Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАВ"-"ЛЕУ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАВ"-"ЛЕУ")

ЛАВАЛЬ ИВАН СТЕПАНОВИЧ

ЛАВАЛЬ (1761-1846), граф, камергер, чиновник Коллегии иностр. дел, и Александра Григорьевна (урожд. Козицкая) (1772-1850), его жена. У И. С. и А. Г. Лавалей имелось замечат. собрание скульптуры и живописи. Их дом на Английской набережной был одним из тех петерб. салонов, к-рые посещали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, а начиная с зимы 1838-39 - Л. На балу у Лавалей 16 февр. 1840 произошла ссора поэта с Э. Барантом (VI, 451). Из автобиографич. заметки Л. (VI, 388, 682) видно, что он собирался быть на именинах у Александры Григорьевны 21 апр. 1840.

Портреты И. С. и А. Г. Лавалей см. в изд.: Альбом Пушкинской выставки, М., 1899, л. 80.

Лит.: Герштейн (8), с. 11, 28, 37; Мануйлов (9), с. 245, 261-62, 272; Гиллельсон (2), с. 195-96.

ЛАВРЕНЁВ БОРИС АНДРЕЕВИЧ

ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич (1891-1959), рус. сов. писатель. В 1905, «ошеломленный чтением «Демона»...», написал поэму «Люцифер» (см. Собр. соч., т. 1, 1963, с. 62). Особенно высоко ценил прозу Л.: «Прозу Лермонтова считаю образцовой по ее сухости, логичности изложения, анализу и экспрессии, краткости и замкнутости фраз» (там же, т. 6, 1965, с. 46). В 1953 писатель завершил работу над драмой «Лермонтов» (ей предшествовали наброски повести и биографич. романа о Л.). В отличие от авторов, для к-рых Лермонтов «...либо... лихой забубенный гусарский поручик..., либо... демонический, разочарованный герой...», драматург стремился показать характер своего героя «...во всей его сложности и противоречивости, во всем его социальном значении» (там же, с. 491-92), избрав для этого последний период жизни поэта (с февр. 1837 до гибели). Пьесе не суждено было стать творч. удачей писателя. Ее поставил Ленингр. театр драмы им. А. С. Пушкина (июль 1953), затем в дек. 1954 - МХАТ им. М. Горького (реж. В. Станицын и И. Раевский, композитор А. Хачатурян). Спектакль вызвал критич. отзывы печати. Автора упрекали в холодной иллюстративности, нарушении историч. достоверности, в недостаточно глубокой разработке образа поэта. Наиболее положит. характеристику дал пьесе А. А. Фадеев (в письме к Лавреневу от 5 апр. 1953 и «Заметках о лит-ре», 1955).

С лермонт. темой в творчестве Лавренева связаны и произв., посв. декабристам: драма «Кинжал», сценарий «Южное общество» (1925), рассказ «Лотерея мыса Адлер» (1930), очерк «Моряки-декабристы» (1940). В критике и публицистике Лавренева немало цитат из Л.

Соч. Собр. соч., т. 1-6, М., 1963-65.

Лит.: Дементьев А., Спектакль о Л., «Известия», 1953, 12 сент.; Мацкин А., Услужливые биографы, «Театр», 1954, № 6; Караганов А., Каноны и творчество, «Новый мир», 1955, № 1; Гроссман Л., Неосуществленный замысел, «Вечерняя Москва», 1955, 18 янв.; Андроников И., «Лермонтов». Новый спектакль МХАТ им. М. Горького, «Правда», 1955, 23 янв.; Саппак Вл., Преодолевая штампы, «ЛГ», 1955, 26 июля; Вишневская И., Борис Лавренев, М., 1962, с. 248-60; Старикова Е., О творчестве Б. Лавренева, в кн.: Лавренев Б., Собр. соч., т. 1, М., 1963, с. 63-65; Богуславский А. О., Диев В. А., Карпов А. С., Краткая история рус. сов. драматургии, М., 1966, с. 120-21; Фадеев А. А., Собр. соч., т. 1-7, М., 1969-71, т. 6, с. 288; т. 7, с. 341-42.

ЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900), рус. философ, публицист, критик, идеолог народничества. В осмыслении личности и историч. значения Л. исходил из оценок В. Г. Белинского. В ноябре 1891 в собрании Об-ва рус. студентов в Париже выступил с рефератом «Тогда и теперь. По поводу 50-летия смерти М. Ю. Лермонтова» (в кн. «Из рукописей 90-х годов», Женева, 1899), в к-ром творчество Л. воспринято как историч. свидетельство о 30-40-х гг., принадлежащее поэту, способному ощутить эпоху в наиболее глубоких ее проявлениях, и как предвестие «грозных общественных вопросов» 90-х гг. Критик показал, что осн. упрек Л. современникам - «...ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда» - относится не к уровню худож. или науч. мысли его времени, а к разрыву между мыслью и делом, к невозможности обществ. деятельности. По его словам, Л. ощутил в своем поколении «тревожное, болезненное сознание, что для него нет дела, соответствующего его работе мысли»; спустя полвека, считал критик, возможность такого «дела» наконец появилась в рус. об-ве.

Соч. Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 4, М., 1935, с. 123-24.

Лит.: Соколов Н. И., Критики и лит-ра, Л., 1977, с. 143-156.

