что же до мужчин, то туда допускались только мужья (а они не мужчины, говорили дамы), вроде г. Ковалькова, г. Донаурова 46

Я услышала, как кн. Щербатова спросила у Аннет: «Вы не приглашаете м-ль Софи?» — и та ей ответила: «Нет, Софи было бы скучно, она любит побеседовать, а мы будем только смеяться и дурачиться друг с другом; будем беситься». При этом ужасном слове я, разумеется, сделала вид, будто ничего не слышу. Лермонтов был поражен моим серьезным

Мы прогулялись всей компанией, дойдя до воксала, а в девять часов кн. Щербатова снова в коляске отвезла меня в Царское Село. Она такая добрая, что я больше не хочу считать ее глупой. За чаем у нас были Мари Валуева со своими обеими спутницами, дядюшка Вяземский, Репнин и Лермонтов, чье присутствие всегда приятно и всех одушевляет. Антуанетт Блудова сказала мне, что ее отец очень ценит Лермонтова и почитает единственным из наших молодых писателей, чей талант постепенно созревает, подобно богатой жатве, взращиваемой на , ибо находит в нем живые источники таланта — душу и мысль!

Дождь перестал идти. Как мне хотелось бы, чтобы небо прояснилось: ведь именно с , Репниным, Лиз и Катрин Полуектовой мы собираемся совершить верховую прогулку сегодня вечером. Шла было речь даже о прогулке на мельницу, которую знает Пьер47; вместе с нами должны были поехать в коляске м-м Шевич с маменькой, кн. Трубецкая и Ливен; но «Будем справедливы» очень взволнована из-за падения с лошади, случившегося с ее братом, графом Бенкендорфом, на маневрах. Я надеюсь, он отделается тем, что немного похромает....

Царское Село, вторник утром, 8 августа <1839 г.>

...В четверг целый день у нас была м-ль Плюскова, которая приехала провести неделю в «Китае». Она обедала у нас, а потом мы повели ее в Павловский воксал, где я очень приятно провела два часа, гуляя и болтая с Шевичами, Озеровыми, Репниным и Лермонтовым. М-ль Плюскова непременно желала познакомится с последним, повторяя мне раз по своей привычке: «Ведь это ерой! Мне так жаль, что я не знакома с вашим ероем» (ты ведь знаешь, она не произносит начальную букву). И снова: «Ах, это поэт, это ерой! ероя». Я вынуждена была это сделать, но при этом, опасаясь какой-нибудь выходки с его стороны, — ведь я еще прежде грозила ему этим знакомством, а он ответил мне гримасой, — я вдруг краснею как маков цвет, в то время как она расточает ему комплименты по поводу его стихов. Он раскланивается перед ней и восклицает, глядя на меня: «Софья Николаевна, отчего вы так покраснели? Мне надобно краснеть, а не вам». И как объяснишь это смущение м-ль Плюсковой, увидевшей в нем новое доказательство моей страсти к не слишком скромному «ерою», который этим забавлялся? <...>

В субботу целый день лил дождь как из ведра, мы не могли даже двинуться из дома. У нас обедала м-ль Плюскова, а вечером были Лермонтов, Мари, Баратынские, Вяземский и Репнин. В воскресенье я узнала от м-ль Плюсковой, что г. Шарль де Бурмон собирается посетить Царское Село с генералом Чевкиным; еще две недели назад из газет я узнала о его приезде в Петербург и тщетно пыталась найти средство снестись с ним; я поручила м-ль Плюсковой, которая должна с ним обедать, сообщить ему, что мы здесь и что маменька будет рада принять его у себя; я была уверена, что это доставит ему удовольствие.

том, что было, а не о том, что будет, тебе надобно знать, что пишу я это в среду, в час пополуночи; и это единственно моя вина, так что не вздумай жалеть меня). Итак, мне пришлось прервать письмо, так как приходило несколько человек прощаться с нами перед отъездом: Баратынский — в Бородино, Натали Озерова — в Москву, а м-ль Плюскова — в Петербург. Последняя стала громко выражать свое удовольствие при виде входящего

г. де Бурмона<...>

Бурмон обедал у нас с Мари; к моему великому удовольствию, обед был превосходный; затем мы долго беседовали, и Андре, против своего обыкновения, был любезен с Бурмоном, который ему тоже понравился. В семь часов мы поехали кататься верхом: он, Лермонтов, Лиз и я. Бурмон был очарован Павловском, он уверял, что здесь намного красивее, чем в окрестностях Рима, а прогулка со мной , потому что я стала весьма благоразумной и уже не внушаю ему ужаса. Еще бы! Я предпочитала беседовать с ним, нежели скакать во весь опор, и я даже боялась за Лиз, которая ехала на Тери в сопровождении этого безумца Лермонтова, сидевшего на лошади по-гусарски и все время горячившего лошадь Лиз. Мы с ней вернулись к десяти

Царское Село, четверг, 8 часов утра, 17 августа
<1839 г.>

...Полетика <...> провел у нас три дня <нрзб.> в обществе моих братьев, в комнатках на их половине; очень забавно было видеть, как он прибыл к нам со своим дормезом, своими дорожными сундуками и двумя слугами; впрочем, мы совсем не стесняем его свободы и видели его только за завтраком, обедом и ужином <...>. Приехал он в пятницу, и в этот же день, после обеда, в нашей гостиной неожиданно появился г. Тургенев; он нисколько не изменился: все такой же любезный по-своему, неожиданный и оригинальный. Вечером он пил у нас чай с Вяземским и Мари Валуевой; Полетика в часов уже отправился спать.

В субботу была прекраснейшая погода, и мы воспользовались этим и совершили вечернюю прогулку верхом по новой очаровательной дороге через парк, которую проложили в Павловск; на прогулку ездили мы с Лиз, м-ль Штерич, Андре, Репнин, Балабин и Золотницкий. <...> А кончилось все ужасной грозой... <...> Нам пришлось переодеться с ног до головы. Вернувшись в гостиную, мы застали там множество гостей: г. Вигеля и его протеже, маленького г. Демидова из гусаров, кн. Щербатову, Антуанетт Блудову и ее батюшку, Мари Валуеву, Лермонтова, Левицкого, Репнина и Виктора Балабина, Вяземского и Полетику. В воскресенье сюда прибыл двор; прощай сельская свобода! <...>

В понедельник мы устроили прогулку верхом с Репниным и Балабиными, а вечером у нас были Мари, Лермонтов и наши кавалеры. Во вторник у нас обедала Аннет Оленина с твоим деверем Базилем... Вечером у нас была куча народу: Балабины и Репнин, все дамы Пашковы, Баратынский, Бартенев и Бороздин, — и Александр вернулся с полей!..

Сноски

*1 то же самое, но какое различие (англ.).

*2 все средства (англ.).

    С. Н. КАРАМЗИНА

    1 Китайская деревня на границе Екатерининского и Александровского парка строилась по проекту Ч. Камерона в 1782 г. Проект этот, предусматривавший ансамбль из восемнадцати домиков «в китайском стиле», окруженных галереей, поднятой на столбах, и восьмиярусной пагодой в центре, осуществлен не был; построено только восемь домиков, причем и их отделку не довели до конца. В этих домиках жили придворные, а в одном с 1816 по 1826 г. жил Н. М. Карамзин со своим семейством.

    2 Восьмигранный павильон в классическом стиле в центре китайской деревни (архитектор В. П. Стасов). Летом здесь устраивались придворные балы.

    3 Елизавета Николаевна Карамзина, младшая дочь Е. А. Карамзиной.

    4

    5 Вера Федоровна Вяземская, жена поэта П. А. Вяземского, сводного брата Екатерины Андреевны.

    6 Надежда Петровна Вяземская — дочь П. А. и В. Ф. Вяземских.

    7 Алексей Степанович Хомяков, поэт, глава славянофильского направления. На сходство его с Лермонтовым указывает также в своих воспоминаниях А. Н. Муравьев (см. с. 236).

    8 Вероятно, Николай Александрович Бутурлин.

    9

    10 Пашковы — Михаил Васильевич, ротмистр л.-гв. Гусарского полка, и его жена Мария Трофимовна.

    11 Конно-спортивное представление, в котором участвовали пары наездников и наездниц, демонстрируя свое мастерство.

    12 Тери —

    13 История этого ареста описана также М. Н. Лонгиновым (см. с. 196).

    14 В. Н. Карамзин, младший сын Н. М. Карамзина.

    15 У Карамзиных были поставлены водевили «Два семейства, или Модные мужья» А. Ваффляра, И. Фульгенция и Л. Пикара и «Карантин» Э. Скриба и Э. Мазера. Об этих водевилях и ролях, которые репетировал Лермонтов, см.: Мительман

    О затеваемом Карамзиными спектакле с неудовольствием писал жене П. А. Вяземский: «У Карамзиных затевается спектакль, бал и чуть ли не карусель. Екатерина Андреевна ничего не хочет, но дети хотят, и, следовательно, будет... Машеньку завербовали Карамзины в свою комедию. И ей не хотелось, и мне не хотелось, но слезы, вопли и неотвязчивость Софьи Николаевны все превозмогли» (Михаил Юрьевич Лермонтов. Сб. статей и материалов. Ставрополь, 1960, с. 151).

    16 А. Н. Карамзин.

    17 Прасковья Арсеньевна Бартенева.

    18 А. Г. Реми

    19 Шевичи: Мария Христофоровна, урожд. Бенкендорф, вдова генерал-лейтенанта И. Е. Шевича, командира л.-гв. Гусарского полка; ее сын Егор Иванович, с 1834 г. ротмистр того же полка; его жена Лидия Дмитриевна, урожд. Блудова; падчерица М. Х. Шевич — Александра Ивановна.

    20 Фрейлины Бартеневы — сестры Прасковья и Мария Арсеньевны.

    21 Бороздин —

    22 Балабины — братья Евгений, Иван и Виктор Петровичи и их сестра Мария, приятельница Гоголя, их родители — Петр Иванович, генерал-майор, и Варвара Осиповна.

    23 Клюпфели — В. Ф. Клюпфель, его жена и дочь.

    24 Анна Матвеевна, дочь сенатора М. Ф. Толстого, фрейлина, в 1838 г. вышедшая замуж за князя Л. М. Голицына, и ее мать — Прасковья Михайловна, урожд. Голенищева-Кутузова (старшая дочь М. И. Кутузова).

    25 Огаревы — Елизавета Сергеевна, урожд. Новосильцева, и ее дочь Александра Николаевна.

    26 Возможно, Ипполит Афанасьевич Зыбин.

    27 Захаржевский — комендант Петербурга. После ареста Лермонтова за дуэль с Барантом содействовал улучшению условий заключения: переводу Лермонтова из ордонанс-гауза на Арсенальную гауптвахту, а также разрешению посетить поэта. Но когда Лермонтов просил позволения навестить тяжело заболевшую бабушку, Захаржевский не взял на себя решение этого вопроса, ссылаясь на запрещение великого князя Михаила Павловича.

    28 Александра Ивановна Мещерская (урожд. Трубецкая), жена брата П. И. Мещерского.

    29 Прислуга Карамзиных.

    30

    31 См. примеч. 13. Первоначально Михаил Павлович приказал арестовать Лермонтова на 15 дней. Почему этот срок был увеличен еще на 6 дней, неизвестно. Во время ареста Лермонтов узнал, что Е. А. Арсеньева очень больна (см. письма Е. А. Верещагиной, с. 246). Он просил разрешения навестить ее, прибегал к помощи А. И. Философова, но только освободившись из-под ареста, Лермонтов смог успокоить бабушку.

    32 Ольга Степайовна Одоевская, жена В. Ф. Одоевского, писателя, ученого, историка, музыканта. Лермонтов часто посещал дом Одоевских. В свой последний приезд в Петербург он подарил О. С. Одоевской «Героя нашего времени», сделав на книге шутливую надпись. На шмуцтитуле название «Герой нашего времени» он продолжил словами «упадает к ногам ее прелестного сиятельства, умоляя позволить ему не обедать».

    33 «Демона». Это заставило Лермонтова еще раз вернуться к тексту поэмы. «Лопухинский список» исправлен его рукой и заключен новым посвящением: «Я кончил — из груди невольное сомненье...». См.: Боткин В. П. Письмо А. А. Краевскому. — Публичная библиотека. Отчет за 1889 г. СПб., 1893, с. 67—68.

    После этого, как видим, поэт читал «Демона» и у Карамзиных.

    34 Александра Осиповна Смирнова.

    35 Петр Александрович, камер-юнкер, позднее член «кружка шестнадцати», впоследствии министр внутренних дел, и его жена Мария Петровна, дочь П. А. Вяземского.

    36 Вероятно, Василий Николаевич Репнин-Волконский.

    37 В. А. Жуковский только что вернулся из заграничного путешествия.

    38 Александра Осиповна и ее муж Николай Михайлович.

    39

    40 О песенниках с табачной фабрики В. Г. Жукова см.: Пыляев М. И. Старый Петербург. СПб., 1887, с. 82.

    41 О Екатерине Леонтьевне Спафарьевой и ее отношении к Лермонтову П. А. Плетнев писал Я. К. Гроту 21 января 1841 г.: «Странно, что Спафарьева могла увлечься Лермонтовым. Ужели она сознает в душе возможность таких низостей, какими унизил автор княжну и ее мать?» (Грот Я. К., Плетнев П. А. Переписка. СПб., 1896, т. 1, с. 212). Имеется в виду роман «Герой нашего времени».

    42

    43 Анна Алексеевна Оленина, дочь А. Н. Оленина, которой был увлечен Пушкин. Ей посвящены его стихотворения. В 1840 г. она вышла за полковника л.-гв. Гусарского полка Ф. А. Андро. Лермонтов написал ей в альбом в день ее рождения 11 августа 1839 г. стихотворение, непринужденный, шутливый тон которого говорит о коротких приятельских отношениях между ней и поэтом.

    44 Алексей Николаевич Оленин, археолог и историк, директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств, был знаком с Лермонтовым. Есть указание на их несохранившуюся переписку.

    45 Блудова, писательница, знакомая А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, А. И. Тургенева, ближайшая подруга М. А. Щербатовой. В своих мемуарах она дала краткую, но меткую характеристику поэта: «Вот Лермонтов с странным смешением самолюбия не совсем ловкого светского человека и скромности даровитого поэта, неумолимо строгий в оценке своих стихов, взыскательный до крайности к собственному таланту и гордый весьма посредственными успехами в гостиных. Они скоро бы надоели ему, если бы не сгубили безвременно тогда именно, когда возрастал и зрел его высокий поэтический дар» (РА, 1889, № 1, с. 64).

    46 Карамзина пишет об одном из братьев Донауровых — Иване Михайловиче или Петре Михайловиче. Оба увлекались театром и литературой и были женаты.

    47

Раздел сайта: