Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
|
Схватка конных егерей с французскими кирасирами. 1832-1834 гг.
Рисунок изображает кавалерийскую схватку семи всадников. В центре французский кирасир в каске, с шашкой в поднятой руке, сзади на него замахивается саблей русский кавалерист конно-егерского полка; правее падающий со вздыбившейся лошади раненый кирасир, потерявший каску; сзади всадник, стреляющий из пистолета в скачущего вдалеке кирасира. Слева группа из двух конных егерей, одного скачущего и другого защищающегося от сабельного удара. На заднем плане большие деревья, две высокие ели и изгородь.
|
|
Вера - героиня романа "Княгиня Лиговская". 1835-1836гг.
Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, сто лет назад державший этот альбом в руках и заказавший копию акварели, определил ее как портрет Варвары Лопухиной. Портретное сходство подчеркивает родинка над бровью печальной молодой женщины. В ранней молодости, когда Лермонтов и Лопухина жили в Москве, приятели дразнили ее: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка».
В основу романа «Княгиня Лиговская» Лермонтов положил историю своих отношений с В. А. Лопухиной. Он полюбил ее в Москве, в последний год своего пребывания в университете. С тех пор они не виделись. Прошло более трех лет; неожиданно Лермонтов узнал, что она вышла замуж. Черты В. А. Лопухиной Лермонтов сообщил в романе образу Веры Дмитриевны. Герой, войдя в дом княгини, видит Веру впервые после долгой разлуки, уже замужней дамой: «Через несколько минут он должен был увидеться с женщиною, которая была постоянною его мечтою в продолжение нескольких лет [...]
|
|
Сцена из романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". 1831—1832гг.
Акварель опубликована Е. А. Ковалевской как сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В человеке в черной сутане исследовательница видит Клода Фролло с его «суровым, замкнутым, мрачным» лицом. Клод Фролло, погруженный в глубокое раздумье перед раскрытой книгой, — лейтмотив многих страниц и даже целых глав романа.
Возможно, рисунок связан с работой Лермонтова над «Испанцами» — его первой трагедией. Возможно, что на рисунке изображены кардинал и монах. Есть и другие версии.
|
|
Портрет неизвестного в красном жилете. 1830-1832гг.
|
|
Ахилл (Ашиль). 1831—1832гг.
Ахилл (Ашиль) — негр, точнее гвинеец, слуга в московском доме Лопухиных.
Летом 1832 года, вскоре по приезде в Петербург, Лермонтов писал своей московской приятельнице С. А. Бахметевой: «...прошу Вас от меня отнести поклон всем моим друзьям... во втором разряде коих Achille арап...»
С огромной симпатией изображен Ахилл в поэме Лермонтова «Сашка». В ней передан и внешний облик Ашиля — Зафира (так назван Ашиль в поэме).
|
|
Жанровая сцена. 1835-1836гг.
Все действующие лица сцены снабжены своеобразными опознавательными надписями. В центре рисунка, за клавикордами, в темных очках, халате и феске сидит мрачный старик. Судя по костюму, он дома. В его руках — раскрытая книга с надписью «tic douloureux» (то есть болезненное, нервное подергивание лица). Стоящий возле клавикорд красивый офицер, уже знакомый по рисунку первого верещагинского альбома, держит в руках большую, возможно, нотную тетрадь с надписью на обороте «imperturbabilite» («невозмутимость»). Справа, с почтительным поклоном, подходит к старику изящный господин, знакомый нам по двум лермонтовским шаржам из того же альбома. Афишка в его руке с надписью «Concert de Gracy» («Концерт Грасси») побуждает Е. А. Ковалевскую высказать предположение, что на рисунке — сам Иосиф Грасси, итальянец по происхождению, скрипач, первый солист императорских московских театров, которого Лермонтов «должен был» слышать.
|
|
Портрет неизвестного в плаще ("Фаталист"). 1836г.
Мужской портрет из альбома М. А. Шан-Гирей принято считать изображением лермонтовского «Фаталиста». Для этого нет никаких оснований, несмотря на то, что на рисунке имеется подпись рукою коллекционера Н. И. Рыбкина: «Шан-Гирей говорит, это Фаталист».
До нас дошел живописный портрет Ивана Васильевича Вуича, которого Лермонтов описал в повести «Фаталист» под фамилией Вулич. Между этим рисунком и подлинным портретом И. В. Вуича нет никакого сходства. Н. П. Пахомов, составитель первого, наиболее полного описания живописного наследия Лермонтова, тоже отвергает свидетельство Рыбкина. П. П. Шан-Гирей, не знавший Вуича лично, ошибся. Лицо, изображенное на рисунке, остается неузнанным.
|
|
Портрет неизвестного. 1830-1832гг.
Портрет изображает мужчину средних лет с крупными чертами лица, с длинными волосами и баками, одетого в наглухо застегнутый синий сюртук.
|
|
Портрет двух неизвестных. 1830-1832гг.
Оба портрета погрудные: левый — пожилой мужчина, бритый; правый — с баками и бородкой, но без усов.
|
|
Восточный человек в чалме. 1836г.
Давая краткое описание альбома М. М. Лермонтовой, Н. Рыбкин так говорит об этом рисунке: «На этой же странице Лермонтов кровавыми красками изобразил свирепого черкеса в чалме и подписал под рисунком: „1836 год, М. Л—ов“».
|