Живопись и графика Лермонтова (страница 6)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Бивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом. 1835 г. М. Лермонтов.

Бивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом. 1835 г.

На переднем плане акварели - живописно расположенная группа из одиннадцати человек, поименно перечисленных на медной дощечке, прикрепленной к старинной раме: «1. Корнет князь Николай Сергеевич Вяземский лежит. 2. Ротмистр Григор. Витт с вахмистром Докучаевым вдали. 3. Штаб-ротмистр Алекс. Григорьевич Ломоносов сидит на ковре. 4. Ротмистр Ив. Ив. Ершов стоит слева руки позади. 5. Посланник в Бразилии Сергей Григорьевич Ломоносов. 6. Поручик Яковлев сложа руки на груди. 7. Флигель-адъютант ротмистр Ираклий Абрамович Баратынский. 8. Корнет князь Витгенштейн, с трубкой в руке. 9. Корнет князь Александр Егорович Вяземский, рассказывающий полковнику князю Дмитрию Алексеевичу Щербатову, который сидит на складном стуле, о похищении из Императорского Театрального училища воспитанницы, танцовщицы, девицы Кох». Похищение, о котором беседуют персонажи акварели, в свое время занимало весь Петербург, вызвав смятение в дирекции училища и в среде театральных чиновников, потому что всем было известно, «что Кох обратила на себя внимание очень высокой особы»19. В николаевские времена подобный случай был весьма нередок. Но возможность «шутить» с коронованной особой не допускалась. По приказу Николая I похититель (им оказался князь А. Е. Вяземский) и беглянка были найдены и строго наказаны. Написав картину с «легендой», Лермонтов косвенным образом рассказал о взволновавшей его истории, хорошо понятной современникам по простому намеку.

Испанец с кинжалом. Акварель. 1830-1831гг. М. Лермонтов.

Испанец с кинжалом. Акварель. 1830-1831гг.

Акварель изображает мужчину в испанском костюме, в плаще, в кружевном воротнике, с орденскою цепью на шее, сидящим в кресле и держащим в правой руке обнаженный кинжал.

Испанец с фонарём и католический монах. Бумага, акварель 1831г. М. Лермонтов.

Испанец с фонарём и католический монах. Бумага, акварель 1831г.

Сюжет будущей драмы «Испанцы» Лермонтов впервые набросал в своей тетради весной 1830 года. «Испания, - пишет известный исследователь творчества Лермонтова Б. М. Эйхенбаум, - понадобилась Лермонтову только как исторический символ и политический шифр, при помощи которого можно было высказать свои мысли о положении на родине». Герои первой трагедии Лермонтова, создававшейся в мрачной обстановке последекабристского гнета, - кастильские дворяне, иезуиты, служители инквизиции. Не случайно, что образы средневековой Испании привлекли внимание и Лермонтова-живописца.

Дуэль. Бумага, тушь, перо. 1832-34гг. М. Лермонтов.

Дуэль. Бумага, тушь, перо. 1832-34гг.

Рисунок изображает дуэль между двумя военными. Слева стоит военный, стреляющий из пистолета в стоящего правее военного, держащего пистолет повернутым в сторону. Справа два секунданта в военной форме. Рисунок много раз воспроизводился как иллюстрация к «Герою нашего времени», с которым он, однако, ничего не имеет общего, так как исполнен в 1832—1834 гг., когда Лермонтов над романом еще не работал.

Автограф стихотворения 'Стансы' с портретом Сушковой. 1830г. М. Лермонтов.

Автограф стихотворения "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор...") с портретом Сушковой. 1830г.

История отношений Лермонтова и Е. А. Сушковой, близкой приятельницы Сашеньки Верещагиной, - весьма драматический «сюжет» в личной и творческой биографии поэта. Они познакомились ранней весной 1830 года. У Сашеньки Верещагиной Катя Сушкова встретила «неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой» Тогда Сушкова отвергла любовь подростка и посмеялась над ней ("Смеялась надо мною ты..."). В 1835 году они поменялись ролями. Судьба свела их вновь в Петербурге. И Лермонтов отомстил ей за слезы, которые его «заставило проливать кокетство m-lle С. пять лет тому назад». Этот второй круг отношений получил отражение в романе «Княгиня Лиговская». В непривлекательном образе Негуровой нетрудно было узнать Сушкову.

Автограф посвящения к поэме Аул Бастунджи с рисунками Лермонтова. 1831г.
Рисунок на автографе посвящения к поэме Аул Бастунджи. 1831

Автограф посвящения к поэме Аул Бастунджи с рисунками Лермонтова. 1831г.

Первый рисунок изображает скачущую неоседланную лошадь, из-под ног которой поднимаются клубы пыли. Второй рисунок изображает вершины гор, утесы с деревьями, облака, цепляющиеся за утесы.

Черновой автограф поэмы 'Ангел смерти'. 1831г. М. Лермонтов.

Черновой автограф поэмы "Ангел смерти". 1831г.

Всадник, голова лошади, мужское лицо. Наброски. Бумага, тушь, перо. 1832-1834гг. М. Лермонтов.

Всадник, голова лошади, мужское лицо. Наброски. Бумага, тушь, перо. 1832-1834гг.

Портрет офицера с трубкой. Бумага, тушь, перо. 1832-34гг. М. Лермонтов.

Портрет офицера с трубкой. Бумага, тушь, перо. 1832-34гг.

Тамань. Домик над обрывом. 1837г. М. Лермонтов.

Тамань. Домик над обрывом. 1837г.

Офицер М. И. Цейдлер, побывавший в Тамани, вспоминает о соседях своих, живших в маленьком домике на обрывистом морском берегу, о молодой соседке, красота которой не могла оставить его равнодушным: «Когда я... рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении... то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь».

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: