Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
|
Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841г.
Смысл рисунка пока не раскрыт. Правда, давно уже обращено внимание на интересное совпадение этого рисунка с ремаркой Лермонтова к стихотворению «Журналист, читатель и писатель»: «Комната писателя; опущенные шторы. Он сидит в больших креслах перед камином. Читатель, с сигарой, стоит спиной к камину. Журналист входит». На рисунке журналист отсутствует.
В военном, стоящем перед камином, усматривают портретное сходство с Лермонтовым, в сидящем молодом человеке узнают славянофила поэта А. С. Хомякова. Сравнение наброска с известным портретом Хомякова работы Э. А. Дмитриева-Мамонова дает основание для такого предположения. Оно подтверждается и полемикой, которую в 1840—1841 годах ведут Лермонтов и Хомяков.
Идейные столкновения с Хомяковым, отзвук которых находим в ряде лермонтовских стихов («Родина», «Спор» и др.), могут объяснить интерес Лермонтова-графика к его образу.
|
|
Всадник и всадница. Карандаш. 1841 год
|
|
Карикатуры на офицеров. 1832-1834гг.
|
|
Автошарж. Из альбома А. М. Верещагиной.
Лермонтов подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.
|
|
Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841г.
Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.
|
|
Пятигорск. Дом Реброва. Акварель.
|
|
Сражение. 1830г.
|
|
Конный рыцарь. Рисунок пером. 1832г.
|
|
Штатские на прогулке. Из альбома А. М. Верещагиной.
Высокий франт в очках, с модной в ту пору бородкой, окаймляющей лицо, гуляет (очевидно, по бульвару), горделиво закинув голову и выпятив грудь.
На заднем плане — второй господин с цилиндром в одной руке и хлыстом в другой. Фигуры разномасштабны, и неизвестно, связаны ли они сюжетно между собой.
С давних пор, рассматривая рисунки Лермонтова, мы постоянно видим на них одни и те же лица. Изображение мужчины в очках повторено в другом рисунке альбома. Можно узнать его и на обложке рукописи романа «Вадим».
|
|
Двое штатских. Из альбома А. М. Верещагиной.
На рисунке двое мужчин, один из которых, в очках, уже знаком нам по рисунку "Штатские на прогулке". Теперь он стоит за стулом старого модника с цилиндром в руке, устремившего куда-то нетерпеливый взгляд, с его губ срывается: «S’pas vrai!» («Это невероятно!»), причем фраза передана во французском разговорном произношении: «Ce n’est pas vrai».
|