Живопись и графика Лермонтова (страница 5)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Развалины на берегу Арагвы в Грузии. 1837г. М. Лермонтов.

Развалины на берегу Арагвы в Грузии. 1837г.

Побывав в 1837 году в верховьях Арагвы, в Койшаурской долине, Лермонтов был восхищен видом этих мест и зарисовал их. В XIX веке крепость-монастырь, возвышающаяся на скале, только начала разрушаться. Монастырская церковь пустовала уже в XVIII веке. К нашему времени все монастырские строения осыпались почти до основания, и старинный памятник грузинского зодчества остался лишь на лермонтовском рисунке... Силой творческого воображения Лермонтов в поэме «Демон» населил это пустынное место и превратил его в замок Гудала. Рисунок стал и иллюстрацией к поэме.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография раскрашенная акварелью. 1837-1838гг. М. Лермонтов.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография раскрашенная акварелью. 1837-1838гг.

Название принадлежит Лермонтову, но оно не совсем точно. Гора, которую Лермонтов назвал Крестовой, на самом деле называется Кабарджина; она примыкает к Крестовой с севера. Селение, изображенное на картине, расположено между Казбеги и Коби. Указанное Лермонтовым место обнаружить было нелегко. Дело в том, что переводя на литографический камень изображение, Лермонтов не перевернул его, поэтому перевернутым получилось изображение на оттиске. В действительности, место, с которого Лермонтов рисовал, обрывистый утес, на котором высятся храм Сиони и старинная башня, находятся слева, а Терек справа.

Сражение с горцами (Кавалерийская схватка русских с горцами). Бумага, акварель 1831г. М. Лермонтов.

Сражение с горцами (Кавалерийская схватка русских с горцами). Бумага, акварель 1831г.

Рисунок, свободно исполненный легкими широкими мазками, изображает схватку горцев с русскими войсками. На переднем плане упавшая лошадь без всадника, около нее кавказец верхом, с занесенной саблей, слева на него замахивается шашкой военный с ружьем в чехле за плечами. На заднем плане группа из пяти всадников.

Тифлис. Майдан. Замок Метехи. 1837г. М. Лермонтов.

Тифлис. Майдан. Замок Метехи. 1837г.

Рисунок изображает старинный Метехский замок на отвесной скале и церковь св. Шушаны, домики над обрывом и узкий Авлабарский мост, в то время единственный, за ним строения старого города, взбегающие на правый берег. На переднем плане верблюды, погонщики. Человек ведет коня в поводу, собачонка бросается под ноги верблюдов; навстречу этой процессии едет всадник на горячем коне; за невысокой оградой — дома с плоскими крышами, с галереями, висящими на косых упорах, утопающие в зелени садов. Караван движется по направлению к Майдану (рынку) от знаменитых «Сумбатовских бань» - отмеченной Лермонтовым в письме достопримечательности Тифлиса.

Тройка, выезжающая из деревни. 1832-1834гг. М. Лермонтов.

Тройка, выезжающая из деревни. 1832-1834гг.

Шаховской, Хомутов, В дортуаре. Из юнкерской тетради. 1832-1834 гг. М. Лермонтов.

Шаховской, Хомутов, "В дортуаре". Из юнкерской тетради. 1832-1834 гг.

На рисунке изображены — справа юнкер Леонид Николаевич Хомутов, слева — юнкер князь Иосиф Шаховской, имевший огромный нос и получивший прозвание «курок» оттого, что один из общих товарищей по школе юнкер Сивере, «в виде шутки подкладывал свою согнутую у локтя руку под громадный нос Шаховского и командовал прием «под курок». Внизу, на рисунке «В дортуаре», тот же Шаховской изображается лежащим в постели с резко выдающимся на подушке носом. А неподалеку от него группа товарищей-юнкеров у стола читает «историю носа Шаховского, иллюстрированную картами и политипажами, сочиненную товарищами и в числе их и самим Лермонтовым» (Н. Н. Манвелов)

Герцог Лерма, рисунок Лермонтова.

Герцог Лерма, рисунок Лермонтова.

Ребенок, тянущийся к матери. Рисунок Лермонтова, 1829г.

Ребенок, тянущийся к матери. Рисунок Лермонтова, 1829г.

Внизу справа надпись рукою Лермонтова: "Dessine par M. L. l’an 1829". На рисунке изображен по пояс обнаженный курчавый ребенок, припавший к матери. Фигура матери не дана, видна только ее левая рука, поддерживающая ребенка. Описываемый рисунок представляет собой обычную ученическую перерисовку какой-либо гравюры с картины итальянского художника, которые были тогда в большой моде.

Конногренадёр. Бумага, тушь, перо. 1830г. М. Лермонтов.

Конногренадёр. Бумага, тушь, перо. 1830г.

Гуляние в саду. Бумага, тушь, перо. М. Лермонтов.

Гуляние в саду. Бумага, тушь, перо.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: