Поиск по творчеству и критике
Cлово "VITA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие и увековечение памяти Лермонтова. Лермонтов в Италии
Входимость: 2. Размер: 13кб.
2. Головко В.М.: Проза в пространстве культуры. 1. "Опыты" М. Монтеня как прототекст романа "Герой нашего времени": о традициях философского скептицизма в "Фаталисте"
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие и увековечение памяти Лермонтова. Лермонтов в Италии
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: Турин, 1963, с вступительной статьей А. М. Рипеллино) и монографии слависта В. Джусти о творчестве Л. «Il Demone e l’angelo. Lermontov e la Russia del su tempo» («Демон и ангел. Лермонтов и Россия его времени», Мессина-Флоренция, 1968 г.), с начала 1980-х и до середины 1990-х годов творчество Л. практически не привлекало внимание итальянских исследователей. В то время итальянская славистика отдавалa предпочтение советской литературе. В 1990-х г. интерес славистов к Л. возобновляется. В 1993 г. под редакцией Далл’Альо Джанэрнеста вышла работа: «Il “Vadim” di Lermontov: tra romanzo “demoniaco” e idillio settecentesco» («“Вадим” Лермонтовa: “Демонический” роман и идиллия восемнадцатого века») («AION. Slavistica», 1 (1993)). Свою статью «Tra Settecento “larmoyant” e introspezione psicologica. Lermontov: alle origini di un realismo» («Лермонтовский восемнадцатый век и психологический самоанализ. Лермонтов: истоки реализма») Далл’Альо посвятил сравнению...
2. Головко В.М.: Проза в пространстве культуры. 1. "Опыты" М. Монтеня как прототекст романа "Герой нашего времени": о традициях философского скептицизма в "Фаталисте"
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: восходят к давним философским традициям, в результате чего актуализированные ими этносоциальные и онтологические вопросы освещались в свете вековых духовно-нравственных исканий, то есть с позиций и в контексте "большого времени". "Портрет" маргинального героя переходного времени в романе Лермонтова не мог быть воссоздан во всей его многосложности без внутренней соотнесенности с идеей сомнения, рефлексии, скептицизма, воспринимавшейся русской культурой 1830—1840-х годов (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др.) как закономерное явление в умственной эволюции, исторически подготовленное и формирующееся в результате восприятия опыта предшествующей философской мысли. Одновременно с Лермонтовым Герцен, например, уже в ранних "Записках одного молодого человека" (1840—1841) воссоздает образ героя-скептика (Трензин- ский), и подобный тип станет примечательной особенностью персонажной системы каждого из последующих произведений писателя ("Доктор Крупов", "Кто виноват?", "Поврежденный", "Доктор, умирающий и мертвые" и др.). Парадоксальная, на первый взгляд, задача, сформулированная в "Предисловии" "Героя нашего времени", — отказ от "гордой мечты" об "исправлении людских пороков" во имя того, чтобы "выигрывала... нравственность" (1, т. 4, с. 154), — адекватно может быть осмыслена и истолкована лишь в том случае, если ее рассматривать с точки зрения развития соответствующей философской традиции. На это нацеливает система реминисценций в романе Лермонтова, раскрывающая ассоциативные связи проблематики произведения с "Опытами" (1580—1588) Мишеля Монтеня и — шире — с ...