Наши партнеры
Полезные статьи по различным тематикам.

Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Э"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 514).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
269ЭВОЛЮЦИЯ (ЭВОЛЮЦИЮ, ЭВОЛЮЦИИ, ЭВОЛЮЦИЕЙ, ЭВОЛЮЦИЯМИ)
168ЭГОИЗМ (ЭГОИЗМА, ЭГОИЗМЕ, ЭГОИЗМУ, ЭГОИЗМОВ)
82ЭГОИСТ (ЭГОИСТА, ЭГОИСТУ, ЭГОИСТОМ, ЭГОИСТЫ)
93ЭГОИСТИЧЕСКИЙ (ЭГОИСТИЧЕСКИХ, ЭГОИСТИЧЕСКАЯ, ЭГОИСТИЧЕСКОГО, ЭГОИСТИЧЕСКИЕ)
46ЭГОИСТИЧНЫЙ (ЭГОИСТИЧЕН, ЭГОИСТИЧНЫМ, ЭГОИСТИЧНЫ, ЭГОИСТИЧНУЮ, ЭГОИСТИЧНОЙ)
59ЭГОЦЕНТРИЗМ (ЭГОЦЕНТРИЗМА, ЭГОЦЕНТРИЗМЕ, ЭГОЦЕНТРИЗМУ, ЭГОЦЕНТРИЗМОМ)
69ЭДЕМА, ЭДЕМ, ЭДЕМЕ (ЭДЕМУ, ЭДЕМОМ)
46ЭДИНБУРГ (ЭДИНБУРГЕ, ЭДИНБУРГУ, ЭДИНБУРГА)
532ЭЙХЕНБАУМ, ЭЙХЕНБАУМА (ЭЙХЕНБАУМОМ, ЭЙХЕНБАУМУ)
53ЭКВИВАЛЕНТ (ЭКВИВАЛЕНТОМ, ЭКВИВАЛЕНТАМИ, ЭКВИВАЛЕНТЫ, ЭКВИВАЛЕНТА)
266ЭКЗАМЕН (ЭКЗАМЕНЫ, ЭКЗАМЕНОВ, ЭКЗАМЕНУ, ЭКЗАМЕНАХ)
198ЭКЗЕМПЛЯР (ЭКЗЕМПЛЯРОВ, ЭКЗЕМПЛЯРАМИ, ЭКЗЕМПЛЯРА, ЭКЗЕМПЛЯРЫ)
62ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО)
168ЭКЗОТИЗМ (ЭКЗОТИЗМА, ЭКЗОТИЗМОВ, ЭКЗОТИЗМЫ, ЭКЗОТИЗМАМ)
65ЭКЗОТИКА (ЭКЗОТИКИ, ЭКЗОТИКЕ, ЭКЗОТИКОЙ, ЭКЗОТИКУ)
133ЭКЗОТИЧЕСКИЙ (ЭКЗОТИЧЕСКОЙ, ЭКЗОТИЧЕСКАЯ, ЭКЗОТИЧЕСКИЕ, ЭКЗОТИЧЕСКИМ)
163ЭКИПАЖ (ЭКИПАЖА, ЭКИПАЖИ, ЭКИПАЖЕ, ЭКИПАЖЕЙ)
109ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИМИ, ЭКОНОМИЧЕСКОМ)
69ЭКСКУРСИЯ (ЭКСКУРСИИ, ЭКСКУРСИЯМ, ЭКСКУРСИЮ, ЭКСКУРСИЙ)
491ЭКСПЕДИЦИЯ (ЭКСПЕДИЦИИ, ЭКСПЕДИЦИЮ, ЭКСПЕДИЦИЯХ, ЭКСПЕДИЦИЙ)
155ЭКСПЕРИМЕНТ (ЭКСПЕРИМЕНТА, ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТАМИ)
46ЭКСПЕРТ (ЭКСПЕРТА, ЭКСПЕРТОВ, ЭКСПЕРТЫ, ЭКСПЕРТУ)
50ЭКСПЕРТИЗА (ЭКСПЕРТИЗОЙ, ЭКСПЕРТИЗУ, ЭКСПЕРТИЗЫ, ЭКСПЕРТИЗ)
223ЭКСПОЗИЦИЯ (ЭКСПОЗИЦИИ, ЭКСПОЗИЦИЙ, ЭКСПОЗИЦИЮ, ЭКСПОЗИЦИЕЙ)
106ЭКСПОНАТ (ЭКСПОНАТЫ, ЭКСПОНАТОВ, ЭКСПОНАТАМИ, ЭКСПОНАТАХ)
54ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (ЭКСПРЕССИВНОСТИ, ЭКСПРЕССИВНОСТЬЮ)
146ЭКСПРЕССИВНЫЙ (ЭКСПРЕССИВНОГО, ЭКСПРЕССИВНЫХ, ЭКСПРЕССИВНОЙ, ЭКСПРЕССИВНЫМИ)
80ЭКСПРЕССИЯ (ЭКСПРЕССИИ, ЭКСПРЕССИЮ, ЭКСПРЕССИЕЙ, ЭКСПРЕССИЯХ)
251ЭКСПРОМТ (ЭКСПРОМТЫ, ЭКСПРОМТЕ, ЭКСПРОМТОМ, ЭКСПРОМТУ)
50ЭКСТАЗ (ЭКСТАЗА, ЭКСТАЗЕ, ЭКСТАЗЫ, ЭКСТАЗОМ)
264ЭЛЕГИЧЕСКИЙ (ЭЛЕГИЧЕСКОЙ, ЭЛЕГИЧЕСКОГО, ЭЛЕГИЧЕСКИХ, ЭЛЕГИЧЕСКИМ)
685ЭЛЕГИЯ (ЭЛЕГИЙ, ЭЛЕГИИ, ЭЛЕГИЕЙ, ЭЛЕГИЮ)
534ЭЛЕМЕНТ (ЭЛЕМЕНТА, ЭЛЕМЕНТОМ, ЭЛЕМЕНТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ)
55ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ (ЭЛЕМЕНТАРНЫХ, ЭЛЕМЕНТАРНОЕ, ЭЛЕМЕНТАРНАЯ, ЭЛЕМЕНТАРНУЮ, ЭЛЕМЕНТАРНОМУ)
75ЭЛИЗА, ЭЛИЗЫ (ЭЛИЗЕ, ЭЛИЗОЙ, ЭЛИЗУ)
64ЭЛОИЗА (ЭЛОИЗУ, ЭЛОИЗЫ, ЭЛОИЗЕ, ЭЛОИЗОЙ)
53ЭЛЬ (ЭЛЯ, ЭЛИ, ЭЛЕМ, ЭЛЕ)
196ЭЛЬБРУС (ЭЛЬБРУСОМ, ЭЛЬБРУСЕ, ЭЛЬБРУСА, ЭЛЬБРУСУ)
82ЭМБЛЕМА (ЭМБЛЕМЫ, ЭМБЛЕМОЙ, ЭМБЛЕМАМИ, ЭМБЛЕМ)
68ЭМИГРАНТ (ЭМИГРАНТА, ЭМИГРАНТЫ, ЭМИГРАНТОМ, ЭМИГРАНТОВ)
69ЭМИГРАЦИЯ (ЭМИГРАЦИИ, ЭМИГРАЦИЮ, ЭМИГРАЦИЕЙ)
659ЭМИЛИЯ, ЭМИЛИИ (ЭМИЛИЕЙ, ЭМИЛИЮ, ЭМИЛИЕЮ)
73ЭММА, ЭММЕ (ЭММЫ)
175ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ)
488ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНО, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ)
122ЭМОЦИЯ (ЭМОЦИЙ, ЭМОЦИИ, ЭМОЦИЕЙ, ЭМОЦИЯМИ)
151ЭМПИРИЧЕСКИЙ (ЭМПИРИЧЕСКОГО, ЭМПИРИЧЕСКОЙ, ЭМПИРИЧЕСКИХ, ЭМПИРИЧЕСКАЯ)
164ЭНГЕЛЬГАРДТА, ЭНГЕЛЬГАРДТ, ЭНГЕЛЬГАРДТЫ (ЭНГЕЛЬГАРДТОВ, ЭНГЕЛЬГАРДТУ)
47ЭНГЕЛЬС, ЭНГЕЛЬСА (ЭНГЕЛЬСОМ, ЭНГЕЛЬСЕ)
65ЭНЕРГИЧЕСКИЙ (ЭНЕРГИЧЕСКОЕ, ЭНЕРГИЧЕСКИЕ, ЭНЕРГИЧЕСКОЙ, ЭНЕРГИЧЕСКИМИ)
87ЭНЕРГИЧНЫЙ (ЭНЕРГИЧНО, ЭНЕРГИЧНАЯ, ЭНЕРГИЧНОЙ, ЭНЕРГИЧНУЮ, ЭНЕРГИЧНОГО)
163ЭНЕРГИЯ (ЭНЕРГИИ, ЭНЕРГИЕЙ, ЭНЕРГИЮ, ЭНЕРГИЕЮ)
59ЭНТУЗИАЗМ (ЭНТУЗИАЗМОМ, ЭНТУЗИАЗМЕ, ЭНТУЗИАЗМУ, ЭНТУЗИАЗМА)
57ЭНТУЗИАСТ (ЭНТУЗИАСТА, ЭНТУЗИАСТАМИ, ЭНТУЗИАСТОВ, ЭНТУЗИАСТОМ)
165ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ (ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКУЮ)
351ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЭНЦИКЛОПЕДИЮ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЮ)
137ЭОЛОВА (ЭОЛОВОЙ, ЭОЛОВЫЙ, ЭОЛОВЫ)
72ЭПИГОН (ЭПИГОНОВ, ЭПИГОНАМИ, ЭПИГОНОМ, ЭПИГОНЫ)
511ЭПИГРАММА (ЭПИГРАММЫ, ЭПИГРАММ, ЭПИГРАММАХ, ЭПИГРАММУ)
304ЭПИГРАФ (ЭПИГРАФОМ, ЭПИГРАФА, ЭПИГРАФЫ, ЭПИГРАФЕ)
80ЭПИДЕМИЯ (ЭПИДЕМИИ, ЭПИДЕМИЕЙ, ЭПИДЕМИЮ, ЭПИДЕМИЙ)
471ЭПИЗОД (ЭПИЗОДОВ, ЭПИЗОДЕ, ЭПИЗОДЫ, ЭПИЗОДА)
74ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ (ЭПИЗОДИЧЕСКУЮ, ЭПИЗОДИЧЕСКИХ, ЭПИЗОДИЧЕСКИМ, ЭПИЗОДИЧЕСКОГО)
100ЭПИЛОГ (ЭПИЛОГА, ЭПИЛОГЕ, ЭПИЛОГОМ)
66ЭПИСТОЛЯРНЫЙ (ЭПИСТОЛЯРНОГО, ЭПИСТОЛЯРНОМ, ЭПИСТОЛЯРНОЙ, ЭПИСТОЛЯРНО)
193ЭПИТАФИЯ (ЭПИТАФИЮ, ЭПИТАФИЕЙ, ЭПИТАФИИ, ЭПИТАФИЙ)
312ЭПИТЕТ (ЭПИТЕТЫ, ЭПИТЕТОВ, ЭПИТЕТА, ЭПИТЕТОМ)
348ЭПИЧЕСКИЙ (ЭПИЧЕСКОГО, ЭПИЧЕСКОЙ, ЭПИЧЕСКИЕ, ЭПИЧЕСКОМ, ЭПИЧЕСКОЕ)
181ЭПОЛЕТЫ, ЭПОЛЕТ (ЭПОЛЕТАМИ, ЭПОЛЕТАХ, ЭПОЛЕТАМ)
92ЭПОПЕЯ (ЭПОПЕИ, ЭПОПЕЕ, ЭПОПЕЮ, ЭПОПЕЕЙ)
166ЭПОС (ЭПОСА, ЭПОСЕ, ЭПОСУ, ЭПОСОМ)
748ЭПОХА (ЭПОХ, ЭПОХИ, ЭПОХУ, ЭПОХЕ)
49ЭРА (ЭРЫ, ЭР, ЭРУ, ЭРЕ)
93ЭРАСТ (ЭРАСТОВ, ЭРАСТЕ, ЭРАСТУ, ЭРАСТА)
