Живопись и графика Лермонтова (страница 3)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Эмилия, героиня драмы 'Испания'. 1830-1831гг. М. Лермонтов.

Эмилия, героиня драмы "Испания". 1830-1831гг.

На акварели В.А. Лопухина (предположительно) в образе героини "Испанцев" Эмилии, о которой в ремарке третьего действия пьесы сказано: "Эмилия входит бледная, в черном платье, в черном покрывале и с крестиком на груди своей".

В.А. Лопухина. Акварель Лермонтова. 1835г.

В.А. Лопухина. Акварель Лермонтова. 1835г.

К Варваре Александровне Лопухиной Лермонтов постоянно обращал свою память и поэтическое вдохновение. Образ любимой преследовал Лермонтова всю его жизнь. Он возникал в случайных набросках и в законченных портретах, в драматических сюжетах и в поэтических посвящениях.

Возможно, рисунок В.А. Лопухиной. Набросок, 1832-1834 гг. Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова.

Возможно, рисунок В.А. Лопухиной. Набросок, 1832-1834 гг. Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова.

Морской вид с парусной лодкой. 1828—1831гг. Рисунок Лермонтова из альбома М.М. Лермонтовой.

Морской вид с парусной лодкой. 1828—1831гг. Рисунок Лермонтова из альбома М.М. Лермонтовой.

На переднем плане среди вспененных волн изображена парусная лодка; справа на возвышенном берегу видны стены и башни крепости.

Дарьяльское ущелье и замок Тамары. 1837г. М. Лермонтов.

Дарьяльское ущелье и замок Тамары. 1837г.

В центре рисунка обрывистая гора с развалинами замка наверху. Внизу, среди скал, река, через которую перекинут деревянный мост. Слева на первом плане домик в два окна, с воротами, фигура солдата с собакой, вдали, среди скал, всадник. На заднем плане горы.

Волобуева мельница (Ночной пейзаж). Рисунок Лермонтова. Тушь. 1837г.

"Волобуева мельница" (Ночной пейзаж). Рисунок Лермонтова. Тушь. 1837г.

Лермонтов приходил сюда не раз. Об этом свидетельствует его второй рисунок, подписанный "21 мая после прогулки на мельницу Волобуева". Владелец мельницы, почётный гражданин Ставрополя, богатый купец Волобуев, был известен как строитель зданий губернских присутственных мест, созданных по проекту братьев Бернардацци.

Офицер верхом и амазонка. Пятигорская сцена. 1840-1841гг. М. Лермонтов.

Офицер верхом и амазонка. Пятигорская сцена. 1840-1841гг.

Рисунок неоднократно воспроизводился как иллюстрация к «Княжне Мери». Однако для такого прямого сопоставления нет достаточных оснований, хотя хронологически роман (законченный в 1840 году) и рисунок вполне совместимы. Можно было бы рассматривать рисунок как некую параллель к тому месту романа, где Печорин помогает Мери переехать вброд речку Подкумок: «Я взял под уздцы лошадь княжны и свел ее в воду, которая не была выше колен; мы тихонько стали подвигаться наискось против течения [...]. Мы были уже на средине, в самой быстрине, когда она вдруг на седле покачнулась. «Мне дурно!» — проговорила она слабым голосом... Я быстро наклонился к ней, обвил рукою ее гибкую талию. «Смотрите наверх! — шепнул я ей, — это ничего, только не бойтесь; я с вами». На рисунке — военный, поддерживающий за талию женщину в вуали. Однако едут они не через реку, как в романе, а по дороге вдоль обрыва.

Маневры в Красном Селе. Бумага, акварель 1834г. М. Лермонтов.

Маневры в Красном Селе. Бумага, акварель 1834г.

Рисунок сделан Лермонтовым в пору пребывания в юнкерской кавалерийской школе, перенесшей его в обстановку грубого и разнузданного быта, маршировок и бесконечных парадов.

С.А. Раевский. Акварель М.Ю. Лермонтова, 1836 г.

С.А. Раевский. Акварель М.Ю. Лермонтова, 1836 г.

Портрет молодого человека в синем сюртуке считался до сих пор, без достаточного основания, портретом друга Лермонтова — Святослава Афанасьевича Раевского. Ссылались на свидетельство внучки С. А. Раевского — Л. В. Раевской, на семейные предания, из которых следовало, что портрет Раевского работы Лермонтова существовал, но в начале XX века был продан московскому собирателю Брокару. С тех пор следы портрета не обнаружены. Отсутствие изображений С. А. Раевского не позволяет произвести необходимую идентификацию портрета.

Фронтиспис к рукописи 'Кавказского пленника'. 1828г. М. Лермонтов.

Фронтиспис к рукописи "Кавказского пленника". 1828г.

Рисунок Лермонтова украшает рукопись его собственной поэмы "Кавказский пленник", написанной тринадцатилетним поэтом в подражание одноименной пушкинской поэме. На рисунке — скачущий на коне черкес влачит на аркане русского пленника.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: