Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Ц"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 261).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
28ЦАРАПИНА (ЦАРАПИНУ, ЦАРАПИНЫ, ЦАРАПИНЕ, ЦАРАПИН)
103ЦАРЕВИЧ (ЦАРЕВИЧИ, ЦАРЕВИЧЕ, ЦАРЕВИЧУ, ЦАРЕВИЧА)
146ЦАРЕВНА (ЦАРЕВНЫ, ЦАРЕВНОЮ, ЦАРЕВНЕ, ЦАРЕВНУ)
39ЦАРЕДВОРЕЦ (ЦАРЕДВОРЦЕВ, ЦАРЕДВОРЦАМИ, ЦАРЕДВОРЦА, ЦАРЕДВОРЦЫ)
36ЦАРИВШИЙ (ЦАРИВШУЮ, ЦАРИВШИХ, ЦАРИВШИЕ, ЦАРИВШЕЙ)
86ЦАРИЗМ (ЦАРИЗМА, ЦАРИЗМУ, ЦАРИЗМОМ, ЦАРИЗМЕ)
476ЦАРИТЬ (ЦАРЯ, ЦАРЮ, ЦАРИ, ЦАРИТ, ЦАРИЛ)
212ЦАРИЦА (ЦАРИЦЫ, ЦАРИЦЕ, ЦАРИЦУ, ЦАРИЦЕЙ)
498ЦАРСКИЙ (ЦАРСКОЕ, ЦАРСКОМ, ЦАРСКОЙ, ЦАРСКОГО, ЦАРСКИХ)
110ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ (ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО, ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ, ЦАРСКОСЕЛЬСКИМ, ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ, ЦАРСКОСЕЛЬСКИХ)
61ЦАРСТВЕННЫЙ (ЦАРСТВЕННЫХ, ЦАРСТВЕННУЮ, ЦАРСТВЕННО, ЦАРСТВЕННОЕ)
29ЦАРСТВИЕ (ЦАРСТВИЯ, ЦАРСТВИИ, ЦАРСТВИЮ, ЦАРСТВИЕМ)
182ЦАРСТВО (ЦАРСТВА, ЦАРСТВЕ, ЦАРСТВУ, ЦАРСТВОМ)
77ЦАРСТВОВАНИЕ (ЦАРСТВОВАНИЯ, ЦАРСТВОВАНИЮ, ЦАРСТВОВАНИЙ, ЦАРСТВОВАНИИ)
68ЦАРСТВОВАТЬ (ЦАРСТВУЕТ, ЦАРСТВОВАЛ, ЦАРСТВОВАЛА, ЦАРСТВУЙТЕ)
31ЦАРСТВУЮЩИЙ (ЦАРСТВУЮЩЕЙ, ЦАРСТВУЮЩИМ, ЦАРСТВУЮЩУЮ, ЦАРСТВУЮЩИЕ, ЦАРСТВУЮЩЕМУ)
868ЦАРЬ (ЦАРЯ, ЦАРЕМ, ЦАРЕЙ, ЦАРЮ)
38ЦАРЯЩИЙ (ЦАРЯЩЕЙ, ЦАРЯЩЕЕ, ЦАРЯЩИМИ, ЦАРЯЩУЮ, ЦАРЯЩЕГО)
37ЦВЕЛЬ (ЦВЕЛИ, ЦВЕЛЬЮ)
127ЦВЕСТИ (ЦВЕТУ, ЦВЕТЕТ, ЦВЕЛА, ЦВЕТУТ, ЦВЕЛИ)
446ЦВЕТ, ЦВЕТЫ (ЦВЕТЕ, ЦВЕТОВ, ЦВЕТА)
47ЦВЕТАЕВА (ЦВЕТАЕВ, ЦВЕТАЕВОЙ, ЦВЕТАЕВУ)
25ЦВЕТИСТЫЙ (ЦВЕТИСТОЙ, ЦВЕТИСТЫМ, ЦВЕТИСТОГО, ЦВЕТИСТАЯ)
87ЦВЕТНИК (ЦВЕТНИКОВ, ЦВЕТНИКЕ, ЦВЕТНИКА, ЦВЕТНИКИ)
108ЦВЕТНОЙ, ЦВЕТНАЯ (ЦВЕТНЫХ, ЦВЕТНЫЕ, ЦВЕТНЫМИ, ЦВЕТНУЮ)
78ЦВЕТОВЫЕ (ЦВЕТОВОЙ, ЦВЕТОВЫХ, ЦВЕТОВОЕ, ЦВЕТОВОГО)
194ЦВЕТОК (ЦВЕТКУ, ЦВЕТКОМ, ЦВЕТКА, ЦВЕТКЕ)
33ЦВЕТОЧНЫЙ (ЦВЕТОЧНЫЕ, ЦВЕТОЧНЫХ, ЦВЕТОЧНУЮ, ЦВЕТОЧНЫМИ, ЦВЕТОЧНОЙ)
101ЦВЕТУЩИЙ (ЦВЕТУЩИМИ, ЦВЕТУЩИЕ, ЦВЕТУЩИХ, ЦВЕТУЩУЮ, ЦВЕТУЩИМ)
134ЦГВИА
93ЦГИА
101ЦЕВНИЦА (ЦЕВНИЦУ, ЦЕВНИЦЕЙ, ЦЕВНИЦЕЮ, ЦЕВНИЦЫ)
71ЦЕЗАРЬ (ЦЕЗАРЯ, ЦЕЗАРЮ, ЦЕЗАРЕЙ)
65ЦЕЗУРА (ЦЕЗУРОЙ, ЦЕЗУРЫ, ЦЕЗУРУ, ЦЕЗУР)
210ЦЕЙДЛЕР (ЦЕЙДЛЕРУ, ЦЕЙДЛЕРА, ЦЕЙДЛЕРОМ)
30ЦЕЙТЛИН (ЦЕЙТЛИНА)
74ЦЕЛЕБНЫЙ (ЦЕЛЕБНЫЕ, ЦЕЛЕБНОЙ, ЦЕЛЕБНЫМ, ЦЕЛЕБНЫХ)
44ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ (ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННА, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫ)
34ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ)
46ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ (ЦЕЛЕСООБРАЗНО, ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ, ЦЕЛЕСООБРАЗНУЮ)
26ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ (ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬЮ)
36ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННО, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОЙ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОМУ)
126ЦЕЛИК (ЦЕЛИКОМ)
46ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ (ЦЕЛИТЕЛЬНУЮ, ЦЕЛИТЕЛЬНОГО, ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ, ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ)
431ЦЕЛИТЬ (ЦЕЛИ, ЦЕЛЬ, ЦЕЛИЛ, ЦЕЛЯ)
172ЦЕЛОВАТЬ (ЦЕЛУЮ, ЦЕЛОВАЛ, ЦЕЛУЕТ, ЦЕЛУЮТ, ЦЕЛОВАЛА)
52ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ (ЦЕЛОМУДРЕННО, ЦЕЛОМУДРЕННА, ЦЕЛОМУДРЕННАЯ, ЦЕЛОМУДРЕННОГО, ЦЕЛОМУДРЕННОЕ)
97ЦЕЛОСТНОСТЬ (ЦЕЛОСТНОСТИ, ЦЕЛОСТНОСТЕЙ, ЦЕЛОСТНОСТЬЮ)
122ЦЕЛОСТНЫЙ (ЦЕЛОСТНОГО, ЦЕЛОСТНОЙ, ЦЕЛОСТНОЕ, ЦЕЛОСТНЫ, ЦЕЛОСТНЫЕ)
62ЦЕЛОСТЬ (ЦЕЛОСТИ)
652ЦЕЛЫЙ (ЦЕЛУЮ, ЦЕЛОМ, ЦЕЛЫЕ, ЦЕЛОГО)
573ЦЕЛЬ (ЦЕЛЬЮ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЕЙ, ЦЕЛЯХ)
87ЦЕЛЬНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЬНОСТЬЮ)
145ЦЕЛЬНЫЙ (ЦЕЛЬНЫЕ, ЦЕЛЬНЫМ, ЦЕЛЬНОЙ, ЦЕЛЬНЫ)
146ЦЕНА (ЦЕНОЙ, ЦЕНЫ, ЦЕНУ, ЦЕНОЮ)
44ЦЕНЗ
293ЦЕНЗОР (ЦЕНЗОРЫ, ЦЕНЗОРА, ЦЕНЗОРОМ, ЦЕНЗОРУ)
398ЦЕНЗУРА (ЦЕНЗУРОЙ, ЦЕНЗУРЫ, ЦЕНЗУРУ, ЦЕНЗУРЕ)
257ЦЕНЗУРНЫЙ (ЦЕНЗУРНОГО, ЦЕНЗУРНЫМ, ЦЕНЗУРНОЕ, ЦЕНЗУРНЫХ, ЦЕНЗУРНЫМИ)
50ЦЕНИВШИЙ (ЦЕНИВШИХ, ЦЕНИВШЕМУ, ЦЕНИВШИЕ, ЦЕНИВШАЯ, ЦЕНИВШЕЙ)
27ЦЕНИМЫЙ (ЦЕНИМЫЕ, ЦЕНИМЫХ, ЦЕНИМОГО, ЦЕНИМОЙ)
52ЦЕНИТЕЛЬ (ЦЕНИТЕЛЕМ, ЦЕНИТЕЛЯ, ЦЕНИТЕЛЯМИ, ЦЕНИТЕЛЕ)
149ЦЕНИТЬ (ЦЕНИЛ, ЦЕНИТ, ЦЕНИЛИ, ЦЕНЯТ)
54ЦЕННЕЙШИЙ (ЦЕННЕЙШЕЕ, ЦЕННЕЙШИЕ, ЦЕННЕЙШИМ, ЦЕННЕЙШАЯ)
93ЦЕННОСТНЫЙ (ЦЕННОСТНЫЕ, ЦЕННОСТНО, ЦЕННОСТНОЙ, ЦЕННОСТНЫМ, ЦЕННОСТНАЯ)
339ЦЕННОСТЬ (ЦЕННОСТЕЙ, ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТЯМ, ЦЕННОСТЯМИ)
160ЦЕННЫЙ (ЦЕННЫЕ, ЦЕННОЕ, ЦЕННЫХ, ЦЕНЕН, ЦЕННОГО)
44ЦЕНСКИЙ (ЦЕНСКОГО, ЦЕНСКОМУ, ЦЕНСКОМ)
321ЦЕНТР (ЦЕНТРЕ, ЦЕНТРОМ, ЦЕНТРОВ, ЦЕНТРА)
272ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЦЕНТРАЛЬНОМ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОГО, ЦЕНТРАЛЬНЫХ)
53ЦЕПЛЯТЬ (ЦЕПЛЯЯ, ЦЕПЛЯЮТ, ЦЕПЛЯЛ, ЦЕПЛЯЛИ)
55ЦЕПОЧКА (ЦЕПОЧКЕ, ЦЕПОЧКУ, ЦЕПОЧКОЙ, ЦЕПОЧКИ)
292ЦЕПЬ (ЦЕПИ, ЦЕПЬЮ, ЦЕПЕЙ, ЦЕПЯМИ)
63ЦЕРЕМОНИЯ (ЦЕРЕМОНИИ, ЦЕРЕМОНИЙ, ЦЕРЕМОНИЯХ, ЦЕРЕМОНИЕЙ)
27ЦЕРЕМОННЫЙ (ЦЕРЕМОННЫЕ, ЦЕРЕМОННО, ЦЕРЕМОННЫ, ЦЕРЕМОННЫМИ)
189ЦЕРКОВНЫЙ (ЦЕРКОВНОЙ, ЦЕРКОВНОМУ, ЦЕРКОВНЫХ, ЦЕРКОВНАЯ, ЦЕРКОВНОГО)
475ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКВИ, ЦЕРКВЕЙ, ЦЕРКОВЬЮ, ЦЕРКВЯМИ)
35ЦЕСАРЕВИЧ (ЦЕСАРЕВИЧА, ЦЕСАРЕВИЧЕ, ЦЕСАРЕВИЧЕМ, ЦЕСАРЕВИЧУ)
198ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЦИВИЛИЗАЦИЯМ, ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЮ)
98ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ (ЦИВИЛИЗОВАННОГО, ЦИВИЛИЗОВАННЫМ, ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ, ЦИВИЛИЗОВАННОЕ)
540ЦИКЛ (ЦИКЛА, ЦИКЛЕ, ЦИКЛЫ, ЦИКЛУ)
40ЦИКЛИЗАЦИЯ (ЦИКЛИЗАЦИИ, ЦИКЛИЗАЦИЕЙ, ЦИКЛИЗАЦИЮ)
53ЦИЛИНДР (ЦИЛИНДРОМ, ЦИЛИНДРЕ, ЦИЛИНДРА, ЦИЛИНДРЫ)
68ЦИНИЗМ (ЦИНИЗМА, ЦИНИЗМЕ, ЦИНИЗМОМ, ЦИНИЗМУ)
38ЦИНИК (ЦИНИКУ, ЦИНИКИ, ЦИНИКА, ЦИНИКОМ)
57ЦИНИЧНЫЙ (ЦИНИЧНО, ЦИНИЧНОГО, ЦИНИЧНУЮ, ЦИНИЧНЫХ)
27ЦИТАДЕЛЬ (ЦИТАДЕЛИ, ЦИТАДЕЛЬЮ, ЦИТАДЕЛЕЙ)
193ЦИТАТА (ЦИТАТЫ, ЦИТАТУ, ЦИТАТЕ, ЦИТАТОЙ)
30ЦИТИРОВАНИЕ (ЦИТИРОВАНИИ, ЦИТИРОВАНИЯ, ЦИТИРОВАНИЮ, ЦИТИРОВАНИЕМ)
75ЦИТИРОВАННОЙ, ЦИТИРОВАННЫЙ, ЦИТИРОВАННЫЕ, ЦИТИРОВАННОЕ, ЦИТИРОВАННАЯ (ЦИТИРОВАННЫХ, ЦИТИРОВАННОМ, ЦИТИРОВАННУЮ)
132ЦИТИРОВАТЬ (ЦИТИРУЕТ, ЦИТИРОВАЛ, ЦИТИРУЕМ, ЦИТИРОВАЛА, ЦИТИРУЮТ)
43ЦИТИРУЕМАЯ (ЦИТИРУЕМЫХ, ЦИТИРУЕМЫЕ, ЦИТИРУЕМОЕ, ЦИТИРУЕМОМУ)
125ЦИФРА (ЦИФРАМИ, ЦИФРЫ, ЦИФРЕ, ЦИФРОЙ)
52ЦИЦЕРОНА, ЦИЦЕРОН (ЦИЦЕРОНЕ, ЦИЦЕРОНОМ, ЦИЦЕРОНУ)
208ЦЫГАН (ЦЫГАНАМ, ЦЫГАНАХ, ЦЫГАНАМИ, ЦЫГАНЕ)
64ЦЫГАНКА (ЦЫГАНКИ, ЦЫГАНКУ, ЦЫГАНКЕ, ЦЫГАНКОЙ)
26ЦЫГАНОВА (ЦЫГАНОВ, ЦЫГАНОВУ)
68ЦЫГАНСКИЙ (ЦЫГАНСКАЯ, ЦЫГАНСКОГО, ЦЫГАНСКОЙ, ЦЫГАНСКОМ)
26ЦЫПЛЯТА (ЦЫПЛЯТ, ЦЫПЛЯТАМИ)
40ЦЯВЛОВСКИЙ (ЦЯВЛОВСКИМ, ЦЯВЛОВСКОГО, ЦЯВЛОВСКАЯ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ЦЕПЛЯЮЩИЙ (ЦЕПЛЯЮЩЕГО, ЦЕПЛЯЮЩАЯ, ЦЕПЛЯЮЩИЕ, ЦЕПЛЯЮЩИХ, ЦЕПЛЯЮЩИМИ)

1. Живопись и графика Лермонтова (страница 6)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: группа из одиннадцати человек, поименно перечисленных на медной дощечке, прикрепленной к старинной раме: «1. Корнет князь Николай Сергеевич Вяземский лежит. 2. Ротмистр Григор. Витт с вахмистром Докучаевым вдали. 3. Штаб-ротмистр Алекс. Григорьевич Ломоносов сидит на ковре. 4. Ротмистр Ив. Ив. Ершов стоит слева руки позади. 5. Посланник в Бразилии Сергей Григорьевич Ломоносов. 6. Поручик Яковлев сложа руки на груди. 7. Флигель-адъютант ротмистр Ираклий Абрамович Баратынский. 8. Корнет князь Витгенштейн, с трубкой в руке. 9. Корнет князь Александр Егорович Вяземский, рассказывающий полковнику князю Дмитрию Алексеевичу Щербатову, который сидит на складном стуле, о похищении из Императорского Театрального училища воспитанницы, танцовщицы, девицы Кох». Похищение, о котором беседуют персонажи акварели, в свое время занимало весь Петербург, вызвав смятение в дирекции училища и в среде театральных чиновников, потому что всем было известно, «что Кох обратила на себя внимание очень высокой особы»19. В николаевские времена подобный случай был весьма нередок. Но возможность «шутить» с коронованной особой не допускалась. По приказу Николая I похититель (им оказался князь А. Е. Вяземский) и беглянка были найдены и строго наказаны. Написав картину с «легендой», Лермонтов косвенным...
2. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. IV. Рисунки на автографах
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: тому кого ты любил. Читай ее мой друг. Е. А. 1841»; б) рисунок на внутренней стороне передней крышки переплета, изображающий набросок виньетки. Под ней четыре различных образца подписи Лермонтова на русском и французском языках и дата: «1824 года»; в) рисунки на внутренней стороне задней крышки переплета, изображающие набросок виньетки, птицу и голову шахматного коня. Над рисунками рукою Лермонтова: «Сия книга принадлежит». Все эти рисунки, сделанные на Псалтири, являются самыми ранними, дошедшими до нас графическими набросками Лермонтова. Это обычные «росчерки пера» развлекающегося мальчика и особого интереса ни со стороны тематики, ни со стороны исполнения не представляют. Датируются 1824 г., согласно надписи самого Лермонтова. 2. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ К ПОЭМЕ «ЧЕРКЕСЫ». Б., тушь, белила. [1828] Тетрадь 1-я (поэмы «Кавказский пленник» и «Корсар»). Рисунок наклеен на внутренней стороне переплета тетради. Музей А. С. Пушкина...
3. Семенов Л. П.: Лермонтов и Лев Толстой. 1. Лермонтов и Лев Толстой. Глава XIII. Смерть
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: не страшит! Там, говорят, страданье спит... (II, 312). Правда, он любил "мучения земли" (I, 142), ему жаль было расстаться с жизнью, потому что он был молод (II, 312), но в то же время так хотелось отдохнуть, забыться, а ясное небо с пленительной, бездонной глубиной, облаками, звездами, ангелами — так манило к себе!.. Желание поэта было услышано, и он очень рано покинул земную темницу. Он не боялся смерти и поэтому-то мог так беспощадно реально изображать ее. Вот на поле битвы умирает Зораим: Как арфы дальней звон, Его слова невнятны стали, Глаза всю яркость потеряли, И ослабел приметно он. Страдальцу Ада не внимала, Лишь молча крепко обнимала... И хочет юноша напрасно. Последним ласкам отвечать; И все, что может он сказать, — Уныло, мрачно, но не страстно. Взглянул он в очи девы милой, Привстал, и вздрогнул, и вздохнул, И умер. (I, 325, 326). Эта картина бледна, художник еще слишком молод; в более зрелую пору творчества, изображая воина, умирающего на поле сражения, он даст новые, замечательные варианты. Умирает боярин Орша, старик: Он дальше говорить хотел, Но вдруг язык оцепенел; Он сделать знак хотел рукой, Но пальцы сжались меж собой. Тень смерти мрачной полосой Промчалась на его челе; Он обернул лицо к земле, Вдруг протянулся, захрипел, И дух от тела отлетел. (II, 133). Боярин умирал в полном сознании; язык и руки уже не слушались его, а мысль еще работала. Перед смертью он "протянулся"; у Толстого Алеша Горшок "удивился чему-то, потянулся и помер". (XII, 220) 133 . Орша умер, но поэт еще не считает свою задачу выполненной и говорит о последнем трепете охладевающего тела: К нему Арсений подошел, И руки сжатые развел, И поднял голову с земли: Две яркие слезы текли Из побелевших мутных глаз, Собой лишь светлы, как алмаз. (II, 133). Арсений Тихо...
4. Гинзбург Л.: Творческий путь Лермонтова. Глава 6. Герой нашего времени.
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: от дореволюционных церковно-феодальных устоев и вместе с тем пережившего крушение революционных идей. То тот, то другой из этих моментов – в зависимости от идеологии писателя – ложится в основу личной трагедии героя. Так, писатели-эмигранты создают образ «ноющего» молодого человека («Рене» Шатобриана, «Адольф» Б. Констана), с особенной отчетливостью представленный впоследствии у Мюссе. Шатобриан осуждает своего героя с позиций христианского идеализма. Старик-священник обращается к Рене с уничтожающей речью: «Я вижу перед собой молодого человека, упорно цепляющегося за свои химерические вымыслы, всем недовольного, уклоняющегося от общественных обязанностей, чтобы предаваться бесполезным мечтаниям. Не думайте, сударь, что всякий, кто видит мир в мрачном свете, может считать себя избранной натурой. Мы ненавидим людей и жизнь только по недостатку дальновидности. Взгляните поглубже – и вы убедитесь, что страдания, на которые вы жалуетесь, только призрак». Б. Констан пишет в «Адольфе»: «Я ненавижу самодовольство ума, воображающего, что он в состоянии оправдать то, что он объясняет; я ненавижу его тщеславие, когда он занимается собой, описывая зло, которое он сделал ... и невредимый парит среди развалин, анализируя себя, вместо того, чтобы каяться». Мюссе – ученик Байрона, но он превратил байронизм в средство для выражения идей, прямо противоположных байроновским. Герои Мюссе тоскуют по навеки утраченной целостности религиозного сознания. Это потерянный рай, и они готовы проклясть все, что лишило их этого рая, – революцию, просветительную философию, Вольтера. В 1833 году Мюссе писал в «Ролла»: Vois-tu, vieil Arouet? Cet homme plein de vie, Qui de baisers ardents couvre ce sein si beau, Sera couché demain dans un étroit tombeau. Jetterais-tu sur lui quelques regards d’envie? Sois tranquille, il...
5. Розанов М.Н. - Байронические мотивы в творчестве Лермонтова (старая орфография) (глава 9)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: а къ более суровой породе моралистовъ и проповедниковъ, чувствующихъ себя призванными «глаголомъ жечь сердца людей». И въ этомъ онъ также сходился какъ съ Байрономъ, такъ и съ Руссо. Припомнимъ, что свои пламенныя филиппики противъ извращенной культуры и распущеннаго общества Руссо обосновалъ на чувстве моральнаго негодованія. Этимъ же чувствомъ движимы великолепные сатирическіе выпады въ «Донъ-Жуане» и другихъ произведеніяхъ Байрона. У Лермонтова поэтъ-пророкъ долженъ провозглашать «любви и правды чистыя ученья», но онъ же можетъ являться и обличителемъ, бичующимъ пороки: Судья безвестный и случайный, Не дорожа чужою тайной, Приличьемъ скрашенный порокъ Я смело предаю позору; Неумолимъ я и жестокъ. («Журналистъ, читатель и писатель». 1840 г.) Здесь же онъ называетъ свою речь «пророческою» и замечаетъ, что пишетъ тогда, когда «диктуетъ совесть».   Напряженное чувство моральнаго негодованія сделало изъ Лермонтова превосходнаго сатирика, всегда умеющаго направить по надлежащему адресу «железный стихъ, облитый горечью и злостью». Подобно Байрону, чувствуетъ онъ себя призваннымъ ... цепь предубежденій Умомъ свободнымъ потрясать. 44 Предпринятая Руссо защита моральной автономности упала у Байрона на самую благопріятную почву. Устами Манфреда онъ требуетъ полной свободы моральнаго самоопределенія: Безсмертный духъ самъ судъ себе творитъ За добрыя и злыя помышленья ... «Ты не судья моимъ грехамъ», — замечаетъ онъ аббату. Какъ будто «избранники»,...