ЛАГАРП ЖАН ФРАНСУА

ЛАГАРП (La Harpe) Жан Франсуа (1739-1803), франц. драматург, поэт, теоретик классицизма. В России был известен гл. обр. его трактат «Лицей, или Курс древней и новой литературы» (т. 1-16, 1799-1805); пользовалась известностью и лит. мистификация «Пророчество Казота» (опубл. 1806), описывавшая вечер у парижского вельможи в 1788, на к-ром писатель Жак Казот (Cazotte, 1719-92) якобы предсказал дату революции и трагич. судьбу присутствовавших. Лагарп - один из первых франц. писателей, с соч. к-рых знакомился Л. В его тетради 1827 среди выписок из франц. стихов - «Геро и Леандр» (1778) Лагарпа; в дальнейшем Л. взял отсюда эпиграф к поэме «Корсар». Мн. исследователи (Э. Дюшен, Б. Эйхенбаум, А. Федоров) связывают стих. Л. «На буйном пиршестве задумчив он сидел» («Совр.», 1857, № 10, под загл. «Казот») с «Пророчеством Казота» Лагарпа.

Лит.: Дюшен (2), с. 45; Эйхенбаум (5), т. 2, с. 207-208; Описание ГПБ, с. 63; Федоров (1), с. 195-96; Федоров (2), с. 337-38; Любович (3), с. 91-96; Duchesne (1), p. 302.

ЛАДЫЖЕНСКАЯ ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА

ЛАДЫЖЕНСКАЯ (урожд. Сушкова) Елизавета Александровна (1815-83), сестра Ек. А. Сушковой; автор критич., не во всем справедливых «Замечаний» по поводу воспоминаний сестры о ее знакомстве и встречах с Л. в Середникове и в петерб. об-ве в 1-й пол. 30-х гг. («РВ», 1872, кн. 1, с. 637-62; ср.: Сушкова, с. 306-42).

Лит.: Р†офанов Д. М., М. Ю. Л. Новi матерiали про життя i творчiсть, Киïв, 1947, с. 47-90; Глассе, с. 84, 87, 116-17.

ЛАЖЕЧНИКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

ЛАЖЕЧНИКОВ Иван Иванович (1792-1869), рус. писатель. В романе Л. «Княгиня Лиговская» (VI, 155) упоминается гл. герой романа Лажечникова «Последний Новик» (1831-33) и события его заключит. главы. Высказывалось предположение (ЛАБ I, 427), что в стих. «Из Паткуля» (1831, осень) также отразились впечатления от этого романа; однако это может относиться только к 1-2-й частям романа (ценз. разрешение 25 февр. 1831); третья же часть (содержащая, в частности, разговор Паткуля с Последним Новиком, имеющий нек-рые внешние точки соприкосновения со стих. Л.) вышла только в 1832, т.е. уже после создания стих.

ЛАМБЕРТЫ

ЛАМБЕРТЫ, графы, братья: Иосиф Карлович (1809-79), поручик л.-гв. Гусарского полка, в 1835-37 - полковой адъютант. Ему М. Г. Хомутов (см. Хомутовы) завещал коллекцию портретов офицеров полка, в т.ч. Л., выполненных А.И. Клюндером (Эрмитаж). Портреты И. К. (акв.) работы Клюндера - в ИРЛИ, Воронежском обл. музее изобразит. иск-в и в Павловском дворце-музее.

Карл Карлович (1815-65), с 1839 поручик Кавалергардского полка, участник кавк. войны. 17 июня 1840 Л. писал А. А. Лопухину: «Я здесь, в Ставрополе, уже с неделю и живу вместе с графом Ламбертом, который также едет в экспедицию». 11 июля 1840 Л. и К. Ламберт участвовали в сражении при р. Валерик. 29 июля оба прибыли с отрядом А. В. Галафеева в Темир-Хан-Шуру, о чем свидетельствует рис. с надписью в альбоме Петра А. Урусова (Попов, с. 149). В «Журнале военных действий» за 4 окт. 1840 отмечено, что Л. и К. Ламберт «отличились храбростию и самоотвержением при передаче приказаний под огнем неприятеля» (Лебединец Г. С., М. Ю. Лермонтов в битвах с черкесами в 1840 году, «РС», 1891, кн. 8, с. 367-68). В кон. 1840 - нач. 1841 Л. вновь встречался с ним в Ставрополе у И. А. Вревского.

Портрет в изд.: Панчулидзев, т. IV, с. 119.

Лит.: Манзей, ч. 3, с. 192; Висковатый, с. 340; Семенов (5), с. 113; Иванова Л., с. 432; Описание ИРЛИ, с. 45; Попов (2), с. 162; Герштейн (8), с. 276, 329-31, 337; Столыпин, Васильев, в кн.: Воспоминания; Есаков А. Д., там же; Назарова Л., Однополчанин М. Ю. Л., «Лит. Осетия», 1977, № 49, с. 105-06; ее же, Л. в отряде ген. А. В. Галафеева в 1840 г., в кн.: Сб. Ленинград, с. 416-17.

ЛАНГЕР ВАЛЕРИАН ПЛАТОНОВИЧ

ЛАНГЕР Валериан Платонович (1802 - между 1865 и 1874), художник, литограф, в 1830-х гг. цензор Петерб. ценз. к-та. Был известен своей строгостью и осторожностью; несмотря на это, вынужден был подать в отставку, разрешив к печати № 15 «Лит. газеты» от 21 февр. 1840, где была помещена статья, высмеивающая «Сын Отечества» за резкий отзыв о стих. Л. «И скучно и грустно». Разрешил выход в свет поэмы «Тамбовская казначейша» (с многочисл. купюрами; «Совр.», 1838, т. XI, № 3), стих. «Три пальмы» («ОЗ», 1839, № 8), «И скучно и грустно» («ЛГ», 1840, 20 янв.).

Лит.: Соловьев Н., Воспитанник Имп. Лицея Валериан Лангер, «Старые годы», 1912, янв., с. 35-50.

ЛАНСЕРЕ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1875-1946), сов. художник. В 1914 для 4-го тома Собр. соч. Л. под ред. В. Каллаша иллюстрировал сказку «Ашик-Кериб» (гуашь; ГТГ): «Ашик-Кериб и св. Георгий» и «Магуль-Мегери на свадьбе». Иллюстрации отмечены ритмичностью и пластикой жеста и движения, передают тонкий юмор лермонт. сказки. В том же году Лансере принял участие в предполагавшемся изд. «Демона» с илл. М. А. Врубеля (не осуществлено), создав большую серию рис. для декоративного оформления этой книги в стиле старинных груз. орнаментов; всего им было создано ок. 30 рис. - заставок, концовок и др. элементов книжного оформления (тушь черная; ЦГАЛИ, ИРЛИ, ГЛМ, ГРМ). В 1918 Лансере выполнил сложную заставку-триптих к повести «Бэла» (тушь; музей ИРЛИ; тушь, белила на цветной бумаге - Домик Л.). Последним его обращением к лермонт. теме было оформление альбома ««Маскарад» Лермонтова в эскизах Головина» (М. - Л., 1941), где вновь проявилось умение художника сочетать оформит. элементы книги со стилем публикуемых изобразит. материалов.

Лит.: Подобедова О. И., Е. Е. Лансере (1875-1946), М., 1961, с. 149, 150, 234, 236, 382-83, 388; Пахомов (2), с. 116, 307-09.

ЛАРОШФУКО ФРАНСУА

ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-1680), франц. писатель-моралист. С сер. 18 в. в России широко известны его «Размышления, или Моральные изречения и максимы» («Réflexions, ou sentences et maximes morales», 1665), пронизанные пессимистич. убеждением в эгоистич. основе человеческих поступков. Письмо Л. к А. М. Верещагиной (весна 1835) написано в манере Ларошфуко (афористичность, раскрытие эгоистич. пробуждений) и содержит прямую ссылку на него: «Впрочем, женщины всегда прощают зло, которое причиняется женщине (афоризм Ларошфуко)» (VI, 431, 720). Стилистич. близость к Ларошфуко обнаруживается в поздней лермонт. прозе. Б. Нейман связывает с «Максимами» Ларошфуко («Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души - это жажда властвовать...» - № 68) слова Л. «Я не могу любовь определить...» (стих. «1831-го июня 11 дня») и рассуждение Печорина о любви и честолюбии как «жажде власти» (VI, 294).

Лит.: Эйхенбаум (12), с. 60; Нейман (11), с. 82-84.

"ЛАСКАЕМЫЙ ЦВЕТУЩИМИ МЕЧТАМИ"

«ЛАСКАЕМЫЙ ЦВЕТУЩИМИ МЕЧТАМИ», см. "Смерть".

ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР

ЛАФАТЕР (Lavater) Иоганн Каспар (1741-1801), швейц. пастор и писатель. Гл. соч. - «Физиогномические фрагменты, способствующие познанию людей и любви к людям» («Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe», 1775-78), посв. выяснению соответствий между духовным миром человека и его внешностью (ср. с френологией Ф. Й. Галля). Л. проявлял интерес к идеям Лафатера. В драме «Странный человек» есть реплика одного из персонажей: «Вы, конечно, не ученик Лафатера?» (V, 272). Со ссылкой на Лафатера характеризуется внешность Печорина в «Княгине Лиговской» (VI, 124). В февр. 1841 Л. писал А. И. Бибикову из Петербурга в Ставрополь, что покупает книгу Лафатера (VI, 458). Нек-рые соответствия с физиогномикой имеются и в самих принципах портретной характеристики у Л.

Лит.: Основин В. В., О нек-рых особенностях психологич. анализа в драмах Л. Н. Толстого и М. Ю. Л., «Уч. зап. Горьк. пед. ин-та», 1967, в. 77, с. 10-15; Heier E., Lavater\'s System of physiognomy as a mode of characterization in Lermontov\'s prose, «Arcadia», 1971, Bd 6, H. 3, p. 267-82.

ЛАЧИНОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА

ЛАЧИНОВА Екатерина Петровна (урожд. Шелашникова) (1813-96), рус. писательница. В 1836-40, в связи со службой ее мужа ген. Н. Е. Лачинова на Кавказе, имела возможность наблюдать быт воен. среды, составлявшей кавк. окружение Л. Существует предположение о знакомстве ее с Л. Жизнь кавк. офицерства и воен. действия послужили материалом для ее романа «Проделки на Кавказе» (ч. 1-2, СПБ, 1844; псевд. - Е. Хамар-Дабанов). В нем выведены мн. лица, с к-рыми сталкивался на Кавказе и Л.: Л. С. Пушкин (майор Лев), К. К. Данзас (полковник Адамс), кн. В. С. Голицын (кн. Галицкий); изображены быт гостиницы Найтаки (Неотаки) в Ставрополе, «водяное общество» Пятигорска и Кисловодска и т.д. Полумемуарный характер романа делает его ценным комментарием к «Герою нашего времени» и дополнением к источникам для биографии Л. за 1840-41; в число персонажей автор вводит и лермонт. героев: Печорин и его «Записки» только упоминаются, но Грушницкий, «человек без правил и нравственности», уже в звании адъютанта, изображен в конфликте с центр. персонажами - братьями Пустогородовыми. Роман, критически изображающий состояние дел на Кавк. кордонной линии, был признан воен. министром вредным (в нем «что строчка, то правда») и изъят из продажи; над автором по воле Николая I был установлен полицейский надзор.

Соч. [Письмо Е. П. Лачиновой к А. Ф. Орлову], «РЛ», 1959, № 3, с. 134-35.

Лит.: Никитенко А. В., Дневник, т. 1, [Л.], 1955, с. 282-83; Вейденбаум Е. Г., Кавк. этюды, Тифлис, 1901, с. 308-20; Панчулидзев, т. 3, с. 322; Семенов (5), с. 159-61; Титов, с. 133-38; Смиренский Б., Проделки на Кавказе, в его кн.: Перо и маска, М., 1967, с. 97-100.

ЛЕВИ, ЛЕВИС АНСЕЛЬМ

ЛЕВИ, Левис (Levis) Ансельм, домашний доктор Е. А. Арсеньевой, франц. еврей. Приглашен в Тарханы для наблюдения за Л., к-рый был слабым ребенком. Ездил с Л. и его бабушкой в Горячеводск в 1825.

Лит.: «ОЗ», 1825, № 64, авг., с. 260; Мануйлов (5), с. 35-36; Воспоминания, 1972, с. 32, 74, 150, 422.

ЛЕВИНА ЗАРА АЛЕКСАНДРОВНА

ЛЕВИНА Зара Александровна (1906-76), сов. композитор. Автор романсов на слова Л.: «Из Гёте» («Горные вершины») (М., 1941); «Из-под таинственной холодной полумаски» и «На севере диком» (в сб.: Романсы и песни сов. композиторов на тексты Л., М. - Л., 1941); «Парус» (М., 1941), «А. О. Смирновой» («Без вас - хочу сказать вам много...») (М., 1941).

Лит.: Михайловская Н., Зара Левина, М., 1969, с. 35, 49, 103.

ЛЕВИТОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ЛЕВИТОВ Александр Иванович (1835-77), рус. писатель. Еще семинаристом любил стихи Л. Признавая его огромную поэтич. силу, Левитов и его герои стремились разгадать общественно-нравств. смысл «мрачно-величавого уныния» Л. Вместе с тем считал, что своим талантом поэт не сумел распорядиться надлежащим образом. Н.Н. Златовратский воспроизводит суждение Левитова по этому поводу: «Кавалерство, как ржа, заело его... Измотался на нем, измучился... А за что? И на что столько потратил своей души, ума?... Что если бы с этим поэтическим-то чутьем, какое было у Лермонтова, да кабы он к этой бедноте подошел (а уж он пробовал ведь!), что бы он там открыл! А его вон в анализ чувств княжны Мэри тянуло...» (Златовратский Н. Н., Воспоминания, М., 1956, с. 293). С этими высказываниями перекликаются суждения о Л. измученного и озлобленного разночинца Померанцева из очерка Левитова «Петербургский случай» (1869). Левитов вел бездомный образ жизни, что объяснялось не только крайней бедностью, но отчасти и своего рода позицией, подкрепленной полюбившимися ему стихами Л. («Когда надежде недоступный»), обнаруженными А. Скабичевским в его бумагах.

Соч. Соч., т. 1, М. - Л., 1932, с. 682, 704; т. 2, М. - Л., 1933, с. 296-97.

Лит.: Нефедов Ф. Д., Александр Иванович Левитов, в кн.: Собр. соч. А. И. Левитова, т. 1, М., 1884, с. XXII; Скабичевский А. М., Беллетристы-народники, СПБ, 1888, с. 168-69; Шахов В. В., М. Ю. Л. в творчестве и лит. полемике А. Левитова, М. Воронова и Г. Успенского, в кн.: Радищев. Белинский. Лермонтов, Рязань, 1974, с. 140-55.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, см. Поэтический язык.

ЛЕНИН В. И. О ЛЕРМОНТОВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕРМОНТОВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

ЛЕРМОНТОВА Мария Михайловна (1795-1817), мать поэта, единств. дочь М. В. и Е.А. Арсеньевых. Воспитывалась дома. По словам П. А. Висковатого, М. М., родившись «ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным созданием... Была одарена душою музыкальною». Познакомившись у родственников (в с. Васильевском Орловской губ.) с Ю. П. Лермонтовым, М. М. вышла за него замуж, несмотря на неодобрение матери. После свадьбы жила с мужем и матерью в Тарханах, но на время рождения сына приезжала с мужем в Москву (уехали не позже сер. апреля 1815). Семейные отношения сложились неблагополучно, чему способствовали неровный характер мужа, взаимная неприязнь матери и мужа.

Современники рассказывали о доброте М. М., лечившей крестьян, о ее музыкальности; нередко играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. «Когда я был трех лет, - вспоминал Л., - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать» (VI, 386). М. М. умерла от чахотки 22 лет. «В слезах угасла мать моя» (I, 363) - писал Л. в черновике стих. «Пусть я кого-нибудь люблю»; образ рано погибшей матери - в автобиографич. строфе поэмы «Сашка»: «Он был дитя, когда в тесовый гроб / Его родную с пеньем уложили...». Похоронена в Тарханах.

Сохранился альбом, в к-ром имеются автографы М. М., Е. А. Арсеньевой и пятнадцать рис. Л. (1825-30) среди стихов, записей и рис. друзей и родственников (ныне - в ГПБ). Долгое время его владелицей считали М. М.; затем В. Мануйлов высказал предположение, что альбом принадлежал Марии Александровне Столыпиной, двоюродной сестре М. М. (см. Летопись, с. 21). В наст. время установлено, что владелицей альбома была М. А. Шан-Гирей. Сохранились также остатки др. альбома (ИРЛИ), принадлежавшего, очевидно, Ек. П. Лермонтовой (см. Лермонтовы), с записями М. М. и Ю. П. Лермонтовых. Портрет М. М. (масло, 1810, худ. неизв.) хранится в ГЛМ (см. изд.: Л. в портретах, с. 36).

Лит.: Рыбкин Н., Материалы к биографии Белинского и Л., «ИВ», 1881, № 10, с. 374-78; Висковатый, с. 15; Мануйлов (1), с. 105-07, 109-10, 112-14; Мануйлов (5), с. 17-18, 21-25, 28-30; Описание ГПБ, с. 34-36; Иванова Т. (2), с. 6-9; Описание ИРЛИ, с. 90-93, 106, 169, 170, 172, 180-81, 337; Николева (2), с. 4-6; Вырыпаев (2), с. 39, 42-44, 49, 51-54, 57-58; Шугаев, в кн.: Воспоминания; Сандомирская, с. 122-38.

ЛЕРМОНТОВА М. Ю. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК В ПЯТИГОРСКЕ

ЛЕРМОНТОВА М. Ю. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК в Пятигорске, см. Домик Лермонтова.

ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕРМОНТОВСКИЕ МЕСТА И МАРШРУТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ЗАЛ В МУЗЕЕ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТ-РЫ АН СССР

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ЗАЛ в музее Института русской лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР. (ИРЛИ). В 1917 состоялась передача материалов Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском уч-ще в Петербурге в Пушкинский дом, что положило основание его лермонт. собранию, наиболее полному из всех существующих коллекций по Л. В окт. 1917 лермонт. фонд вместе с наиболее ценными материалами Пушкинского дома был вывезен из Петрограда в Москву и Саратов. Только в 1921 он был возвращен и тогда же распределен по отделам соответственно структуре Пушкинского дома: рукописи - в рукописный отдел; книги, журналы, газеты - в библиотеку (где в 1938 был создан Лермонт. кабинет и началась большая библиографич. работа); изобразит. материалы (иконография Л., его окружения, живописное наследие Л., виды лермонт. мест) и памятные вещи - в лит. музей. В дальнейшем музейный фонд пополнился поступлениями из коллекций В. М. Воинова, П. Я. Дашкова, В. И. Яковлева и др. В 1922 в предоставленном Пушкинскому дому здании архива б. Таможенного департамента (Тифлисская ул., 1) открылся Л. з. В 1927 экспозиция была перенесена в новое помещение (ныне набережная Макарова, 4) в здание б. Таможни (архитектор Лукини, 1832), где Пушкинский дом находится поныне.

Лермонт. экспозиции 1922-28 представляли собой выставку портретов, рукописей, книг и памятных вещей. В 1929-30, в связи с общей реформой АН СССР и ее новым уставом, лермонт. материалы были включены в общую экспозицию, освещающую развитие рус. лит-ры на основе марксистско-ленинского понимания лит. процесса. В 1939 в ознаменование 125-летия со дня рождения Л. ИРЛИ (Пушкинский дом) совм. с ГРМ и ГПБ организовал юбилейную выставку в залах Рус. музея, открывшуюся 25 окт. Произв. рус. художников из собр. ГРМ, книжные и рукописные материалы ГПБ демонстрировались вместе с лермонт. собранием Пушкинского дома. Экспозиция, осн. на достижениях лермонтоведения, имела большое науч. значение. Она состояла из разделов: 1. Дет. и юношеские годы Л.; ранние лит. произв. (до 1832). 2. Л. в Петербурге; стих. «Смерть поэта»; первая ссылка на Кавказ (1837). 3. Возвращение из ссылки; вторая ссылка на Кавказ (1837-40). 4. Л. на Кавказе; дуэль и смерть (1840-41). 5. Л. в сов. иск-ве. Впоследствии экспозиция Л. з. в Пушкинском доме была построена по тому же принципу.

Лермонтовский зал в музее Института русской лит-ры АН СССР

Фрагмент Лермонтовского зала. Фотография. 1970-е гг.

В первые месяцы 1941 готовилась общегор. выставка к 100-летию со дня смерти Л. Мн. материалы Пушкинского дома были вывезены в г. Пушкин, где предполагалось развернуть экспозицию в залах Екатерининского дворца. В нач. Великой Отечеств. войны не все материалы удалось вернуть в Ленинград, и нек-рые реликвии (в т.ч. 2 рис. Л., портрет его матери, столик из Тархан, эскиз памятника Л. работы Б. М. Микешина, музейный памятник с барельефным изображением Л. работы М. И. Цейдлера) были утрачены в период фашистской оккупации г. Пушкина. С 1946 в музее Пушкинского дома возобновилась науч. и экспозиц. работа. В 1950 значительно пополнился лермонт. фонд, когда из ИМЛИ им. М. Горького в Москве поступили иллюстративные материалы. Позднее делались закупки новых материалов, поступали дары от разных лиц, и экспозиция Л. з. периодически пополнялась. К 150-летию со дня рождения Л. (1964) экспозиция была обновлена; открылась юбилейная выставка «Лермонтов и сов. культура».

Лит.: Пушкинский дом при Российской АН. Историч. очерк и путеводитель, Л., 1924, с. 20, 22, 104, 132-36; М. Ю. Л. К 125-летию со дня рождения (1814-1939). Каталог выставки в Ленинграде, М. - Л., 1941; Описание ИРЛИ; 50 лет Пушкинского дома, М. - Л., 1956, с. 18-21, 25.

ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ОТРЯД

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ОТРЯД, сотня казаков-«охотников» (добровольцев), выбранных из кавалерии левого фланга Кавк. линии. Л. принял его от Р.И. Дорохова и командовал им с 10 окт. и, видимо, до конца ноября 1840, во время походов в Малую и Большую Чечню. П. А. Султанов, разжалованный в солдаты и служивший в отряде, писал об этой команде: «Поступить в нее могли люди всех племен, наций и состояний без исключения... Желавшему поступить назначался экзамен, состоявший в исполнении какого-нибудь трудного поручения. Если экзаменующийся не проваливался, то ему... брили голову..., приказывали отпустить бороду..., одевали по-черкесски и вооружали двухстволкой со штыком» [Попов А. (2), с. 158]. Кавалеристов отряда отличали отвага, удальство, преданность командиру, презрение к огнестрельному оружию. Отряд действовал отчасти как партизанский, занимаясь также разведкой.

Когда Дорохов был ранен, ген. А. В. Галафеев назначил вместо него Л., отличившегося храбростью в бою при р. Валерик. Л. сумел найти путь к сердцам солдат. Отказавшись от всяких удобств, он вел тот же образ жизни, что и они, - спал на голой земле, ел из общего котла, небрежно относился к соблюдению формы и своему внешнему виду. Л. был доволен этим назначением (см. письмо к А. А. Лопухину от окт. 1840; VI, 456-57), т. к. оно давало нек-рую независимость и возможность отличиться, что было нужно для получения отставки. К. Х. Мамацев вспоминал: «Даже в этом походе он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест...».

Лит.: Висковатый, с. 341-45, 355; Ракович, с. 247-50, Приложения, с. 32-33; Павлов А., Николай Павлович о Л., «РА», 1911, № 9, с. 158; Щеголев, в. 2, с. 111-12, 119-26; Виноградов Б. С. (1), с. 161-72; Попов А. (1); Попов А. (2), с. 153-61; Мамацев, в кн.: Воспоминания.

ЛЕРМОНТОВЫ

ЛЕРМОНТОВЫ: Александра Петровна, Наталья Петровна, Елена Петровна (в замужестве Виолева - после 1831), Авдотья Петровна (см. Пожогины-Отрошкевичи) - тетки Л., сестры Ю. П. Лермонтова. Л. встречался с ними в Кропотове летом 1827 и в 1828-30 в Москве, куда Александра Петровна и Наталья Петровна приезжали вместе с Ю. П. Лермонтовым (Висковатый, 65). Тетки Л. упомянуты в завещании брата от 28 янв. 1831. 21-м июня 1837 датировано прошение Л. и его теток в Тульскую палату гражд. суда о полюбовном разделе "движимого и недвижимого имения... сельца Кропотова...". В июле 1837 Е. А. Арсеньева выдала Г. В. Арсеньеву (см. Арсеньевы), на основании доверенности от Л., право совершить в Туле «купчую крепость» на проданную Е. П. Виолевой за 25 тыс. руб. лермонт. часть Кропотова. Последняя встреча Л. с Еленой Петровной состоялась в Туле между 25 и 30 апр. 1841 [Мануйлов (10), с. 81]. В 1856 она была единств. наследницей лит. произв. Л.

Екатерина Петровна, в замужестве Свиньина (?) (В. В. Никольский, В. И. Чернопятов), - сестра предыдущих. Сохранились листки из альбома Ек. П. (долгое время считавшегося альбомом матери Л.) с дружескими записями родителей поэта, на основании к-рых устанавливается, что в 1815-16 она жила в Кропотове, где в эти годы бывали Ю. П. и М. М. Лермонтовы. По-видимому, именно она была на свадьбе своего брата в Тарханах (Висковатый, с. 11). В завещании Ю. П. Лермонтова и в документах по разделу наследства имя ее не упоминается.

Лит.: Никольский В. В., Предки М. Ю. Л., «РС», 1873, т. 7, с. 553; Висковатый, с. 10-11; Цехановский В. М., К биографии М. Ю. Л., «ИВ», 1898, т. 19, окт., с. 393-97; Дворян. сословие Тульской губ., т. III-(XII). Родословец, материалы, ч. 6, изд. В. Чернопятов, [М., 1909], с. 325; Арсеньев В. С., К столетию со дня рождения М. Ю. Л. Документы к родословной Лермонтовых и родств. им семейств Виолевых и Арсеньевых, в кн.: Труды Тульской губ. ученой архивной комиссии, кн. 1, Тула, 1915, с. 81-82; Щеголев, в. 1, с. 67, 291-293; Эйхенбаум (5), т. 5, с. 537-38; Модзалевский, с. 648, 650-53; Меринский, в кн.: Воспоминания; Мануйлов (10), с. 81; Милонов Н., Рус. писатели и Тульский край, Тула, 1971, с. 209-10; Вырыпаев (2), с. 154, 156, 175-76, 183, 223-24; Описание ИРЛИ, с. 169-70; Сандомирская, с. 137-38.

ЛЕРМОНТОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ

ЛЕРМОНТОВ Юрий Петрович (1787-1831), отец поэта. Сын небогатых помещиков Ефремовского у. Тульской губ. (см. Кропотово) П. Ю. и А. В. Лермонтовых. Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804 в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пех. полк, позднее служил в том же корпусе воспитателем; в 1811 по болезни вышел в отставку в чине капитана. В 1812 вступил в Тульское дворянское ополчение; в 1813 находился на излечении в Витебске. Бывая в с. Васильевском Орловской губ., Ю. П. познакомился с М. М. Арсеньевой (см. М.М. Лермонтова) и женился на ней. После свадьбы жил в Тарханах. Вследствие недовольства Е. А. Арсеньевой браком дочери и, очевидно, охлаждения Ю. П. к жене, семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти жены отношения Ю. П. с Арсеньевой обострились. Он уехал в свое имение Кропотово, а сына оставил на воспитание бабушке согласно условию, поставленному ею в завещании. Нек-рые биографы Л. полагают, что за отказ от воспитания сына Ю. П. получил от Арсеньевой 25 тыс. рублей. П. Вырыпаев оспаривает эту версию.

С сыном Ю. П. виделся в Кропотове в 1827, затем ежегодно в Москве. Об одной из встреч с отцом Л. писал М. А. Шан-Гирей в конце дек. 1828 (VI, 404). Переписка Л. с Ю. П. не сохранилась. Известно завещание Ю. П., в к-ром он с любовью обращается к сыну: «...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание...» (Щеголев, в. 1, с. 66).

Л. выразил свои чувства к отцу в стих. «Я видел тень блаженства; но вполне» (см. заключит. строфу), «Пусть я кого-нибудь люблю» (зачеркнутая в автографе 3-я строфа), «Эпитафия» («Прости! увидимся ль мы снова?»). Семейная драма, особенно столкновения между отцом и бабушкой, отразились в юношеских пьесах «Странный человек» и «Menschen und Leidenschaften» (где герой говорит: «У моей бабки, моей воспитательницы - жестокая распря с отцом моим, и это все на меня упадает»; V, 149). Оценка Л. семейных взаимоотношений не однозначна и, возможно, прав был А.З. Зиновьев, писавший: «Миша не понимал противоборства между бабушкой и отцом». В стих. «Ужасная судьба отца и сына» Л. отказывается быть судьей любимого человека: «Мы не нашли вражды один в другом, / Хоть оба стали жертвою страданья! / Не мне судить, виновен ты иль нет».

Умер Ю. П. в Кропотове, похоронен в с. Шипово; в 1974 прах перенесен в Тарханы. У его родственников находились картины и рис. Л., подаренные им отцу (нек-рые хранятся в музее ИРЛИ). Портрет Ю. П. (масло, 1810, художник неизв.) хранится в ИРЛИ (воспроизводился неоднократно).

Лит.: Висковатый, с. 10-17; Мануйлов В. А., Записки неизв. гусара о Л., «Звезда», 1936, № 5, с. 183-96 [воспоминания А. Ф. Тирана]; Мануйлов (1), с. 107-17; Описание ИРЛИ, с. 89-91, 170, 187; Николева (2), с. 3-7; Иванова Т. (2), с. 6-9; Вырыпаев (2), с. 49-60, 165-75; Шугаев, в кн.: Воспоминания; Зиновьев, там же.

ЛЕСАЖ АЛЕН РЕНЕ

ЛЕСАЖ (Lesage) Ален Рене (1668-1747), франц. писатель. Его восходящие к жанру исп. «плутовской повести» авантюрные романы, в т.ч. «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1715-35), были хорошо известны в России с сер. 18 в. и оказали влияние на развитие рус. сатирич. и бытовой прозы. В романе «Хромой бес» («Le diable boiteux», 1707) бес Асмодей, обладающий способностью незаметно проникать в жилища, проносит героя над Мадридом, показывая ему тайную жизнь людей. Реминисценции из «Хромого беса» встречаются в «Сашке» («Вы знаете, для музы и поэта, / Как для хромого беса, каждый дом / Имеет вход особый; ни секрета, / Ни запрещенья нет для нас ни в чем...» - IV, 45-46) и в «Сказке для детей», где бес рассказывает, как он «пролетал над сонною столицей», наблюдая «страшных тайн везде печальный ряд» (IV, 175-76).

Лит.: Дашкевич, с. 455-56, 479-80; Дюшен (2), с. 126; Duchesne (1), р. 301.

ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ

ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831-95), рус. писатель. По воспоминаниям его сына, Л. был любимым поэтом Лескова; особенно ценил он строки из «Демона»: «Забыть? Забвенья не дал бог, / Да он и не взял бы забвенья». Отзыв писателя о личности и мировоззрении Л. содержится в полемич. письме к Б. М. Бубнову от 2 дек. 1891: «У Лермонтова было много противного и гадкого в натуре, но он еще рос...». Определяя Л. как

«сильный и настоящий поэтический характер», «человека с идеалом благородным и возвышающим, но с пороками своего века», Лесков склонен был противопоставлять его Пушкину как в обществ., так и в интимно-бытовой сфере: по его мнению, Л. не мог бы ни подчинить себя женщине, ни пойти на компромисс с правительством. Жизн. позицию Л. он определял с помощью идеи «Пророка» как стремление «не к похвалам и жизнерадости, а к страданиям и к тому, чтобы его поносили». Цитатами из Л. писатель охотно пользовался как средством речевой характеристики персонажей - в романе «Некуда», в наброске романа «Убежище». Наибольшей концентрации лермонт. мотивы достигают в романе «Обойденные» (1865), где судьба Доры соотносится с судьбой Мцыри; персонажи романа читают «Мцыри», «Боярина Оршу», «Хаджи Абрека», «Сказку для детей», «Демона», «Молитву»; в речь Доры вводится парафраза из стих. «Тучи». В рассказе «Полунощники» «один военный» поет «нашу кавказскую»: «В долине Драгестанна / С винцом в груди / Заснул отрадно я» (пародич. использование начала стих. «Сон»).

Соч. Полн. собр. соч., т. 6, СПБ, 1902, с. 32-37, 119, 127; Собр. соч., т. 2, М., 1956, с. 195, 696; [Письмо к] Б. М. Бубнову, в кн.: Шестидесятые годы, М. - Л., 1940, с. 369.

Лит.: Лесков А. Н., Жизнь Николая Лескова, М., 1954, с. 60, 152; Столярова И. В., В поисках идеала. (Творчество Н. С. Лескова), Л., 1978, с. 135-36.

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-81), нем. писатель-просветитель, теоретик лит-ры и иск-ва. В России известен с 60-х гг. 18 в. Влияние драматургии Лессинга сказалось в ранней драме Л. «Испанцы», где отношения Фернандо, Моисея и Ноэми в известной мере повторяют отношения Храмовника, Натана и Рэхи в драме Лессинга «Натан Мудрый» («Nathan der Weise», 1779). Обе драмы объединяет идея равенства людей независимо от их религии, проповедь веротерпимости и сочувствие к преследуемым евреям. Сцена похищения Эмилии в «Испанцах» аналогична сцене в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти» (1772); убийство Эмилии ее возлюбленным мотивировано у Л. так же, как и убийство Эмилии Галотти отцом (у Лессинга). Наконец, есть сходство в нек-рых чертах характера и поведения Соррини у Л. и Маринелли у Лессинга. Л. Гроссман предполагал также наличие связи «Испанцев» с ранней драмой Лессинга «Евреи» («Die Juden», 1749) и указывал на тематич. близость этой драмы и лермонт. «Баллады» («Куда так проворно, жидовка младая»). Попытку доказать зависимость поздних ред. «Демона» от эстетич. принципов, выдвинутых в трактате Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» («Laokoon, oder über die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766), предприняла А. Жижина.

Лит.: Висковатый, с. 60-61; Дюшен (2), с. 45; Шувалов (1), с. 324; Яковлев, с. 101-12; Нейман Б., Драматургия Л., в кн.: Лермонтов М. Ю., Драмы, М. - Л., 1940, с. 45; Гроссман (2), с. 716-17; Федоров (1), с. 202-03; Федоров (2), с. 292-93; Жижина (1), с. 92-107; Жижина (2), с. 99-116; Duchesne (1), р. 239.

ЛЕУЗОН ЛЕ ДЮК ЛУИ АНТУАН

ЛЕУЗОН ЛЕ ДЮК (Léouzon-Le-Duc) Луи Антуан (1815-89), франц. литератор. В нач. 40-х гг. был гувернером в доме гр. В. А. Мусина-Пушкина. Изд. более 30 соч. разных жанров, в т.ч. неск. переводов произв. рус. лит-ры, фин. эпоса и швед. поэзии. Не зная рус. яз. и пользуясь подстрочным пер., Л. ле Д. создал второй (после А. А. Столыпина) франц. пер. «Героя нашего времени» (под загл. «Купальный сезон на Кавказе» - «Une saison de bains au Caucase», 1845). Произвольные изменения, пропуски, добавления, а также перестановки частей романа чрезвычайно далеко увели этот перевод от оригинала. Впечатления от поездки Л. ле Д. в Россию в 1850 составили весьма поверхностную кн. «Этюды о России и Севере Европы» (1853).

Лит.: Шульц, февр., с. 458-62; авг., с. 276-79; Алексеев М. П., Б-ка Вольтера в России, в кн.: Б-ка Вольтера. Каталог книг, М. - Л., 1961, с. 54-57; Cadot M., L\'image de a Russie dans la vie intellectuelle française (1839-1856), P., 1967, p. 439, 557.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: