Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRIORI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Павлов Д. М.: Дуэль Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 59кб.
2. Герштейн Э.Г. - Судьба Лермонтова. Лермонтов и двор (часть 3)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
3. Гинзбург Л.: Творческий путь Лермонтова. Глава 3. Лирика 1836 - 1841.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
4. Штайн К. Э., Петренко Д. И.: Лермонтов и барокко. Глава II. Ситуация барокко: М. Ю. Лермонтов в критике — критицизм М. Ю. Лермонтова. 3. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 99кб.
5. Эйхенбаум Б. М. - Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. (глава 2 часть 4)
Входимость: 1. Размер: 28кб.
6. Савинова А.: Лермонтов и художник Г. Г. Гагарин. Глава III
Входимость: 1. Размер: 32кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Павлов Д. М.: Дуэль Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: Оказывается, дуэль — далеко не случай. Он только финал целой длинной и усложненной разными интригами истории. Она имела свои, в известном смысле глубокие причины, и не один, а несколько поводов. Автор I. Причины дуэли Личный характер поэта. Чтобы установить причины Лермонтовской дуэли, необходимо принять во внимание личный характер поэта. По этому вопросу мы имеем показания и друзей Лермонтова, и его врагов, но, несмотря на такое различие источников, не можем сказать, что в нашем распоряжении два разных мнения. Во многих частностях отзывы, правда, расходятся, но в общем создается впечатление, что современники и знакомые Лермонтова перед его преобладающими личными качествами особенно не преклонялись. "В нем было два человека", — повествует его секундант, кн. А. И. Васильчиков. — "Один добродушный для небольшого кружка ближайших своих друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особое уважение; другой — заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых" ("Рус. Ар.", стр. 205). В отношениях к тем и другим он однако был одинаков. "Лучшим своим удовольствием он считал подтрунивать и подшучивать над всякими мелкими и крупными странностями,...
2. Герштейн Э.Г. - Судьба Лермонтова. Лермонтов и двор (часть 3)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: известно, что он пишет стихи и прозу. Вспомним еще раз драму в стихах «Маскарад», написанную им в 1835—1836 годах и запрещенную цензурой из-за «слишком резких страстей и характеров», а также потому, что в ней «добродетель недостаточно награждена» 30 . По всей вероятности, Лермонтову не было тогда известно, что в особую вину ему были поставлены нападки на маскарады, устраиваемые Дворянским собранием в доме Энгельгардта. Прямо указав этот адрес в первом действии: «Ведь нынче праздники и, верно, маскерад // У Энгельгардта ... », во втором действии Лермонтов чрезвычайно резко отзывается об этих празднествах: Как женщине порядочной решиться Отправиться туда, где всякий сброд, Где всякий ветреник обидит, осмеет; Рискнуть быть узнанной ... «Я не понимаю, как автор мог допустить такой дерзкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардта», — возмущенно писал цензор Ольдекоп. А читая в конце года исправленную Лермонтовым рукопись драмы, повторяет: «В новом издании мы находим те же самые непристойные нападки на костюмированные балы в доме Энгельгардта, те же дерзости против дам высшей знати» 31 . Отзыв Ольдекопа, как доказано советскими исследователями, был инспирирован самим Бенкендорфом. Характерна догадка цензора Ольдекопа, предположившего, что сюжет «Маскарада» основан на истинном петербургском...
3. Гинзбург Л.: Творческий путь Лермонтова. Глава 3. Лирика 1836 - 1841.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Часть текста: героя как элемент романтического, «байронического» интереса к Востоку. Так, немногочисленные и весьма вольные переводы Лермонтова всегда служат выражением его собственных эмоций. Лермонтов вообще не ощущает себя переводчиком. Тема безнадежности («Душа моя мрачна»), или одиночества («На севере диком»), или неудавшейся любви («Они любили друг друга»), или усталости («Горные вершины») – это уже не тема Байрона, Гете или Гейне, но тема, знакомая каждому читателю Лермонтова. Отходя от лирической исповеди, от откровенного автобиографизма своих первых опытов, Лермонтов в последние годы все настойчивее обращается к повествовательным формам стиха, но придает им волнующий личный смысл. 1 Кратчайшие лирические новеллы и баллады (вовсе уже не похожие на балладу) символически выражают душевную жизнь поэта-героя. Это как бы отдельные участки бытия, на мгновенье вырванные и преломившиеся все в том же едином сознании: «Тучи», «Сосна», «Утес», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» – романтическая символика природы, зашифровывающая мотивы изгнания, одиночества, опустошенности. В «Тучах»...
4. Штайн К. Э., Петренко Д. И.: Лермонтов и барокко. Глава II. Ситуация барокко: М. Ю. Лермонтов в критике — критицизм М. Ю. Лермонтова. 3. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 99кб.
Часть текста: М. Ю. Лермонтов в критике — критицизм М. Ю. Лермонтова. 3. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова 3. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова Парадоксы М. Ю. Лермонтова, его знаменитые антиномии, в структуре которых антитеза, контраст, наиболее частотны в поэтических текстах, — это не что иное, как постановка в основную структурную позицию того, что лежит внутри прозаических текстов. Если проза описывает работу мысли в системе перехода и взаимодополнительности противоположностей, то поэзия представляет у М. Ю. Лермонтова результат работы мысли, саму мысль в обнаженном, сконцентрированном, часто парадоксальном виде. Это закономерно, так как в поэзии запечатлевается процесс “схватывания” истины, формулирующейся в соединении взаимоисключающего. В рефлексии мы только приближаемся к истине, ее достижение за пределами наших возможностей, поэтому в процессе постижения и формулирования “глубоких истин” непременно возникают апории, парадоксы, антиномии. Вездесущая полярность Лермонтова отмечается и исследователями религиозно-философского направления (Данилевский, Соловьев, Мережковский, Андреев), и исследователями иных философских ориентаций. Понятно, что “полярность души” Лермонтова (Д. Л. Андреев), “раздвоение” (Д. С. Мережковский), “двойное зрение” (В. С. Соловьев), “соединение глубокого понимания жизни с громадным тяготением к сверхчувственному миру” (С. А. Андреевский) исследователи связывали с сосуществованием в Лермонтове земного и “сверхземного” человека (“не от мира сего” в прямом смысле). Другая позиция чаще связывается с диалектикой противоположностей. Так, Ю. М. Лотман пишет: “Запад и Восток и многие другие основополагающие пары строились...
5. Эйхенбаум Б. М. - Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. (глава 2 часть 4)
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: Б. М. - Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки (глава 2 часть 4) Глава II. 4. Развитие ораторского стиля явилось следствием падения интимно-лирических жанров — классических романсов, элегий, песен, молитв и пр. Интимной лирике предстояло перейти к новым жанрам Фетовских романсов, „мелодий“ и пейзажей — жанрам, в которых основной доминантой сделалась интонационная эмфаза. Лермонтов стоит на границе между этими периодами. Это выражается, с одной стороны, в колебаниях между различными стилями и жанрами, с другой — в тяготении к образованию сюжетной балладной и романсной лирики. На протяжении 1837—1841 г.г. можно проследить некоторую эволюцию. В стихах 1837 г. Лермонтовым намечены основные тенденции. Рядом со „Смертью поэта“, за которой в следующие годы явятся декламационные „думы“ и оды, мы имеем такие стихотворения, как „Узник“, „Сосед“, „Кинжал“, „Казбеку“, которые могут быть объединены как сюжетные вещи, как лирические новеллы — с намеками на определенную ситуацию в прошлом или настоящем, с описанием обстановки. В двух первых намечен „тюремный“ мотив, который дальше повторяется в таких вещах, как „Соседка“, „Пленный рыцарь“, то окрашиваясь в фольклорные тона и принимая характер...
6. Савинова А.: Лермонтов и художник Г. Г. Гагарин. Глава III
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: и до сих пор еще ни разу не были освещены точно и полно. Вместе с тем в них возможно видеть дальний и сложно опосредствованный отзвук отношений Гагарина к Лермонтову и его кругу. Первой встрече с Лермонтовым предшествовало возобновление давнего, еще в детстве начавшегося знакомства с В. А. Соллогубом. Выше уже упоминалось о рисунках Гагарина к «Тарантасу». Свежесть и выразительность этих анонимных иллюстраций (почти все они в книге не подписаны) и их сатиричность, а также высокая оценка их современными писателями родили законное желание уточнить вопрос об их авторе. Авторство же Гагарина по отношению с лучшей части иллюстраций казалось a priori маловероятным. Мог ли он — аристократ, выросший за границей, не знающий русской жизни, да и великосветский дилетант к тому же, — сделать рисунки, о которых «Отечественные Записки» писали: «Вглядитесь в эти лица мужиков, баб, купцов, купчих, помещиков, лакеев, чиновников, татар, цыган — и согласитесь, что рисовавший их <...> не только мастер рисовать, но и великий художник и знает Россию». Это утверждение принадлежит В. Г. Белинскому 30 . Длительную и кропотливую работу провел для выяснения вопроса об авторе К. С. Кузьминский, давший несколько публикаций 31 . Он пришел к твердому убеждению, что наиболее значительная в идейном и художественном отношении часть...