147ЭРАСТОВ (ЭРАСТОВА, ЭРАСТОВУ, ЭРАСТОВЫМ)
63ЭРМИТАЖ (ЭРМИТАЖЕ, ЭРМИТАЖА, ЭРМИТАЖУ, ЭРМИТАЖЕМ)
247ЭРНЕСТ (ЭРНЕСТА, ЭРНЕСТОМ, ЭРНЕСТУ, ЭРНЕСТЕ)
92ЭРОТИЧЕСКИЙ (ЭРОТИЧЕСКИЕ, ЭРОТИЧЕСКОЙ, ЭРОТИЧЕСКОЕ, ЭРОТИЧЕСКОГО)
222ЭСКАДРОН (ЭСКАДРОНА, ЭСКАДРОНОМ, ЭСКАДРОНУ, ЭСКАДРОНЕ)
216ЭСКИЗ (ЭСКИЗЫ, ЭСКИЗА, ЭСКИЗАХ, ЭСКИЗОМ)
67ЭССЕ
233ЭСТЕТИКА, ЭСТЕТИК (ЭСТЕТИКИ, ЭСТЕТИКЕ, ЭСТЕТИКОВ)
507ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ)
165ЭТАЖ (ЭТАЖЕ, ЭТАЖА, ЭТАЖАМИ, ЭТАЖЕЙ)
74ЭТАКИЙ (ЭТАКОЙ, ЭТАКОГО, ЭТАКИЕ, ЭТАКАЯ)
262ЭТАП (ЭТАПЕ, ЭТАПА, ЭТАПОМ, ЭТАПОВ)
94ЭТИКА (ЭТИКИ, ЭТИКУ, ЭТИКЕ, ЭТИКОЙ)
62ЭТИКЕТ (ЭТИКЕТА, ЭТИКЕТЕ, ЭТИКЕТОМ, ЭТИКЕТУ)
66ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ (ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО, ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ, ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ)
204ЭТИЧЕСКИЙ (ЭТИЧЕСКИХ, ЭТИЧЕСКОМУ, ЭТИЧЕСКИМ, ЭТИЧЕСКОГО)
101ЭТНИЧЕСКИЙ (ЭТНИЧЕСКОЙ, ЭТНИЧЕСКИМ, ЭТНИЧЕСКИЕ, ЭТНИЧЕСКИХ, ЭТНИЧЕСКАЯ)
57ЭТНОГРАФ (ЭТНОГРАФОВ, ЭТНОГРАФЫ, ЭТНОГРАФА, ЭТНОГРАФОМ)
157ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИМИ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ)
70ЭТНОГРАФИЯ (ЭТНОГРАФИИ, ЭТНОГРАФИЕЙ, ЭТНОГРАФИЮ)
56ЭТНОС (ЭТНОСА, ЭТНОСОВ, ЭТНОСОМ, ЭТНОСЫ)
146ЭТЮД (ЭТЮДЫ, ЭТЮДОВ, ЭТЮДЕ, ЭТЮДАХ)
112ЭФИР (ЭФИРА, ЭФИРУ, ЭФИРОМ, ЭФИРЕ)
141ЭФФЕКТ (ЭФФЕКТЫ, ЭФФЕКТОВ, ЭФФЕКТА, ЭФФЕКТАМ)
73ЭФФЕКТНЫЙ (ЭФФЕКТНО, ЭФФЕКТНОЙ, ЭФФЕКТНАЯ, ЭФФЕКТНЫЕ, ЭФФЕКТНУЮ)
76ЭХО (ЭХОМ, ЭХУ, ЭХА)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ)

1. Погребная Я. В.: Неомифологизм романа "Герой нашего времени"
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Часть текста: созданной гением одного человека" (38, т. 2, с. 18). Таким образом, и древние мифы и легенды Возрождения были в кругу активного творческого арсенала романтиков, частью их аксиологии. Поэтому нередко в образах новой мифологии явственно проступают черты магистральных образов, уже открытых мировой культурой. Эпоха романтизма по праву может быть названа третьей мифотворящей эпохой, после христианства и средневековья. Мифологическое мышление априори ориентировано в глубину культуры, направлено на раскодирование архаических истоков как собственного происхождения или явлений действительности, так и образов, порожденных фантазией художника. Неомифологизм существует только в контексте и порождается через сопряжение как минимум двух текстов, один из которых принадлежит к архаической культуре, а другой — к современной. Неомифологизм базируется на соотнесении, сопоставлении, взаимной идентификации хронологически и этнически отстоящих явлений, к осознанию через парадигму инвариантов универсального варианта космического единства мира и закономерностей его творческого отражения и перевоссоздания. Диахронический путь раскодирования сюжета или образа как фольклорного, так и литературного выступает ведущим методом работы основателей и последователей мифо-ритуальной школы (Д. Кэмпбелла (17), М. Бодкин (42), Г. Р. Леви (43)). В классической работе Е. М. Мелетинского "Поэтика мифа" исследование мифологизма современного романа развивается по двум направлениям: первое анализирует пути и принципы трансформации героя, в сферу универсального сознания которого вписываются и другие герои и воспроизводимый им (сознанием) мир, второе — трансформации...
2. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 3. Глава 13. Ф. М. Достоевский. 1821–1881
Входимость: 1. Размер: 138кб.
Часть текста: писательским трудом. Он находился в постоянном идейно-интеллектуальном движении, мучительно изживая прежние, горячо лелеемые им теории и вдохновляясь новыми общественными проектами. Достоевский вошел в литературу, получив благословение "неистового Виссариона" – критика Белинского, а на излете творчества, при жизни признанный великим, склонил голову перед авторитетом Пушкина. Название его первого романа – "Бедные люди" предопределило демократический пафос всего творчеству, название последнего, при всей противоречивости его совокупного смысла, начиналось емким для христиан словом братья. "Русская идея", выдвинутая Достоевским, стала центральной для философского ренессанса "серебряного века". Изображение особых состояний сознания и кризисного существования человека были подхвачены писателями-экзистенциалистами; философско-религиозные и антропологические идеи, претворенные в художественной ткани, восхищали великих мастеров слова XX в. В мировой читательской аудитории он остается наряду с Л. Н. Толстым классиком первой величины. Литературно-общественные связи и творчество Ф. М. Достоевского 1840-х годов Ф. М. Достоевский, рано осиротевший, вышедший сразу после окончания Петербургского инженерного училища в отставку, с весны 1844 г. увлеченно работает над своим первым романом "Бедные люди". Рукопись романа через Д. В. Григоровича – соученика, товарища, вместе с которым одно время Достоевский снимал квартиру, – попала к Н. А. Некрасову, далее – к В. Г. Белинскому. Восхищение критика, сравнение с Гоголем, публикация во втором по счету некрасовском альманахе "Петербургском сборнике", наконец,...
3. Штайн К. Э., Петренко Д. И.: Лермонтов и барокко. Глава I. Барокко в творчестве М. Ю. Лермонтова. 4. Графическая фактура прозаического и поэтического текста М. Ю. Лермонтова
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Часть текста: Графическая фактура прозаического и поэтического текста М. Ю. Лермонтова 4. Графическая фактура прозаического и поэтического текста М. Ю. Лермонтова Графика выдвигается в тексте М. Ю. Лермонтова в значимую позицию. Внешняя графическая фактурность текста выявляется в представлении ее графической партитурой. Графическая партитура — пространство графической организации текста, сюда же входит и пунктуация. У М. Ю. Лермонтова есть тексты с установкой на ощутимость и визуальную значимость графики, тексты, в которых графика не занимает важной структурной позиции, промежуточные типы текстов. В данном случае важную роль играет соотношение “пространство — масса”, барочный текст имеет расчленения, вмятины (аччакатуры), сращения, наращения. За счет лингвопластических операций формируются фактурные ячейки текста с участками скопления — разряжения языковой ткани текста. Установка на дискретность, квантование текста, когда в качестве цели ставится выделение слова, сегмента предложения, целого предложения, части текста, приводит к обнажению его фактурных свойств. Графической разработке подвергаются как поэтические, так и прозаические тексты. Все это обеспечивает структурированность восприятия произведения читателем. Средства параграфемики, графические средства, участвующие в формировании текста, получают конкретизацию в мета- графемике, то есть конкретном функционировании параграфических средств в идеостиле автора. Н. Л. Шубина в работе “Пунктуация в коммуникативно-прагматическом аспекте и ее место в семиотической системе русского текста” (1999) отмечает: “Текст подчинен автору, но автор в известной степени “подчинен” тексту. Выбор языковых средств для выражения задуманного содержания сопровождается, как...
4. Штайн К. Э., Петренко Д. И.: Лермонтов и барокко. Глава II. Ситуация барокко: М. Ю. Лермонтов в критике — критицизм М. Ю. Лермонтова. 3. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 99кб.
Часть текста: — критицизм М. Ю. Лермонтова. 3. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова 3. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова Парадоксы М. Ю. Лермонтова, его знаменитые антиномии, в структуре которых антитеза, контраст, наиболее частотны в поэтических текстах, — это не что иное, как постановка в основную структурную позицию того, что лежит внутри прозаических текстов. Если проза описывает работу мысли в системе перехода и взаимодополнительности противоположностей, то поэзия представляет у М. Ю. Лермонтова результат работы мысли, саму мысль в обнаженном, сконцентрированном, часто парадоксальном виде. Это закономерно, так как в поэзии запечатлевается процесс “схватывания” истины, формулирующейся в соединении взаимоисключающего. В рефлексии мы только приближаемся к истине, ее достижение за пределами наших возможностей, поэтому в процессе постижения и формулирования “глубоких истин” непременно возникают апории, парадоксы, антиномии. Вездесущая полярность Лермонтова отмечается и исследователями религиозно-философского направления (Данилевский, Соловьев, Мережковский, Андреев), и исследователями иных философских ориентаций. Понятно, что “полярность души” Лермонтова (Д. Л. Андреев), “раздвоение” (Д. С. Мережковский), “двойное зрение” (В. С. Соловьев), “соединение глубокого понимания жизни с громадным тяготением к сверхчувственному миру” (С. А. Андреевский) исследователи связывали с сосуществованием в Лермонтове земного и “сверхземного” человека (“не от мира сего” в прямом смысле). Другая позиция чаще связывается с диалектикой противоположностей. Так, Ю. М. Лотман пишет:...
5. Вольперт Л.: Эстетизация рефлексии в прозе Лермонтова (Печорин и его французские "собратья")
Входимость: 1. Размер: 96кб.
Часть текста: "собратья") ЭСТЕТИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЗЕ ЛЕРМОНТОВА (Печорин и его французские «собратья») Расцвет творчества Лермонтова — последний период, — характеризуется преодолением субъективности и ограниченности романтического метода. Стремление создать прозу значительную, исполненную мысли, глубоких социальных и философских обобщений, характерное для магистральной линии литературы Франции (Стендаль, Бальзак, Мериме), близко его творческим исканиям. Первый русский психологический роман Герой нашего времени 1 , тесно связанный с французской психологической традицией XVII – первой половины XIX вв. (от Принцессы Клевской М. де Лафайет до Красного и черного Стендаля), своим искусством исследования души во многом обязан прозе Франции и, в частности, исповедальному роману , впервые в европейской словесности разработавшему категорию рефлексии. Рефлексия — форма сознания, точнее, его высшего типа — самосознания , отражающая определенное миропонимание (часто — ощущение дисгармонии мироздания). По отношению к искусству слова термин «рефлексия» выходит за узкопсихологические рамки («взгляд на себя со стороны») и приобретает общефилософскую значимость в качестве одного из способов познания мира и человека. Эстетизация рефлексии (придача художественности процессу самопознания) требует определенной жанровой структуры. В наибольшей степени эстетическому заданию отвечают жанры эпистолярного и исповедального...