Живопись и графика Лермонтова (страница 4)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Алексей Аркадьевич Столыпин в костюме курда. 1841г. М. Лермонтов.

Алексей Аркадьевич Столыпин в костюме курда. 1841г.

Под именем Монго в гусарской среде, а затем и в петербургских гостиных был известен друг и родственник Лермонтова — Алексей Аркадьевич Столыпин (1816—1858). По окончании школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров он, как и Лермонтов, был выпущен в лейб-гвардии гусарский полк; так же как и Лермонтов, принадлежал к оппозиционному кружку «шестнадцати», а когда в 1840 году Лермонтов отправился в новую кавказскую ссылку, то Столыпин, тоже находившийся в опале, последовал за ним.

Молодая женщина и старуха. Бумага, карандаш. Рисунок Лермонтова, 1832-1834гг.

Молодая женщина и старуха. Бумага, карандаш. Рисунок Лермонтова, 1832-1834гг.

Рисунок изображает сидящую на кровати молодую женщину в высокой прическе и стоящую возле нее старуху в чепце, очках и пестрой шали. Возможно, рисунок является иллюстрацией к поэме Пушкина "Домик в Коломне".

Испанец в белом кружевном воротнике. Акварель Лермонтова, 1837г.

Испанец в белом кружевном воротнике. Акварель Лермонтова, 1837г.

Акварель изображает мужчину средних лет с длинными волосами, усами и бородой, с резкими чертами лица, в белом кружевном воротнике.

Герцог Лерма. 1832—1833гг. М. Лермонтов.

Герцог Лерма. 1832—1833гг.

В юности некоторые свои письма Лермонтов подписывал именем "Lerma", полагая, что происходит от легендарного предка - "родоначальника" фамилии Лермантовых (так она писалась) - испанского владетельного герцога Лерма. К началу 1830-х годов относится первая попытка создания портрета этого легендарного "предка". Позже он узнал, что фамилия Лермонтовы происходит от шотландского барда XII столетия - Томаса Лермонта и стал писать свою фамилию через "о" - Лермонтов.

Светская сцена. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Перо, чернила. 1840-1841 гг.

Светская сцена. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Перо, чернила. 1840-1841 гг.

Рисунок изображает военного, сидящего с женщиной на диване за круглым столом, - справа и фигуру военного в черкеске, бросившего шапку на пол, стоящего в позе отчаяния, - слева. В фигуре стоящего военного можно найти черты сходства с Монго-Столыпиным.

Прогулка верхом. Рисунок карандашом Лермонтова, 1832—1834гг.

Прогулка верхом. Рисунок карандашом Лермонтова, 1832—1834гг.

Рисунок изображает в центре даму с мужчиной верхами. Слева домик на пригорке, справа большое дерево.

Наброски мужских и женских голов, среди которых портрет В.А. Лопухиной. Рисунок из юнкерской тетради. Бумага, карандаш 1834г. М. Лермонтов.

Наброски мужских и женских голов, среди которых портрет В.А. Лопухиной. Рисунок из "Юнкерской тетради". Бумага, карандаш 1834г.

Рисунок. Бумага, тушь, перо. 1837г. М. Лермонтов.

Рисунок. Бумага, тушь, перо. 1837г.

Рисунок находится на одном листе с автографом стихотворения "Никто моим словам не внемлет… я один..."

Дарьяльское ущелье возле станции. 1837г. М. Лермонтов.

Дарьяльское ущелье возле станции. 1837г.

На рисунке — арба, запряженная парой волов, и одна из маленьких осетинских мельниц, которые Пушкин упоминает в «Путешествии в Арзрум». Но главное в этом пейзаже — могучая белокаменная скала, нависшая над самой дорогой. Лермонтов нарисовал Военно-Грузинскую дорогу, Терек и белокаменную скалу, встречающую путешественников у ворот Большого Кавказа, стоя на середине каменистого ложа реки, течение которой в ту пору отклонялось к правому берегу.

Древняя рать. 1828г. М. Лермонтов.

Древняя рать. 1828г.

В музее, где хранится эта акварель, за ней утвердилось название «Отряд древних воинов». На обороте акварели надпись неизвестной рукой: «Вид лесистой и гористой местности с ратью древних воинов. Рисовал М. Ю. Лермонтов». Действительно, в долине, ограниченной остроконечными горами, движется рать пеших и конных воинов, вооруженных копьями. На переднем плане — воин в кольчуге, с мечом на поясе. Рядом с ним — другой, со щитом, луком и стрелами. Интересно, что рать русская, а горы — Кавказские, напоминающие по форме Бештау. На склоне дальней горы — чета деревьев. Несомненно, рисунок принадлежит Лермонтову, относится к числу самых ранних и возник в связи с интересом Лермонтова к русской истории. С детства внимание Лермонтова привлекали татарское нашествие и «колыбель воинственных славян» — древний Новгород. В стихах и поэмах, подобно поэтам-декабристам, он призывал подражать древним славянским героям, отдавшим жизнь за честь и свободу родной земли. К 1829 году относится начало неосуществленной поэмы «Олег».

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: