Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

"ЖАЛОБЫ ТУРКА"

«ЖАЛОБЫ ТУРКА», юношеское стих. Л. (1829), в к-ром даны приметы политич. строя, враждебного народу и личности. В нем отразились укрепившиеся в рус. об-ве после начала освободит. борьбы греков (20-е гг.) представления о Турции как об эталоне деспотич. гос-ва. Эти темы характерны для рус. политич. поэзии декабристской ориентации; они сочетались с антидеспотич. выступлениями против рус. политич. системы. Стих. Л. подчеркнуто аллюзионно (см. последнее четверостишие и предшествующую ему строку); оно касается и специфически рус. проблем; так, в строке «там стонет человек от рабства и цепей» несомненен намек на крепостное право. Первые строки стих. («Ты знал ли дикий край») соотносятся с известной «Песней Миньоны» И. В. Гёте («Ты знаешь край»). Элементы абстрактно-романтич. стилистики не заслоняют лермонт. энергии стиха, явственно ощутимой уже в этом раннем сочинении.

По своей стилистике стих. приближается к инвективам, распространенным в гражд. поэзии 20-х гг.; Л. широко пользуется абстрактными понятиями, тяготеющими к олицетворениям («хитрость и беспечность злобе дань несут»); анафорич. повторы, начинающие и завершающие стих., придают ему сходство с ораторским периодом. Вместе с тем стих. является одной из первых попыток Л. наметить социально обусловленный характер (упоминание во 2-м четверостишии о мощных умах, под властью деспотизма утративших стремление к добру).

Автограф - ИРЛИ, тетр. II. Впервые - «Стихотворения М. Ю. Л., не вошедшие в последнее издание его сочинений», Берлин, 1862, с. 6, без заглавия, с пропуском заключит. четырех стих.; полностью - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 41. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Кирпотин (1), с. 13-14; Иванова Т. (2), с. 80-81; Морозова М. Н., Опыт сопоставит. стилистич. исследования, «Вестник МГУ. Филология, журналистика», 1965, № 1, с. 85-93; Удодов (2), с. 292; Маймин, с. 116-17; Gronicka Andre\' von Lermontov\'s debt to Goethe, «Revue de Littérature comparée», 1966, № 4, p. 572.

ЖАНДР АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

ЖАНДР Андрей Андреевич (1789-1873), рус. драматург-переводчик, примыкал к группе «архаистов» (А. С. Грибоедов, П. А. Катенин и др.). По свидетельству А. П. Шан-Гирея и М. Н. Лонгинова, Л. взял эпиграф для стих. «Смерть поэта» («Отмщенья, государь, отмщенья!..» - существовал в нек-рых списках стихотворения) из трагедии «Венцеслав» - вольного пер. трагедии Ж. Ротру. Перевод Ж. (его стих. высоко оценили Грибоедов, А. С. Пушкин, А. И. Одоевский) в 1825 был запрещен цензурой к постановке и опубл. лишь в отрывках (1-е действие - «Русская Талия на 1825 год»; отрывки из 3-го действия - «Радуга на 1830 год»); причина запрещения, вероятно, - антидеспотич. направленность пьесы. Полный перевод трагедии не был издан (ныне неизв.). Исследователи спорят, связан ли эпиграф с замыслом «Смерти поэта» или он добавлен позднее с целью смягчить ожидавшее Л. наказание; неясен вопрос и об авторе перевода этих строк, т. к. в отрывках, опубл. Ж., их нет.

Лит.: Шан-Гирей, в кн.: Воспоминания; Лонгинов М., Важная лит. новость, «Совр. летопись. Воскресные прибавления к «Моск. ведомостям»», 1863, № 16, май, с. 15; Иванова Т. (6), с. 91-105; Девицкий, с. 60-73; Андроников (13), с. 50-52.

ЖАНДРО ЖАН ПЬЕР КЕЛЛЕТ

ЖАНДРО (Gendrot) Жан Пьер Келлет (г. рожд. неизв. - 1829), гувернер Л. с авг. 1828; франц. эмигрант, капитан наполеоновской гвардии. III отделение считало его неблагонадежным, хотя Ж. был роялистом. По словам А. П. Шан-Гирея, Ж. «...почтенный и добрый старик, был, однако, строг и взыскателен и держал нас в руках». А. З. Зиновьев вспоминал, что Л. «...особенно уважал... француза Жандро...». От Ж., свидетеля многих историч. событий, слышал Л. (как герой поэмы «Сашка» от гувернера-маркиза de Tess) рассказы о Франц. революции 1789-93. Упоминание о Ж. - в письме Л. к М. А. Шан-Гирей (VI, 406).

Лит.: Висковатый, с. 36-37; Бродский (5), с. 53-54; Майский (2), с. 187, 190, 251; Мануйлов (10), с. 38-39; Воспоминания (по указат.).

ЖАНЕН ЖЮЛЬ ГАБРИЕЛЬ

ЖАНЕН (Janin) Жюль Габриель (1804-74), франц. писатель. Представитель т. н. неистового романтизма, для к-рого характерны интерес к острым драматич. конфликтам, внимание к «низкой», уродливой «натуре». В России известен с кон. 20-х гг.; его роман «Мертвый осел и обезглавленная женщина» («L\'âne mort et la femme guillotinée», 1829) высоко оценен А. С. Пушкиным. Судьба бедняка-провинциала, стремящегося пробиться в высшее общество, поиски «пьедестала», чтобы выделиться из «толпы», - тема новеллы Ж. «Пьедестал» (1832) и романа «Окольный путь» («Chemin de traverse», 1836). Сходные с этим рассуждения о «пьедестале», о замкнутости аристократич. круга, о власти денег встречаются у Л. в «Княгине Лиговской» (VI, 143) и письмах (VI, 429).

Жанен Жюль Габриель

Черновой автограф стихотворения. 1829.

Лит.: Томашевский, с. 485-93.

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЖЕЛАНИЕ" («ЗАЧЕМ Я НЕ ПТИЦА, НЕ ВОРОН СТЕПНОЙ»)

«ЖЕЛАНИЕ» («Зачем я не птица, не ворон степной»), юношеское стих. Л. (1831). В нем преломились семейные предания о шотл. происхождении рода Лермонтовых (ср. Оссиан, стих. «Гроб Оссиана», 1830). В стих. проявился общеромантич. культ свободы (в специфически лермонт. окраске) в сочетании с характерными для Л. мотивами одинокого противостояния чуждому миру, судьбе, тоски по героич. прошлому и некоей прекрасной прародине - воплощению романтич. идеала поэта. На всем протяжении стих. строго выдержан осложненный сверхсхемными ударениями своеобразный ритмич. рисунок: чередование 4-стопного амфибрахия (в нечетных стихах) с 3-стопным анапестом (в четных).

Стих. иллюстрировали: В. М. Васнецов, В. Л. Комаров. Положили на музыку: Н. Бирюков, Л. Е. Брумберг, С. Н. Василенко, Б. Л. Битов и др.

Автограф - ИРЛИ, тетр. ХР†. В автографе - пометы рукой Л.: «(Средниково. Вечер на бельведере)», «(29 июля)». Впервые - «ОЗ», 1859, № 11, отд. I, с. 259-60. Датируется по положению в тетради и помете.

Лит.: Эйхенбаум (3), с. 292; Эйхенбаум (12), с. 292; его же, Жизнь М. Ю. Л., в кн.: М. Ю. Л., Избр. произв., М. - Л., 1936, с. 45; Сигал, с. 343; Розанов И. (2), с. 448; Розанов И. (3), с. 53-55, 166; Бродский (5), с. 342-43; Бродский Н. Л., Избр. труды, М., 1964, с. 114; Штейнпресс Б. С., А. А. Алябьев в изгнании, М., 1959, с. 94; Уманская (1), с. 268-70; Удодов (2), с. 304-05.

"ЖЕЛАНЬЕ" («ОТВОРИТЕ МНЕ ТЕМНИЦУ»)

«ЖЕЛАНЬЕ» («Отворите мне темницу»), стих. Л. (1832), одно из наиболее ярких произв. ранней лирики. Вместе с более поздними стих. «Узник», «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Соседка», «Пленный рыцарь» образует «тюремный цикл» в лермонт. лирике. В стих. соединены, сближены различные (и на первый взгляд противоречивые) «желанья», к-рые неоднократно звучат и в др. стихах Л. Три строфы стих., выражающие вместе полноту жизни, разные ее начала, позднее будут развернуты, углублены по мысли и чувству в отд. стих.: «Узнике» (стремление к воле), «Парусе» (жажда борьбы, «бури»), «Выхожу один я на дорогу» (стремление к покою). Д. Максимов отметил близость лирич. героя стих. к образу Мцыри (романтич. свободолюбие). Первые 4 стиха перенесены Л. в стих. «Узник». Черты нар. песенности в стихе (4-стопный хорей, обилие внутр. созвучий) и слоге (единоначатия, постоянные эпитеты и др.), ярко выраженное муз. начало определили интерес мн. композиторов к «Желанью». Особенно популярен романс А. Г. Рубинштейна. В искаженном виде строки из стих. вошли в тюремную песню (см. Максимов С., Сибирь и каторга, ч. 1, СПБ, 1891, с. 367-68).

Стих. иллюстрировали: С. В. Иванов, В. М. Конашевич, В. Д. Поленов.

Существует неск. редакций стих. Очевидно, самая ранняя из них - автограф в альбоме А. М. Верещагиной (б-ка Колумбийского ун-та, США; фотокопия - ИРЛИ, оп. 2, № 40, л. 9). Строки 5-8 здесь имеют руссоистский оттенок: лирич. герой хотел бы в «дикой степи» сбросить с себя «образованности цепи». В автографе 2-й ред. (ИРЛИ, тетр. ХХ) те же строки подчеркивают свободолюбие героя: «Чтоб я с ней по синю полю / Ускакал на том коне. / Дайте волю - волю - волю - / И не надо счастья мне». Последняя ред. стих. сохранилась в копии - ИРЛИ, тетр. XV. Др. копия (рукою С. А. Раевского) - ГИМ, ф. 445, № 227 а (тетр. Чертковской б-ки), л. 42. Впервые - «ОЗ», 1841, т. ХР†Х, № 11, отд. III, с. 1-2. Датируется по положению автографа в тетр. ХХ.

Лит.: Дурылин (1), с. 33-35; Виноградов В., с. 291; Азадовский (1), с. 251-52; Баренбойм Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1, Л., 1957, с. 109; Максимов (2), с. 207, 208; Пейсахович (1), с. 479-80; Архипов, с. 157-59; Коровин (4), с. 43-44; Найдич (8), с. 124-125; Удодов (2), с. 79, 140, 166, 584; Голованова (4), с. 19-20; Вацуро (5), с. 224-25.

ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРА

ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРА, гора на Сев. Кавказе, в группе Кавказских Минеральных Вод. Высота 852 м. В 30-40-е гг. 19 в. была покрыта густым широколиственным лесом. У подножия и на склонах расположен г. Железноводск. Ж. г. упоминается в поэме «Измаил-Бей».

ЖЕЛЕЗНОВОДСК

ЖЕЛЕЗНОВОДСК (Железные Воды), город (с 1917) на Сев. Кавказе в группе Кавказских Минеральных Вод (ныне Ставропольский край). Расположен у подножия и на склонах Железной горы. Возник в нач. 19 в. возле источника минеральной воды, открытого в 1810 д-ром Ф. П. Гаазом. Проводником ему при этом служил кабард. князь Измаил-Бей Атажукин.

В лермонт. время Ж. только начинал застраиваться, приезжающим на лечение приходилось размещаться в кибитках. Л. неоднократно приезжал в Ж. из Пятигорска, о чем упоминал в письме к Е. А. Арсеньевой 18 июля 1837 (VI, 439). В 1841, закончив лечение в Пятигорске, Л. с 8 июля начал принимать ванны в Ж. Сохранился дом К.И. Карпова, в к-ром Л. жил в эти дни (ныне ул. Горького, 9). В Ж. поэт провел последний день своей жизни. Отсюда 15 июля он направился к месту дуэли.

Лит.: Яковкина (1); Яковкина (2); Селегей (2), 2 изд., с. 79-87; Кавк. Мин. Воды. Путеводитель, 5 изд., Ставрополь, 1960, с. 211-34.

ЖЕЛИХОВСКАЯ ВЕРА ПЕТРОВНА

ЖЕЛИХОВСКАЯ Вера Петровна (урожденная Ган; 1835-96), рус. писательница. Автор повестей и рассказов из кавк. жизни. Записала и в 1885 опубл. рассказ Н. П. Раевского о дуэли Л. («Нива», № 7 и № 8). В 1887 опубл. статью о своей матери Е. А. Ган («РС», т. 53), где привела ее письма (1836) к родным, освещающие отношения Л. и Е. А. Сушковой. Ж. считала, что и в «Записках» Сушковой (1870), и в ее дневнике, бывшем в руках Ган, содержится значит. доля фантазии в изображении «человека, прославленного гениальным талантом».

"ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ О СТЕБЕЛЬ БЬЕТСЯ"

«ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ О СТЕБЕЛЬ БЬЕТСЯ», см. "Песня".

"ЖЕНА СЕВЕРА"

«ЖЕНА СЕВЕРА» («Покрыта таинств легкой сеткой»), раннее стих. Л. (1829), мифологич. аллегория, в основе к-рой лежит якобы существовавшее древнее предание о таинственной женщине, предмете суеверного поклонения «финнов»; взгляд этой женщины считался смертельным («Кто зрел ее, тот умирал»), и смотреть на нее могли только скальды (поэты), посвящавшие ей свои вдохновения. Лирич. сюжет стих., по-видимому, принадлежит самому Л., хотя отд. элементы его находят себе аналогии в лит-ре, в т.ч. по истории и мифологии сканд. народов. Стих. отражает увлечение юного Л. «оссианическими» (см. Оссиан) и шире - «северными» мотивами, что сказалось и в его ранних поэмах; вслед за старшими современниками (Е. А. Баратынский и др.) Л. свободно объединяет разнородные культурные комплексы (скандинавский, финский, «оссианический»), создавая условный «северный» колорит.

Центр. образ стих. - прекрасная женщина с чертами демонизма, окруженная суеверной легендой, - по-видимому, навеян стих. А. С. Пушкина «Портрет», посв. А. Ф. Закревской (опубл. 1829); в рус. поэтич. традиции (Пушкин, «Бал» Баратынского, 1828) Закревская послужила прототипом «вакханки», обуреваемой страстями и дерзко нарушающей законы света. К «Портрету» восходит и парафраза «жена севера», хотя в поэтич. концепции «Портрета» героиня противопоставлена холодным северянкам как неистово-страстное «южное» начало, и самый облик ее конкретизирован иначе, нежели у Л. Романтич. образ прекрасной губительницы в разных вариантах прослеживается в ранних соч. Л. и получает закрепление в позднем творчестве («Тамара»).

Автограф - ИРЛИ, тетр. II; копия (без разночтений) - ИРЛИ, тетр. ХХ. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, М., 1889, с. 46. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Удодов (2), с. 167-68; Шарыпкин Д. М., Сканд. тема в русской романтич. лит-ре (1825-1840), в кн.: Эпоха романтизма, Л., 1975, с. 170-77.

ЖЕРБИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ЖЕРБИН Михаил Михайлович (р. 1911), сов. композитор. Автор цикла романсов на стихи Л.: «Из Гёте» (К., 1946); «Я не люблю тебя» (К., 1957); «К Су<шковой>» («Вблизи тебя до этих пор») - в сб. Ж.: Романсы (К., 1959); «Благодарность», «Отчего» («Мне грустно»), «Утес». Все романсы вошли в его сб.: Шесть романсов на стихи Л. для голоса с фп. Текст на рус. и укр. языках. Пер. на укр. яз. В. Ковалевского (К., 1965).

ЖЕРВЕ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

ЖЕРВЕ Николай Андреевич (1808-41), поручик л.-гв. Кавалергардского полка (с 1831). Л. познакомился с ним в 1834-35 в Петербурге у А. В. и С. В. Трубецких. В окт. 1835 за «шалость» Ж. был переведен тем же чином на Кавказ в Нижегородский драгун. полк, где в 1837 вновь встретился с поэтом; тогда же был произведен в штабс-капитаны. В окт. 1837 были переведены Л. в л.-гв. Гродненский гусарский полк, Ж. - в л.-гв. Драгунский полк. В 1838 Ж. вышел в отставку и в 1839 - нач. 1840 встречался с Л. на собраниях «Кружка шестнадцати». В 1840, снова поступив на воен. службу, Ж. в конце июня - нач. июля общался с Л. в воен. лагере под крепостью Грозной [см. Мануйлов (10), с. 134] и, вероятно, одновременно с поэтом участвовал в осенних экспедициях в Малую и Большую Чечню.

Рис. неизв. художника, изображающий Ж., хранится в ГИМ; см.: М. Ю. Л. Каталог выставки в Ленинграде, М., 1941, с. 60.

Лит.: «РИ», 1837, 1 нояб.; [Панчулидзев], 4, с. 40; Найдич Э., Пушкин и хужожник Г. Г. Гагарин, ЛН, т. 58, с. 276; Герштейн (2), с. 83-84, 86-89, 101-02, 106-07, 116-17, 119, 124; Герштейн (8), с. 90, 93, 113-14, 302-03, 305, 331-332, 369; Попов А. (2), с. 139, 218; Браницкий, в кн.: Воспоминания; Васильчиков А. И., там же.

ЖИВОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИГИМОНД СЕМЁН ОСИПОВИЧ (ИОСИФОВИЧ)

ЖИГИМОНД (Жигмонт) Семён Осипович (Иосифович) (1812-86), старший адъютант штаба Кавк. линии (с 1836), находившегося в Ставрополе, где Л. бывал в 1837, 1840, 1841; очевидно, там и состоялось их знакомство. Кроме того, поэт мог встречаться с Ж. в доме его тестя П. И. Петрова. В записной книжке, подаренной В. Ф. Одоевским, Л. 13 апр. 1841 записал: «Семен Осипович Жигимонд» (VI, 338). В семье Ж. хранились два рис. Л.: портреты В. А. Лопухиной (акв.) и Лермы, легендарного предка поэта (тушь). Сын Ж., Павел Семенович, сообщал в письме к П. А. Висковатому 15 окт. 1889: «Кажется, в 1839 г. (ошибка мемуариста. Следует - в 1837. - Ред.) Лермонтов в Ставрополе, в квартире моего отца Семена Осиповича Жигмонта... набросал начерно «Тамань» из «Героя», а потом передал этот набросок кому-то из Петровых» (Д. М. Иофанов).

Лит.: Власов И., Л. в семье Петровых, в кн.: Лит. сб., 1, Кострома, 1928, с. 9; Труды ГПБ, с 68; Р†офанов Д. М., М. Ю. Л. Новi матерiали про життя i творчiсть, Киïв, 1947, с. 36-43; Описание ИРЛИ, т. 2, с. 123-25.

ЖУКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЖУРНАЛИСТ, ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: