Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ

УВАРОВ Сергей Семенович (1786-1855), граф, президент АН (1818-55), министр просвещения (1833-49). В молодости состоял в петерб. лит. кружке «Арзамас», был близок с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым. Впоследствии создатель формулы «официальной народности» («православие, самодержавие, народность») - идеологич. основы империи Николая I. С апр. 1834 - пред. Гл. управления цензуры; притеснитель А. С. Пушкина. В 1838 по ходатайству Жуковского, вопреки запрещению цензора, разрешил напечатать «Песню про...купца Калашникова», но без имени автора. Уже после смерти Л. разрешил также к печати отрывки из «Демона», возможно, по ходатайству С. Н. Карамзиной (Н. Здобнов). Вероятно, на отношение У. к Л. оказал известное воздействие и Ф.Ф. Винсон, в 30-е гг. живший в доме У. (В. Мануйлов).

Портрет У. (масло) О. А. Кипренского - в ГТГ (воспроизведен: В. Вересаев, Пушкин в жизни, II, М. - Л., 1932, после с. 80).

Лит.: Мануйлов В. А., Новые воспоминания о Л., в сб.: Лит. архив, 1, М. - Л., 1938, с. 428 (ср. Зиновьев, в кн.: Воспоминания); Мануйлов (10), с. 109; Здобнов, с. 260-62; Лонгинов, в кн.: Воспоминания.

УГЛИЦКИЕ

УГЛИЦКИЕ: Мария Александровна (урожд. Евреинова) (ок. 1803 - г. смерти неизв.), жена подполковника А. В. Углицкого, помещика Симбирской губ.; племянница Е. А. Арсеньевой, к-рая в духовном завещании от 30 окт. 1841 определила ей и ее дочери Леокадии по 25 тыс. руб. (см. "Academia", т. V, с. 530). Упомянута в письме Л. к А. М. Верещагиной 1835 (VI, 432, 720-21); Леокадия Александровна (ок. 1821 - г. смерти неизв.) и Александра Александровна (в замужестве Альбрехт) (1822-62) - дочери Марии Александровны, в 1839 окончившие Смольный ин-т; троюродные сестры Л., о к-рых он упоминает в письме

Е. А. Арсеньевой (VI, 459). Одной из них посвящено стих. «Ma chère Alexandrine» (см. "I>А. А. Углицкой

Лит.: М. Ю. Л. Стихотв. шутка. С объяснениями Б. Л. Модзалевского, в кн.: Радуга. Альм. Пушкинского дома, П., 1922, с. 111-25; Описание ИРЛИ, с. 157.

"У ГРАФА В....БЫЛ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР"

«У ГРАФА В....БЫЛ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР», см. "I>Штосс

"УЖАСНАЯ СУДЬБА ОТЦА И СЫНА"

«УЖАСНАЯ СУДЬБА ОТЦА И СЫНА», стих. раннего Л. (1831) в жанре элегии, написанное в связи со смертью отца - Ю.П. Лермонтова; ср. «Эпитафию» («Прости, увидимся ль мы снова»). В размышлениях поэта наряду с любовью к отцу отразились семейные раздоры, к-рые привели к разлуке с ним. Скорбя об умершем, юноша Л. ощущает свое родство с отцом не только по крови, но и по духу («Ты светом осужден? Но что такое свет?»).

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Копия более поздней ред. - там же, тетр. XX. Впервые - «РА», 1872, № 9, стлб. 1850. Датируется осенью 1831 по содержанию.

Лит.: П. Б.<артенев>, Неизд. стихотворение Л. (1831), «РА», 1872, стлб. 1850-52; Аничков Е. В., Заметки по рукописям и творчеству Л., «Slavia», 1926, roč. 4, seš. 4, с. 742-43; Эйхенбаум (5), с. 487-89; Эйхенбаум (12), с. 290; Ашукина-Зенгер М., К биографии М. Ю. Л., «ЛГ», 1941, 5 янв.; Бродский (5), с. 341-42; Пейсахович (1), с. 449, 451; Коровин (4), с. 31.

"УЗНИК"

«УЗНИК», стих. Л. (1837), относящееся к условно выделяемому в его зрелой лирике «тюремному циклу» (см. Циклы). По свидетельству А. П. Шан-Гирея, "Узник" записан на клочке оберточной бумаги в то время, когда Л. находился под арестом за стих. "Смерть поэта" (см. в кн.: Воспоминания). Символич. мотив темницы и заточения в типичной для романтизма руссоистско-байронич. окраске проходит через все раннее творчество Л. и получает завершение в «Мцыри». Так трактуется тема порыва к воле и в стих. «Желанье» («Отворите мне темницу», 1832), первые строки к-рого стали зачином «Узника». Через «Желанье» стих. тесно связано с юношеской лирикой Л. - самый размер, четырехстопный хорей, до 1837 постоянно использовался Л. в стихах песенного и балладного типа. Однако в др. отношениях «Узник» знаменует обозначившийся в 1837 резкий перелом в лирич. творчестве Л. Мотив неволи, отчасти утративший абстрактную широту и философичность («образованности цепи и вериги бытия»), превращается в житейски-общезначимую «арестантскую» тему. Переживание тюремной тоски выводится за пределы уединенной душевной жизни героич. индивидуальности и включено в атмосферу народно-бытовой вольницы. Л., не стремясь к стилизации, уловил тон и приемы нар. поэзии: риторич. просьба об освобождении, сожаление о жизни, текущей своим чередом на воле, жалоба на нынешнее положение - композиция, органичная для нар. песен этой тематики. Свободное проникновение в нар. первоисточники здесь близко к пушкинскому (что было отмечено еще С. П. Шевыревым); возможно, пушкинский «Конь» из «Песен западных славян» дал импульс к переработке условно-романтич. «Желанья» в стих. иного внутр. строя. (Др. лит. источник «Узника», как показано В. Вацуро, - стих. Н. М. Языкова «Конь».)

Вместе с тем фольклорная обобщенность 1-2-й строф сопряжена с психологич. и бытовой конкретностью 3-й строфы, как бы переключающей песню в лирич. новеллу (вместо эпитетов, близких к «постоянным», - прозаически точные, богатые сложными оттенками определения: «голые стены», «умирающий огонь» лампады, «звучномерные шаги» «безответного часового»). В стих. сформировалось новое лирич. «Я», позволяющее поэту слить остроту личного самоощущения с демократич. анонимностью песенного персонажа - поверх интеллектуальных и культурно-сословных перегородок. Отд. части и строки «Узника» долго бытовали в нар.-песенном обиходе, влились в тюремный фольклор.

Стих. иллюстрировали: М. А. Врубель, С. В. Иванов, В. И. Комаров и др. Положили на музыку А. В. Богатырев, П. П. Булахов и др.

Автограф (черновой без названия) - ГИМ, ф. 445, № 227а (тетр. Чертковской б-ки). Копия - ИРЛИ, тетр. XV. Впервые - «Одесский альманах на 1840», О., 1839, с. 567-68.

Лит.: Дурылин (3), с. 33-37; Виноградов В. В., Язык Л., в его кн.: Очерки по истории рус. лит. языка XVII-XIX вв., 2 изд., М., 1938, с. 269-300; Виноградов Г., Произв. Л. в нар.-поэтич. обиходе, ЛН, т. 43-44, с. 368-72; Мордовченко, с. 757-58; Максимов (2), с. 157 [ср. Максимов (1), с. 208-09]; Эйхенбаум (12), с. 76; Иконников (2), с. 53-54; Пейсахович (1), с. 472, 479-80; Архипов, с. 157-58; Островская Н., Первая публикация, «Радуга» (Киев), 1965, № 12, с. 168-69; Рубанович А. Л., Гуманизм Л., в сб.: Проблемы мировоззрения и мастерства М. Ю. Л., Иркутск, 1973, с. 40-42; Коровин (4), с. 74; Удодов (2), с. 79; Чичерин (1), с. 417; Велчев В., Въздействието на руската класическа литература за формиране и развитие на българската литература през XIX век, София, 1958, с. 51-52; Вацуро (5), с. 225.

"УЛАНША"

«УЛАНША», см. Юнкерские поэмы.

УЛЬЯНОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

УЛЬЯНОВ Николай Павлович (1875-1949), сов. художник. В 1941, к 100-летию со дня смерти Л., написал его портрет (масло; ГЛМ; вариант - Музей Л. в Пятигорске; см. в изд.: Альбом «М. Ю. Л.», М., 1941, с. 325): Л. сидит на диване, облокотившись на подушку. Портрет подкупает историч. достоверностью, остротой и правдивостью психологич. характеристики. Сохранился и эскиз к портрету (масло; Тульский обл. худож. музей; не воспроизв.).

Лит.: Мастера сов. изобразит. иск-ва, М., 1951, с. 536; Ройтенберг О., Н. П. Ульянов. Альбом, М., 1953, с. 27; Лаврова О., Н. П. Ульянов, М., 1953, с. 38-39.

"УМЕЕШЬ ТЫ СЕРДЦА ТРЕВОЖИТЬ"

«УМЕЕШЬ ТЫ СЕРДЦА ТРЕВОЖИТЬ» (Додо), см. Новогодние мадригалы и эпиграммы.

"УМИРАЮЩИЙ ГЛАДИАТОР"

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКИТИЧ

УНКОВСКИЙ Александр Никитич (1811-67), воспитанник Школы юнкеров, выпущенный в 1831 подпрапорщиком в л.-гв. Моск. полк, с 1837 поручик; знакомый Л. В февр. 1837 при обыске у Л. в связи со стих. «Смерть поэта» обнаружены были письма У. к нему с приглашением бывать вместе с С. А. Раевским и записка У. к Раевскому с приглашением на вечер для шахматной игры.

Лит.: Потто (1). Прил., с. 56; Висковатый, Прил. IV, с. 16, 14.

УНТИЛОВ ФИЛИПП ФЕДОРОВИЧ

УНТИЛОВ Филипп Федорович (1790-1857), плац-майор Пятигорска, подполковник. По поручению П. Х. Граббе вел следствие о дуэли Л. с Н. С. Мартыновым. Сохранилась переписка У. с В. И. Ильяшенковым о производстве следствия, осмотре места дуэли, медицинском освидетельствовании тела Л. и доставлении материалов следствия и дуэльных пистолетов.

Лит.: Висковатый, с. 431-33; Шан-Гирей Э. А., Ответ г. Филиппову..., «РО», 1891, т. 2, № 4, с. 711; Гармашева Т. В., Документы о М. Ю. Л., в кн.: Бюллетени ИРЛИ. V, с. 110, 112, 113, 118-19, 128; Мануйлов (10), с. 168-70; Недумов, с. 144-46, 241, 244-45.

"УНЫЛЫЙ КОЛОКОЛА ЗВОН"

«УНЫЛЫЙ КОЛОКОЛА ЗВОН», юношеская элегия Л. (1831). В жанровом отношении восходит к англ. «кладбищенской» элегии 18 в., воспринятой в России через поэзию В. А. Жуковского. Особенность стих. Л. в том, что элегич. ситуация задана в нем не сентенцией, а поэтич. образом, причем не изобразит., а звуковым, что характерно для лирики Л., к-рая с 1831 букв. наполняется звуковыми образами. Мотив унылого колокольного звона, поддержанный мелодич. своеобразием стиха (вольный 4-5-6-стопный ямб, свободная строфич. организация), формирует, особенно в начальных строфах, интонац. гамму и всю эмоционально-смысловую систему элегич. медитации; ср. стих. «Метель шумит, и снег валит», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Песня» («Колокол стонет»).

Стих. свидетельствует о рано пробудившемся у Л. ощущении своего высокого жизненного назначения («Я чувствую - судьба не умертвит / Во мне возросший деятельный гений») и в то же время о зрелом сознании того, как труден путь поэта и сколь многому он должен противостоять в окружающем мире. Знаменателен, наряду с нравственным, эстетич. аспект этого противостояния: поэта - «холодному слушателю», к-рый, «в простом не видя совершенства...не привык прекрасное ценить». Многосторонне выразив мир чувств и настроений раннего Л., стих. заканчивается словами, к-рые по яркости выраженной в них поэтич. самохарактеристики и богатству «лермонтовских» ассоциаций могут служить своего рода «формулой» личного и творч. облика поэта - того, «кто в грудь втеснить желал бы всю природу, / Кто силится купить страданием своим / И гордою победой над земным / Божественной души безбрежную свободу».

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ», 1889, № 1, с. 11-12. Датировалось 1830-31 по положению в тетради с уточнением в ЛАБ - 1831 - по содержанию (см. ЛАБ, 1, 430).

Лит.: Эйхенбаум (12), с. 337; Пейсахович (1), с. 448.

"У РОССИИ НЕТ ПРОШЕДШЕГО..."

«У РОССИИ НЕТ ПРОШЕДШЕГО...», см. Планы. Наброски. Сюжеты.

УРУСОВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ

УРУСОВ Петр Александрович (1810-90), князь, адъютант А. Х. Бенкендорфа, поручик л.-гв. Драгунского полка, прикомандированный к отряду А. В. Галафеева. В альбоме У. (ГЛМ) находятся два рис. Л.: карандашный набросок к акв. «Этюд сражения при Валерике» и набросок пером, изображающий лошадей, скачущего всадника и мужскую голову, с подписью неизв. рукой: «9 ноября. Лермонтов в Ставрополе» (в действительности Л. в это время находился в экспедиции в Б. Чечню). В альбоме У. есть также рис., изображающий группу лиц, с подписью: «Ламберт, Долгорукий, Лермонтов, Урусов, Евреинов на привале в Темир-Хан-Шуре в 1840 году» (Б. Гаджиев). 4 окт. 1840 Галафеев в рапорте Е. А. Головину отметил «храбрость и самоотвержение» нек-рых участников сражения, в т.ч. Л. и У.

Лит.: [Ковалевский М.], Пятьдесят лет существования л.-гв. Драгун. полка, Новгород, 1870, Приложения, с. 38; Лебединец Г. С., М. Ю. Л. в битвах с черкесами в 1840 году, «РС», 1891, № 8, с. 367-68; Пахомов Н., Ценная находка (Л. и его окружение в альбоме П. Урусова), «Огонек», 1941, № 1, с. 14; Попов А. (2), с. 149; Гаджиев Б., Они были в Дагестане, Махачкала, 1963, с. 14; Гаджиев, с. 98; Мануйлов (10), с. 138, 142-43; Назарова Л., Однополчанин М. Ю. Л., «Лит. Осетия», 1977, № 49, с. 105-06; Назарова (5), с. 415-19.

УСПЕНСКИЙ ГЛЕБ ИВАНОВИЧ

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843-1902), рус. писатель. В 70-80-е гг. создал своеобразную социально-филос. и нравств. концепцию природы и земледельч. труда, к-рую проиллюстрировал в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) сравнит. анализом поэзии А. В. Кольцова и стих. Л. «Когда волнуется желтеющая нива». У. считал, что Л. - «случайный знакомец природы, что у него нет с ней кровной связи, иначе он бы не стал выбирать из нее отборные фрукты да прикрашивать их и размещать по собственному усмотрению», нарушая времена года и климаты, и противопоставил ему Кольцова как истинного поэта земледельч. труда (Полн. собр. соч., т. 7, 1950, с. 38-39). Наряду с верными соображениями, в этом противопоставлении сказалась недооценка как особенностей худож. задачи и поэтики данного стих., так и общечеловеческих аспектов во взаимоотношениях человека и природы.

Лит.: Саводник В. Ф., Чувство природы в поэзии Пушкина, Л. и Тютчева, М., 1911, с. 107; Михайловский Н., Лит.-критич. статьи, М., 1957, с. 328-31; Пруцков Н. И., Гл. Успенский - критик, в кн.: История рус. критики, т. 2, М. - Л., 1958, с. 308-09; Шахов В. В., М. Ю. Л. в творчестве и лит. полемике А. Левитова, М. Воронова и Г. Успенского, в кн.: А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов. Жанр и стиль худож. произв., Рязань, 1974, с. 140-56.

"УТЕС"

«УТЕС», стих. Л. (1841) с характерной для его поздней лирики символической образностью, «иносказательным сюжетом»; ведущий мотив стих. - трагедия одиночества - прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческих связей вообще. В отличие от обвиняющего тона ранней любовной лирики, проникнутой интонациями оскорбленного самолюбия и обиды (что обычно связано с конкретной мотивировкой - неспособностью или нежеланием любимой женщины постигнуть душу героя), в «Утесе» кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разнородностью духовного опыта. Лермонт. одиночество, обычно гордое и мятежное, открыто осознаваемое как вызов миру, здесь лишено полемичности, вселенского масштаба: это естественно устоявшаяся, внутр. форма реального бытия. Вместе с тем пронзительность этого уединенного «человеческого» - в общем контексте лермонт. лирики «слишком человеческого» - страдания «в пустыне» не теряет универсальной общезначимости и глубины.

Утес

Илл. Н. Н. Дубовского. Черная акварель. 1890.

Худож. совершенство стих. достигается благодаря символич. описанию картины природы, «этой поэтич. аналогии» (Б. Эйхенбаум); «тучка» и «утес» отнесены к разным природным стихиям: летучая, быстрая и беспечная «тучка» противоположна по всем этим признакам вечно неподвижному, монолитному утесу, и этот контраст вызывает целый ряд ассоциаций (характерно, что «одиноко плачущим» у Л. оказывается камень, утес-великан, символ прочной и уверенной в себе силы). Вся эта сложная система связей и отношений художественно резюмирована в «овеществленной» метафоре «следа»: «Но остался влажный след в морщине / Старого утеса...»; именно след (а не действие) обладает в «Утесе» онтологич. значимостью, приобретает как бы независимую от своего истока самоценность, в то время как во мн. др. стихах Л. его ценность зависит от значительности самого действия, и след служит лишь его «знаком», подобием - неизбежно неполным и отраженным (см. Время и вечность в ст. Мотивы).

Поэтич. образ утеса использован Л. в стих. «Романс» («Стояла серая скала»), «Время сердцу быть в покое» и др. Как отмечалось в лит-ре (А. Федоров), «Утес» связан со стих. «На севере диком стоит одиноко...». В. Г. Белинский относил «Утес» к лучшим стихам Л.; высоко оценил его М. Горький. Две первые строки послужили эпиграфом к рассказу А. П. Чехова «На пути». Под влиянием Л. написано стих. «Утес» К. Хетагурова.

Стих. иллюстрировали: Н. Н. Дубовской, В. Д. Замирайло, В. М. Конашевич, М. Е. Малышев, В. Д. Поленов, В. Я. Суреньянц и др. Положили на музыку около 60 композиторов, в т.ч. А. Г. Рубинштейн, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, В. И. Ребиков, М. А. Балакирев. С. В. Рахманинов создал симфонич. фантазию для оркестра - «Утес» (1893) с эпиграфом из стих. Л. (первые две строки).

Автограф - ГПБ, собр. рукописей Л., № 12 (записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским). Черновой автограф карандашом - там же. Впервые - «ОЗ», 1843, № 4, отд. 1, с. 331. Датируется апр. 1841 по положению чернового текста в записной книжке.

Лит.: Дурылин (1), с. 55; Семенов Л. П., Лермонтов и Коста, «Уч. зап. Северо-Осетинского гос. пед. ин-та им. К. Хетагурова», 1939, юбилейный вып., с. 35; Федоров (1) с. 181-82; Шувалов (4), с. 258, 282; Ванслов В. В., Проблема содержания и формы в искусстве, М., 1955, с. 25-26; Семеновский Дм., А. М. Горький. Письма и встречи, в кн.: М. Горький в воспоминаниях современников, М., 1955, с. 392; Новиков И., Писатель и его творчество, М., 1956, с. 430-31; Эйхенбаум (12), с. 113, 346; Иконников (2), с. 69-70; Пейсахович (1), с. 447-48; Маймин Е. А., Опыты лит. анализа, М., 1972, с. 184-94; Гордон Я. И., Гейне в России (1830-1860-е гг.), Душанбе, 1973, с. 92; Горланов Г. Е., Стих. М. Ю. Лермонтова «Утес», в кн.: Рус. лит-ра 30-40-х гг. XIX в., Рязань, 1976, с. 39-46; Тарасов Л. Ф., «Утес» М. Ю. Л., «Рус. речь», 1976, № 4, с. 52-56; Секе Д., О структуре стих. Л. «Утес», в кн.: Dissertationes Slavicae, Slavistische mitteilungen, Материалы и сообщения по славяноведению. IV, Szeged, 1966, с. 39-40; Gerlinghoff P., Frauengestalten und Liebesproblematik bei M. J. Lermontov, Meisenheim am Glan, 1968, S. 140-42.

"УТРЕННЯЯ ЗАРЯ"

«УТРЕННЯЯ ЗАРЯ», рус. лит. альманах, выходивший в Петербурге ежегодно в 1839-44. Изд. В. А. Владиславлев (1808-56). В альманахе опубл. стих. Л. «Любовь мертвеца» (1842) и «Валерик» (1843).

"УТРО НА КАВКАЗЕ"

«УТРО НА КАВКАЗЕ», стихотв. пейзажный набросок (1830), навеянный впечатлениями детских поездок Л. на Кавказ. Позднее Л. использовал тему стих. и составляющее его основу развернутое сравнение солнечного луча с краской стыдливости у молодой девушки в опыте ритмич. прозы «Синие горы Кавказа» (1832).

Стих. иллюстрировал Д. И. Митрохин. Автограф - ИРЛИ, тетр. VI. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 96. Датируется летом 1830 по положению в тетради.

Лит.: Пейсахович (1), с. 423.

УЧЕБНЫЕ ТЕТРАДИ ЛЕРМОНТОВА

УЧЕБНЫЕ ТЕТРАДИ Лермонтова, см. в статьях Московский университетский благородный пансион и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: