Живопись и графика Лермонтова (страница 14)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841г. М. Лермонтов.

Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841г.

Смысл рисунка пока не раскрыт. Правда, давно уже обращено внимание на интересное совпадение этого рисунка с ремаркой Лермонтова к стихотворению «Журналист, читатель и писатель»: «Комната писателя; опущенные шторы. Он сидит в больших креслах перед камином. Читатель, с сигарой, стоит спиной к камину. Журналист входит». На рисунке журналист отсутствует. В военном, стоящем перед камином, усматривают портретное сходство с Лермонтовым, в сидящем молодом человеке узнают славянофила поэта А. С. Хомякова. Сравнение наброска с известным портретом Хомякова работы Э. А. Дмитриева-Мамонова дает основание для такого предположения. Оно подтверждается и полемикой, которую в 1840—1841 годах ведут Лермонтов и Хомяков. Идейные столкновения с Хомяковым, отзвук которых находим в ряде лермонтовских стихов («Родина», «Спор» и др.), могут объяснить интерес Лермонтова-графика к его образу.

Всадник и всадница. Карандаш. 1841 год М. Лермонтов.

Всадник и всадница. Карандаш. 1841 год

Карикатуры на офицеров. 1832-1834гг. М. Лермонтов.

Карикатуры на офицеров. 1832-1834гг.

Автошарж. Из альбома А. М. Верещагиной. М. Лермонтов.

Автошарж. Из альбома А. М. Верещагиной.

Лермонтов подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.

Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841г. М. Лермонтов.

Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841г.

Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.

Пятигорск. Дом Реброва. Акварель. М. Лермонтов.

Пятигорск. Дом Реброва. Акварель.

Сражение. 1830г. М. Лермонтов.

Сражение. 1830г.

Конный рыцарь. Рисунок пером. 1832г. М. Лермонтов.

Конный рыцарь. Рисунок пером. 1832г.

Штатские на прогулке. Из альбома А. М. Верещагиной. М. Лермонтов.

Штатские на прогулке. Из альбома А. М. Верещагиной.

Высокий франт в очках, с модной в ту пору бородкой, окаймляющей лицо, гуляет (очевидно, по бульвару), горделиво закинув голову и выпятив грудь. На заднем плане — второй господин с цилиндром в одной руке и хлыстом в другой. Фигуры разномасштабны, и неизвестно, связаны ли они сюжетно между собой. С давних пор, рассматривая рисунки Лермонтова, мы постоянно видим на них одни и те же лица. Изображение мужчины в очках повторено в другом рисунке альбома. Можно узнать его и на обложке рукописи романа «Вадим».

Двое штатских. Из альбома А. М. Верещагиной. М. Лермонтов.

Двое штатских. Из альбома А. М. Верещагиной.

На рисунке двое мужчин, один из которых, в очках, уже знаком нам по рисунку "Штатские на прогулке". Теперь он стоит за стулом старого модника с цилиндром в руке, устремившего куда-то нетерпеливый взгляд, с его губ срывается: «S’pas vrai!» («Это невероятно!»), причем фраза передана во французском разговорном произношении: «Ce n’est pas vrai».

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: