Лермонтовская энциклопедия
Статьи на "0-9"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на "0-9"

"10 ИЮЛЯ (1830)"

«10 ИЮЛЯ (1830)», одно из самых значит. юношеских стих. Л., проникнутое ненавистью к деспотизму, сочувствием к восставшему народу. Стих. написано между 15 июля и 15 авг. 1830. До сих пор точно не установлено, о каком революц. событии идет речь. В этот период крупнейшим событием была Июльская революция во Франции. Наиболее вероятно, что стих., как указывал еще П. А. Висковатый, посвящено именно ей. Дата 10 июля не может обозначать время написания, т. к. черновой автограф находится в тетради после стих., помеченного 15 июля. Она не является и датой события, т. к. революция в Париже началась 27 июля (15 июля по старому стилю) и закончилась 29 июля (2 авг. король Карл Х отрекся от престола). Сведения об этом дошли до Москвы в начале августа. Л. находился в это время в Середникове. Остается предположить вслед за Б. Эйхенбаумом, что стих. написано 10 авг. и, как это часто делал Л., озаглавлено датой написания; при этом произошла ошибка, и вместо «августа» Л. написал «июля», т. к. речь шла об июльских событиях. При таком предположении каждая строка текста получает исчерпывающее объяснение, а самый отклик Л. на это крупное событие в европ. жизни становится в один ряд с откликами А. С. Пушкина и А. И. Герцена, писавшего в «Былом и думах», что известия об Июльской революции произвели сильнейшее впечатление на молодое поколение.

«Опять вы, гордые, восстали» - Революция 1830 рассматривалась как продолжение Великой франц. революции. Эпитет «гордые» применен Л. к восставшему франц. народу и в стих. «30 июля. - (Париж) 1830 года». Строка «За независимость страны», казалось бы, говорит о выступлении против иностр. захватчиков, однако борьба против Бурбонов связывалась в июле 1830 с восстановлением нац. независимости (см. А. И. Молок, Июльские дни 1830 г. в Париже, "Исторические записки", 1946, т. 20, с. 206). "И снова перед вами пали самодержавия сыны" (черновой вариант - "Тиранства низкие сыны") - самодержавием в 19 в. называли любую неогранич. монархич. власть. "И снова знамя вольности кровавой / Явилося, победы мрачный знак" - речь идет о трехцветном знамени, к-рое всюду появлялось в Париже в июльские дни и производило большое впечатление на массы, не видавшие его с 1815. "Вольности кровавой" - подчеркивается связь с якобинским террором (об отношении к нему Л., совпадающем со взглядами Пушкина и мн. декабристов, см. также в поэме "Сашка"). «Победы мрачный знак» - мысль о трагич. катаклизмах, неизбежно сопутствующих революции, выражена и в стих. «Предсказание». «Оно любимо было прежде славой: / Суворов был его сильнейший враг» - Л. имеет в виду славу Наполеона, войска к-рого сражались под трехцветным знаменем против рус. армии под командованием Суворова.

Все др. предположения, связывающие стих. с восстаниями в Польше, в Албании, с нац.-освободит. борьбой горцев, противоречат тексту. К Кавказу и Албании его нельзя отнести, т. к. делается бессмысленной строка о Суворове. Восстание в Польше началось в нояб. 1830. Политич. острота стих. долгое время не позволяла издателям включать его в собр. соч. поэта. «Знамя вольности кровавой» - цитата из «Полтавы» Пушкина.

В данном стих. Л. продолжает традиции вольнолюбивой поэзии Пушкина и декабристов. Это сказывается не только в идейном содержании, злободневной поэтической направленности, но и в поэтике стих. С декабристской поэзией его роднит гражданский пафос и самая лексика (слова - «сигналы»: независимость, вольность, слава и др.).

Автограф - ИРЛИ, тетр. VII. Под текстом стоят три звездочки - возможно, существовало продолжение, написанное на ныне утраченном листе. Впервые - «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений», Берлин, 1862, с. 118. Датируется по положению в черновой рукописной тетради.

Лит.: Висковатый, с. 119; Эйхенбаум (5), с. 457-458; Бродский (5), с. 228; Любович Н., «10 июля (1830)», ЛН, т. 58, с. 378-86; Найдич Э. Э., [Примечания], в кн.: Л., Избр. произв., т. 1, М. - Л., 1964, с. 676-77; Пейсахович (1), с. 432; Обручев С. В., Над тетрадями Л., М., 1965, с. 30-39; Орлик О. В., Россия и франц. революция 1830 года, М., 1968, с. 102; ее же, Передовая Россия и революц. Франция, М., 1973, с. 133.

"11 ИЮЛЯ"

«11 ИЮЛЯ», любовно-медитативное стих. раннего Л. (1830 или 1831). По содержанию, тональности и системе образов близко стих. «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день»). Очевидна также связь «11 июля» со 2-й ч. «Видения», что позволяет причислить его к лирич. циклу, посв. Н. Ф. Ивановой.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «БдЧ», 1845, т. 68, № 1, отд. 1, с. 8-9. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Пейсахович (1), с. 433.

"1830 ГОД. ИЮЛЯ 15-ГО"

«1830 ГОД. ИЮЛЯ 15-го», стих. раннего Л., близкое к жанру элегии. Название соотносит его с др. стихами «дневникового» (см. Дневник) характера. Однако лежащая в его основе условно-романтич. коллизия (столкновение младенчески чистой души с обманом друзей, злословием света), не преображенная, по всей вероятности, личностными переживаниями, делает исповедь поэта в значит. мере книжной. Стих. написано октавами (восьмистишье с рифмовкой по схеме abababcc), особенностью к-рых является, однако, использование исключительно мужских рифм.

Автограф - ИРЛИ, тетр. VII. Впервые - «ОЗ», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 246-47.

"1830. МАЙЯ. 16 ЧИСЛО"

«1830. МАЙЯ. 16 ЧИСЛО», первое по времени «дневниковое» стих. Л. (см. Дневник). "Дневниковые" стихи у Л. неоднородны по жанру: среди них любовная и медитативная элегия ("1830 год. Июля 15-го", "1831-го января"), политич. ода "10 июля (1830)" и политич. инвектива "30 июля. - (Париж) 1830 года". Стих. "1830. Майя. 16 число" - филос. медитация, предмет к-рой - размышления о смерти (см. Смерть в ст. Мотивы) и посмертной судьбе поэтич. творчества. В отличие от обширной группы более поздних стихов (напр., «Из Андрея Шенье»), здесь мотив смерти не служит исходной ситуацией для лирич. излияния и не «привязан» к конкретности; Л. в данном случае интересует филос. сторона проблемы. Ранние размышления Л. о смерти несут отпечаток религ. концепций, причем, как видно из стих. «Ночь I», воображению поэта рисовались различные варианты потустороннего существования: в небесах, в «темнице» собственного гроба, среди людей (ср. также «Любовь мертвеца»).

В данном стих. отзвуки такого рода представлений - раздумья Л. о посмертных скитаниях: «Я не хочу бродить меж вами (людьми - добавляет Л. в скобках, но зачеркивает) / По разрушении!» Примечательно, однако, что дальнейшие размышления Л. развиваются не в традиционно религиозном, а в стихийно-материалистич. направлении: задаваясь вопросом о непреходящих ценностях, Л. считает, что таковыми обладает лишь творчество - объективированный духовный мир поэта. Но и оно не освобождает от страха перед духовным уничтожением личности; отсюда важнейший в этом стих. мотив: физич. исчезновение «Я» менее страшно, чем посмертное забвение: «Боюсь не смерти я. О нет!/ Боюсь исчезнуть совершенно. / Хочу, чтоб труд мой вдохновенный / Когда-нибудь увидел свет...» (ср. письмо М. А. Лопухиной от 2 сент. 1832; VI, 705). Развитие этого мотива - тревога за судьбу своего поэтич. наследия. Л. опасается, что следующие поколения не будут отличаться от его современников, а в отношении последних у него не было иллюзий [ср. стих. 1830 «Посвящение» («Прими, прими мой грустный труд»): «...передо мной / Блестит надменный, глупый свет / С своей красивой пустотой! / Ужель я для него писал? / Ужели важному шуту / Я вдохновенье посвящал...»; ср. также стих. «Слава»]. В финале возникает мотив утверждения земной жизни, встречающийся в др. стихах 1829-30, но, в отличие от них, здесь влечение к земным страстям переживается и осознается Л. как одновременно право и слабость «высокой души», неспособной отрешиться от земных ценностей: «И нет в душе довольно власти - / Люблю мучения земли». Специфич. «могильная» фразеология («И этот образ, он за мною / В могилу силится бежать», «вечный покой») приобретает в стих. чисто метафорич. смысл.

Автограф - ИРЛИ, тетр. VI. Копия - ИРЛИ, тетр. XX, под заголовком «1830 года майя 16 дня». Впервые - Соч. под ред. Ефремова, т. 2, 1887, с. 89, начальные 6 стихов, под заглавием «Предчувствие (Отрывок)»; полностью - «СВ», 1889, № 8, с. 4-5, и Собр. соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 112.

Лит.: Удодов (2), с. 195.

"1831-ГО ИЮНЯ 11 ДНЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"1831-ГО ЯНВАРЯ"

«1831-го ЯНВАРЯ», юношеское стих. Л. Ведущий мотив стих., постоянный для ранней лирики Л., - отрицание «света», «толпы» - приобретает здесь отчетливо выраженный филос. характер: жизни в вечности Л. противопоставляет насквозь ложное «земное бытие». Однако у Л. эта распространенная общеромантич. антитеза получает глубоко личный драматич. смысл; мучительная для героя решимость разрыва с миром земли «наглядно» выражена в самой поэтич. организации восьмистрочной 2-й строфы - усиленное трехкратное нагнетание анафор («где» и «чтоб») и двукратное, тоже анафорич. отрицание («не замешались», «не вспомнил»): «Чтоб я не вспомнил этот свет, / Где носит все печать проклятья, / Где полны ядом все объятья, / Где счастья без обмана нет».

В отличие от стих. «Земля и небо», «К другу» признание власти «звуков» земного бытия Л. рассматривает как недостаточную просветленность собств. сознания и творч. дара: ср. «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»), «1830. Майя. 16 число».

Романтич. образы-символы 1-й строфы (туманы «над бездной смерти», «веков протекших великаны»), помимо философской, выполняют слегка намеченную пейзажную функцию. Позднее этот поэтич. принцип ляжет в основу стих. «Утес», «Тучи» и др., где метафорич. значению образов будет сопутствовать их реально-предметная детализация.

Название стих. указывает на такую характерную особенность лирики Л., как ее «дневниковость» (см. Дневник) - стремление к точному хронологич. определению описываемых событий или размышлений.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Имеется также копия - ИРЛИ, ф. 244, оп. 1, № 124 (альбом Ю. Н. Бартенева), снятая А. Закревским 15 авг. 1831. Впервые - «СВ», 1889, № 1, отд. 1, с. 15.

Лит.: Эйхенбаум (5), с. 319; Асмус (1), с. 108.

"30 ИЮЛЯ. - (ПАРИЖ) 1830 ГОДА"

«30 ИЮЛЯ. - (ПАРИЖ) 1830 ГОДА», стих. раннего Л. (1830). Наиболее яркое из серии политич. стихов на тему о нар. восстании, написанных Л. летом-осенью 1830 [ср. «Предсказание», «10 июля. (1830)», «Новгород» и др.]. Является откликом на события Июльской революции во Франции (27-29 июля), приведшие к отречению от престола короля Карла X, и строится как политич. инвектива («Ты мог быть лучшим королем, Ты не хотел...»). Пафос «30 июля» - в прославлении нар. восстания против самодержца-тирана («Есть суд земной и для царей. / Провозгласил он твой конец...И знамя вольности как дух / Идет пред гордою толпой»).

Говоря о франц. событиях, Л., по всей вероятности, имел в виду и рус. действительность: об этом, помимо якобы невзначай употребленного в специфич. контексте слово «царь», свидетельствуют сходные мотивы в стих. «Новгород» («Погибнет ваш тиран, / Как все тираны погибали!..»). Стих. позволяет сделать вывод, что Л. проводил принципиальную грань между монархией в рамках определенной законности - «общественного договора» - и тиранией, к-рую Л. понимал как нарушение правителем своих обязательств перед народом. К идее монархии (в те годы традиц. форме правления у большинства народов) Л., по-видимому, относился терпимо («Предсказание», «Опять, народные витии»); но та же форма власти в ее крайних тиранич. проявлениях была глубоко ненавистна поэту, и в этом случае он безоговорочно признавал право народа на восстание против нарушившего договор тирана; тогда и ответственность за возможные кровавые последствия ложится не на народ (ср. «Предсказание»), а на неправедного монарха: «И брызнула в Париже кровь. / О! чем заплотишь ты, тиран, / За эту праведную кровь, / За кровь людей, за кровь граждан». Не исключено, что этот и след. стих (до слов «И строй кровавый закричит: Он виноват! он виноват!») навеяны не только сообщениями о жертвах парижского восстания, но и воспоминаниями о расправе с декабристами.

Стих. иллюстрировал А. Ф. Билль. Автограф - ИРЛИ, тетр. VIII. Копия - там же (ошибочно озаглавлено «30 июня 1830 года»). Впервые с искажениями - «РМ», 1883, № 4, с. 54. Датируется авг. 1830 по содержанию (сообщения о событиях 27-30 июля в Париже дошли до Москвы через неск. дней) и по положению в тетради.

Лит.: Кирпотин (3), с. 194-95; Иванова Т. (2), с. 114-17, 156; Владимирская Н. М., Антикрепостнич. традиции рус. лит-ры XVIII в. в творчестве М. Ю. Л., «Уч. зап. Великолукского пед. ин-та», 1962, в. 19, с. 67-70.

Следующая страница
Разделы сайта: