Живопись и графика Лермонтова (страница 8)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Неизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский). Акварель, 1837г. М. Лермонтов.

Неизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский). Акварель, 1837г.

Долгое время портрет считался автопортретом М.Ю. Лермонтова. Однако, позднее было установлено, что это портрет декабриста кн. А.И. Одоевского с которым поэт познакомился на Кавказе в 1837 году. На Кавказ Одоевский приехал совсем больным после сибирской ссылки в 1837 году и умер в том же году.

Юрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годы

Юрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годы

Акварель Лермонтова с картины маслом неизвестного художника. Юрий Петрович - отец поэта, после смерти своей супруги, оставил сына на попечение бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. За это бабушка обещала сделать внука единственным своим наследником. Юрий Петрович умер в 1831 году и считается, что этот акварельный портрет скопирован поэтом с масляного оригинала, когда он приезжал на похороны в имение Кропотово.

Нападение. 1829г. М. Лермонтов.

Нападение. 1829г.

В 1825 году десятилетний Лермонтов вместе с бабкой ездил из Горячеводска на Терек, в имение Шелковое, принадлежавшее сестре Е. А. Арсеньевой — Е. А. Хастатовой. Имение находилось на границе Чечни. Все в этом крае было необыкновенно и ново — нравы, характеры и горцев и русских, казаков, солдат, офицеров; на них наложили свой отпечаток кавказская жизнь и законы долголетней войны. Путешествие было небезопасно — на дорогах везде стояли казачьи пикеты, переезды совершались не иначе, как под охраной вооруженного отряда с пушкой. Воображение юного Лермонтова поражали рассказы о кровопролитных сражениях и схватках с горцами, о засадах и нападениях, подстерегавших казаков на каждом шагу.

Волобуева мельница. 1837г. М. Лермонтов.

Волобуева мельница. 1837г.

В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале г. Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева. На рисунке надпись рукою Лермонтова: «21 мая после прогулки на мельницу Волобуева».

Воспоминание о путешествии. 1837г. М. Лермонтов.

Воспоминание о путешествии. 1837г.

Французские и английские реплики двух беседующих в переводе на русский означают: "Эльбрус! -о - о но скала Канкаль! ( игра слов " nocher de Cancal" означает также название ресторана в Париже). Ответная английская реплика: " О, замечательно!" Ниже, тоже рукой Лермонтова: "Воспоминания о путешествии".

Сцены из ставропольской жизни. 1837г. М. Лермонтов.

Сцены из ставропольской жизни. 1837г.

Лермонтов изобразил несколько лиц из его ставропольского окружения, в том числе двух генералов. В одном из них, усердно и размашисто крестящемся, узнаётся Г.В. Розен, командир отдельного Кавказского корпуса, под начальством которого служил Лермонтов.

Горское селение. 1840-1841г. М. Лермонтов.

Горское селение. 1840-1841г.

Тарханы. Пейзаж с двумя березами. 1828-1832гг. М. Лермонтов.

Тарханы. Пейзаж с двумя березами. 1828-1832гг.

Самые первые, а потому и самые прочные впечатления Лермонтова — это скромный, прелестный пейзаж села Тарханы Пензенской губернии, где прошли первые тринадцать лет его жизни. Дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, непыльные проселочные дороги, кое-где березы, белеющие среди желтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы.

Тройка на деревенской улице. 1834г. М. Лермонтов.

Тройка на деревенской улице. 1834г.

Благословение молодых. 1835г. М. Лермонтов.

Благословение молодых. 1835г.

Молодая женщина и седой господин с черными усами преклонили колена перед толстым попом в очках, читающим текст из евангелия. За ними — самодовольный пожилой барин со взбитым коком, в высоких воротничках и старуха в чепце. Рядом со священником — дьячок и дьякон с кадилом. Это — шарж, в котором, кроме острой характеристики всех действующих лиц, есть нечто печальное. Особенно в фигуре и выражении лица молодой женщины, в облике которой есть несомненное, легко уловимое сходство с В. А. Лопухиной.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: