Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
|
Горец. 1830-1832гг.
|
|
Конь. 1833-1834гг.
На обороте рисунка — надпись рукой П. А. Висковатова: «Этот набросок Лермонтова изъят из тетрадей его конца 30-х годов (прин[адлежавших] С. [А. М.] Верещагиной). Лер[монтов] охотно рисовал несущегося коня. В нем воплощал он «мысль». В «Узнике» — черногривый конь. Конь в «Гер[ое] нашего времени» играет важную роль во все мучительные минуты жизни Печорина...».
Неясно, почему рисунок был «изъят» из тетради.
|
|
А. А. Кикин. 1837г.
Портрет пензенского помещика Алексея Андреевича Кикина, знакомого Е. А. Арсеньевой, резко отрицательно относившегося к Лермонтову. При каких обстоятельствах сделан этот портрет, в точности неизвестно. Произведение примыкает к серии акварелей, старательно выполненных в 1837 году в Кисловодске.
|
|
А. Н. Муравьёв. Портрет маслом Лермонтова, 1835—1837 гг.
На портрете А. Н. Муравьев изображен сидящим прислонившись к стволу дерева, в высоком черном галстуке, одетый в желтый халат с нашитыми на груди карманами. Слева сзади вид усадьбы.
С А. Н. Муравьевым Лермонтов часто встречался в 1830-е годы в Царском Селе. В ту пору Муравьев выступал как драматург и поэт. О его сочинении «Путешествие ко святым местам в 1830 году» благожелательно отозвался Пушкин. Оно помогло ему занять место за прокурорским столом Синода и открыло путь в Российскую академию. Вопреки рассказам Муравьева, оставившего воспоминания о Лермонтове, особенной близости между ними не было, хотя поэт и обращался за помощью к Муравьеву накануне своего ареста.
|
|
Андрей Первозванный. 1829г. Копия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа).
Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.
Копия, написанная Лермонтовым по заданию своего учителя.
|
|
Мадонна с младенцем. 1829г. Рисунок 17-летнего Михаила Лермонтова с гравюры картины Гвидо Рени.
Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.
Копия, написанная Лермонтовым по заданию своего учителя.
|
|
Голова мужчины в испанском воротнике. Рисунок пером. 1832г.
|
|
Беседующие казаки. 1832–1834гг.
|
|
Всадники в восточных костюмах.
|
|
Скачущий всадник и наброски мужских голов. 1832–1834гг.
|