Живопись и графика Лермонтова (страница 2)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

На Горячих водах. 1825г. М. Лермонтов.

На Горячих водах. 1825г.

Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.

Эльбрус на восходе солнца. 1837-1838гг. М. Лермонтов.

Эльбрус на восходе солнца. 1837-1838гг.

На переднем плане, слева, на круто обрывающейся плоской голой скале, у края — фигуры двух человек; левее — всадника и двух оседланных лошадей. Справа, на заднем плане, гора Эльбрус в лучах восходящего солнца. Написана Лермонтовым после его возвращения из первой ссылки на Кавказ.

Бештау близ Железноводска. 1837г. М. Лермонтов.

Бештау близ Железноводска. 1837г.

Пейзаж окрестностей Пятигорска: "Бештау около Железноводска". На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка - немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время.

Лезгинка. 1837г. М. Лермонтов.

Лезгинка. 1837г.

В Тифлисе Лермонтов знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок "Лезгинка", где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома.

Бой при Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840-1841гг. М. Лермонтов.

Бой при Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840-1841гг.

Акварель изображает сцену похорон убитых после сражения при Валерике. На равнине среди гор построен взвод солдат. Перед ними гроба с убитыми и священник с диаконом. На втором плане белеют палатки среди двух деревьев; позади цепь гор. На переднем плане несколько отдельных пеших и конных фигур; поваленное дерево справа и холм с двумя фигурами военных возле дерева — слева.

Конный горец со значком. Акварель. 1836г. М. Лермонтов.

Конный горец со значком. Акварель. 1836г.

Среди небольших холмов изображен горец верхом на лошади, в чалме с полумесяцем и шароварах, с саблей у левого бока и ружьем за плечами. В правой руке у него знамя на длинном древке.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838г. М. Лермонтов.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838г.

К переправе через речку съезжает арба. С трудом удерживая ее напор, пригибаясь под нарастающей тяжестью ярма, с крутого берега сбегают волы. Ухватившись за ярмо, помогая волам, бородатый мужчина в заломленной назад барашковой шапке обернулся, чтобы успокоить сидящую в арбе молодую женщину, окутанную с головы до ног белым покрывалом. Скрытые от их глаз растущими возле поворота дороги деревьями и кустами, у реки притаились два всадника и договариваются, как лучше напасть на ничего не подозревающих путников. События еще нет — оно вот-вот совершится!..

Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. 1837г. М. Лермонтов.

Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. 1837г.

На первом плане, около рва, четверо убитых и три лошади; вдали скачущие фигуры гусаров, из которых один, раненый, откинулся назад; на правой стороне изображена схватка гусаров с конным повстанцем. Гусары одеты в красные доломаны и голубые брюки на-выпуск; за плечами светлосерые голубоватые шинели; чепраки голубовато-синие, с золотым шитьем и вензелем Николая I.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 1835г. М. Лермонтов.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 1835г.

Акварель изображает гористую местность с холмами, поросшими лесом. На переднем плане видны водяная мельница и плотина, через которую проходит дорога, круто поднимающаяся вверх. По дороге от мельницы вверх скачет тройка, запряженная в телегу. Ямщик в высокой шапке держит в поднятой руке кнут. В телеге сидит мужчина в шинели или плаще. С правой стороны видны ствол поваленного дерева и несколько пней.

Стоянка Нижегородского драгунского полка в Карагаче близ Тифлиса. 1841г. М. Лермонтов.

Стоянка Нижегородского драгунского полка в Карагаче близ Тифлиса. 1841г.

Совместно с Г.Г. Гагариным. Два друга, два боевых товарища совместно выполнили акварели, посвященные боевым действиям. Авторские надписи на работах: "Рисовал Лермонтов, расцвечивал Гагарин" точно отражают и процесс создания произведений, и сильные стороны дарований их создателей.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: