Наши партнеры |
Поиск запчастей VAG https://am-parts.ru/katalog/bmw/5-seriya/5-seriya-e60-2003-2009/ am-parts.ru.
|
СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 Умчался век эпических поэм, 2 Стихов я не читаю — но люблю Я без ума от тройственных созвучий 3 Герой известен, и не нов предмет, — 4 Перенестись теперь прошу сейчас 5 То был ли сам великий Сатана 6 Но я не так всегда воображал 7 Оружие отличное — врагам 8 «Не знаешь ты, кто я, но уж давно 9 Когда ты спишь, о ангел мой земной, 10 Тому назад еще немного лет 11 Задумчиво столбы дворцов немых 12 И я кругом глубокий кинул взгляд 13 Но близ Невы один старинный дом 14 Пора была, боярская пора! 15 Тот век прошел, и люди те прошли, 16 Он ростом был двенадцати вершков, 17 Всегда одна, запугана отцом 18 Тогда она сходила в длинный зал, 19 И что ж? — она привыкла толковать 20 Влюбился я. И точно хороша 21 Я понял, что душа ее была 22 Ее смущали странные мечты: 23
24 Пред зеркалом, бывало, целый час 25 То был великий день: семнадцать лет! 26 Но вот настал и вечер роковой. 27 Кипел, сиял уж в полном блеске бал; 1840 |
Сноски
1 Это мило?.. (фр.) — Ред.
Впервые опубликована в 1842 г. в «Отечественных записках» (т.20, №1, отд. I, с.116-123).
Поэма осталась незаконченной: сюжетные линии произведения не замкнуты, не имеет структурной законченности эпическая часть повествования, оборван вмонтированный в нее монолог Мефистофеля, намечены лишь исходные моменты в судьбе Нины, основной героини поэмы. В первых же строфах произведения содержатся, кроме жанровой его характеристики, композиционные наметки повествования - «волшебно-темная» завязка, «печальный ряд» эпизодов, касающихся то «тайных дел, семейных и любовных», то «страшных тайн» истории, «минувших лет, событий роковых»; обещан автором и конец, который «не будет без морали». В целом автор сообщает, что он намеревался написать «легкую поэму в сорок песен» (в другом месте - «короткую поэмку в сорок песен»). Написано же 27 строф, которые оканчиваются строкой точек, обозначающих недосказанность.
Датируется поэма по упоминанию в черновом тексте о международных событиях того времени - турецко-египетском конфликте 1839-1841 гг.:
Меж тем о благе мира чуждых стран
С Египтом новый сладил ли султан?
Что Тьер сказал - и что сказали Тьеру?
Поэма не могла быть написана ранее второй половины 1839г.: новый султан, который упоминается в тексте, - Абдул-Меджид, вступил на престол 30 июня 1839г. Кончена поэма не позднее начала мая 1840г., так как рукопись была оставлена Лермонтовым А. А. Краевскому перед отъездом поэта в ссылку на Кавказ. Вернее всего, поэма писалась весною 1840г., когда Адольф Тьер, также упоминаемый в тексте, возглавил новый французский кабинет (1 марта 1840г.).
Поэма написана Лермонтовым 11-строчной строфой, которую он впервые применил в «Сашке». «Сашка» и является одним из подступов к «Сказке...» в шутливой разработке демонической темы. Небольшая, в несколько строк, зарисовка ночных «дел, которых знать и черт бы не хотел», в «нравственной поэме» «Сашка» разрастается в «Сказке...» в ведущую линию повествования - монолог Мефистофеля, озирающего раскинувшуюся перед ним ночную панораму грешной земли. Высказывалось предположение, что поэма «Сашка» и так называемое «Начало поэмы», считавшееся второй главой «Сашки», а также «Сказка для детей» представляют фрагменты единого, но неосуществленного замысла.
«Сказке для детей» соединяются фантастика (отсюда название - «сказка») и реальный план, иронический, шутливый тон и высокий лиризм. «Сказка...» как шутливая повесть в стихах, содержащая и эстетическую самохарактеристику (рассуждения о стихе, о рифмах и т.д.), справедливо сравнивалась с «Домиком в Коломне» Пушкина. Но она имеет некоторые общие черты и с другими произведениями Пушкина - например, с поэмой «Медный всадник» (широкий исторический фон, лиризм, в частности лирическое описание белых ночей в Петербурге, построенное на метафорической картине встречи «ночного полусвета» с «новою денницей»). Указывалось и на влияние Байрона на «Сказку...».
Фантастический план поэмы с «ее волшебно-темной завязкой» определяется героем поэмы - новым вариантом образа Демона, но это уже иной Демон, он рисуется без героического ореола и становится персонажем петербургской повести, посвященной истории героини, ее детству и воспитанию, формированию ее характера. В поэме проявился интерес Лермонтова к углубленному психологическому анализу.
Героиня поэмы - маленькая Нина - при всем ее лирическом обаянии - натура в потенции трагическая, из тех, что рождены «для мук и счастья» - для «добра и зла в них пищи много».
Это один из первых в русской литературе сложных женских образов. Интерес писателя сосредоточен на процессе становления такой личности, его зависимости от обстоятельств, которые порождали и Арбениных и Печориных. «Сказка...» создавалась после «Маскарада» и почти одновременно с «Героем нашего времени», представляя собой заключительный этап в работе поэта над темой Демона. Сатирическое снижение могучего образа, долгое время волновавшего «юный ум» поэта, в последней поэме относительно. В самой декларации отречения от «волшебно-сладкой красоты» прежнего Демона есть некая литературная условность, так как Мефистофель «иного сорта» лишен зримых величественных форм, но не лишен высокой ценностной характеристики («Жизнь, сила, чувство, зренье, голос, слух - И мысль - без тела - часто в видах разных...») В обзоре литературы за 1842г. В. Г. Белинский назвал «Сказку» «лучшим, самым зрелым из всех его произведений», несмотря на ее незавершенность (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.6. М., 1955, с.533). С точки зрения «углубления в действительность жизни» и живописного проникновения в русский быт высоко оценил неоконченную поэму Лермонтова Гоголь. По его словам, «Сказка» - есть «лучшее стихотворение» поэта, в котором новый демон «получает больше определительности и больше смысла». («В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность». - Н. В. Гоголь. Полн. собр. соч., т.8. [М.-Л.], 1952, с.402). Такую же высокую оценку «началу стихотворного романа» Лермонтова дал Н. П. Огарев: «Это просто роскошь... Может быть - самая лучшая пьеса Лермонтова» (см. М. О. Гершензон. Образы прошлого. М., 1912, с.462).
«Сказка для детей» оказала воздействие на литературу позднейшего времени. Устанавливалось влияние поэмы Лермонтова на поэму «Параша» И. С. Тургенева (В. Буренин. Литературная деятельность Тургенева. СПб., 1884, с.11) и на «Талисман» Фета (Б. В. Томашевский. Пушкин, кн.2. М.-Л., 1961, с.393-397).
«продолжить» «Сказку...» с целями мистификации или использования произведения Лермонтова в идейной борьбе последующих времен. Своеобразной мистификацией можно считать «свободный» перевод «Сказки...» на немецкий язык Ф. Боденштедтом, который произвольно увеличил текст 4-й и 5-й строф и вместо окончания произведения приписал от себя лишнюю строфу (см. об этом: Н. А. Сигал. Боденштедт - переводчик Лермонтова. - Учен. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук, 1941, вып. 8, с.335, 339, 348; Н. В. Попова. Лермонтов или Боденштедт? - Филологические науки, 1964, №3, с.34-41). В Петербурге в 1859г. вышло «Продолжение „Сказки для детей“ М. Ю. Лермонтова», соч. Неизвестного. Автором оказался провинциальный житель, сотрудник иркутской газеты Ю. Волков, который в духе социальной проблематики своего времени, прибегая к реминисценциям из «Сказки...», изобразил историю отвергнутой любви аристократки Нины к герою демократического происхождения.
Примечание по тексту:
Возможно, что под «роковыми событиями» подразумевается и петербургское наводнение 1824г., ставшее в поэме Пушкина кульминацией трагической судьбы человека, зависимого от стихий природы и истории. В «Сказке...» человек тоже трагически зависим от диктата времен с их социальными переменами (нисходящая история знатного боярского рода) и от диктата страстей (формирование души Нины).