Живопись и графика Лермонтова (страница 10)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Схватка конных егерей с французскими кирасирами. 1832-1834 гг. М. Лермонтов.

Схватка конных егерей с французскими кирасирами. 1832-1834 гг.

Рисунок изображает кавалерийскую схватку семи всадников. В центре французский кирасир в каске, с шашкой в поднятой руке, сзади на него замахивается саблей русский кавалерист конно-егерского полка; правее падающий со вздыбившейся лошади раненый кирасир, потерявший каску; сзади всадник, стреляющий из пистолета в скачущего вдалеке кирасира. Слева группа из двух конных егерей, одного скачущего и другого защищающегося от сабельного удара. На заднем плане большие деревья, две высокие ели и изгородь.

Вера - героиня романа 'Княгиня Лиговская'. 1835-1836гг. М. Лермонтов.

Вера - героиня романа "Княгиня Лиговская". 1835-1836гг.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, сто лет назад державший этот альбом в руках и заказавший копию акварели, определил ее как портрет Варвары Лопухиной. Портретное сходство подчеркивает родинка над бровью печальной молодой женщины. В ранней молодости, когда Лермонтов и Лопухина жили в Москве, приятели дразнили ее: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка». В основу романа «Княгиня Лиговская» Лермонтов положил историю своих отношений с В. А. Лопухиной. Он полюбил ее в Москве, в последний год своего пребывания в университете. С тех пор они не виделись. Прошло более трех лет; неожиданно Лермонтов узнал, что она вышла замуж. Черты В. А. Лопухиной Лермонтов сообщил в романе образу Веры Дмитриевны. Герой, войдя в дом княгини, видит Веру впервые после долгой разлуки, уже замужней дамой: «Через несколько минут он должен был увидеться с женщиною, которая была постоянною его мечтою в продолжение нескольких лет [...]

Сцена из романа В. Гюго 'Собор Парижской Богоматери'. 1831—1832гг. М. Лермонтов.

Сцена из романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". 1831—1832гг.

Акварель опубликована Е. А. Ковалевской как сцена из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В человеке в черной сутане исследовательница видит Клода Фролло с его «суровым, замкнутым, мрачным» лицом. Клод Фролло, погруженный в глубокое раздумье перед раскрытой книгой, — лейтмотив многих страниц и даже целых глав романа. Возможно, рисунок связан с работой Лермонтова над «Испанцами» — его первой трагедией. Возможно, что на рисунке изображены кардинал и монах. Есть и другие версии.

Портрет неизвестного в красном жилете. 1830-1832гг. М. Лермонтов.

Портрет неизвестного в красном жилете. 1830-1832гг.

Ахилл (Ашиль). 1831—1832гг. М. Лермонтов.

Ахилл (Ашиль). 1831—1832гг.

Ахилл (Ашиль) — негр, точнее гвинеец, слуга в московском доме Лопухиных. Летом 1832 года, вскоре по приезде в Петербург, Лермонтов писал своей московской приятельнице С. А. Бахметевой: «...прошу Вас от меня отнести поклон всем моим друзьям... во втором разряде коих Achille арап...» С огромной симпатией изображен Ахилл в поэме Лермонтова «Сашка». В ней передан и внешний облик Ашиля — Зафира (так назван Ашиль в поэме).

Жанровая сцена. 1835-1836гг. М. Лермонтов.

Жанровая сцена. 1835-1836гг.

Все действующие лица сцены снабжены своеобразными опознавательными надписями. В центре рисунка, за клавикордами, в темных очках, халате и феске сидит мрачный старик. Судя по костюму, он дома. В его руках — раскрытая книга с надписью «tic douloureux» (то есть болезненное, нервное подергивание лица). Стоящий возле клавикорд красивый офицер, уже знакомый по рисунку первого верещагинского альбома, держит в руках большую, возможно, нотную тетрадь с надписью на обороте «imperturbabilite» («невозмутимость»). Справа, с почтительным поклоном, подходит к старику изящный господин, знакомый нам по двум лермонтовским шаржам из того же альбома. Афишка в его руке с надписью «Concert de Gracy» («Концерт Грасси») побуждает Е. А. Ковалевскую высказать предположение, что на рисунке — сам Иосиф Грасси, итальянец по происхождению, скрипач, первый солист императорских московских театров, которого Лермонтов «должен был» слышать.

Портрет неизвестного в плаще (Фаталист). 1836г. М. Лермонтов.

Портрет неизвестного в плаще ("Фаталист"). 1836г.

Мужской портрет из альбома М. А. Шан-Гирей принято считать изображением лермонтовского «Фаталиста». Для этого нет никаких оснований, несмотря на то, что на рисунке имеется подпись рукою коллекционера Н. И. Рыбкина: «Шан-Гирей говорит, это Фаталист». До нас дошел живописный портрет Ивана Васильевича Вуича, которого Лермонтов описал в повести «Фаталист» под фамилией Вулич. Между этим рисунком и подлинным портретом И. В. Вуича нет никакого сходства. Н. П. Пахомов, составитель первого, наиболее полного описания живописного наследия Лермонтова, тоже отвергает свидетельство Рыбкина. П. П. Шан-Гирей, не знавший Вуича лично, ошибся. Лицо, изображенное на рисунке, остается неузнанным.

Портрет неизвестного. 1830-1832гг. М. Лермонтов.

Портрет неизвестного. 1830-1832гг.

Портрет изображает мужчину средних лет с крупными чертами лица, с длинными волосами и баками, одетого в наглухо застегнутый синий сюртук.

Портрет двух неизвестных. 1830-1832гг. М. Лермонтов.

Портрет двух неизвестных. 1830-1832гг.

Оба портрета погрудные: левый — пожилой мужчина, бритый; правый — с баками и бородкой, но без усов.

Восточный человек в чалме. 1836г. М. Лермонтов.

Восточный человек в чалме. 1836г.

Давая краткое описание альбома М. М. Лермонтовой, Н. Рыбкин так говорит об этом рисунке: «На этой же странице Лермонтов кровавыми красками изобразил свирепого черкеса в чалме и подписал под рисунком: „1836 год, М. Л—ов“».

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: