Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИК"-"ЛЯП")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИК"-"ЛЯП")

"ЛИКУЙТЕ, ДРУЗЬЯ, СТАВЬТЕ ЧАШИ ВВЕРХ ДНОМ"

«ЛИКУЙТЕ, ДРУЗЬЯ, СТАВЬТЕ ЧАШИ ВВЕРХ ДНОМ», см. "Песня".

"ЛИЛЕЙНОЙ РУКОЙ ПОПРАВЛЯЯ"

«ЛИЛЕЙНОЙ РУКОЙ ПОПРАВЛЯЯ» (1841), четверостишие Л., очевидно, набросок для более крупного произведения. В автографе за ним следует набросок «На бурке под тенью чинары», написанный тем же размером и явно связанный с первым по содержанию. Размер набросков, тяготеющий к 3-стопному амфибрахию трехударный дольник, до Л. в рус. поэзии почти не встречался; в лирике Л. он появился в 1840, причем использовался только в балладах. Вероятно, в данном случае перед нами черновая заготовка к балладе (или балладам). На это указывает экспозиция образной системы, к-рая по всем признакам могла получить только сюжетное развитие. Примечательна интенсивная тюркоязычная окраска набросков. «Капгар», по-видимому, от тур. «кап-кара» - «черный», «смуглый» (это слово в автографе написано нечетко; предположение, что «капгар» имеет отношение к А. Х. Капгеру, лишено оснований, т. к. последний прибыл на Кавказ лишь в 1842). Объяснение слова «туксус» («тюксюз» - безбородый юноша) дано в повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Мулла Нур» («БдЧ», 1836, № 7, с. 29). По-видимому, Л. вынашивал замысел баллады, восходящей к тюркоязычному источнику (ср. «Ашик Кериб»).

Автограф - ГПБ, Собр. рукописей, Л., № 12 (записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским). Впервые - «ОЗ», 1844, № 2, отд. 1, с. 201. Датируется маем - нач. июля 1841 по положению в записной книжке.

Лит.: Шувалов (4), с. 280; Михайлов М. С., К вопросу о занятиях М. Ю. Л. «татарским» языком, в кн.: Тюркологич. сб. 1, М. - Л., 1951, с. 133-34; Андроников (12), с. 658; Курбанов Ш., Этапы развития азерб.-рус. лит. связей в XIX в., Баку, 1964, с. 119.

ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИСАНЕВИЧ СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ

ЛИСАНЕВИЧ Семен Дмитриевич (1822-77), прапорщик Эриванского карабинерного полка; сын командующего войсками Кавк. линии ген.-лейтенанта Д. Т. Лисаневича. Знакомый Л., летом 1841 один из постоянных посетителей дома Верзилиных. По свидетельству П. А. Висковатого, Лисаневича склоняли к дуэли с Л., но он отвечал: «Что вы! Чтобы у меня поднялась рука на такого человека!». Портрет Лисаневича работы Г. Каррадини в книге: Т. Иванова, Л. на Кавказе, М., 1968, после с. 205.

Лит.: Висковатый, с. 396-97, 409; Мартьянов, т. 2, с. 75; Недумов, с. 226-27; Польская Е. Б., Розенфельд Б. М., Дорогие адреса, Ставрополь, 1974, с. 37, 167-68.

"ЛИСТОК"

«ЛИСТОК», стих. позднего Л. (1841), центр. образ к-рого - гонимый жестокой бурей листок - символ одинокого, не имеющего цели, скитальческого существования. Лирич. сюжет стих., развивающийся в аллегорич. форме, построен на противопоставлении двух «миров»: листка и чинары. «Странник» (так дважды - в авторской речи и в словах чинары - именуется листок) переживает враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Но те же самые стихии живут в дружеств. согласии со «свежей» чинарой: «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», она «солнцем любима». Их миры принципиально несовместимы: с одной стороны - бесприютное (лишенное здесь романтич. ореола) одиночество, неприкаянность, горе, беспокойство: «увял я без сна и покоя» (ср. «Выхожу один я на дорогу», где стремление к «покою» и «сну» провозглашается открыто); с другой - забвение, отгороженность от реальной жизни («Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?»), нежелание знать ничего, что выходит за границы собств. мира и может нарушить стабильность самодовольного и самодостаточного существования.

Если герой ранней лирики Л. отвергал как ложный и решительно для него неприемлемый мир беспечного и «бесчувственного» блаженства, то теперь листок-странник даже в таком, чуждом ему мире, готов искать избавления от гонящей его тоски и одиночества, он «молит» у чинары «приюта»: «и странник прижался у корня чинары высокой». Этой ярко наглядной «мизансценой» подчеркивается «непрезентабельность» пыльного желтого листка рядом с роскошным и полным жизни деревом. Но чинара отказывается приютить странника. Ее словами кончается стих., оставляя у читателя ощущение недосказанности, необходимости проследить дальнейшую судьбу (движение) листка. Однако этот «обрыв» текста имеет содержательное значение. «Иди себе дальше», - говорит чинара. Но дальше - море («И вот, наконец, докатился до Черного моря»); оно дает жизнь чинаре, но обреченному на скитание листку оно сулит только гибель.

В образной аллегории «до срока созревшего» в «суровой отчизне» листка (в движении к-рого на юг выявляется автобиографич. момент изгнанничества) угадывается второй план стих., раскрывающий тему бесцельного существования как выражения разрыва историч. связей, отрыва от корней и преждевременного созревания лермонт. поколения - мысли, восходящей к «Философическим письмам» П. Я. Чаадаева, с публицистич. прямотой высказанной Л. в «Думе». Богатые смысловые и текстуальные связи «Листка» с «окружающими» стихами заставляют отнести его к итоговым произв., причем аллегоризм данного стих. в контексте лирики Л. последних лет становится настолько прозрачным, что подчас «стирается», заставляя воспринимать «Листок» как прямое самовыражение лирич. героя (см. также Одиночество, Путь в ст. Мотивы).

Образ одинокого листка широко известен по многочисл. переводам элегии франц. поэта А. Арно (1815): В. А. Жуковского, И. И. Козлова, Д. В. Давыдова и др.

Стих. написано редким в рус. поэзии размером - 5-стопным амфибрахием, отличается простотой и ясностью строфич. организации стихотв. речи, полным совпадением стиховых членений с синтаксическими. Лермонт. образ одинокого листка продолжает свою жизнь в творчестве сов. писателей - К. Г. Паустовского («Разливы рек»), Л. М. Леонова («Evgenia Ivanovna»), В. А. Луговского («Кленовый лист») и др.

Стих. иллюстрировали: Г. С. Берендгоф, А. М. Васнецов, Я. Коган, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, М. И. Пиков. Положили на музыку: Н. И. Полежаев, В. И. Зверев, В. А. Золотарев, В. А. Гайгерова и др.

Автографы: беловой - ГПБ, Собр. рукописей Л., № 12 (записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским); черновой - там же. Впервые - «ОЗ», 1843, т. 28, № 6, отд. 1, с. 193, с сокр. Полностью - Стихотворения Л., ч. 4, СПБ, 1844, с. 43. Датируется маем - нач. июля 1841 по положению в записной книжке.

Лит.: Белинский, т. 7, с. 38, т. 8, с. 94; Семенов (2), с. 364-83; Эйхенбаум (2), с. 52-54; Розенкранц И., Мотив одиночества у Л., «Slavia», 1926, roč. 5, seš. 1, с. 100-106; Шувалов (4), с. 297; Рубанович (2), с. 107-08; Пейсахович (1), с. 428; Кононко Е. Н., К вопросу об источниках поэзии М. Ю. Л. (Стих. «Листок»), в кн.: Вопросы рус. лит-ры, в. 1, Львов, 1966, с. 99-105; Чичерин (1), с. 413, 414.

ЛИСТ ФЕРЕНЦ (ФРАНЦ)

ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц) (1811-86), венг. композитор, пианист. Во время концертных поездок в Россию (1842, 1843, 1847) знакомился с рус. музыкой. В Петербурге встретился с М. И. Глинкой, сблизился с Мих. Ю. Виельгорским, бывал у В. Ф. Одоевского. Корнель Абраньи-младший, посетивший Листа в 1873 или 1874 в Веймаре, в своей книге фельетонов «Из пестрой жизни» (1875) писал об устойчивом интересе композитора к рус. музыке и лит-ре: «Я подумал, как внезапно возникли из тьмы литература и поэзия русской нации. Они поднялись к свету, как Минерва в шлеме и броне, и одним взмахом завоевали себе свое место в мировой литературе. Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гоголь, Кольцов и другие одновременно открыли новую эпоху...». На домашних муз. вечерах у композитора часто звучала рус. музыка и, конечно, романсы рус. композиторов на лермонт. слова. Лист написал романс «Молитва» («В минуту жизни трудную») на стихи Л. в пер. Ф. Боденштедта, изд. Кантом в 1879 (есть еще изд.: Leipzig, 1905).

Лит.: Мильштейн Я., Лист, 2 изд., т. 2, М., 1971, с. 404.

"ЛИТВИНКА"

«ЛИТВИНКА», одна из ранних романтич. поэм Л. (1832). Действие происходит около русско-литов. границы прибл. в 15 - нач. 16 вв. Героиня лермонт. поэмы - пленная литвинка Клара. Не меньшая роль принадлежит герою - русскому боярину Арсению, гордому и могучему, в духе титанов Дж. Байрона. Между Кларой и Арсением возникает двойной конфликт: сначала - интимный, связанный с безграничной страстью к пленнице, затем - гражданский, в к-ром Клара выступает защитницей свободы Литвы, Арсений же оказывается ее врагом. Оба мотива связаны. Вольнолюбивая Клара в какой-то степени предвосхищает черты Мцыри; в Арсении, наделенном суровым характером, крушение страсти обнаруживает демонич. героя. Есть сюжетное сходство между «Литвинкой» и «Бахчисарайским фонтаном» А. С. Пушкина (1823). Описание Клары на поле боя восходит к «Орлеанской деве» Ф. Шиллера (1801). Отд. мотивы роднят «Литвинку» с поэмами А. Мицкевича «Гражина» (1821-22) и «Конрад Валленрод» (1827). Имя героя, место и время действия «Литвинки» повторяются в поэме Л. «Боярин Орша». Нек-рые стихи в измененном виде перенесены в «Литвинку» из поэмы «Джюлио» (1830) и стих. «1831-го июня 11 дня».

Поэму иллюстрировали: М. Е. Малышев, Д. Киплин, З. Пичугин, М. Я. Чемберс-Билибина, З. Зузе. Автограф неизв. Авторизов. копия - ИРЛИ, оп. 1, № 21а (Казанская тетрадь); копия - ИРЛИ, оп. 2, № 46, № 48; ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 64. Впервые в отрывках - Соч. под ред. С. С. Дудышкина, т. 2, 1860, с. 287-90. Полностью - «РС», 1882, № 12, с. 685-96, и «РМ», 1882, № 12, с. 1-15. Датируется по нахождению в Казанской тетради.

Лит.: Висковатый П., «РМ», 1882, кн. 12, с. 15-18; А. Мицкевич и М. Ю. Л., «Лит. вестник», 1903, т. 5, кн. 3, с. 362-364; Эйхенбаум (3), с. 65-68; Дурылин (1), с. 66-67; Закруткин, с. 190-92; Эйгес (2), с. 520; Соколов (4), с. 92-93; Стасов В. В., Письма к деятелям рус. культуры, т. 1, М., 1962, с. 125; Водовозов, с. 22-23.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА"

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА», изд. в Петербурге в 1840-49. Преобразована из «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду»». Под ред. А. А. Краевского (1840, 1844 и 1847) и сменившего его в 1841-43 Ф. А. Кони придерживалась того же направления, что и журн. «ОЗ». В «Л. г.» было опубл. стих. Л. «И скучно и грустно» (1840, № 6). Здесь же появилась одна из первых рец. на роман Л. «Герой нашего времени», в к-рой говорилось, что он содержит «самое поэтическое и при этом самое верное изображение Кавказа» (1840, № 42). В рец. на сб. Л. «Стихотворения» (1843, № 9) подчеркивался самобытный характер его поэзии. Авторы рец. и полемич. статей писали в «Л. г.» о Л. как о наследнике А. С. Пушкина, «могущественном», «крепком и самобытном» таланте. В этом духе написан и некролог Л., скрытый в отделе «Лит. и театр. новостей» (1841, № 89, с. 356). Газета отмечала появление новых стихов Л. в журналах и альманахах, вела полемику с «Сыном Отечества» о значении Л. в рус. поэзии. В годы редакторства Н. А. Полевого (1844-46) и В. Р. Зотова (1847-49) количество отзывов о Л. сократилось.

Соч. Лермонтова, опубл. в «ЛГ»: «И скучно и грустно» [поправка к первому стиху], 1840, № 7, стлб. 167.

«ЛГ» о Лермонтове: Одесский альм. на 1840 г. [Рец.], 1840, № 23, стлб. 544-45 [об «Узнике» и «Ангеле»]; 1840, № 34, стлб. 805 и № 36, стлб. 847. [Сообщение о продаже романа «Герой...»]; Журналистика, 1840, № 43, стлб. 995-1003 и № 54, стлб. 1236-237 и 1243 [Полемика с «СО»]; Кони Ф., Утренняя заря. Альм. <...>, 1841, № 18, стлб. 72 [о стих. «К портрету»]; 1841, № 111, стлб. 443 [о стих. «Последнее новоселье»]; Утренняя заря. Альм. <...>, 1842, № 1, стлб. 12 [цит. «Любовь мертвеца»]; Стихотворения Ап. Майкова. [Рец.], 1842, № 6, стлб. 118; Комары. Всякая всячина Фаддея Булгарина, 1842, № 18, стлб. 365-66 [упоминается «Герой...»]; Последний Хеак. Поэма В. Зотова. [Рец.], 1842, № 40, стлб. 820; Журнальная амальгама, 1842, № 45, стлб. 925, № 49, стлб. 1008; Утренняя заря. Альм. <...>, 1843, № 1, стлб. 15 [о «Валерике»]; Стихотворения Михаила Лермонтова, СПБ, 1843. [Рец.], 1843, № 9, стлб. 176-78; Взгляд на главнейшие явления рус. лит-ры в 1843 г. [Ст. 1-я], 1844, № 1, стлб. 13-14 [о «Стихотворениях» Л., 2 изд.; о стихах Л. в «ОЗ»; сравнение его с И. С. Тургеневым]; Новые книги. Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова, 3 изд., СПБ, 1843, 1844, № 11, стлб. 197-98; Падающие звезды, 1844, № 12, стлб. 219-20, № 22, стлб. 385 [Полемика с «СО» о стих. «Тамара»; полемика с «Бдч»]; Молодик на 1844 г. <...>, 1844, № 17, стлб. 300; Для избранных. Стихотворения Варвары Анненковой <...>, 1844, № 20, стлб. 350 [о стих. «Югельский барон»]; Стихотворения М. Лермонтова, ч. 4, СПБ, 1844, № 44, стлб. 742; Кар...вский Ив., Мнение по поводу разных мнений о Пушкине, 1845, № 20, с. 347; Сочинения Лермонтова. Изд. Смирдина, т. 1-2, СПБ, 1847. [Рец.], 1847, № 44, стлб. 697.

"ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИБАВЛЕНИЯ К "РУССКОМУ ИНВАЛИДУ"

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИБАВЛЕНИЯ К «РУССКОМУ ИНВАЛИДУ»», газета, изд. в Петербурге в 1831-39. Основана А. Ф. Воейковым. С 1837 редактор А. А. Краевский при участии В. Ф. Одоевского. Новые редакторы привлекли к участию в газ. И. И. Козлова, И. И. Лажечникова, П. А. Плетнева, Е. Ф. Розена, а также молодых писателей (А. В. Кольцов, А. И. Полежаев, С. А. Раевский, В. А. Соллогуб и др.), среди к-рых были друзья и знакомые Л. В 1838 здесь опубл. «Песня про... купца Калашникова» (№ 18, с. 344-47, подп. - «- въ», в оглавлении - «М. Ю. Лермонтов»). С 1840 газета стала выходить под назв. «Литературная газета».

О Лермонтове: Мельгунов Н. А., Журнальные выдержки, 1839, т. 1, № 19, с. 414-16; Краевский А. А., Краткий отчет в издании «ОЗ». 1839 г. <...>, 1839, т. 2, № 13, с. 251, 252; Маркиз Фитабуки, Предостерегательное известие для подписчиков, т. 2, № 14, с. 274.

ЛИХАРЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ЛИХАРЕВ Владимир Николаевич (1800-40), чл. Южного об-ва декабристов, «...один из замечательнейших людей своего времени» (Н. И. Лорер). Автор «Записок о военных поселениях». После сиб. каторги и ссылки был в 1837 переведен рядовым на Кавказ в Куринский егерский полк. Л. сблизился с Лихаревым летом 1840. 11 июля Лихарев погиб в бою при р. Валерик. Лорер рассказывал: «В последнем деле, где он был убит, он был в стрелках с Лермонтовым... Сражение приходило к концу, и оба приятеля шли рука об руку, споря о Канте и Гегеле и часто, в жару спора, неосторожно останавливались».

Портрет Лихарева (акв.) работы Н. А. Бестужева (1828) - в собрании И. Зильберштейна в Москве (в изд.: М. Ю. Л. в портретах, с. 276).

Лит.: Розен А. Е., Записки декабриста, СПБ, 1907, с. 153, 278, 288, 291, 299; Лорер Н. И., Записки декабриста, М., 1931, с. 226, 250; 255-56, 369; Семенов (5), с. 71, 111; Морозова, с. 617, 625-27; Азадовский М. К., Затерянные и утраченные произв. декабристов, ЛН, т. 59, 1, с. 717; Попов А. (2), с. 139-140, 143; Гиреев и Недумов, с. 511-513; Назарова (2), с. 143-44; Чистова, с. 190, 195-98.

ЛИШИН АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ

ЛИШИН Андрей Федорович (1801 - не ранее 1890), воспитанник Пансиона, дежурный офицер Школы юнкеров, впоследствии ген.-лейтенант. Автор малоинтересных «Воспоминаний о Школе и о Лермонтове» («РС», 1890, № 3, с. 740-41). Будучи ротным командиром отделения пехоты в Школе (Л. числился по кавалерийскому отделению), Лишин не замечал поэта, его стихов не знал. «Никто не подозревал, - писал он, - что это будущий великий поэт!».

Лит.: Потто (1), Приложения. Лит. А., с. 4; Миклашевский, в кн.: Воспоминания.

ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ

ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ Михаил Борисович (1819-58), князь, воспитанник Моск. ун-та, в 1838-39 чиновник II отделения Собств. его императорского величества канцелярии; знакомый Л. и его друзей по «Кружку шестнадцати» (возможно, член этого кружка). Отличался независимостью мнений. В дек. 1839 вышел в отставку; позднее поступил юнкером в Нижегородский драгун. полк (участвовал в кавк. воен. экспедициях). Автор «Записок» (см. Воспоминания), в к-рых содержатся очень сочувств. упоминания о Л. Рассказывая об отношении поэта к светскому об-ву, Л.-Р. отметил, что гл. причиной второй ссылки на Кавказ был дух «независимости и безграничной свободы», к-рый в последние годы все сильнее овладевал Л.

Лит.: Герштейн Э. (3), с. 396-99; ее же, Записки лермонт. современника, «Огонек», 1951, № 31, с. 17; Герштейн (8), с. 295-304, 313-25, 327, 370-71, 378, 395.

ЛОВЕЙКО МАРИЯ

ЛОВЕЙКО Мария (1826 - г. смерти неизв.), воспитанница Е. А. Верещагиной (см. Верещагины), обладавшая способностями к рисованию. В ее альбоме Л. в 1838 нарисовал фигуру девушки с буклями, во весь рост. Ныне альбом хранится в Доме-музее «Тарханы» в с. Лермонтово.

Лит.: Гладыш, Динесман, с. 43; Андроников (13), с. 240-42; РО ГБЛ, ф. 456 (А. М. Верещагиной).

ЛОМАКИН ГАВРИИЛ ЯКИМОВИЧ

ЛОМАКИН Гавриил Якимович (1812-85), рус. хоровой дирижер, композитор. Автор романсов на стихи Л. «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна») (СПБ, 1840), «Тучи» (СПБ, 1845), «Из Гёте» («Горные вершины») (СПБ, 1879), «На севере диком» (СПБ, 1851), «Русалка» (СПБ, 1851) и лучшего из них - «Молитва» («В минуту жизни трудную») (в кн.: Муз. сборник в память А. Е. Варламова, СПБ, 1851).

Лит.: Одоевский В. Ф., Музыкально-лит. наследие, М., 1956, с. 680.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), рус. ученый и поэт. Знакомство с одами Ломоносова входило в программу воспитания в Пансионе. Его соч. А. П. Шан-Гирей в 1828 видел у Л. (см. Воспоминания, с. 33). В юношескую поэму "Корсар" (1828) Л. целиком включил описание бури из "Оды на день восшествия на... престол Елизаветы Петровны" (1746). Принципы батальной поэзии Ломоносова, воспринятые Л. через стихи И. И. Дмитриева и др., ощущаются и в поэме "Черкесы" (1828). В повести "Княгиня Лиговская" (1836) Л. цитирует строку из "Оды, выбранной из Иова" (1743-51) - "как угль в горниле раскаленный". О взаимоотношениях поэтики Л. с поэтикой классицизма см. в ст. Русская литература 19 века.

Лит.: Эйхенбаум (3), с. 24-27.

ЛОМОНОСОВЫ

ЛОМОНОСОВЫ Александр Григорьевич (г. рожд. неизв. - 1854) и Сергей Григорьевич (1799-1857), братья, знакомые поэта. Александр Григорьевич - с авг. 1837 полковник л.-гв. Гусарского полка, в к-ром служил Л. Поэт часто бывал в его доме в Царском Селе. По нек-рым сведениям, он в 1835-36 не одобрял стихи Л. обществ. содержания, полагая, что у поэта могут быть из-за них неприятности. Сергей Григорьевич - лицейский товарищ А. С. Пушкина, позднее - дипломат. Обоих братьев Л. изобразил на акв. «Бивуак лейб-гвардии Гусарского полка под Красным Селом» (ГБЛ; см. в изд.: ЛН, т. 45-46, с. 101).

Портрет Александра Григорьевича (акв.) работы Н. А. Лобанова-Ростовского (1841) хранится в Музее-заповеднике Л. в Пятигорске (опубл.: «Огонек», 1967, № 12 с. 27) Его же портреты (акв.) работы А. И. Клюндера хранятся в музее ИРЛИ, Эрмитаже, ГЛМ, Воронежском обл. музее изобразит. иск-в и Павловском дворце-музее. Портрет Сергея Григорьевича (акв.) работы К. П. Брюллова (1849) хранится в ГТГ (опубл. в кн.: Бакушинский А. В., Живопись и рисунки XVIII-XIX столетий в Цветковской галерее, М. - Л., 1925).

Лит.: Манзей, ч. 3, с. 125-26; Андроников (13), с. 17-18; Столыпин и Васильев, в кн.: Воспоминания; Окунев, с. 173, 178, 180, 183, 186, 188; его же, Портреты однополчан М. Ю. Л. в Воронеже, в кн.: Записки воронежских краеведов, в. 1, Воронеж, 1979, с. 45-61.

ЛОНГИНОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

ЛОНГИНОВ Михаил Николаевич (1823-75), рус. историк лит-ры, библиограф, впоследствии орловский губернатор и начальник Гл. управления по делам печати, мемуарист. Будучи дальним родственником Л., встречался с ним (начиная с 1832) у Н. В. Арсеньева, Сушковых, в Царском Селе, где учился в Лицее. Лонгинов знал в рукописи юношеские поэмы Л. «Петергофский праздник», «Монго», «Уланша», «Демон» (в ранней ред., до 1835); ему принадлежалсписок с авторской рукописи поздней ред. «Демона»; в марте 1836 Л. читал Лонгинову отрывки из «Маскарада». В его рец. на «Сочинения» Л. под ред. С. С. Дудышкина дан список не включенных туда произв., раскрыты адресаты нек-рых стих. и сделан ряд биографич. уточнений (см. «РВ», 1860, № 4, кн. 2, с. 383-88; «РА», 1863, № 7, с. 571-75). Опубл. воспоминания о Л., написанные с консервативных позиций (см. Воспоминания).

Лонгинов Михаил Николаевич

М. Н. Лонгинов. Литография Т. Майера. 1850.

Соч. Соч., т. 1, М., 1915, с. 10-13, 46-48, 291-93.

ЛОПУХИНА ВАРВАРА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОПУХИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЛОПУХИН Алексей Александрович (1813-72), близкий друг Л. Чиновник Моск. синодальной конторы, брат Варвары Лопухиной и Марии Лопухиной. На стене комнаты Лопухина Л. в 1833 нарисовал портрет своего легендарного предка, исп. герцога Лермы. Лопухин вместе с Л. учился в Моск. ун-те; наряду с А. Д. Закревским, Н. С. и В. А. Шеншиными и Н. И. Поливановым входил в кружок друзей Л., в к-ром поэт читал свои юношеские стихи. В 1833, когда Лопухин серьезно увлекся Е.А. Сушковой, Л., считая ее неискренней и расчетливой кокеткой, принял меры, чтобы помешать предполагаемому браку (эта история нашла отражение в сюжете «Княгини Лиговской»). В 1838 Лопухин женился на В. А. Оболенской. Их сыну Александру (1839-95) Л. посвятил стих. «Ребенка милого рожденье».

Сохранилось 4 письма Л. к Лопухину (1839 и 1840) и отрывки из трех писем его к Л. (1832 и 1833), дошедшие в выписках В. Х. Хохрякова (VI, 466-67). Два из этих писем Лопухина значатся в «Описи письмам и бумагам л.-гв. Гусарского полка корнета Лермонтова», составленной при обыске его квартиры в связи с арестом за стих. «Смерть Поэта» (VI, 473, 774). О Лопухине Л. упоминает в письмах к М. А. Лопухиной (1832, 1834, 1837 и 1838) и А. М. Верещагиной (1832, 1835; VI, 419, 707; 421, 709, 428, 717; 439, 731, 443, 737, 429, 719). Некоторые сведения о Л. содержатся в письме сына Лопухина к А. А. Бильдерлингу (см. Воспоминания).

Лит.: Висковатый, с. 57; Яковлев, с. 160-64; Сушкова (см. указатель); Бродский (5), с. 278-79, 285; Мануйлов (2), с. 42-43; Мануйлов (9), с 98-111; Описание ИРЛИ, с. 110-11; Иванова Т. (2) с 148-49; Андроников (13), с. 184, 216, 218.

ЛОПУХИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ЛОПУХИНА Мария Александровна (1802-77), друг Л., сестра Варвары Лопухиной и Алексея Лопухина. Знакомство Л. с нею состоялось в Москве и относится к 1827-28. Ее отношение к Л. носило характер дружеской опеки; Л., в свою очередь, отвечал ей постоянным расположением и откровенностью. Их дружба не прервалась и после отъезда поэта в Петербург. В письмах к ней Л. посылал свои стихи: «Для чего я не родился», «Что толку жить!.. Без приключений», «Парус», «Он был рожден для счастья, для надежд», «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою»; в письме озаглавлено «Молитва странника»). Сохранилось 9 писем Л. к Марии Лопухиной (1832-34, 1837-38), а также одно ее письмо к Л. 1832 (VI, 413-21, 703-09; 422-29, 712-18; 438-39, 730-31; 442-48, 736-41; 463-65, 761-64); нек-рые из писем Л. напоминают лирич. исповеди; «На эти письма надо смотреть как на заготовки к будущим вещам или как на отзвуки прежних», - писал о них Б. Эйхенбаум.

Упоминания о Марии Лопухиной содержатся в письме Л. к А. М. Верещагиной (1835; VI, 431, 720). Письма М. Лопухиной (1837-41) к А. М. Верещагиной (Хюгель) заключают в себе ценные сведения для биографии поэта. М. Лопухина передала Верещагиной (Хюгель) предназначенные для нее поэтом кавк. пейзаж его работы и тетрадь с «Песней про... купца Калашникова», переписанной Е. А. Верещагиной для дочери. В архиве Верещагиной (Хюгель) хранится также копия списка стих. «Смерть поэта», сделанная рукой М. Лопухиной (Гладыш И. А., Динесман Т. Г.). В последнем ее письме к Верещагиной (Хюгель) от 18 сент. 1841 сообщается о тяжелой болезни Варвары Лопухиной, что связывается с известием о гибели Л.

Лит.: Висковатый, с. 213, 270, 279; Николева М. Ф., М. Л., Пятигорск, 1940, с. 30, 42-51, 55-56; Мануйлов (2), с. 38-41; Иванова Т. (1), с. 26-27, 131-34 [ср.: Иванова Т. (2), с. 148, 242-44, 286-87]; Эйхенбаум (12), с. 69; Гладыш, Динесман, с. 36, 37, 40-41, 47, 49-50, 53-59; Андроников (13), с. 95, 97, 184, 216, 218-19.

ЛОПУХИНЫ

ЛОПУХИНЫ, моск. семейство, знакомые Л. Жили по соседству с Е. А. Арсеньевой на Малой Молчановке. Л. познакомился с ними в кон. 1827 или нач. 1828. А. П. Шан-Гирей вспоминал: «В соседстве с нами жило семейство Лопухиных, старик отец, три дочери-девицы и сын; они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». Летом 1832 перед отъездом в Петербург Л. встречался с Лопухиными в Середникове у Ек. Арк. Столыпиной, где они гостили. Семью Лопухиных составляли: Александр Николаевич (1779-1833); его жена Екатерина Петровна (урожд. Верещагина, тетка А. М. Верещагиной), о к-рой Л. упоминает в письме к С. А. Бахметевой от авг. 1832 (VI, 411, 702); их дети - Елизавета (1809 - г. смерти неизв.), упоминаемая Л. в письме к С. А. Бахметевой от авг. 1832 (VI, 410, 702); Мария (см. Лопухина М. А.); Алексей (см. Лопухин А. А.); Варвара (см. Лопухина В. А.). К Елене Дмитриевне, невестке Алексея Лопухина, жене его сына Александра (1839-95), перешла от свекра рукопись драмы «Арбенин», список, сделанный неизв. рукой с пометками и доп. Л. При сличении текстов рукописи и опубл. в «РС» (1875, № 9) драмы «Маскарад» Елена Дмитриевна обнаружила нек-рые разночтения, о чем и сообщила в печати («РС», 1875, № 10). С ее слов П. Висковатый записал историю портрета легендарного предка поэта герцога Лермы.

Лит.: Висковатый, с. 57; Иванова Т. (1), с. 26-27, 126; Иванова Т. (2), с. 148-49, 238; Шан-Гирей, в кн.: Воспоминания.

ЛОРЕР НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ЛОРЕР Николай Иванович (1795-1873), знакомый Л., мемуарист; чл. Южного об-ва декабристов, близкий к П. И. Пестелю. С 1837, после сиб. каторги и ссылки, рядовой Тенгинского пех. полка на Кавказе, где принимал участие в воен. действиях и за отличие в боях (1840) был произведен в прапорщики. Л. познакомился с Лорером в конце 1840 в Фанагории, близ Тамани. В воспоминаниях Лорер рассказывает о последних месяцах жизни Л. в Пятигорске летом 1841, об окружении поэта, о встречах с ним. Его «Записки декабриста» (М., 1931) содержат ряд острых политич. характеристик. Так, он заметил в Пятигорске после гибели поэта небывалое количество жандармских офицеров («На каждой лавочке отдыхало, кажется, по одному голубому мундиру»). Мемуары Лорера - один из немногих источников, отметивших реакцию Николая I на гибель Л.: «царь сказал «туда ему и дорога», узнав о смерти Лермонтова, которого не любил». Лорер считал, что «со смертью Лермонтова отечество наше лишилось славного поэта, который мог бы заменить нам отчасти покойного А. С. Пушкина»; рядом с ними упомянуты А. А. Бестужев и А. И. Одоевский, также погибшие в расцвете сил «не своею смертью». Лорер присутствовал на похоронах Л. как представитель Тенгинского пех. полка. Интересны записи, сделанные Лорером в альбом А. А. Капнист. Они - свидетельство доброго отношения декабриста к Л., понимания историч. места поэта, входившего в круг таких духовно близких Лореру людей, как А. И. Одоевский и В. Н. Лихарев (см. Чистова, с. 191-98).

Лорер Николай Иванович

Н. И. Лорер. Портрет работы Р. К. Шведе. Масло. 1841

Портрет Лорера (акв.) работы А. И. Клюндера (40-е гг.) хранится в Музее-заповеднике Л. в Пятигорске (см. изд.: Л. в портретах, с. 306).

Соч. в кн.: Воспоминания.

Лит.: Морозова Г. В., с. 617, 618, 624-26; Попов А., с. 106-07, 164-65, 184-85; Гиреев, Недумов, с. 507-508, 511-14; Арнольди, в кн.: Воспоминания; Недумов, с. 96, 132, 189-92, 228, 240-42; Назарова (2); Чистова, с. 188-208.

ЛУВЕ ДЕ КУВРЕ ЖАН БАТИСТ

ЛУВЕ ДЕ КУВРЕ (Louvet de Couvray) Жан Батист (1760-97), франц. писатель и политич. деятель, жирондист. Имя героя его фривольно-авантюрного романа «Любовные похождения кавалера де Фобласа» (1787-90) широко употреблялось для обозначения искусного соблазнителя. В этом качестве он упомянут и в поэме Л. «Сашка»: «...Он слишком молод, чтоб любить, / Со всем искусством древнего Фоблаза» (IV, 74). Ср. у Пушкина: «Фобласа давний ученик» - «Евгений Онегин», гл. 1, 12.

ЛУЖИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

ЛУЖИН Иван Дмитриевич (1804-68), флигель-адъютант Николая I, полковник л.-гв. Конного полка, впоследствии обер-полицмейстер Москвы. Его племянник Н. С. Шеншин учился вместе с Л. в Моск. ун-те и был его близким другом. Семья Лужиных сохранила дружеские отношения с Л. и после смерти Шеншина (1835). Сам Лужин находился в Зимнем дворце, когда там стало известно о гибели Л.; именно он передал Карамзиным слова, явившиеся первой реакцией Николая I: «Собаке - собачья смерть» (впервые опубл. в анонимном предисл. к англ. пер. «Героя нашего времени» в 1854, а в России - свидетелем рассказа П.П. Вяземским в 1887, см. Воспоминания).

Лит.: [Павлов Анат.], Николай Павлович о Л., «РА», 1911, № 9, с. 160; Андреев-Кривич (4), с. 138-39; Арнольди, в кн.: Воспоминания; Герштейн (8), с. 112, 179.

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933), рус. сов. гос. и политич. деятель, критик, публицист, драматург. В статьях о лит-ре неоднократно обращался к творчеству Л., рассматривая его преим. в свете революционно- и социально-политических задач своего времени. Критик называл Л. в одном ряду с А. С. Пушкиным, Н. А. Некрасовым, В. В. Маяковским, относил «Маскарад» к великим созданиям рус. драматургии, цитировал лермонт. произведения. В ст. «О художнике вообще и о некоторых художниках в частности» (1903) Луначарский анализировал совр., гл. обр. декадентскую, лит-ру с т.з. изображаемых ею характеров - «жалких, бесцветных людей», меланхоликов, расплодившихся «в нашей провинциальной жизни». Соотнося эти персонажи с лермонт. героем, критик видит в них модификацию образа Грушницкого, окончательно измельчавшего к нач. 20 в.: «Грушницкие на новый лад» изображают «гений и беспутство», принимая беспутство за доказательство гениальности, а свободу видят в «преступлении и подлости». В «Лекциях по истории западно-европейской литературы» (1924) Луначарский ставит в заслугу Пушкину и Л. то, что они явились «в известной степени учителями русской интеллигенции», преподав ей урок байронизма, положит. смысл к-рого - в «гордыне, неуступчивости, отказе от компромисса». Несколько субъективную интерпретацию получила в ст. «Александр Петефи» (1925) проблема революционности Л.: Луначарский утверждал, что рус. поэт «узко и как бы беспочвенно отразил Байрона, потому что стихийная революционность, жившая в сердце этого желчного, обиженного светом гусара, была оторвана от живой революции в гораздо большей мере, чем мрачная и кипучая поэзия Байрона».

Более обстоятельно исследуется эта же проблема в ст. «Лермонтов - революционер» (1926), Луначарский утверждает, что величие Л. в проповеди мятежного бунтарства, в почти одиноком противостоянии николаевской реакции. По мнению Луначарского, Л. воспринимает революцию сквозь призму демонизма (как нечто аналогичное «с бунтом дьявола против бога»), глубоко симпатизирует этому бунту и вместе с тем осуждает протестантов «за то, что они побеждены, за то, что они являются как бы ненужными в жизни». Особо выделено в статье стих. Л. «Предсказание», в к-ром поэт провидел «эту таящуюся в недрах русского народа ужасную грозу чуть не за столетие до ее наступления!». «Поражающее предчувствие всего трагизма, всего скорбного величия гигантского потрясения, пережитого нами в 1917-1918 годах» несет на себе, считает Луначарский, «печать того же двойственного отношения к демоническому в революции». По мнению Луначарского, эта двойственность выражается, в частности, в созданном Л. образе вождя революции: он «беспощаден», «в нем все ужасно и мрачно», но это человек «с возвышенным челом», «это человек мощный, это порождение и вождь гигантского потрясения всей страны, без которого Лермонтов не мог себе представить действительного восстания замученного народа». Луначарский несколько упрощает историко-лит. процесс, противопоставляя революционность Л. (стих. «10 июля 1830 года», «30 июля 1830 года», «Пир Асмодея», «Новгород», «Последний сын вольности») либеральному, с его т.з., консерватизму «последекабристского» Пушкина. В стих. «К***» («О полно извинять разврат!») критик видит справедливый упрек молодого поэта своему великому учителю - автору «Стансов», «Друзьям». Значение лучших лирич. произв. Л. («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта», «Дума») - в глубине и широте выраженных в них настроений протеста, обличения, гнева и тоски. «Тоска Лермонтова была не тоской тунеядца, щеголяющего в гамлетовском плаще, он шел бесконечно дальше дворянской обывательщины Евгения Онегина, этот мрак порожден был именно невозможностью найти жизненные формы, которые были бы по плечу его гигантской и мятежной натуре». В поэме «Песня про... купца Калашникова», к-рая по классич. завершенности «стоит на равной высоте с лучшими творениями Пушкина», главный герой, восставший против «царской силы самовластья», не только представитель «третьего сословия», но и «представитель народа».

Соч. Собр. соч., т. 1-8, М., 1963-67 (по указателю).

ЛЬДОВ КОНСТАНТИН

ЛЬДОВ Константин (псевд.; наст. имя - Витольд-Константин Николаевич Розенблюм) (1862 - после 1935), рус. поэт. После 1917 эмигрировал. Стих. Льдова «Падший ангел» (1888) является импровизацией на тему лермонт. «Демона»; стих. «Когда скорблю я духом» (1887-90) - подражание «Молитве» («В минуту жизни трудную»); стих. «Люблю я сумерки в деревне» (1887-90) навеяно «Родиной»; в стих. «Бывают дни, когда священную тревогу...» (1895) есть переклички со стих. Л. «Выхожу один я на дорогу». К 50-летию со дня гибели поэта Льдов издал сб. «Памяти Лермонтова», в к-ром выявляется его представление о Л.: поэт-обличитель, пророк жив в памяти народа, мятежный дух его питает творчество рус. писателей от И. А. Гончарова до Л. Н. Толстого. В стих. «Пушкин и Лермонтов» поэты предстают как «два духа родственных, два брата - два контраста». Осмысливая трагич. общность их судеб, автор видит в Пушкине воплощение всеобъемлющей гармонии, в Л. - носителя «недуга скорби вечной». Сборник насыщен поэтич. реминисценциями из Л. В 1905 Льдов опубл. 10 лермонт. рисунков, в т.ч. (по копиям) 5 карикатур из альбома А. М. Верещагиной (Хюгель) (подлинники ныне - в Колумбийском ун-те, США).

Соч. Стихотворения, СПБ, 1890, с. 105-06, 128, 157-59; Памяти Л., в сб.: Стихотворения, СПБ, 1891, с. 8, 12-15; Собственноручные рисунки поэта М. Ю. Л., «Живописное обозрение», 1905, № 1, с. 20-23.

Лит.: Льдов К. Н. (Биогр. справка), в кн.: Поэты 1880-1890 годов, Л., 1972; Ковалевская, с. 25-27.

"ЛЮБЛЮ, КОГДА, БОРЯСЬ С ДУШОЮ"

«ЛЮБЛЮ, КОГДА, БОРЯСЬ С ДУШОЮ», см. "Стансы".

"ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР"

«ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР», стих. раннего Л. (1832). Общий романтич. колорит сочетается в нем с худож. конкретностью. В частности, луна (излюбленная и обычно статич. деталь романтич. пейзажа) предстает здесь в своих естеств. изменениях: в начале южного вечера она «ярка без света и красна»; затем, поднимаясь все выше, ее «белое чело» осыпает окрестность «сребристым блеском»; наконец, герой замечает, что луна как бы вновь приблизилась, «склонив» к путнику «свой взор», и ведет с ним безмолвную беседу. Возможно, стих. является авт. отступлением из поэмы «Измаил-Бей», не вошедшим в окончат. редакцию. Описание скачки по степи в известной мере предвосхищает аналогичный эпизод в «Княжне Мери».

Автографы - ИРЛИ, тетр. IV; ГБЛ, 8490, л. 2 (отд. л.). Второй автограф, вероятно, более поздний, неполон. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 57-58. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Андроников (12), с. 628.

"ЛЮБОВЬ МЕРТВЕЦА"

«ЛЮБОВЬ МЕРТВЕЦА», стих. позднего Л. (1841). Поэт развивает характерный для его ранних произв. мотив посмертной любви и ревности [ср. «Гость» («Кларису юноша любил»), «Русская песня» и др.] и, психологизируя сюжет, в известной степени освобождает его от фольклорных и балладных признаков.

Начиная с заглавия, в стих. обнаруживается оксюморонность, к-рая пронизывает весь основанный на этом же приеме лирич. сюжет: мертвец продолжает испытывать «любви безумное томленье», смерть - не разлука с любимой, в раю переживаются те же муки ревности, можно сказать - адские муки, для выражения к-рых поэт находит поистине дантовский образ: «Твои слова текут, пылая, / По мне огнем». Такая полнота и интенсивность любовного чувства, отказ и в самой смерти обрести забвение земных страстей парадоксально свидетельствуют о необычайной жизненной силе, витальности «жильца могил», его стремлении любой ценой сохранить связь с живым миром - даже ценой сознательного продолжения, «продлевания» того круга трагич. существования, на к-рый он был обречен в мире живых. Стих. можно рассматривать и как вариацию свойственного поздней лирике Л. мотива ухода в иной мир - через сон, в к-ром, однако, связь с жизнью не утрачивается, но приобретает новое качество «дремлющих» сил жизни (ср. «Выхожу один я на дорогу») (см. Сон, Любовь в ст. Мотивы).

Как обнаружил И. Андроников, стих. вписано Л. в альбом М. А. Бартеневой. На предшествующих страницах рукою графини Е. Н. фон Барановой с пометой «14 сентября 1839 года» вписано стих. Альфонса Карра «Влюбленный мертвец». Еще в 1916 «Любовь мертвеца» сопоставлялась с этим стих. Карра (С. Штейн). Однако ввиду того, что франц. стих. впервые опубл. только в мае 1841, возможность его сближения с лермонтовским оспаривалась. Находка Андроникова не оставляет сомнений: «Любовь мертвеца» находится в связи с указанным стих. Карра (первонач. заглавие стих. Л. - «Влюбленный мертвец»; см. авторизов. копию), к-рое было известно в близком Л. карамзинском кругу еще до появления в печати, видимо, по рукописи. Это вполне вероятно, если учесть тесные связи с франц. литераторами постоянных посетителей салона Карамзиных - С. А. Соболевского и А. И. Тургенева. Андроников указал, что в стихах Карра и Л. наряду с чертами тематич. и композиц. сходства заметно различие в изображении душевного облика лирич. героя: у Л. он угрожает возлюбленной, предчувствуя ее измену, у Карра - молится за ее счастье в земной жизни.

Стих. положили на музыку: П. И. Чайковский, Ц. А. Кюи, А. Ф. Казбирюк, Ф. М. Блуменфельд и др.

Автографы: беловой - ИРЛИ (альбом М. А. Бартеневой), датированный Л. «Марта 10-го 1841»; черновой - ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 11 (альбом М. Ю. Лермонтова). Авторизов. копия - ИРЛИ. Впервые - альм. «Утренняя заря» (СПБ, 1842, с. 44-46) с цензурным пропуском и заменой многоточием стихов 17-18.

Лит.: Белинский, т. 5, с. 589, 590; Штейн С. В., «Любовь мертвеца» у Л. и Альфонса Карра, «Изв. ОРЯС АН», 1916, т. 21, кн. 1, с. 1-10; Эйхенбаум (6), с. 318-19; Гинзбург (1), с. 71; Федоров (1), с. 204; Андроников (13), с. 448-50; 469-72; Пейсахович (1), с. 468; Bowra C. M., Inspiration and poetry, L. - N. Y., 1955, p. 187; Kerndl A., Studien über Heine in Rußland, «Zeitschrift für slavische Philologie», 1955, Bd 24, H. 1, S. 139-40.

ЛЯПУНОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ЛЯПУНОВ Сергей Михайлович (1859-1924), рус. композитор, пианист, дирижер. Близкий друг и последователь М. А. Балакирева. С поэтич. творчеством Л. связаны: написанная в 1883 кантата для альта-соло, хора и оркестра «Дары Терека» (рукопись в ГЦММК); этюд для фп., созданный в 1900 (М., 1928), к-рому предпослан небольшой программный текст-отрывок из стих. «Терек», и романсы, изд. в Лейпциге: «Когда волнуется желтеющая нива» (1895), «Тучи» (1896), «Звезда» («Вверху одна горит звезда», 1909), «Из Гёте» («Горные вершины», 1913).

Лит.: Шифман М., С. М. Ляпунов, М., 1960, с. 14, 56-57, 98, 108.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: