Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮГЕЛЬСКИЙ БАРОН

ЮГЕЛЬСКИЙ БАРОН, см. Баллада («До рассвета поднявшись, перо очинил»).

ЮЖИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ЮЖИН (псевд.; наст. фам. - Сумбатов) Александр Иванович (1857-1927), рус. актер, театр. деятель, драматург. Увлечение Л. отразилось в драме Ю. «Старый закал», пост. на сцене Малого театра 30 февр. 1895. Психологич. коллизия драмы, отд. эпизоды и персонажи напоминают «Героя нашего времени» и «Княгиню Лиговскую».

Соч. Пьесы, М., 1961, с. 213-328.

Лит.: Дурылин (3), с. 173; Юрьев Ю. М., Записки, т. 1, Л. - М., 1963, с. 364-67.

"ЮНКЕРСКАЯ МОЛИТВА"

«ЮНКЕРСКАЯ МОЛИТВА», шутливое стих. Л. (1833), связанное с пребыванием в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Отразило быт этой школы и отношение к ней поэта. «Юнкерская молитва» - единственный у Л. случай обращения к богу в юмористич. форме, где молитвенные формулы сочетаются с деталями из юнкерской жизни, словами и выражениями разг. стиля. Написана редким в рус. стихосложении размером - 2-стопным ямбом (ср. «Прощанье», 1830-31). В стихе 10 («Алехин глас») имеется в виду А.С. Стунеев.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, оп. 2, № 68; внизу листка дата - 1833, на обороте - запись П. Висковатого о том, что текст стих. сохранился у А. П. Шан-Гирея. Опубл. в воспоминаниях А. М. Меринского («Атеней», 1858, ч. 6, № 48, с. 289); иная ред. - в «Записках неизвестного гусара» (А. Ф. Тирана), где указано, что стих. было помещено в рукописном журн. «Школьная заря». Датируется по помете в копии и по содержанию.

Лит.: Мануйлов В. А., Записки неизвестного гусара о Л., «Звезда», 1936, № 5, с. 184; Пейсахович (1), с. 431; Меринский, в кн.: Воспоминания; Элиасов Л. Е., Фольклор Восточной Сибири, ч. 3. Локальные песни, Улан-Удэ, 1973, с. 276-79; Клейбер Б., «Два страшных года», Л., «Scando-Slavica», 1958, t. 4, с. 45-46.

ЮНКЕРСКИЕ ПОЭМЫ («ГОШПИТАЛЬ», «ПЕТЕРГОФСКИЙ ПРАЗДНИК», «УЛАНША»)

ЮНКЕРСКИЕ ПОЭМЫ («Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша»), эротич. поэмы в духе П. Скаррона и И. С. Баркова, написанные Л., возможно при участии его товарищей по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). Отражают нравы и быт среды, где, по словам А. П. Шан-Гирея, «царствовал дух какого-то разгула, кутежа» (в кн.: Воспоминания). Помимо грубого натурализма, в Ю. п. встречаются точные зарисовки воен. жизни, сатирич. портреты юнкеров (А. И. Барятинского, Н. И. Поливанова, И. Шаховского и др.), как и в трех т. н. юнкерских стих., написанных в то же время [см. Эйхенбаум (5), II, 405-07]. Тем не менее высказанные в лит-ре соображения о значительности Ю. п. как первых у Л. опытов воспроизведения действительности в форме реалистич. рассказа представляются явным преувеличением. Этапом на пути от Ю. п. к «Тамбовской казначейше» можно считать поэму «Монго» (1836).

Автографы не сохранились. Поэмы известны по копиям рукописного журн. «Школьная заря» и списку из архива В. Гаевского. «Гошпиталь» - ИРЛИ, оп. 2, № 82; впервые - «РС», 1882, № 8, с. 392, отрывок. «Петергофский праздник» - ИРЛИ, оп. 1, № 80; впервые - «Библиогр. записки», 1859, № 12, стлб. 374-75. «Уланша» - ИРЛИ, оп. 2, № 82; впервые - «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений», Берлин, 1862, с. 49-53. Датируются по времени выхода журн. «Школьная заря».

Лит.: Сакулин, с. 37-38; Эйхейбаум (3), с. 102-03; Эйхенбаум (5), III, 658-62; Гинзбург (1), с. 154; Дурылин (5), с. 198-204; Мануйлов (9), с. 70-75; Меринский, в кн.: Воспоминания.

ЮРЬЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

ЮРЬЕВ Николай Дмитриевич (1814 - г. смерти неизв.), родственник и друг Л., учившийся вместе с ним в Школе юнкеров. В 1834-38 офицер л.-гв. Драгунского полка, стоявшего под Новгородом; во время частых приездов в Петербург Ю. жил у Л. После тщетных попыток уговорить поэта отдать в печать «Хаджи Абрека» Ю. тайком отвез поэму к О. И. Сенковскому, напечатавшему ее в «БдЧ» (1835, авг.). Ю. хорошо читал стихи, был горячим пропагандистом произв. Л. в Петербурге и у себя в полку. В 1837, после обыска в связи со стих. «Смерть поэта», была составлена «Опись письмам и бумагам л.-гв. Гусарского полка корнета Лермонтова»; в ней указаны письма Ю. к поэту из Новгорода (не сохранились). В одном из них Ю. писал о таланте Л. и о желании своих однополчан познакомиться с поэтом (VI, 473). Л. упоминает о Ю. в письме С. А. Раевскому (VI, 446). Воспоминания Ю. о Л. известны в пересказе В. П. Бурнашева.

Лит.: Ковалевский М., 50 лет существования лейб-гвардии Драгунского полка, Новгород, 1870, Приложения, с. 57; Потто (1), Приложения, с. 61; Андроников (14), с. 41-46; Бурнашев, в кн.: Воспоминания; Меринский, там же; Шан-Гирей А. П., там же.

ЮРЬЕВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ЮРЬЕВ Юрий Михайлович (1872-1948), рус. сов. актер. С 1893 в труппе Александринского театра (ныне Ленингр. академич. театр драмы им. А. С. Пушкина). Представитель героико-романтич. школы в рус. театре. Первая лермонт. роль - Юрий Радин в драме «Два брата» (1915, спектакль Лит. фонда, реж. В. Э. Мейерхольд). 25 февр. 1917 к 25-летию сценич. деятельности Ю. в Александринском театре был пост. «Маскарад». Ю. неизменно играл Арбенина во всех трех ред. спектакля (см. Мейерхольд В. Э.). Он был первым актером, полностью отказавшимся от мелодраматич. трактовки роли. Его Арбенин - человек пытливого ума, богато одаренный, но изверившийся в людях. Одновременно это натура бунтарская, протестующая против нравов своей среды и общепризнанных канонов жизни. Раскрытие тончайших переживаний Арбенина для Ю. исчерпывалось первыми тремя картинами (дальше, по его мнению, «драма переходит в область человеческого инстинкта и вся отдается во власть ревности и мщения»). Стремление Ю. уже в пост. 1917 показать в первых картинах сложное психологич. состояние героя приходило в противоречие с режиссерским планом спектакля. Мейерхольд опасался перегрузки деталями и задержки в развитии фабулы. Это мешало Ю. показать живого человека и накладывало на Арбенина отпечаток демонизма, чему способствовала и свойственная Ю. романтически-условная, патетич. манера выражения чувств. Со временем он приближался к первонач. замыслу, и роль все более оживала, очеловечивалась. После Великой Отечеств. войны спектакль с Ю.-Арбениным исполнялся без декораций в Большом зале Ленингр. филармонии.

Соч. Записки, т. 2, Л. - М., 1963, с. 191-235, 430-45.

Лит.: Гурвич А., «Маскарад», «Сов. иск-во», 1940, 14 мая; Демидов К., «Маскарад», «Правда», 1940, 12 мая; Луначарский А. В., Воспоминания и впечатления, М., 1968, с. 291; Мацкин А., Поэзия «Маскарада», в его кн.: Образы времени, М., 1959, с. 53-62; Рудницкий К., Режиссер Мейерхольд, [М., 1969], с. 202.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: