Живопись и графика Лермонтова (страница 9)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского 'Аммалат-Бек'. Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского "Аммалат-Бек". Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

Сцена изображает Аммалат-Бека, стреляющего в полковника Верховского. «...Конь его [Верховского], почуяв брошенные повода, ускорил ход и, таким образом, вдвоем с Аммалатом они далеко опередили отряд... ...Он [Аммалат-Бек] пустил вскачь коня своего, чтобы иметь время справиться с оружием, и вдруг обратился навстречу полковнику, пронесся мимо и стал давать быстрые круги около. С каждым скоком сильней разгоралось в нем пламя бешенства. Ему казалось, что свистящий мимо ушей воздух жужжал ему: "Убей, убей! Это враг твой! Вспомни Селтанету..." Он схватил из-за плеча меткое ружье свое, взвел курок и, ободряя себя криком, поскакал с кровожадною решительностью к обреченной жертве. Между тем Верховский, не питая ни малейшего подозрения, спокойно смотрел на скачку Аммалата, воображая, что он, по напутному обычаю азиатцев, хочет поджигитоватъ. — Стреляй в цель, Аммалат-бек! — закричал он несущемуся на него убийце. — Какая цель лучше груди врага! — отвечал Аммалат-бек, наскакивая, и в десяти шагах спустил курок!.. Выстрел грянул... и молча, медленно свалился полковник с седла».

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского 'Аммалат-Бек'. Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского "Аммалат-Бек". Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

В центре рисунка — Аммалат-Бек, бросивший к постели умирающего хана Султан-Ахмета отрезанную голову полковника Верховского. Вокруг постели — семья хана и его приближенные. Рисунков иллюстрирует следующий эпизод повести: «Посреди комнаты на тюфяке лежал хан, обезображенный быстрою болезнию. […] Жена и дочь рыдали на коленях у его ложа; старший его сын Нуцал в безмолвном отчаянии стоял в ногах, склонив чело на сжатую руку. Несколько женщин и нукеров плакали тихо поодаль. Все это, однако ж, не поразило, не образумило Аммалата, преисполненного одною мыслию. Он твердою поступью приблизился к хану и громко сказал ему — Здравствуй, хан! Я привез тебе подарок, от которого бы оживился мертвец. Готовь свадьбу; вот мой выкуп за Селтанету! Вот голова Верховского! — С этим словом он бросил ее к ногам хана».

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского 'Аммалат-Бек'. Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского "Аммалат-Бек". Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

Рисунок изображает на переднем плане Аммалат-Бека, иллюстрирует следующий эпизод повести: "Но с самого начала дела до тех пор, покуда ни одного неприятеля не осталось вблизи, русские с изумлением видели перед собою статного черкеса на белом коне, который тихим шагом проезжался взад и вперед мимо наших редантов. Все узнали в нем того самого всадника, что перескочил через траншеи в полдень, вероятно для подговора черкесов напасть на русских сзади, в то время, как они хотели выпустить из ворот не удавшуюся теперь вылазку. Брызжа и урча, прыгали около него картечи. Конь его рвался на поводах, но сам он, хладнокровно поглядывая на батареи, ехал вдоль их, будто с них осыпали его цветами".

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского 'Аммалат-Бек'. Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева-Марлинского "Аммалат-Бек". Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг.

Рисунок иллюстрирует эпизод смерти Аммалат-Бека: «Ночью, когда уже все утихло, артиллерист сидел над полумертвым своим пленником, с участием рассматривая его при тусклом свете фонаря [...] Пленник вздохнул тяжело и, с усилием подняв руку до лба, открыл ею свои отяжелевшие веки, произнося про себя неясные звуки, несвязные слова... [...] Судорожное движение прервало бред его; невыразимо страшный стон вырвался из груди страдальца и он впал в томительное забытье, в котором одна душа живет еще, чтобы страдать.

Юноша в бурнусе. 1831г. М. Лермонтов.

Юноша в бурнусе. 1831г.

В пансионе Лермонтов интересовался Востоком и обнаруживал познания в археологии и истории искусства. В Московском университете преподавали крупные востоковеды, читались лекции по арабской и персидской словесности, а на практических занятиях разбирались труды историков и поэтов древности. Эти занятия не прошли даром. Интерес к Востоку Лермонтов сохранял всю жизнь. Отразился он и в некоторых его живописных работах. Акварель изображает смуглого юношу восточного типа в бурнусе и тюрбане; подписана и датирована самим Лермонтовым.

Молодой мужчина в шинели у окна. Рисунок карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг.

Молодой мужчина в шинели у окна. Рисунок карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг.

Всадники с ружьями. 1832-1834 гг. М. Лермонтов.

Всадники с ружьями. 1832-1834 гг.

Сцена из военной жизни. 1832-1834 гг. М. Лермонтов.

Сцена из военной жизни. 1832-1834 гг.

Зимний возок. 1832-1834 гг. М. Лермонтов.

Зимний возок. 1832-1834 гг.

Крестьянин под деревом. 1832-1834 гг. М. Лермонтов.

Крестьянин под деревом. 1832-1834 гг.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

Раздел сайта: